ОСОЗНАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ПСИХОТЕРАПИИ, ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Кайдановская И. А,
Предмет исследований З. Фрейда, К. Г. Юнга и А. Адлера - бессознательные психические процессы, вызывающие невротические состояния. Инструментом лечения неврозов является осознание клиентом причин собственных состояний и расширение сферы сознаваемого. Аналогичные процессы находятся в центре внимания возрастной и педагогической психологии. Цель и задачи этих взаимосвязанных направлений психологии - формирование осознанных знаний, развитие высших психических функций и личности.
Ключевые слова: Фрейд, Юнг, Адлер, Пиаже, Выготский, распад, восстановление, формирование, развитие, мера осознанности.
Теоретическую основу классического психоанализа составляет идея З. Фрейда о существовании в глубинах человеческой души психологического бессознательного, оказывающего патогенное воздействие на эмоциональные состояния, когнитивные способности и внешние формы поведения. Метод свободных ассоциаций, разработанный родоначальником психоанализа, в сочетании с искусством толкования речевой продукции и соматической активности субъекта способствовал избавлению пациентов от невротических симптомов. К учению З. Фрейда восходит разветвленная система психологических теорий, обогащенных новыми идеями, методическими приемами, техниками и инструментами [6, с. 11].
А. Адлер сделал ставку на бессознательном комплексе малоценности и недостаточности, стимулирующем желание быть выше, сильнее, умнее и успешнее [7, с. 17]. К. Г. Юнг ввел в теоретический конструкт личности взаимосвязанные уровни индивидуального и коллективного бессознательного, установил на одной оси с «эго» комплекс «самости», будучи уверенным в том, что движение по этой оси оказывает позитивное воздействие на личность [6, с. 82-86].
При всем многообразии теорий и практик психоанализа в них имеется одно общее звено - осознание условий и факторов, провоцирующих невротические реакции и расширение сферы сознаваемого субъектом. Направленность на осознание как условие психотерапии, сам акт осознания как инструмент расширения сознания обеспечивают не только лечебный, но и целительный эффект, восстанавливая в случае необходимости утраченные человеком целостность, равновесие и гармонию. Психоанализ (в первоначальном варианте - разговорная терапия) - это лечение словом. З. Фрейд верил в безграничные возможности слова, полагая, что одним только словом можно ввергнуть человека в отчаяние или осчастливить на всю оставшуюся жизнь.
Предметом теории и практики, с одной стороны, психоанализа, с другой, - генетической, возрастной и педагогической психологии являются, по сути дела, одни и те же процессы, но находящиеся в разных состояниях: распада, восстановления, формирования или развития. Направленность на осознание внешнего и внутреннего мира, осознание собственных действий, речи, эмоциональных состояний, знаний об этих феноменах и процессах являет-
ПСИХОАНАЛИЗ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ
ся важнейшим условием становления человека как субъекта практической и теоретической деятельности, общения и социальных взаимодействий.
Одним из наиболее известных представителей генетической психологии является швейцарский психолог Ж. Пиаже. Предметом его исследований в ранний период творчества было мышление. В генезисе мышления было выявлено три стадии и, соответственно, вида мышления: аутистическое (от термина «аутизм», введенного швейцарским психиатром Э. Блейлером для обозначения шизофренических состояний, подобных сновидениям наяву), эгоцентрическое (от понятия «эгоцентризм», введенного Ж. Пиаже) и реалистическое. Первое - не приспособленное к реальному миру, создающее воображаемую действительность, не презентированное сознанию и свойственное детям. Последнее - осознанное и свойственное взрослым, а эгоцентрическое - центрированное на собственной точке зрения, исключающее возможность занять внешнюю позицию по отношению к самому себе и увидеть себя со стороны [1, с. 73]. Открытие эгоцентризма как промежуточного новообразования в развитии мышления стало в буквальном смысле слова феноменальным событием в психологии [2, с. 23-30].
Ж. Пиаже был одним из первых психологов, кто усмотрел общие черты в мышлении психически здорового ребенка и душевно больного взрослого человека, связь между двумя процессами в психологии мышления: развитием и распадом, - между генетической и клинической психологией.
Предметом исследований Ж. Пиаже в зрелые годы были внутренние основания феноменологии мышления. В результате была разработана целостная, уравновешенная система логико-математических условий (законов, правил), базирующихся на теории групп и обеспечивающих становление и развитие интеллектуальных структур. Таких условий (законов или правил) - пять: закон композиции, закон ассоциативности, закон обратимости и две разновидности закона тождества, один из которых - для формальных математических структур, другой - для неформальных логических структур [4, с. 99-101].
В результате была построена новая теоретическая модель интеллекта, в которой (1) генетически исходной единицей анализа мышления становится не образ, свойственный аутистическому мышлению, а сен-сомоторное действие, обеспечивающее формирование адекватных внешней среде образов; (2) мышление становится операциональным и соответствующим законам логики; (3) центральным новообразованием в развитии интеллекта становится обратимость как свойство действия; (4) обратимость, по Ж. Пиаже, - это способность субъекта совершать действия в двух диаметрально противоположных направлениях, с осознанием факта возврата в исходную позицию и, наконец, - (5) концепция развития интеллекта приобрела форму, соответствующую диалектико-материалистическому воззрению на проблему соотношения объективной и субъективной реальности, человека-в-мире и мира-в-человеке [4, с. 172-205].
В отечественной психологии было показано, что мера осознанности является одним из самых распространенных и ярких показателей, имеющих критериальное значение не только в психоанализе и клинической психологии, но и в психологии развития человека, а также в возрастной и педагогической психологии [5]. В частности, по данным исследования структуры, функции и генезиса сознания, предпринятого Л. С. Выготским, следует различать пять уровней этого феномена с характерной для каждого из них мерой осознанности и обобщения: синкреты, комплексы, псевдопонятия, потенциальные и истинные понятия. Оказалось, что осознанность в полной мере свойственна только истинным понятиям, доля которых в структуре сознания весьма незначительна [2, с. 118-184]. Результаты этого исследования, во-первых, подтверждают метафору К. Г. Юнга, согласно которой человек подобен айсбергу, малая часть которого, возвышающаяся над поверхностью воды, непосредственно воспринимаема, в то время как неизмеримо большая скрыта в глубинах океана; во-вторых, раскрывают меру отношений между осознанным и неосознанным содержанием жизненного опыта человека [6, с. 87].
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л. С. О природе эгоцентрической речи // Жан Пиаже: теории, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2001.
2. Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6-ти т. Т. 2. Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1982.
3. Жан Пиаже: теории, эксперименты, дискуссии: Сб. статей / Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. - М.: Гардарики, 2001.
4. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. - М.: Просвещение, 1969.
5. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. - М.: Школьная пресса, 2000.
6. ФейдименД., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 1. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1991.
7. Фейдимен Д., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск 2. - М.: Изд-во Российского открытого университета, 1992.