Научная статья на тему 'Осознанность и самоосознанность: рациональное применение'

Осознанность и самоосознанность: рациональное применение Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4051
474
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНАЯ УНИКАЛЬНОСТЬ / МЕДИТАЦИЯ / ОСОЗНАННОСТЬ / ПОЗИТИВНЫЕ ИЛЛЮЗИИ / ЭГОИЗМ / PERSONAL UNIQUENESS / MEDITATION / MINDFULNESS / POSITIVE ILLUSIONS / EGOISM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левит Леонид Зигфридович

Предлагается новое, более рациональное содержание для использования приемов осознанности и самоосознанности (mindfullness). Субъект, оказавшийся в ситуации внешнего и / или внутреннего конфликта, учится осознанию своего и при необходимости чужого эгоизма с целью удовлетворительного разрешения проблемной ситуации. Сама процедура основана не на медитативном погружении, а проводится в рамках теоретически обоснованной и экспериментально подтвержденной авторской модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mindfullness: Rational Application

The author of the paper proposes a new and more rational content for the application of the mindfulness techniques. A person, being in a situation of inner/outer conflict, learns to realize her and, if necessary, other people’s egoism. This is done in order to solve the problem situation satisfactorily. The procedure itself is based not on purposeless meditation but is directed in the frame of the author’s model, which was proved theoretically and experimentally.

Текст научной работы на тему «Осознанность и самоосознанность: рациональное применение»

НАУЧНЫЕ ДИСКУССИИ

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 1. С. 68-73. УДК 159

DOI: 10.25513/2410-6364.2019.1.68-73

Л. З. Левит

ОСОЗНАННОСТЬ И САМООСОЗНАННОСТЬ: РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ

Предлагается новое, более рациональное содержание для использования приемов осознанности и самоосознанности (mindfulness). Субъект, оказавшийся в ситуации внешнего и / или внутреннего конфликта, учится осознанию своего и при необходимости чужого эгоизма с целью удовлетворительного разрешения проблемной ситуации. Сама процедура основана не на медитативном погружении, а проводится в рамках теоретически обоснованной и экспериментально подтвержденной авторской модели.

Ключевые слова: личностная уникальность; медитация; осознанность; позитивные иллюзии; эгоизм.

L. Z. Levit

MINDFULLNESS: RATIONAL APPLICATION

The author of the paper proposes a new and more rational content for the application of the mindfulness techniques. A person, being in a situation of inner/outer conflict, learns to realize her and, if necessary, other people's egoism. This is done in order to solve the problem situation satisfactorily. The procedure itself is based not on purposeless meditation but is directed in the frame of the author's model, which was proved theoretically and experimentally.

Keywords: personal uniqueness; meditation; mindfulness; positive illusions; egoism.

Введение

Понятие «осознанность» (mindfulness), пришедшее из буддизма, стало в настоящее время очередным хитом, на который психологи, психотерапевты, а также изрядная доля пациентов возлагают надежды. Таинственные буддистские «откровения» в сочетании с «заботой и гуманизмом» современных подходов выставлены в качестве нового средства, сулящего счастье и тем самым питающего позитивные иллюзии [1]. При этом мало кто задумывается о длинном списке забытых «панацей» (далеко не только в психологии), которые в момент своего появления также обещали человечеству «светлое будущее». Мода проходит, сменяясь, по выражению А. Маслоу, «новой и, как можно было предвидеть, более глубокой неудовлетворенностью» [2, с. 24].

Что ж, предвкушение счастья (надежда), как выяснили ученые, приятно само по себе [3] - хотя само счастье так и не насту-

© Левит Л. З., 2019

пает. Свойственные человеческому мозгу позитивные иллюзии получают подходящее содержание, в то время как «заинтересованные лица», эксплуатирующие новую мечту, получают выгодную работу на несколько ближайших лет.

Осознание и самоосознание: краткое описание

Хотя современная практика осознанности в значительной степени ассоциируется с работами Дж. Кабат Зинна, она мало чем отличается от традиционных техник медитации. Человек принимает определенную позу, в которой сосредотачивается на своем дыхании, а затем - на «окружающей реальности».

В книгах и статьях пишется о многочисленных позитивных эффектах практики осознанности, способствующей «душевному равновесию и гармонии», «росту психологического потенциала», «обретению себя», «исчезновению симптомов психических

расстройств» и т. д. Разумеется, подобные заявления преувеличены, но как иным способом привлечь внимание людей, гоняющихся за быстрыми, легкими удовольствиями и верящими в возможность решения всех проблем? Начальный курс «погружения» обычно делается более дорогим (а не последующие более дешевыми) с учетом грядущего отсева былых энтузиастов, обнаруживающих необходимость приложения регулярных усилий и одновременную с этим скромность достигае-

мых эффектов - как и в большинстве других видов человеческой деятельности.

Осознанность: новая рамка

По нашему мнению, практики осознанности (самоосознанности), ни в коем случае не являясь панацеей, могут иметь рациональное, отнюдь не волшебно-эзотерическое «наполнение», которое также требует другого терминологического оформления. Речь идет о понятии «эгоизм», являющемся центральным в предлагаемой ниже концепции (рис).

Система «Личностная Система «Эгоизм» (ЭГ)

Уникальность» (ЛУ)

Личностно-ориентированная концепция счастья

В 2006-2012 гг. нами была разработана «Личностно-ориентированная концепция счастья» (ЛОКС), в которой самореализация индивида, достижение им осмысленной, полноценной жизни описываются через взаимодействие двух систем - «Личностной Уникальности» (ЛУ) и «Эгоизма» (ЭГ). Каждая система состоит из 4 уровней, соответствующих (снизу вверх) «организму», «индивиду», «личности» (традиционно понимаемой как совокупность общественных отношений) и «индивидуальности». Одновременно с этим, каждый уровень соотносится с определенным этапом человеческого развития - от внутриутробного состояния до зрелой самореализации [4].

Важно, что однокоренные понятия «личность» и «Личностная Уникальность» не свя-

заны в смысловом плане: второй термин, скорее, ассоциируется нами с выдающимися природными способностями и талантом, которым наделены немногие люди.

Также хотели бы уточнить, что «настоящее счастье» трактуется нами исключительно в плане саморазвития и продуктивной самореализации одаренного от природы (обладающего личностной уникальностью) и трудолюбивого индивида - так называемой эвде-монией [5]. В данной статье будем обсуждать и использовать лишь систему «ЭГ» (правая колонка рисунка), поскольку эгоизмом от рождения наделен каждый человек - в отличие от личностной уникальности.

Эгоизм в нашей трактовке лишен априорных негативных (псевдоморальных) конно-

таций; он определяется как «врожденная предрасположенность человека в свою пользу» и «забота о собственных интересах, потребностях, желаниях». Мы придерживаемся точки зрения, что индивиды не могут избежать собственного (глубинного) эгоизма. Однако люди способны научиться совершать выбор в пользу его более «высоких», качественно иных форм, представленных высшими уровнями теоретической модели. Соответственно, принятие концепта универсального эгоизма в качестве центрального [6] - в отличие от расплывчатых понятий «душа» или «психика» - позволило бы решить многие застарелые проблемы психологии («эголо-гии» в нашей репрезентации), тем самым позволив данной дисциплине гармонично войти в общенаучную иерархию и стать полноценной отраслью знания [7].

Осознанность + эгоизм: обоснование новой техники

Какая же связь может быть установлена между осознанностью и эгоизмом? Суть в том, что глубинный «биологический» эгоизм (представленный первым уровнем системы ЭГ в ЛОКС), ведущий начало от инстинкта самосохранения и фундаментальных потребностей любой живой особи, практически не осознается человеком (по крайней мере, в качестве эгоизма). Каждый следующий уровень системы ЭГ немного добавляет осознания, поскольку в большей степени воплощен во внешней (наблюдаемой) активности индивида и его взаимодействиях с другими людьми. В сущности, техники психоанализа также способствуют «расшифровкам бессознательного», однако сам З. Фрейд, считая бессознательное (Ид) полностью эгоистичным [8], тем не менее, остерегался использовать термин «эгоизм» на постоянной основе.

Для обычного, неинформированного человека жизненная ситуация и собственный внутренний мир тем более не становятся достаточно понятными, в том числе из-за негативной нагрузки слова «эгоизм» в религии, морали, гуманитарных дисциплинах и повседневной жизни. Как результат, мы имеем обилие внешних и внутренних конфликтов, воплощающихся в неврозах и других расстройствах. А ведь даже простое понимание того, что все (наделенные врожденным эгоизмом) люди имеют разные - более или менее осознаваемые - интересы, могло бы снизить общую напряженность.

Мы предлагаем использовать практику осознанности исключительно в целях понимания («расшифровки») индивидом конфликтов и противоречий между: а) собственным эгоизмом (потребностями) и «требованиями» окружающей среды; б) между собственными эгоистическими желаниями, принадлежащими к разным уровням теоретической модели и потому способными до известной степени противоречить друг другу. Использование понятия «эгоизм» не означает «самопринижения» или, наоборот, «самовозвышения», поскольку принимается индивидом как обычный факт: «все люди всегда (даже при совершении альтруистических поступков) обладают эгоизмом, и я в целях улучшения своей жизни должен попытаться осознать его проявления -особенно в проблемных ситуациях».

Как известно, буддизм считает потребности и желания (эгоизм) человека причиной его страданий. При этом забавно, что описания буддистских медитативных практик изобилуют противоположными - эгоистическими коннотациями. За неимением места приведем лишь несколько примеров. Так, ви-пассана (древний дух) помогает медитирующему познавать свое «Я», «отбрасывать всё лишнее» [9]. Разве подобное стремление не может быть названо эгоистическим? Та же випассана в практике самоосознания помогает индивиду различать (discern), что для него выгодно и полезно (beneficial), а что нет, успокаивая таким образом его ум [10]. В данном примере «терапевтический эффект» достигается именно благодаря лучшему пониманию индивидом факторов, имеющих и не имеющих отношения к собственной выгоде, с последующим избавлением от бесполезного -для себя и своего эгоизма. Наконец, сами медитации предпринимаются индивидом с эгоистической целью улучшения собственного самочувствия, «духовного прогресса» - и в этом, с нашей точки зрения, нет ничего плохого. Однако самим представителям буддизма не помешало бы осознание у себя того, с чем они на словах борются.

Процедура и примеры

Наш подход, в отличие от вышеописанных религиозных практик, имеет ясную цель -он направлен на решение «проблем» индивида и, как минимум, на улучшение его психологического состояния. Если в нашей технике и есть что-то от «классической» медитации (кроме названия), так это беспристраст-

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 1. С. 68-73

ность, направленная, тем не менее, на изучение своей и чужой пристрастности (эгоизма). Буддизм считает, что индивид должен ограничить свои желания и страсти, вызываемые эгоизмом. С нашей точки зрения, подобное «решение об ограничении» также принимает эгоизм - его более высокий уровень.

Разумеется, желающие могут сесть на специальный коврик или подушку в позу лотоса, однако это не имеет никакого значения для успешности процедуры. Единственное, что требуется индивиду, так это элементарный физический комфорт, отсутствие сильных отвлекающих факторов и определенное душевное равновесие. Желательно, чтобы субъект был знаком с теорией универсального эгоизма и уровнями системы ЭГ в авторской теоретической модели.

В ходе процедуры мысленному анализу подвергается определенная (проблемная, конфликтная) ситуация. Запись и обдумывание приходящих мыслей позволят достичь лучших результатов. Осознанию как таковому должен быть подвергнут собственный (и при необходимости чужой) эгоизм (интересы, желания, потребности) в его различных формах, принадлежащих к разным уровням ЛОКС. Соблюдению данного положения соответствует принятое в випассане требование внимательности при проведении медитации [9].

Постепенно с пониманием большего числа ранее плохо осознаваемых факторов вырисовывается оптимальная (для размышляющего субъекта) линия реагирования и поведения. Напомним, что наличие своего и чужого (особенно заметного в конфликте интересов) эгоизма осознается не в качестве моральной (негативной или позитивной) оценки, а как изначально нейтральная всеобщая закономерность. Мы не собираемся возвышать или, наоборот, клеймить позором глубинную субстанцию, имеющуюся от рождения у каждой живой особи. Наша задача - по возможности осознать, как эта субстанция устроена, насколько адекватно она проявляется у разных людей, и благодаря этому попытаться разрешить проблему.

По нашему опыту многие внешние и внутренние конфликты индивида лежат на границе второго и третьего уровня системы ЭГ - между «Базовым» и «Разумным» (социально ориентированным) видами эгоизма. Дело еще и в том, что «Биологический» эго-

изм первого уровня нашей модели (предназначенный, по сути, для прямой борьбы за выживание) трудно осознать (если, конечно, вы не скалолаз-экстремал или Робинзон Кру-зо) и подвергнуть сугубо психологическому анализу. «Высший» же эгоизм четвертого уровня касается деятельности человека, наделенного ЛУ (связан с ее реализацией), а таких людей совсем мало. Для них лучше подходят иные, «двусистемные», методики - например, «Терапия Личностной Уникальностью» [11]. Ошибочно думать, что эгоизм более высокого уровня должен быть обязательно лучше - всё зависит от конкретной ситуации.

Теперь перейдем к примерам. Приводимые ниже ситуации являются вымышленными; в реальной жизни конкретного индивида значимые детали могут оказаться совсем иными. Ситуации 1 и 2 не связаны между собой.

Ситуация 1. Начальник просит меня помочь по работе новому и пока отстающему сотруднику во время рабочего дня. Далее идет примерный «поток мыслей», который мог бы возникнуть, быть осознан и затем проанализирован автором. Уровни эгоизма указаны в скобках в виде цифр.

Осознание. «Мне не хочется зря напрягаться на работе, тем более, что это не повысит мою зарплату (2). Если я откажусь, это ухудшит мои отношения как минимум с начальником и сослуживцем, а то и со всем коллективом (3). Такой негативный эффект останется надолго, в отличие от пары часов, затраченных на помощь. Сослуживец производит впечатление человека, искренне желающего научиться делать свою работу как следует. Значит, мне вряд ли придется часто помогать ему в будущем. Ничего удивительного, что начальник хочет улучшить работу всей организации (осознание чужого эгоизма). Также ничего удивительного, что он поручил данную работу мне как опытному сотруднику. Если я помогу, отношение начальника ко мне может стать лучше (в целом он кажется мне справедливым и порядочным человеком), а сослуживец вообще может признать во мне «авторитет» и начнет уважать (3). В результате моей помощи общее задание будет выполнено быстрее, а это сулит мне премию (2). В будущем я тоже смогу попросить сослуживца поработать за меня (3 - ре-ципрокный альтруизм), например, чтобы как следует расслабиться уже в предпраздничный день (2)».

Итог. Я соглашаюсь оказать помощь без ухудшения своего настроения, ощущения «использованности» и обострения отношений с коллегами.

Ситуация 2. Начальник просит меня помочь по работе хронически отстающему сотруднику во внеурочное время.

Осознание 2/1. «В сущности, мой коллега не блещет умом и не предназначен для данной работы. Начальник держит его только из-за совместных походов в баню с его отцом (осознание чужого эгоизма). Из-за необходимости постоянной помощи ему сейчас и в будущем мне придется отказаться от полноценного отдыха, тем более, что эта сверхурочная работа мне не оплачивается (2). Начальник посягает на мое личное время, что вызывает мое справедливое недовольство. Это недовольство наверняка усилится в будущем при очередных просьбах о помощи, а я не желаю делать чужую работу в ущерб своему отдыху и жить с плохим настроением».

Итог 2/1. Я принимаю решение обсудить с начальником неприемлемые для меня аспекты. Процесс обдумывания продолжается (см. ниже).

Осознание 2/2. «Мой начальник достаточно авторитарен и вспыльчив, поэтому мои возражения могут его рассердить. Какие существуют для меня опасности; что худшее может для меня произойти по итогам разговора? Если начальник откажется обсуждать тему и накричит на меня, я, вероятно, должен буду сказать ему о желании уволиться. Подобный исход маловероятен, однако я как опытный специалист без проблем подыщу себе хорошую работу, и начальник об этом знает (осознание чужого эгоизма). После моего возможного ухода у него вместо одной появятся две проблемы: мое отсутствие и бездарный, требующий постоянной помощи сотрудник (осознание чужого эгоизма). Поэтому я, осознавая справедливость собственной позиции, могу смело идти на разговор, который постараюсь вести твердо, но корректно, чтобы пощадить самолюбие начальника в том случае, если добьюсь своего и продолжу работу на прежнем месте».

Итог 2/2. Мысленное проигрывание разговора с начальником (при желании может быть оформлено как ролевая игра).

Важно, что новый способ осознания имеет твердые рациональные обоснования; он не связан с (само)обманом или манипуляциями.

Наоборот, он позволяет не стать жертвой разного рода неблагоприятных воздействий, поскольку осознание всеобщности эгоизма предполагает понимание (более-менее скрытых) различий в интересах всех взаимодействующих субъектов, равно как и возможность противоречий между уровнями эгоизма внутри каждого индивидуума. Конфликты неизбежны, однако большинство из них решаемы на справедливой основе (чаще всего благодаря достижению компромисса) при взаимной заинтересованности сторон. Если, с точки зрения буддизма, незнание (невежество) является фундаментальной причиной страданий [10], тогда осознание универсальной субстанции, скрытой во всех живых существах, должно позволить существенно сократить уровень страданий. Разработанная методика при необходимости легко комбинируется с любыми другими терапевтическими приемами, направленными на улучшение душевного благополучия человека. Заключение

Таким образом, автор предлагает «новое вино в старых мехах» - популярную ныне процедуру осознанности и самоосознанности (mindfulness), направленную, однако, не в «медитативную пустоту», а на осознание собственного и чужого эгоизма. Подобное выглядит более перспективным, поскольку нацелено на разрешение реальных проблем субъекта и проводится в рамках обоснованной теоретической модели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Lane T. J., Flanagan O. Neuroexistentialism, eudaimonics, and positive illusions // Mind and Society: Cognitive Science Meets the Philosophy of the Social Sciences. - Springer Publishers, 2013. - P. 1-28.

2. Маслоу А. Мотивация и личность. - 3-е изд. -СПб. : Питер, 2009. - 352 с.

3. Брафман О., Брафман Р. Шпаргалка для счастливчика. - М. : АСТ, 2009. - 188 с.

4. Левит Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья как «окончательная» психологическая теория: десять главных причин // Социальный психолог. - 2016. -№ 2 (32). - С. 18-23.

5. Левит Л. З. Эвдемония: жизнь для героя // Современная зарубежная психология. -2013. - № 1. - С. 69-77.

6. Левит Л. З. Универсальный эгоизм. -Минск : З. Колас, 2017. - 88 с.

7. Левит Л. З. Эгология вместо психологии: контуры науки будущего // Интеллектуаль-

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 1. С. 68-73

ная культура Беларуси (материалы конференции). - Минск : Четыре четверти, 2018. -Т. 2. - С. 151-153.

8. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М. : Класс, 2004. - 480 с.

9. Випассана // Википедия. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0% B8%D0%BF % D0%B0%D1 % 81%D1%81 % D0

Информация о статье

Дата поступления 11 декабря 2018 Дата принятия в печать 17 февраля 2019

Сведения об авторе

Левит Леонид Зигфридович - доктор психологических наук, директор Центра психологического здоровья и образования (Минск, Республика Беларусь). E-mail: [email protected].

Для цитирования

Левит Л. З. Осознанность и самоосознанность: рациональное применение // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2019. № 1. С. 68-73. DOI: 10.25513/2410-6364. 2019.1.68-73.

%B0%D0%BD%D0%B0 (дата обращения: 07.11. 2018).

10. Mindfullness // Wikipedia. - URL: http://en. wikipedia.org/wiki/Mindfullness (дата обращения: 07. 11. 2018).

11. Levit L. Z. Personal Uniqueness Therapy: Living with an Inner Ideal // American Journal of Applied Psychology. - 2014. - Vol. 3. - № 1. -P. 1-7.

Article info

Received

December 11, 2018 Accepted February 17, 2019

About author

Levit Leonid Zigfridovich - Doctor of Psychological Sciences, Director of the Centre for Psychological Health and Education (Minsk, Republic of Belarus). E-mail: [email protected].

For citations

Levit L. Z. Mindfullness: Rational Application. Herald of Omsk University. Series "Psychology ", 2019, no. 1, pp. 68-73. DOI: 10.25513/24106364.2019.1.68-73. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.