Научная статья на тему 'Осреднение профиля скорости в поперечном сечении турбулентной струи'

Осреднение профиля скорости в поперечном сечении турбулентной струи Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
266
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУЯ / СПУТНЫЕ СТРУИ / ОСРЕДНЕНИЕ СКОРОСТИ / ПРОФИЛЬ СКОРОСТИ / JET / JET IN COFLOW / AVERAGE VELOCITY OF A JET / VELOCITY PROFILE

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Черноиванов Д. В., Стогней В. Г., Егоров М. В., Железный В. С.

Приведен метод осреднения скорости в поперечном сечении струи для начального и основного участков. Для основного участка найдено универсальное соотношение между средней по сечению скоростью и максимальной скоростью на оси струи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AVERAGE VELOCITY DETRMINATION IN A CROSS SECTION OF A TURBULENT JET

The article describes the method of determination of average velocity of a jet in its potential core and developed flow zone. The ratio between the average velocity and the velocity in the jet center was defined

Текст научной работы на тему «Осреднение профиля скорости в поперечном сечении турбулентной струи»

Энергетика

УДК 533.6.011.32

ОСРЕДНЕНИЕ ПРОФИЛЯ СКОРОСТИ В ПОПЕРЕЧНОМ СЕЧЕНИИ

ТУРБУЛЕНТНОЙ СТРУИ

Д.В. Черноиванов, В.Г. Стогней, М.В. Егоров, В.С. Железный

Приведен метод осреднения скорости в поперечном сечении струи для начального и основного участков. Для основного участка найдено универсальное соотношение между средней по сечению скоростью и максимальной скоростью на оси струи

Ключевые слова: струя, спутные струи, осреднение скорости, профиль скорости

Известны методики, позволяющие рассчитать скорость на оси и радиус затопленных и спутных осесимметричных струй [1, 2]. Зная радиус поперечного сечения и скорость на оси, можно найти скорость в любой точке сечения. Так же относительная скорость на оси может быть использована для определения радиуса струи и продольной координаты сечения [3]. Однако, в некоторых случаях, удобнее вести расчет опираясь на осредненные в поперечном сечении значения скорости. Например, для определения расхода газа в струе, количества движения, соотношения компонентов удобно пользоваться осредненными значениями. Так же удобно использовать осреднение скорости по сечению для расчета струй с градиентом давления вдоль оси.

Традиционно, струю делят на три участка -начальный, переходный и основной. Для упрощенного, инженерного расчета переходный и

основной участки объединяют [1]. На оси начального участка находится ядро постоянной скорости (рис.1). Скорость в ядре струи такая же, как и на выходе из сопла. За ядром находится зона смешения, скорость в которой ниже за счет притока массы из окружающей среды-смеси и при инженерном расчете.

Ядро постоянной скорости постепенно сужается, смешиваясь со спутным потоком или затопленным пространством, и, на некотором

расстоянии от сопла, - хп , перестает существовать,

при этом зона смешения занимает все сечение струи.

Сечение, в котором завершается размытие ядра, называется переходным. Радиус струи, соответствующий этому сечению, обозначается

Рис. 1. Схема начального участка струи в спутном потоке

Черноиванов Дмитрий Валерьевич - ВГТУ, аспирант, тел. 8-951-558-96-22

Стогней Владимир Григорьевич - ВГТУ, канд. техн. наук, профессор, тел. (473) 252-53-54 Егоров Михаил Валерьевич - ВГУ, аспирант, тел. 8-980-242-54-97

Железный Владимир Семенович - ВГТУ, канд. физ. -мат. наук, профессор, тел. (473) 278-38-86 38

Средняя скорость в произвольном сечении струи равна

О

V = ср

Б

Г

п

где Vcp - средняя по сечению струи скорость; С -

объемный расход; Б - площадь поперечного сечения струи.

Расход в произвольном поперечном сечении начального участка численно равен объему фигуры, ограниченной плоскостью данного сечения и поверхностью, образованной вращением профиля скорости вокруг оси абсцисс (см. рис. 1):

G = пг2Уп +лг2 | у2й— .

уп У0 2)

Чтобы найти зависимость у(Ау) ,

воспользуемся формулой универсального профиля относительной избыточной скорости:

-|2

у0

.2

.2^ v

Av =

3)

где Ау - относительная избыточная

скорость; у - текущее значение поперечной координаты; Г - радиус струи.

У - Уп

Av = -

4)

где vn

скорость на оси струи; vn

скорость спутного потока; v - скорость в произвольной точке сечения.

Для начального участка vm = Vo. Формула (3) справедлива только для зоны смешения, т.к.

скорость в ядре не изменяется с ростом поперечной

у

координаты и равна Уо. Из (3) выразим —, и

г

заменим г на толщину зоны смешения - (г — ус).

Учет радиуса ядра постоянной скорости

произведем добавлением слагаемого ус . Таким

образом, получим профиль относительной избыточной скорости в начальном участке струи,

выраженный через у(Ау) :

2

у = (м£) 3 (г — Ус)+ Ус , 5)

где ус - радиус ядра постоянной скорости.

Воспользовавшись методиками [1, 2] или графиками на рис. 2, можно определить геометрические характеристики начального

участка - хп , гп , г и ус , а, далее по формулам (1) - (5) вычислить расход и среднюю скорость в любом сечении начального участка. Зависимость средней скорости и относительного расхода от

/ \

параметра спутности т на рис.3.

т =

представлена

а о

Рис.2. Зависимость радиусов струи и ядра от продольной координаты при различных значениях параметра спутности т

а - расчет по [1]; б - расчет по [2]

г

V

п

а

5

Рис. 3. Относительный расход - а, и средняя скорость - б в переходном сечении в зависимости от параметра спутности т

После полного размытия ядра струи, по мере удаления от сопла, скорость потока на оси снижается.

Скорость в поперечном сечении основного участка струи изменяется от Ут на оси до Уп на границе по универсальной на всем протяжении основного участка зависимости.

В [2] приводится два варианта расчетов струи, с использованием несколько отличных от (3) профилей универсальной избыточной скорости в виде полиномов:

\2 / л3 / ч4

Av = 1 - 6

+ 8

- 3

(6)

2 V г 0 2 V г

. 7)

Зависимость (6) основана на теории постоянства коэффициента турбулентного обмена, а зависимость (7) - на теории постоянства пути смешения [2]. На рис. 3 представлены профили относительной избыточной скорости в струе, соответствующие формулам (3), (6) и (7). Как видно из рисунка, профили несколько отличаются друг от друга, следовательно, будут отличаться и осредненные по сечению характеристики.

Найдем расход и среднюю скорость в произвольном сечении основного участка струи, воспользовавшись зависимостями (3), (6) и (7).

Расход в произвольном поперечном сечении основного участка численно равен объему фигуры, ограниченной плоскостью данного сечения и поверхностью, образованной вращением профиля скорости (3), (6) или (7) вокруг оси абсцисс (см. рис 4):

г 2 + 2 Ут 2 , у

О = яг Уп + яг ] у а —

УП У0 .

Для профиля скорости (3) имеем:

(8)

~"тI G=лгvn +пг |

I1-

ЛУ

Рис. 4. Профили относительной избыточной скорости в струе: 1 - по формуле (3); 2 - по формуле (6); 3 - по формуле (7)

Средняя избыточная скорость: ________________________ 4

ут ( Ôà ” А -

А ^ср =

1 I 1 -

3 а — v0

(10)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Взяв интеграл, получим соотношение:

Av,

сР

Avm

= 0,257 .

(11)

Расход через поперечное сечение при решении по формуле (3):

О = рг 2уп + яг20,257Аут (12)

Средняя избыточная скорость и расход, вычисленные по профилю (6):

Av,

сР

Avm

= 0,2

(13)

4

3

5

2

G = pr 2vn + pr 20,2Dvm

(14)

Средняя избыточная скорость и расход, вычисленные по профилю (7):

G = pr 2vn + pr2 0,237Dvm (15)

cp

Dv„

= 0,237

(16)

Рис. 5. Схема струи в спутном потоке

Таким образом, в статье предложены методы осреднения скорости и определения расхода в начальном и основном участках струи. Для основного участка установлено отношение средней по сечению избыточной скорости к максимальной избыточной скорости на оси струи. Различия полученных по формулам (1) и (7) результатов незначительные, и не превышают 8%, а решение по профилю (6) отличается более чем на 20%. Это свидетельствует о приблизительном характере вычислений, хотя для инженерного расчета сходимость можно признать удовлетворительной. Определены зависимости относительного расхода и средней скорости в переходном сечении от параметра спутности. Использование осредненных в поперечном сечении параметров позволяет

упростить задачи вычисления количества движения, расхода и геометрических характеристик струи.

Литература

1. Абрамович Г.Н. Теория турбулентных струй. Репринтное воспроизведение издания 1960 г. - М. : ЭКОЛИТ, 2011 -720 с.

2. Гиневский А.С. Теория турбулентных струй и следов. 1969 г. - М. : «Машиностроение», Москва - 400 с.

3. Черноиванов Д.В. Численное моделирование рабочих процессов в камере испарения водородного парогенератора / Д.В. Черноиванов, А.И. Сухов, В.Г. Стогней // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Т.8. №.10.1. С.48-52.

Воронежский государственный технический университет Воронежский государственный университет

AVERAGE VELOCITY DETRMINATION IN A CROSS SECTION OF A TURBULENT JET

D.V. Chernoivanov, V.G. Stogney, M.V. Yegorov, V.S. Zhelezniy

The article describes the method of determination of average velocity of a jet in its potential core and developed flow zone. The ratio between the average velocity and the velocity in the jet center was defined

Key words: jet, jet in coflow, average velocity of a jet, velocity profile

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.