Научная статья на тему 'Особые экономические зоны как Объект государственного кадастра недвижимости'

Особые экономические зоны как Объект государственного кадастра недвижимости Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
692
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРА НЕДВИЖИМОСТИ / ОСОБАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗОНА / ОСЭ / ГРАНИЦЫ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ / ТЕРРИТОРИИ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / OBJECTS OF STATE REAL ESTATE CADASTRE / SPECIAL ECONOMIC ZONE / THE BOUNDARIES OF PROTECTED AREAS / AREAS OF ADVANCING SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гальченко Светлана Альбертовна, Антропов Д. В.

В статье рассматривается система объектов, сведения о которых должны содержаться в государственном кадастре недвижимости (ГКН), в частности, их возникновение, понятия и способы внесения в ГКН. Особое внимание авторы уделяют новому объекту государственного кадастра недвижимости особой экономической зоне (ОЭЗ). Обосновывают необходимость включения информации о ОЭЗ в ГКН, характеризуют сведения, требующиеся для внесения в кадастр информации о таких объектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ECONOMIC ZONES AS AN OBJECT STATE REAL ESTATE CADASTRE

A system of objects, the details of which shall be contained in the State Real Estate Cadastre (REC), in particular, their appearance, concepts and methods of application in REC. They focus on the new object state real estate cadastre a special economic zone (SEZ). Substantiates the need for the inclusion of information in the State Real Estate Cadastre of special economic zones, characterize the information required for inclusion in the inventory of information on such sites.

Текст научной работы на тему «Особые экономические зоны как Объект государственного кадастра недвижимости»

 Особые экономические зоны как объект государственного кадастра недвижимости

С.А. Гальченко профессор кафедры землепользования и кадастров федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет по землеустройству», заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, профессор, доктор экономических наук (г. Москва) Д.В. Антропов доцент кафедры землепользования и кадастров федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный университет по землеустройству», доцент, кандидат экономических наук (г. Москва)

Светлана Альбертовна Гальченко, [email protected]

Объекты государственного земельного кадастра (кадастра недвижимости) традиционно подразделяются на несколько групп:

• объекты недвижимости;

• границы административно-территориальных единиц, кадастровое деление и территории, имеющие особый правовой режим использования;

• геодезическая и картографические основы.

Состав, содержание и технология внесения сведений об объектах, входящих в указанные группы, вследствие развития земельного законодательства периодически подвергались различным изменениям. В соответствии с ныне недействующим Федеральным законом от 2 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» в кадастре должны содержаться сведения о земельных участках, территориальных зонах, землях и границах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре не-

Объект - это предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека *

движимости» существенно расширил круг объектов, сведения о которых должны быть внесены в государственный кадастр недвижимости (далее для простоты изложения будем использовать термин «объекты государственного кадастра недвижимости»). В первоначальной редакции закона (от 21 июля 2007 года) к ним относились недвижимое имущество, сведения о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, кадастровое деление и картографическая и геодезические основы кадастра. В дальнейшем круг объектов государственного кадастра недвижимости еще более расширился. Так, например, Федеральным законом от 22 октября 2014 года № 315-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные зако-

* Большая Советская Энциклопедия : в 50 т. М., 2002. Т. 41. С. 184-185.

нодательные акты Российской Федерации» к объектам государственного кадастра недвижимости были отнесены территории объектов культурного наследия.

С учетом положений Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в настоящее время объекты государственного кадастра недвижимости можно разделить на группы, представленные в таблице 1.

Необходимо отметить, что с вступлением в силу Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанные в таблице 1 объекты останутся объектами создаваемого Единого государственного реестра недвижимости (при этом кадастр недвижимости станет его частью). Также к ним добавятся сведения о границах особо охраняемых природных территорий, об охотничьих угодьях, о территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития в Российской Федерации, об игорных зонах, о лесничествах, лесопарках, береговых линиях (границах водных объектов).

В соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 184-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 6 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» в государственном кадастре недвижимости должны содержаться сведения об особых экономических зонах в Российской Федерации.

По мнению М.М. Золотухиной, одним из самых эффективных инструментов привлечения инвестиций в экономику страны и регионов служит создание свободных экономических зон 1. Свободные экономические зоны (далее также - СЭЗ) создаются в целях содействия социально-экономическому развитию государств - членов таможенного союза, привлечения инвестиций, создания

и развития производств, основанных на новых технологиях, развития транспортной инфраструктуры, туризма и санаторно-курортной сферы или в иных целях, определяемых при создании СЭЗ.

В соответствии с Соглашением по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны под свободной (специальной, особой) экономической зоной понимается часть территории государства - члена таможенного союза в пределах, установленных законодательством государства - члена таможенного союза, на которой действует особый (специальный правовой) режим осуществления предпринимательской и иной деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Под особой экономической зоной (далее также - ОЭЗ) в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» понимается часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.

Определяющее этот режим специальное законодательство, регулирующее деятельность хозяйствующих субъектов в свободной экономической зоне, охватывает такие вопросы, как:

• таможенное регулирование;

• налогообложение;

• административный режим;

• имущественные отношения;

• гарантии прав инвесторов.

Определенную специфику в отношении

свободной экономической зоны имеют нормы трудового и социального законодатель-

1 Золотухина М. М. Особая экономическая зона - перспективный социально-экономический проект // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 3 (4).

Таблица 1

Классификация объектов государственного кадастра недвижимости (в соответствии с положениями Федерального закона

«О государственном кадастре недвижимости»)

Объект Понятие Дата и основание возникновения в ГКН Технология внесения

Земельные участки, в том числе искусственные Недвижимая вещь, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи (Земельный кодекс Российской Федерации) Постановка на учет и снятие с учета в процессе государственного кадастрового учета (заявительный принцип) Изменения характеристик в процессе

^ ь о о Объекты капитального строительства Здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (Градостроительный кодекс Российской Федерации) Федеральный закон от 4 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

* ш сг 0) I 25 Ё Подземные сооружения, если иное не установлено законодательством Сооружение, расположенное ниже уровня поверхности земли (планировки) (постановление правительства Москвы от 22 апреля 2003 года № 288-ПП) кадастрового учета и в процессе информационного взаимодействия

0) гЛ ю О Поверхностные водные объекты (поверхностные водотоки и водохранилища на них, поверхностные водоемы, ледники и снежники) Постоянное или временное сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа, имеющее границы, объем и черты водного режима (Водный кодекс Российской Федерации) Федеральный закон от 30 июня 2015 года № 244-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» В порядке информационного взаимодействия

Границы территорий Государственная граница Российской Федерации Линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации (Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации») Федеральный закон от 4 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» В порядке информационного взаимодействия

£

5

о ф

со

со со

со

-VI 00 со

о'

<

о

Продолжение таблицы 1

Объект Понятие Дата и основание возникновения в ГКН Технология внесения

о. о I-^ о. о. 0) I- Граница между субъектами Российской Федерации Административная граница, определяющая пределы территории субъекта Федерации, служащая административной границей, которая признается Российской Федерацией по состоянию на момент принятия федеральной Конституции, описывается и закрепляется в конституции (уставе) соответствующего субъекта Российской Федерации или в ином правовом акте, согласно которому этот субъект был образован, изменение которой подчиняется принципу территориальной целостности государства (Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года 4730-1 «0 Государственной границе Российской Федерации») Федеральный закон от 4 июля 2007 года № 221-ФЗ «0 государственном кадастре недвижимости» В порядке информационного взаимодей-

25 ^ I л £- Границы муниципальных образований Границы в пределах которых осуществляется местное самоуправление, установленные в соответствии с требованиями статьи 11 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации») ствия

Границы населенных пунктов Границы отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий (Земельный кодекс Российской Федерации)

гории с особым правовым режимом Особые экономические зоны Часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны (Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации») Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 184-ФЗ «0 внесении изменений в Федеральный закон «0 государственном кадастре недвижимости» и статью 6 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» В порядке информационного взаимодей-

Территориальные зоны Зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (Градостроительный кодекс Российской Федерации) Федеральный закон от 4 июля 2007 года № 221-ФЗ «0 государственном кадастре недвижимости» ствия

о. О- Зоны с особыми условиями использования территорий Охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и

о 00

№ о

05

Объект

Понятие

Дата и основание возникновения в ГКН

Технология внесения

л ш о ш л о. с

.0

ю о о о

о.

о

I-^

о. о.

хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации (Градостроительный кодекс Российской Федерации)

Территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)

Территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии со статьей 3.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»)

Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В порядке информационного взаимодействия

л

I-0) т

^ о ш л

ш л т ^

л о

е-о

сг 0)

В Р

2 а.

I

т

Ш- -

СГ о

а) о

о; с;

сг

т 0) .о с; ш ш о н т о

о 0) °|

о

Кадастровое деление

Осуществляемое органом кадастрового учета деление территории на кадастровые округа, кадастровые районы, кадастровые кварталы в целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров (Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»)

Геодезическая основа

Государственная геодезическая сеть, создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения (опорные межевые сети) (Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»)

Федеральный закон от 4 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

Картографическая основа

Карты, планы, требования к которым определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В порядке информационного взаимодействия

Проект межевания территории

Документ, разрабатываемый в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков в соответствии с градостроительным кодексом Российской Федерации (Градостроительный кодекс Российской Федерации)

Федеральный закон от 10 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

со т Ш, т ь о-

го О =1 -о

о о

ства. На территории ОЭЗ действует специальный налоговый режим:

• освобождение от налогов на землю, имущество и транспорт на 5 и более лет;

• снижение налога на прибыль;

• сокращение ставки единого социального налога;

• льготная аренда за используемый земельный участок.

Согласно земельному законодательству правовой режим использования земель в пределах особых экономических зон, а также на прилегающей к ним территории имеет ряд важных отличий от общего правила. Так, резиденты ОЭЗ ограничены в возможностях по передаче своих прав третьим лицам, передаче земельных участков в субаренду. Согласно законодательству Российской Федерации об ОЭЗ земельные участки предоставляются лицам без проведения торгов и предварительного согласования мест размещения таких объектов и т. д. (статьи 22, 29 и 30 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ). Авторы согласны с мнением А.В. Кучинской и С.А. Липски о том, что в связи с этим важно надлежащим образом урегулировать вопросы как создания ОЭЗ, так и определения прилегающей к ним территории 2.

Кроме того, как отмечал на заседании Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации заместитель Министра экономического развития Павел Королев, в настоящее время общедоступные источники информации о границах особых экономических зон в цифровом виде отсутствуют, а отдельные сведения об особых экономических зонах в бумажном виде содержатся только в соглашениях 3.

Приведенные обоснования обусловили необходимость внесения сведений об особых экономических зонах в государственный кадастр недвижимости, поскольку только наличие этих сведений в государственном информационном ресурсе может решить ряд общегосударственных и региональных задач управления, быть основой для обеспечения государственной и судебной защиты прав резидентов ОЭЗ, обеспечить информационную поддержку процессов землепользования в ОЭЗ, создание благоприятных условий для привлечения прямых инвестиций, включая иностранный капитал в ОЭЗ, а также использование ипотечного кредитования как одного из источников финансирования инвестиционных проектов по развитию территорий; обеспечить предоставление полной и достоверной информации для планирования и управления земельными ресурсами территории ОЭЗ, межведомственное взаимодействие при формировании объектов недвижимости на территории ОЭЗ, проведение государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля, осуществление мониторинга за состоянием и использованием земель, а также изменениями, происходящими на анализируемых территориях, проведение территориально-экономического планирования и функционального зонирования 4. В результате наличия в ГКН достоверного описания границ ОЭЗ инвесторы получат достоверные сведения о фактическом расположении участков с определенными границами, что позволит избежать ряда проблемных ситуаций, например, когда инвестор, рассчитывая получить налоговые преференции, организует производство на определенной террито-

Кучинская А. В., Липски С. А. Условия создания особых экономических зон и определение прилегающей к особым экономическим зонам территорий в Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 3 (150). РИА Недвижимость. 111^: http://riarealty.ru/ Смотри:

Варламов А. А. Гальченко С. А. Основы кадастра недвижимости : учебник для студентов учреждений высшего образования / под. ред. А. А. Варламова. М. : КолосС, 2013;

Варламов А. А. Экономика и экология землепользования : учебник для студентов высших учебных заведений : в 2 т. М. : ИД «Фолиум», 2015. Т. 2. Формирование и обоснование объектов системы землепользования.

2

3

4

рии, которая, как впоследствии выясняется, не входит в состав особой экономической зоны. Кроме того, на территории таких зон (кроме туристско-рекреационных) не допускается размещение объектов жилищного фонда.

Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» и приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № 42 (в редакции от 24 ноября 2015 года) «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости» в государственный кадастр недвижимости вносятся следующие сведения об особых экономических зонах, которые представляют отдельный раздел (слой) государственного кадастра недвижимости, на который открывается кадастровое дело:

1) тип особой экономической зоны.

В Российской Федерации в соответствии с существующим законодательством выделяются 4 типа ОЭЗ (табл. 2), которые могут быть объединены в кластеры. Площадь некоторых зон колеблется от 100 до 3,5 тысячи гектаров, некоторые ОЭЗ занимают площади целых областей и краев.

Помимо указанных, существуют 3 особые экономические зоны, действующие на основании отдельных Федеральных законов:

• особая экономическая зона в Магаданской области, функционирующая до 31 декабря 2025 года (создана в соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ «Об особой экономической зоне в Магаданской области»);

• особая экономическая зона в Калининградской области, функционирую-

щая до 1 апреля 2031 года (создана в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2006 года № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области...»);

• свободная экономическая зона на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, функционирующая до 31 декабря 2039 года (создана в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа.»);

2) описание местоположения границ особой экономической зоны.

В соответствии с приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 878 запись об описании местоположения особых экономических зонах в Реестре должна иметь следующую структуру:

• список координат характерных точек границы особой экономической зоны с указанием метода и погрешности определения координат в системе координат, установленной для ведения ГКН;

• перечень кадастровых номеров земельных участков, образующих особую экономическую зону.

С 1 января 2016 года обязательным приложением к документам (к содержащимся в таких документах сведениям), направляемым в орган кадастрового учета, является описание местоположения границ особой экономической зоны, подготовленное в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ «О землеустройстве», для описания местоположения границ объекта землеустройства;

3) реквизиты решений Правительства Российской Федерации о создании особой экономической зоны, об увеличении площади такой зоны или о досрочном прекращении ее существования.

Инициатива создания ОЭЗ принадлежит как Правительству Российской Федерации,

о

Таблица 2

Типы особых экономических зон

о £ Площадь территорий

Тип Понятие * Содержание 0 0) з- 1 Состав аренда/собственность резидентов, га процент от общей площади ОЭЗ

Промышленно-производственные Территории, внутри которых налажено производство конкретной промышленной продукции Расположены в наиболее развитых с экономической точки зрения регионах России, для которых характерно преобладание промышленных предприятий, а также наличие разветвленной транспортной инфраструктуры, богатых природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы 9 г. Астрахань, г. Владивосток, Липецкая область («Липецк»), Республика Татарстан («Алабуга»), Самарская область («Тольятти»), Свердловская область («Титановая долина»), Псковская область («Моглино»), Калужская область («Людиново»), Московская область («Ступино Квадрат») 310,3/150,6 38

Техн и ко-внедренческие Территории, внутри которых размещаются научно-исследовательские, проектные конструкторские бюро и организации Расположены в крупных российских научных центрах с высоким научно-техническим потенциалом 6 г. Москва («Зеленоград»), Московская область («Дубна», «Исток»), г. Санкт-Петербург, Томская область («Томск»), Республика Татарстан («Иннополис») 8/1,7 56

Туристско-рекреационные Территории, создаваемые для развития и оказания услуг в сфере туризма Расположены в наиболее живописных регионах с возможностями для развития пляжного, оздоровительного, приключенческого отдыха, экоту-ризма, экстремальных видов спорта 15 ** Республика Алтай («Алтайская долина», «Бирюзовая катунь»), Республика Бурятия («Байкальская гавань»), Ставропольский край («Гранд Спа Юца»), Иркутская область («Ворота Байкала»), кластер в Северо-Кавказском федеральном округе 171/8 31

Портовые Территории, создаваемые на участках, прилегающих к морским и (или) речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздуш- Расположены в непосредственной близости к глобальным морским торговым путям и воздушным коридорам 3 Ульяновская область («Ульяновск-Восточный»), Хабаровский край («Советская гавань»), Мурманская область 9/0 25

о оо

№ О

05

со

I

5! *

ф

X X

сс

I ^

о с .0 т

оо

0

1

X

XI

I

о 5

сР 9

т

«155 ° :Е сР

со

Д- се

£ ^

со

П Ф ><

О н

т ^

ф р

ф со

с х

О

О. О

О Н ®

ф Ф

.о ^^

I

3 9° Ш

^ сс со Р

сс

53 *

ф -0 р

>• ф

5 т

^ со

5

ф со ф Ф

Т

со

I

со т

х

*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

> §

о

^ т

ГО о V-

§1«

Ф СО

-о Ф с;

£ ^ ^ о

52 т ^ о

о ^

со 2

о

т х

I *

I

со о о со с

го

Т^ Н

т ^ р 12

со ^ о *

т о

" со

о о " о со с

энас^ои

ок с

с с о Р в х а н о

3 х и к с е

4

о н онк

э х ы б о с

0 б

О со

Ф

1

со

а д

о г

ю о о см

я л ю и

С\|

см

е н онк

а з

о н ь л

а р

е д

е

Ф

в

е

г у

р

к о

о н ь л

а р

е д

е фе

ок с з

каз

в а

I

о р

е в е

О

ыа ндр аое з

ю

с а

е

см

ця иле

бин а ин

1-Пф

в 1ин

-О Ф

ниб

О

тдс р зо

£ е Ф

п»с

я н о

1=

ц

ам ро е т

" т

е Ф

так и субъекту Российской Федерации, на территории которого предполагается создание ОЭЗ, а также муниципальному образованию совместно с органами власти субъекта Российской Федерации. В любом случае решение о создании ОЭЗ принимает Правительство Российской Федерации исходя из утвержденных им критериев создания особой экономической зоны. Так, например, последней созданной ОЭЗ в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1538 «О создании на территории городского округа Фрязино Московской области особой экономической зоны технико-внедренческого типа» является ОЭЗ «Исток»;

4) реквизиты соглашения о создании особой экономической зоны.

Соглашение о создании особой экономической зоны (в течение 30 дней со дня принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения) заключают Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается особая экономическая зона.

В рамках комплексов мероприятий стороны обязаны выполнить мероприятия по оформлению земельно-имущественных отношений на территориях ОЭЗ в установленные сроки, а именно:

• определение границ ОЭЗ посредством проведения кадастровых работ;

• проведение государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, планируемые под размещение ОЭЗ;

• проведение инвентаризационных мероприятий на территории ОЭЗ;

5) дата внесения, изменения либо аннулирования кадастровых сведений.

Датой признается дата принятия органом кадастрового учета соответствующего решения;

6) учетный номер и дата внесения учетного номера в Реестр.

Особым экономическим зонам присваивается учетный номер, состоящий из учетного номера кадастрового округа, учетного номера кадастрового района, номера типа зоны и порядкового номера зоны в перечне зон этого типа, разделенных точкой. Такой учетный номер относится к дополнительным характеристикам земельного участка, находящегося в границах особой экономической зоны.

Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» закреплена обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается особая экономическая зона, в срок не более десяти рабочих дней со дня заключения соглашения о ее создании направлять в орган кадастрового учета документы, необходимые для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости и не более чем через пять рабочих дней с даты окончания действия соглашения о создании особой экономической зоны направлять в орган кадастрового учета уведомление о прекращении ее существования в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

Необходимость расширения круга объектов государственного кадастра недвижимости подтверждают наметившиеся тенденции интеграции и объединения большинства кадастров и реестров в единый информационный ресурс, содержащий разносторонние сведения об объектах недвижимости и природных ресурсах, что позволит устранить дублирование сведений

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и расхождение в них, эффективно реали-зовывать принципы земельных отношений, информационное обеспечение управления земельными ресурсами, обеспечить гарантии прав, формирование местных бюджетов, эффективное функционирование земельного рынка и рынка недвижимости, повышение капитализации предприятий и иные стратегические цели развития России в целях увеличения национального богатства и уровня жизни граждан страны. Как считает В.В. Алакоз, по степени цивилизованности и уровню развития кадастра можно судить и об уровне развития общества 5. Также необходимо отметить, что в 2017 году вступит в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которым сведения об охотничьих угодьях, о территориях опережающего социально-экономического развития, зонах территориального развития, игорных зонах, лесничествах, лесопарках, береговых линиях (границах водных объектов) в Российской Федерации должны содержаться в реестре недвижимости.

ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ИСТОЧНИКИ

1. О государственном земельном кадастре : Федеральный закон от 2 января 2000 года № 28-ФЗ (утратил силу). Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

2. О государственном кадастре недвижимости : Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ : в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

3. Об особых экономических зонах в Российской Федерации : Федеральный закон от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ : в редакции Федерального закона от 13 июля 2015 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

См. информационный портал ГИС-ассоциации URL: www.gisa.ru

5

4. О землеустройстве : Федеральный закон от 18 июня 2001 года № 78-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

5. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и статью 6 Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» : Федеральный закон от 29 июня 2015 года № 184-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

6. О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 315-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 30 июня 2015 года № 244-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

8. Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ : в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

9. Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ : в редакции Федерального закона от 9 марта 2016 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

10. Земельный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ : в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

11. Градостроительный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ : в редакции Федерального закона от 30 декабря 201 5

года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

12. Водный кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 3 июня 2006 года № 74-ФЗ : в редакции Федерального закона от 28 ноября 2015 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

13. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 10 июня 2014 года № 171-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Соглашение по вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны (Санкт-Петербург, 18 июня 2010 года) (с изменениями и дополнениями). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

15. О Государственной границе Российской Федерации : Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 : в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Об утверждении Порядке ведения государственного кадастра недвижимости : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 февраля 2010 года № 42 : в редакции приказа от 24 ноября 2015 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

17. Об особой экономической зоне в Магаданской области : Федеральный закон от 31 мая 1999 года № 104-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

18. Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 10 января 2006 года № 16-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

19. О развитии Крымского федерально-

го округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя : Федеральный закон от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

20. О внесении изменений в Порядок ведения государственного кадастра недвижимости : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 24 ноября 2015 года № 878. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

21.О создании на территории городского округа Фрязино Московской области особой экономической зоны технико-внедренческого типа : постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015 года № 1538. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

22. О государственной регистрации недвижимости : Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ : в редакции Федерального закона от 3 июля 2016 года. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

23. Об утверждении порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров : приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 4 апреля 201 1 года № 144. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

24. Об утверждении Московских городских строительных норм (МГСН) 2.07-01 «Основания, фундаменты и подземные сооружения» : постановление правительства Москвы от 22 апреля 2003 года № 288-ПП. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

25. Большая Советская Энциклопедия : в 50 т. М., 2002. Т. 41.

26. Варламов А. А. Гальченко С. А. Основы кадастра недвижимости : учебник для студентов учреждений высшего образования / под. ред. А. А. Варламова. М. : КолосС, 2013.

27. Варламов А. А. Экономика и экология землепользования : учебник для студентов высших учебных заведений : в 2 т. М. : ИД «Фолиум», 2015. Т. 2. Формирование и обоснование объектов системы землепользования.

28. Золотухина М. М. Особая экономическая зона - перспективный социально-экономический проект // Среднерусский вестник общественных наук. 2007. № 3 (4).

29. Кучинская А. В., Липски С. А. Условия создания особых экономических зон и определение прилегающей к особым экономическим зонам территорий в Российской Федерации // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2014. № 3 (150).

30. РИА Недвижимость. URL: http:// riarealty.ru/

31. ГИС-ассоциация : [сайт]. URL: www. gisa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.