Научная статья на тему 'Осознание как инструмент психотерапии, обучения и воспитания'

Осознание как инструмент психотерапии, обучения и воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
356
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРЕЙД / FREUD / ЮНГ / JUNG / АДЛЕР / ADLER / ПИАЖЕ / PIAGET / ВЫГОТСКИЙ / VYGOTSKY / DECAY / ВОССТАНОВЛЕНИЕ / RESTORATION / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / РАЗВИТИЕ / DEVELOPMENT / МЕРА ОСОЗНАННОСТИ / A MEASURE OF AWARENESS / РАСПАД

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кайдановская И. А.

Предмет исследований З. Фрейда, К. Г. Юнга и А. Адлера бессознательные психические процессы, вызывающие невротические состояния. Инструментом лечения неврозов является осознание клиентом причин собственных состояний и расширение сферы сознаваемого. Аналогичные процессы находятся в центре внимания возрастной и педагогической психологии. Цель и задачи этих взаимосвязанных направлений психологии формирование осознанных знаний, развитие высших психических функций и личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Awareness as a Tool of Psychotherapy, Training and Education

The subject of the research of Z. Freud, K. Jung and A. Adler is unconscious mental processes that cause neurotic state. Tool for the treatment of neuroses is the awareness by the client the reasons of his condition and expanding the scope of the conscious. Similar processes are in the focus of developmental and educational psychology. The purpose and objectives of these interrelated areas of psychology are the creating a conscious knowledge, development of higher mental functions and personality.

Текст научной работы на тему «Осознание как инструмент психотерапии, обучения и воспитания»

ОСОЗНАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОТЕРАПИИ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

Кайдановская И. А,

Предмет исследований З. Фрейда, К. Г. Юнга и А. Адлера - бессознательные психические процессы, вызывающие невротические состояния. Инструментом лечения неврозов является осознание клиентом причин собственных состояний и расширение сферы сознаваемого. Аналогичные процессы находятся в центре внимания возрастной и педагогической психологии. Цель и задачи этих взаимосвязанных направлений психологии - формирование осознанных знаний, развитие высших психических функций и личности.

Ключевые слова: Фрейд, Юнг, Адлер, Пиаже, Выготский, распад, восстановление, формирование, развитие, мера осознанности.

Теоретическую основу классического психоанализа составляет идея З. Фрейда о существовании в глубинах человеческой души психологического бессознательного, оказывающего патогенное воздействие на эмоциональные состояния, когнитивные способности и внешние формы поведения. Метод свободных ассоциаций, разработанный родоначальником психоанализа, в сочетании с искусством толкования речевой продукции и соматической активности субъекта способствовал избавлению пациентов от невротических симптомов. К учению З. Фрейда восходит разветвленная система психологических теорий, обогащенных новыми идеями, методическими приемами, техниками и инструментами [6, с. 11].

А. Адлер сделал ставку на бессознательном комплексе малоценности и недостаточности, стимулирующем желание быть выше, сильнее, умнее и успешнее [7, с. 17]. К. Г. Юнг ввел в теоретический конструкт личности взаимосвязанные уровни индивидуального и коллективного бессознательного, установил на одной оси с «эго» комплекс «самости», будучи уверенным в том, что движение по этой оси оказывает позитивное воздействие на личность [6, с. 82-86].

При всем многообразии теорий и практик психоанализа в них имеется одно общее звено - осознание условий и факторов, провоцирующих невротические реакции и расширение сферы сознаваемого субъектом. Направленность на осознание как условие психотерапии, сам акт осознания как инструмент расширения сознания обеспечивают не только лечебный, но и целительный эффект, восстанавливая в случае необходимости утраченные человеком целостность, равновесие и гармонию. Психоанализ (в первоначальном варианте - разговорная терапия) - это лечение словом. З. Фрейд верил в безграничные возможности слова, полагая, что одним только словом можно ввергнуть человека в отчаяние или осчастливить на всю оставшуюся жизнь.

Предметом теории и практики, с одной стороны, психоанализа, с другой, - генетической, возрастной и педагогической психологии являются, по сути дела, одни и те же процессы, но находящиеся в разных состояниях: распада, восстановления, формирования или развития. Направленность на осознание внешнего и внутреннего мира, осознание собственных действий, речи, эмоциональных состояний, знаний об этих феноменах и процессах являет-

ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ

ся важнейшим условием становления человека как субъекта практической и теоретической деятельности, общения и социальных взаимодействий.

Одним из наиболее известных представителей генетической психологии является швейцарский психолог Ж. Пиаже. Предметом его исследований в ранний период творчества было мышление. В генезисе мышления было выявлено три стадии и, соответственно, вида мышления: аутистическое (от термина «аутизм», введенного швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения шизофренических состояний, подобных сновидениям наяву), эгоцентрическое (от понятия «эгоцентризм», введенного Ж. Пиаже) и реалистическое. Первое - не приспособленное к реальному миру, создающее воображаемую действительность, не презентированное сознанию и свойственное детям. Последнее - осознанное и свойственное взрослым, а эгоцентрическое - центрированное на собственной точке зрения, исключающее возможность занять внешнюю позицию по отношению к самому себе и увидеть себя со стороны [1, с. 73]. Открытие эгоцентризма как промежуточного новообразования в развитии мышления стало в буквальном смысле слова феноменальным событием в психологии [2, с. 23-30].

Ж. Пиаже был одним из первых психологов, кто усмотрел общие черты в мышлении психически здорового ребенка и душевно больного взрослого человека, связь между двумя процессами в психологии мышления: развитием и распадом, - между генетической и клинической психологией.

Предметом исследований Ж. Пиаже в зрелые годы были внутренние основания феноменологии мышления. В результате была разработана целостная, уравновешенная система логико-математических условий (законов, правил), базирующихся на теории групп и обеспечивающих становление и развитие интеллектуальных структур. Таких условий (законов или правил) - пять: закон композиции, закон ассоциативности, закон обратимости и две разновидности закона тождества, один из которых - для формальных математических структур, другой - для неформальных логических структур [4, с. 99-101].

В результате была построена новая теоретическая модель интеллекта, в которой (1) генетически исходной единицей анализа мышления становится не образ, свойственный аутистическому мышлению, а сен-сомоторное действие, обеспечивающее формирование адекватных внешней среде образов; (2) мышление становится операциональным и соответствующим законам логики; (3) центральным новообразованием в развитии интеллекта становится обратимость как свойство действия; (4) обратимость, по Ж. Пиаже, - это способность субъекта совершать действия в двух диаметрально противоположных направлениях, с осознанием факта возврата в исходную позицию и, наконец, - (5) концепция развития интеллекта приобрела форму, соответствующую диалектико-материалистическому воззрению на проблему соотношения объективной и субъективной реальности, человека-в-мире и мира-в-человеке [4, с. 172-205].

В отечественной психологии было показано, что мера осознанности является одним из самых распространенных и ярких показателей, имеющих критериальное значение не только в психоанализе и клинической психологии, но и в психологии развития человека, а также в возрастной и педагогической психологии [5]. В частности, по данным исследования структуры, функции и генезиса сознания, предпринятого Л. С. Выготским, следует различать пять уровней этого феномена с характерной для каждого из них мерой осознанности и обобщения: синкреты, комплексы, псевдопонятия, потенциальные и истинные понятия. Оказалось, что осознанность в полной мере свойственна только истинным понятиям, доля которых в структуре сознания весьма незначительна [2, с. 118-184]. Результаты этого исследования, во-первых, подтверждают метафору К. Г. Юнга, согласно которой человек подобен айсбергу, малая часть которого, возвышающаяся над поверхностью воды, непосредственно воспринимаема, в то время как неизмеримо большая скрыта в глубинах океана; во-вторых, раскрывают меру отношений между осознанным и неосознанным содержанием жизненного опыта человека [6, с. 87].

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. О природе эгоцентрической речи // Жан Пиаже: теории, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2001.

2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.

3. Жан Пиаже: теории, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2001.

4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. - М.: Просвещение, 1969.

5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2000.

6. ФейдименД., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 1. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1991.

7. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.