Научная статья на тему 'Осовременивая Макса Вебера: Джордж Ритцер и его теория макдональдизации'

Осовременивая Макса Вебера: Джордж Ритцер и его теория макдональдизации Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4635
628
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осовременивая Макса Вебера: Джордж Ритцер и его теория макдональдизации»

ФРАГМЕНТЫ БУДУЩИХ КНИГ

ВЦИОМ совместно с издательством «Праксис» в рамках проекта «Образ общества» планирует выпустить книгу выдающегося британского социолога Энтони ГИДДЕНСА «ПОСЛЕДСТВИЯ СОВРЕМЕННОСТИ» [1938]. Книга впервые выйдет на русском языке.

Вступительное слово предоставляется ДМИТРИЕВУ Тимофею Александровичу, кандидату философских наук, главному редактору издательства «Праксис», E-mail: [email protected]

УДК 316.258Ритцер

ОСОВРЕМЕНИВАЯ МАКСА ВЕБЕРА:

ДЖОРДЖ РИТЦЕР И ЕГО ТЕОРИЯ МАКДОНАЛЬДИЗАЦИИ (вступительное слово к публикации глав книги Д. Ритцера)

Предлагаемая вниманию читателей глава из книги американского социолога Джорджа Ритцера «Макдональдизация-5» (2008) посвящена краткому, но емкому описанию и анализу прошлого, настоящего и будущего этого социального явления, при помощи которого американский социолог анализирует коренные тенденции развития современного мира. Этот тезис сначала был сформулирован Ритцером в книге под одноименным названием и затем развит в целом ряде публикаций [1]. Согласно Ритцеру, макдональдизация представляет собой процесс, «благодаря основным принципам которого этот ресторан фаст-фуда добивается все большего доминирования в самых разных сферах жизни американского общества и остального мира» [2]. При этом под процессом макдональдизации Ритцер понимает не просто процесс распространения ресторанов быстрого питания сети «Макдональдс» по всему миру, но прежде всего превращение тех функциональных принципов, на которых основывается ресторанный бизнес этой сети, в базисные принципы организации современной социальной жизни.

Первым ученым, который усмотрел в процессе прогрессирующей рационализации всех сторон социальной жизни историческую судьбу западного мира, был Макс Вебер. Развивая эту мысль Вебера, Ритцер рассматривает макдональдизацию как неотъемлемую часть процесса рационализации, характерного для современного мира. Однако если Вебер в качестве классического примера рационализации рассматривал принципы организации и деятельности рациональной бюрократии западного типа, то Ритцер анализирует процесс рационализации на примере организации массового потребления в современном мире. Это дает ему основания характеризовать свою концепцию макдональдизации как расширение и

© Дмитриев Т. А., 2011

222

дополнение веберовской теории рационализации, прежде всего за счет ее экстраполяции на область потребления. Он доказывает, что сегодня процесс рационализации лучше всего иллюстрирует широкое распространение ресторанов быстрого питания, которые представляют формально рациональную систему, в рамках которой персонал и посетители вынуждены искать наиболее рациональные способы для достижения цели. Например, раздаточное окошко в ресторане быстрого питания является тем рациональным средством, с помощью которого персонал может раздавать еду, а клиенты ее получать. Скорость и продуктивность такой системы диктуются основными принципами работы ресторанов быстрого питания, а также правилами и инструкциями, в соответствии с которыми они действуют [3, с. 46]. Все эти соображения позволяют Ритцеру описывать рост формальной рациональности в современном мире как процесс макдональдизации.

У макдональдизации были свои исторические предшественники. Ритцер упоминает некоторых из них, в том числе рациональную бюрократию, истолкованную в духе Макса Вебера, Холокост как массовое убийство, организованное по принципам доведенной до крайности формальной рациональности, принципы научного управления трудовыми процессами, разработанные на заре XX в. американским инженером Ф. У. Тэйлором, которую довольно скоро окрестили тэйлоризмом, и систему организации массового производства автомобилей, придуманную американским промышленником Генри Фордом и названную в честь него фордизмом. Как показал Макс Вебер, рациональная бюрократия, появляющаяся в западном мире в Новое время, отличается от своих традиционных предшественниц прежде всего тем, что ее функционирование строится на основе четко сформулированных и явно выраженных правил и инструкций, от и до регламентирующих деятельность специалистов по рациональному бюрократическому управлению. Это прежде всего такие принципы, как иерархическая организация, подчинение формальным правилам и установлениям, последовательность в выполнении необходимых функций, безличность, продиктованная следованием правилам, а также опора на специальные знания, благодаря которым современная рациональная бюрократия не имеет себе равных по функциональной эффективности. Тем не менее вслед за Вебером Ритцер подчеркивает, что современная рациональная бюрократия обладает не только очевидными достоинствами, но и серьезными недостатками. «Несмотря на все свои преимущества, — отмечает Ритцер, — бюрократия страдает от иррациональности рационального. Как и рестораны фаст-фуда, бюрократия может быть дегуманизированным местом работы и обслуживания» [4].

Тэйлоризм, т.е. система научного управления трудовыми процессами, разработанная американским инженером Фредериком Тэйлором, была ориентирована на рационализацию трудовой деятельности наемных рабочих за счет научной организации труда. Требуемый эффект достигался благодаря устранению неэффективных трудовых операций, оптимизации сочетания телесных движений работников с используемыми ими элементами, а также разделению трудового процесса на мельчайшие операции, выполнение которых можно было довести до автоматизма. Фордизм также повлиял на макдональдизацию, поскольку он также обращается к идеям научного управления, благодаря которому трудовые операции рабочих на фабричном конвейере расчленялись и организовывались таким образом, чтобы добиться максимальной производительности, эффективности и непрерывности производственного процесса. Широкое применение конвейерных технологий позволило квантифицировать главные элементы производственного процесса и существенно повысить за счет этого производительность труда и объем выпускаемой продукции. Наконец, принципы организации бюрократического управления также внесли свою лепту в кристаллизацию

223

функциональных принципов макдональдизации как за счет регламентации поведения чиновников системой четко сформулированных правил, так и за счет строгого контроля исполнения ими своих обязанностей. В итоге эти три процесса, имевшие место еще до макдональдизации, оказали на нее существенное влияние.

Если рациональная бюрократия, тэйлоризм и фордизм символизируют неоднозначность процессов рационализации, происходящих в современном мире и сопряженных как с обретениями, так и с потерями, то Холокост — массовое и систематическое уничтожение нацистами евреев в ходе Второй мировой войны — олицетворяет собой наиболее темную сторону современности. Ссылаясь на книгу английского социолога Зигмунта Баумана «Современность и Холокост» [5], в которой анализируется эта трагедия, Ритцер отмечает, что Холокост обладал всеми признаками макдональдизации. «Несомненно, — пишет Ритцер, — в нем присутствовал упор на эффективность. Например, газ определили гораздо более эффективным методом уничтожения большого числа людей, чем пули. Холокост обладал предсказуемостью конвейера: это были длинные составы, ползущие в лагеря смерти, длинные людские ряды, текущие в «душ», «производство» огромных груд тел для ликвидации в конце процесса. Холокост был исчисляем в том смысле, что упор делался на количественных факторах, например на том, сколько людей можно уничтожить и за сколь короткое время. [...] Наконец, Холокост использовал унифицированные технологии, такие как уставы и предписания в лагерях и поточная работа газовых камер, с целью держать под контролем и заключенных, и охрану» [3, с. 506].

Безусловно, многим покажется странным и, может быть, даже неприличным обсуждение в одном контексте ресторанов быстрого питания и Холокоста. Тем не менее, с точки современного социологического мышления, для этого есть все основания. Как подчеркивает Ритцер, «веберовские принципы рациональности можно с пользой и смыслом применить к каждому из этих явлений. Те, кто осуществлял Холокост, применяли бюрократию в качестве одного из своих орудий. Условия, делавшие Холокост возможным, особенно система формальной рациональности, продолжают существовать и сегодня. Действительно, процесс макдональдизации указывает не только на то, что формально-рациональные системы продолжают существовать, но и на то, что они в значительной мере расширяются. Таким образом, с точки зрения Баумана, при верном наборе обстоятельств современный мир был бы способен даже на большую мерзость (если такое вообще возможно), чем Холокост» [3, с. 506].

Ритцер выделяет четыре элемента формальной рациональности, лежащие в основе процесса макдональдизации: эффективность, предсказуемость, упор на количественные показатели и строгий контроль, достигаемые за счет замены связанных с человеком унифицированных операций. В сочетании друг с другом они являются главными признаками процесса рационализации на современном этапе, находящими свое образцовое воплощение в ресторанах быстрого питания «Макдональдс». Каждый из этих четырех принципов выполняет свою роль в системе организации массового потребления в современном обществе, позволяя эффективно кормить большое количество людей в ограниченные сроки времени. Имея много общего с принципами рациональной бюрократии, тэйлоризма и фордизма, эти принципы образуют ядро формальной рациональности в ее современной форме.

224

— Эффективность в качестве функционального принципа связана прежде всего с подбором оптимальных средств для достижения требуемой цели. В этом смысле конкурентное преимущество ресторанов быстрого питания типа «Макдональдс» заключается в том, что они позволяют быстро обслужить и накормить большое число посетителей.

— Исчислимость. Макдональдизация принимает во внимание только те факторы, которые поддаются количественному учету; в системах типа «Макдональдс» количество становится синонимом качества. Динамика макдональдизации определяется логикой больших чисел. В психологическом плане действие исчислимости как функционального принципа сети «Макдоналдс» выражается в том, что клиенты сети «Макдональдс» ощущают, что приобретают большое количество пищи за приемлемую цену и практически мгновенно.

— Предсказуемость. Посещая рестораны «Макдональдс», его клиенты рассчитывают получить известные им продукты и услуги в любое время в любом месте и притом по предсказуемым ценам. Несмотря на некоторые особенности национального колорита, — в Праге, в отличие от Москвы или Стамбула, вам могут предложить пиво, — меню ресторанов Макдональдс одинаково по всему миру. Если клиент заказывает биг-мак, то его размер, ингредиенты, время приготовления и т. д. в разных точках земного шара не будут сильно отличаться друг от друга. Коммерческий успех системы «Макдональдс» связан с тем, что многие люди по всему земному шару предпочитают жить в мире без неприятных неожиданностей.

— Контроль за счет применения нечеловеческих технологий. Как посетители, так и работники «Макдональдса» контролируются с помощью замены человеческих технологий специальными нечеловеческими технологиями, направленными как на автоматизацию процессов производства, так и на деквалификацию рабочей силы.

В современном мире макдональдизация не ограничивается только сетями ресторанов быстрого питания, но и распространяется на многие другие сферы социальной жизни. Сюда относятся формы проведения досуга, туризм, высшее образование, шопинг в торговых центрах и моллах, онлайн-знакомства, развлечения, предлагаемые Диснейлендом и т. д. В особенности формы проведения досуга, который некогда рассматривался как способ ухода от рутины повседневной жизни, в настоящее время подвергаются нарастающему натиску функциональных требований макдональдизации. По словам Ритцера, «с рационализацией такой сферы, как досуг, люди вплотную приближаются к жизни в веберовской «железной клетке» рациональности» [6, р. 27].

Благодаря всем четырем вышеописанным факторам макдональдизация дает огромные преимущества тем, кто строит свое дело на ее функциональных принципах. В то же время у макдональдизации, как и у всякой социальной технологии, имеются существенные недостатки. Иными словами, Ритцер отнюдь не оценивает процесс макдональдизации однозначно позитивно; он прекрасно видит и ее темные стороны. Эти негативные последствия процесса макдональдизации он характеризует как иррациональность рационального и связывает ее прежде всего с тем, что последовательное следование функциональным принципам макдональдизации приводит к результатам, обратным ожидаемым: неэффективности, неисчислимости, непредсказуемости, утрате контроля и, что самое главное — к дегуманизации человеческого труда. «Рациональные системы, — подчеркивает Ритцер, — неизбежно порождают иррациональность. Оборотную сторону макдональдизации следует систематически рассматривать именно с точки зрения иррациональности рационального; парадоксальным образом, иррациональность можно

225

считать пятым фактором макдональдизации» [6, р. 15]. Тем самым Ритцер снова

возвращается к широко обсуждаемому вопросу о «темных» сторонах современности и процесса ее глобализации, предлагая новые доводы и аргументы «за» и «против» новейших тенденций развития современных обществ.

Литература

1 Ritzer G. The McDonaldization of society. — Thousand Oaks, Calif.: Pine Forge Press,

1993; Ritzer G. The McDonaldization thesis: explorations and extentions. — London: Sage, 1998; Ritzer G. The McDonaldization of Society. — New century ed. Thousand Oaks, Calif.: Pine Forge Press, 2000; Ritzer G. McDonaldization: the reader. — Thousand Oaks, Calif.: Pine Forge Press, 2002; Ritzer G. The McDonaldization of society 5. — Thousand Oaks, Calif.: Pine Forge Press, 2008; Ritzer G. The

McDonaldization of society 6. — Thousand Oaks, Calif.: Pine Forge Press, 2010.

2 Ritzer G. The McDonaldization of society 5. — Los Angeles: Pine Forge Press, 2008. P. 1.

3 Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002.

4 Ritzer G. The McDonaldization of society 5. — P. 26.

5 Bauman Z. Modernity and the Holocaust. — Ithaca, N.Y.: Cornell University Press,

1989.

6 Перевод книги на русский язык был опубликован в 2010 г. под невразумительным заголовком «Актуальность Холокоста» (М.: Европа, 2010).

7 Ritzer G. The McDonaldization of society 5. — P. 27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.