УДК 339.13 О.В. ЧИСТЯКОВА
ББК 65.29 кандидат экономических наук, доцент
Байкальского государственного университета экономики и права,
г. Иркутск e-mail: [email protected]
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОГО ТИПА НА БАЙКАЛЕ: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ, СПЕЦИАЛИЗАЦИИ*
Рассматриваются перспективы развития особых экономических зон туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала» и «Байкальская гавань». Характеризуется возможная специализация каждой из зон, перспективные виды туризма. Особое внимание уделяется развитию горнолыжного курорта «Гора Соболиная» и СПА-курорта в Горячинске. Обосновываются направления развития внутреннего и въездного туризма.
Ключевые слова: туризм, туристско-рекреационная особая экономическая зона, специализация.
O.V. CHISTYAKOVA
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk
e-mail: [email protected]
TOURIST-RECREATIONAL SPECIAL ECONOMIC ZONES AT LAKE BAIKAL: DIRECTIONS FOR DEVELOPMENT, SPECIALIZATIONS
The article deals with the perspective for development of tourist-recreational special economic zones «Baikal Gate» («Vorota Baikala») and «Baikal Harbor» («Baikal'skaya Gavan»). Possible specialization of each of the zones and prospective forms of tourism are characterized. Special attention is paid to the development of «Sable Mountain» («Gora Sobolinaya») ski resort and Spa resort in Goryachinsk. The directions for the development of domestic and inbound tourism are described.
Keywords: tourism, tourist-recreational special economic zone, specialization.
Представляет интерес изучение перспектив развития туризма в Байкальском регионе. Иркутская область и Республика Бурятия обладают рекреационными ресурсами мирового значения. Озеро Байкал с его уникальной природой, разнообразием ландшафтов, большим количеством эндемичных представителей флоры и фауны является привлекательным местом для туристов из России и со всего мира. Однако доля туристической отрасли в экономике Иркутской области и Республики Бурятия довольно мала.
Это свидетельствует о том, что уровень развития туризма в Байкальском регионе не достаточно высокий. В целях развития туризма на Байкале Правительством РФ были приняты решения о создании двух туристско-рекреационных особых экономических зон (ТР ОЭЗ) «Ворота Байкала» в Иркутской области и «Байкальская гавань» в Республике Бурятия. В настоящей статье остановимся подробнее на проблемах и перспективах развития данных туристско-рекреационных особых экономических зон.
* Работа выполнена при финансовой поддержке проекта ФБ-10 «Теоретические аспекты формирования стратегии устойчивого экономического роста регионов Сибири в условиях усиления процессов глобализации».
© О.В. Чистякова, 2012
Целями создания ТР ОЭЗ на Байкале являются повышение конкурентоспособности российского туристического продукта; формирование центра международного туризма на востоке России; стимулирование предпринимательской и инвестиционной деятельности в сфере туризма.
Развитие данных ТР ОЭЗ на Байкале позволит сформировать благоприятную среду для активного развития туристической отрасли; создать новые рабочие места в высокодоходном секторе экономики, повысить уровень и качество жизни населения, что приведет к росту инвестиционной привлекательности и оптимальному использованию богатого природно-ресурсного потенциала. В целом, это улучшит состояние экономики в Иркутской области и Республике Бурятия. Кроме того, создание особых экономических зон туристско-рекреационного типа на Байкале можно также рассматривать как долгосрочные инвестиции в сохранение экологии Байкала.
Учитывая статус Байкала как участка всемирного природного наследия, необходимо развивать туризм при условии строгого соблюдения природоохранных норм и требований при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов туризма. Следует реализовывать концепцию деликатного присоединения туристических объектов к природным ландшафтам и культурной среде, обеспечивая сохранность природных и культурных комплексов.
Нужно отметить, что значительный урон экологии озера наносит ныне действующий ОАО «Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат» (ОАО «БЦБК»), а также неорганизованный туризм на его берегах. В этой связи приоритетной задачей является сохранение экологии озера путем развития цивилизованного туризма и закрытия ОАО «БЦБК». Данные направления можно реализовать, развивая ТР ОЭЗ на Байкале.
В частности, создание ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» в Слюдянском районе будет способствовать поэтапному перепрофилированию и закрытию ОАО «БЦБК», а также формированию новой экономики моногорода Байкальска и окружающих его территорий. По прогнозам, к 2026 г. туристический поток в зоне г. Байкальска может составить 500 тыс. чел. в год, при
этом предполагается создание около 2 тыс. рабочих мест.
Байкальск имеет хорошие перспективы для развития туризма. Он обеспечен всей необходимой инфраструктурой: есть сертифицированные трассы и подъемники, квалифицированные инструкторы и лыжный патруль, прокат горнолыжного и сноубордического инвентаря, камеры хранения, спортивные магазины, охраняемые автостоянки, сеть ski-баров и ресторанов. Пропускная способность горнолыжного комплекса превышает
3.5 тыс. чел. в день. Это уже сложившееся туристическое направление. В этой связи, следует закрыть ОАО «БЦБК» и развивать организованный туризм, поскольку вместе они несовместимы. На наш взгляд, это лучший способ защиты Байкала от воздействия данного предприятия, решения проблемы безработицы в городе и развития туризма в регионе.
Реализация проекта создания ОЭЗ ТР «Ворота Байкала» предусматривает несколько этапов. На первом этапе предлагается развитие участка «Гора Соболиная» площадью в 828,8 га. На участке будет проведено водо-и теплоснабжение, расширены Западный и Восточный склоны, построены подъездные дороги к горнолыжной базе, спланировано строительство скоростной канатно-кресельной дороги и 14 гостиниц. На втором этапе проекта намечено организовать региональный центр подготовки спортсменов по зимним видам спорта в пос. Мангутай. На третьем этапе планируется осуществить проект экстремального и приключенческого туризма в пос. Большое Голоустное.
Объем инвестиций в создание ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» должен составить
8.5 млрд р., в том числе 2,25 млрд р. будут выделены из федерального и регионального бюджетов. Частные инвесторы должны вложить в создание туристической инфраструктуры 6,2 млрд р. [3].
Для создания ТР ОЭЗ «Байкальская Гавань» выделено пять участков: «Турка»,
«Пески», «Гора Бычья», «Бухта Безымянная», «Горячинск». При этом в Турке создаются яхт-клуб с причалом и обслуживающей инфраструктурой, а также многофункциональный комплекс; в Песках — туристско-рекреационный комплекс, состоящий из нескольких зон отдыха и развлечений. Кроме того,
предполагается создание горнолыжного все-сезонного курорта в районе горы Бычьей, а также развитие центра семейного отдыха в бухте Безымянная и создание СПА-курорта в Горячинске.
Таким образом, идет параллельное развитие ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» в Иркутской области и ТР ОЭЗ «Байкальская гавань» в Республике Бурятия. По нашему мнению, необходимо выработать единую стратегию развития зон и осуществлять совместное продвижение брэнда Байкала. При этом следует избегать дублирования и нужно выделить в рамках каждой зоны свою специализацию. На наш взгляд, горнолыжный туризм должен стать прерогативой ТР ОЭЗ «Ворота Байкала», поскольку там уже функционирует горнолыжный курорт «Гора Соболиная», есть сложившийся туристический поток, инфраструктура, которую в дальнейшем нужно развивать. Строить рядом еще один горнолыжный курорт в районе горы Бычьей в настоящее время нецелесообразно, поскольку это потребует огромных финансовых затрат в условиях органиченного платежеспособного спроса на горнолыжный туризм в Байкальском регионе.
Таким образом, приоритетными направлениями развития туризма в ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» являются горнолыжный туризм, а также экологический, спортивный и экстремальный туризм, культурный и образовательный туризм.
Перспективными направлениями ТР ОЭЗ «Байкальская гавань» являются развитие СПА-курорта мирового уровня в Горячинске, а также туристических направлений на уже практически созданных комплексах в Песках и Турке. При этом приоритетными видами туризма в ТР ОЭЗ «Байкальская Гавань» могут быть лечебно-оздоровительный, экскурсионный, круизный, религиозный.
С целью развития курортного направления в Горячинске в 2012 г. ОАО «ФСК ЕЭС» инвестирует более 12 млрд р. в линию электропередач 220 кВ Татаурово — Горячинск — Баргузин, которая войдет в комплекс объектов для обеспечения электроснабжения ТР ОЭЗ «Байкальская Гавань» [2]. Теплоснабжение в ТР ОЭЗ «Байкальская гавань» предусматривается с помощью электрических котлов и солнечных коллекторов за счет инвесторов с использованием нетрадицион-
ных источников. В частности, ученые Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ) предлагают построить для теплоснабжения курорта «Горячинск» (Бурятия) экологически чистую геотермальную станцию. В случае реализации проекта, курорт, учитывая близость к турзоне «Байкальская гавань», получит большие перспективы развития — вплоть до организации СПА-курорта высокого уровня.
Сооружение геотермальной станции обойдется в 13,5-14,0 млн р. Согласно расчетам, приносить прибыль она начнет через три-четыре года. Для обслуживания автоматизированной станции достаточно одного инженера [1].
В настоящее время теплоснабжение курорта «Горячинск» обеспечивает угольная котельная, которая является источником загрязнения воздуха Центральной экологической зоны и требует больших финансовых затрат.
Важным направлением является развитие конгрессного туризма. С этой целью в пос. Турка планируется возведение многофункционального центра «Байкальская гавань». Центральным элементом станет Конгресс-центр вместимостью 1200 чел. с конференц-залом, переговорными комнатами, кинозалом. Также в комплекс войдут пяти- и трехзвездочные отели на 350 номеров, рестораны, аквакомплекс, музей Байкала. Будет возведен морской вокзал и яхт-клуб. Проект ведет японская компания «Мккеп Sekkei» [4].
Ожидается, что количество туристских прибытий в ТР ОЭЗ «Байкальская гавань» к 2026 г. составит 1,91 млн чел., из которых от 20% до 40% — иностранные туристы.
Нужно отметить, что растет спрос на отдых в малонаселенных местах, сохранивших природную первозданность. Люди устают от цивилизации, урбанистического образа жизни, поэтому все сильнее проявляется влечение к природе, растет спрос на активный туризм. Становятся популярными активные туры с прогулками, экскурсиями, путешествиями по Байкалу. Интересен экологический и этнический туризм.
Развитие туризма на Байкале должно основываться на концепции создания экологических зон с условиями для комфортного от-
дыха с использованием только экологически чистых технологий. По нашему мнению, на Байкале следует развивать организованный, щадящий, экологичный, локальный туризм на сложившихся туристических направлениях, а также водный туризм в труднодоступные места, рассматривая данные направления как альтернативу «дикому» туризму.
В этой связи предлагаем толковать понятие ТР ОЭЗ как территорию развития социально-ответственного, щадящего, экологичного цивилизованного туризма, который предполагает бережное отношение к живой и неживой природе, культуре и традициям местного населения. Развитие ТР ОЭЗ предусматривает создание благоприятных экономических условий и будет происходить за счет государственно-частного партнерства. При этом инфраструктурные составляющие (дороги, электро- и водоснабжение) следует создавать за счет государства, а строительство туристических объектов за счет частных средств.
Для развития туризма на Байкале необходимо решить проблему сезонности; продвигать зимний туризм; разработать и продвигать брэнд Байкала; совершенствовать инфраструктуру туризма, в том числе зрелищную составляющую; приобретать туристический флот.
Можно выделить два основных направления развития туризма на Байкале в рамках ТР ОЭЗ:
- въездной туризм (зарубежные туристы и туристы из регионов России);
- внутренний региональный туризм.
Относительно первого направления следует заметить, что наиболее перспективным является развитие зимнего спортивного (горнолыжного) туризма, конгрессного туризма, а также морского круизного туризма.
На сегодняшний день доля зарубежных туристов на Байкале не превышает 10%. Состав иностранных туристов следующий: чуть менее половины из них приезжают их стран Азии (Китай, Япония, Монголия, Южная Корея), четверть приходится на немцев, далее следуют американцы, швейцарцы, англичане, французы.
У Байкала есть важное преимущество. Город Иркутск стоит на Транссибирской магистрали и может принимать транзитных туристов, которые следуют из Европы в
Монголию или Китай. Кроме того, необходимо учитывать, что на территории Республики Бурятия работают три пограничных перехода с Монголией для туристов, прибывающих из стран Северо-Восточной Азии: Алтан-Булаг (Кяхтинский район), Монды-Ханх (Тункинский район), Айн-гол (Закаменский район). Это открывает возможность увеличения объема туристских услуг для стран Северо-Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Китай, Монголия).
Нужно отметить, что для большинства иностранцев поездка в Россию — это не отдых, а познавательное путешествие. Им нужен познавательный туризм, в том числе этнический туризм, подчеркивающий красоту природы и культурные особенности. При этом нужно учитывать, что у туристов из разных стран разные потребности и предпочтения. Поэтому для гостей из разных стран необходимо создавать свой исключительный продукт. А для создания хорошего типового продукта нужен поток туристов. В этой связи необходимо увеличение туристического потока, как из Европы, так и со стороны Юго-Восточной Азии. С этой целью необходима активизация деятельности по повышению узнаваемости бренда Байкала на зарубежных туристических рынках, прежде всего за счет участия в туристических выставках, создания и поддержки единого интернет-портала.
Актуальной темой 2012 г. заявлены морские круизы. Для формирования и развития круизного рынка на Байкале необходимо приобретение морского флота, а также строительство причальных сооружений для обеспечения комфорта и безопасности. Необходимо формирование интересных маршрутов, проведение гибкой ценовой политики.
Вместе с тем нужно отметить, что на сегодняшний день 90% туристов на Байкале — россияне. В сложившейся ситуации, по нашему мнению, имеет смысл развивать на Байкале внутренний региональный туризм, переводя его из «дикого» состояния в цивилизованное русло. Необходимо создать условия, для того чтобы приезжий из Прибайкалья или соседних с Байкалом регионов мог приятно отдохнуть на туристических базах или обустроенных территориях на берегах озера. При этом следует развивать туризм
выходного дня, активные виды туризма (пешие походы, конные путешествия, дайвинг, параплайнинг), а также зимние виды отдыха (тюбинговые и лыжные трассы, возможность покататься на лошадях, собачьих упряжках, переходы по льду Байкала и др.).
Таким образом, дальнейшее развитие ТР ОЭЗ «Ворота Байкала» и «Байкальская
гавань» требует выработки единой стратегии, следует учитывать уровень спроса на турпродукты и уже сложившиеся направления деятельности при определении специализации зон. Необходимо проведение единой политики по повышению узнаваемости бренда Байкала на зарубежных и отечественных туристических рынках.
Список использованной литературы
1. URL: http://vtinform.ru/vti/187/57348.php.
2. URL: http://www.bigpowernews.ru/news/document34719.phtml.
3. URL: http://grandbaikal.ru/news/461.html.
4. URL: http://www.irk.ru/tourism/news/20110316/tourism/.
Refeгenses
1. URL: http://vtinform.ru/vti/187/57348.php.
2. URL: http://www.bigpowernews.ru/news/document34719.phtml.
3. URL: http://grandbaikal.ru/news/461.html.
4. URL: http://www.irk.ru/tourism/news/20110316/tourism/.