Экономический вестник Ростовского государственного университета 2006 Том 4 № 1
1 28
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ КАК НОВЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ
П.В. ПАВЛОВ
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и финансов Таганрогского института управления и экономики
В реалиях сегодняшнего дня актуальным становится вопрос о степени открытости экономики России и выработке стратегии ее интеграции в мировое сообщество, включая вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). Следует отметить, что членство в ВТО даст России повод для пересмотра направленных против нее антидемпинговых санкций, поскольку ущерб, оцениваемый Минэкономразвития и торговли РФ, оценивается в 3,5 млрд долл. в год [3, с. 9].
Непременными условиями активного участия нашей страны в системе мирохозяйственных связей являются структурная перестройка экономики и обновление ее технологического базиса, повышение эффективности и конкурентоспособности производства, диверсификация структуры экспорта. Все эти мероприятия требуют больших капитальных затрат, поэтому вопрос о привлечении инвестиций в экономику становится сейчас для России особо важным. Данные инвестиции могли бы обеспечить экономический подъем в некоторых отраслях, улучшить экономическое положение страны в целом. В условиях дефицита долгосрочных инвестиционных ресурсов государственная поддержка инвесторов (адресная, конкурсная и сконцентрированная в точках экономического роста) жизненно необходима.
В связи с этим пересматривается и отношение к свободным (особым) экономическим зонам (СЭЗ). Исходя из мирового опыта, курс на организацию СЭЗ в России мог бы способствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, возрождения регионов, развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов. Использование для целей развития страны концепции СЭЗ удобно и тем, что она не противоречит желанию вступления России в ВТО, так как статьей XXIV ГАТТ 1994 допускаются определенные исключения из режима наибольшего благоприятствования в торговле между членами ВТО для участников соглашений о зоне свободной торговли или таможенном союзе [3, с. 116].
Попытки осуществления идеи развития СЭЗ в нашей стране привели к созданию на ее территории за период с 1990 по 2005 г. 24 СЭЗ [4, прил. 1]. Они значительно различались не только механизмом действия льготного экономического режима, но и высокой неоднородностью по характеристикам занимаемой территории. Статус СЭЗ был закреплен за 11 регионами общей площадью 1 млн кв. км (7% всей территории) с проживающими на ней 18,5 млн человек (13% населения России).
Хотя созданные СЭЗ и способствовали притоку в Россию иностранного капитала, росту числа совместных предприятий в Находке, Калининграде, Магадане, на Сахалине, они нуждались в корректировке. Прежде всего, масштабы зон были заведомо нереальными. Для инфраструктурного обустройства большинства из них требовались большие капиталовложения, обеспечить которые российское правительство было не в состоянии. В свободных экономических зонах имели место массовые случаи несоответствия инвес-
© Павлов П.В., 2006
тиционной, производственной и внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов действующему российскому законодательству, получил развитие теневой бизнес. Отмечалась тенденция осложнения криминогенной обстановки в свободных экономических зонах. Нередко СЭЗ использовались в качестве канала перекачки стратегического сырья, дефицитных ресурсов и валюты из России за границу.
Нормативно-правовое регулирование деятельности СЭЗ в России также характеризуется рядом этапов. Вступивший в силу в сентябре 1991 г. Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР», в котором целая глава была посвящена СЭЗ, заметно упорядочил процесс их образования [1]. По этому закону СЭЗ создавались с целью привлечения иностранного капитала, передовой зарубежной техники, технологии и управленческого опыта, развития экспортного потенциала. В СЭЗ устанавливался льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестиций и предприятий с иностранным участием: упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Таможенный кодекс РФ 1993 г. заложил основы для создания свободных таможенных зон и свободных складов, являющихся одной из разновидностей СЭЗ [5]. Принятый в 1995 г. Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» определял, что особый территориальный режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности на территории СЭЗ, устанавливается федеральным законом о СЭЗ, другими федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации [11, ст. 23]. Для СЭЗ предусматривался упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями и осуществления экспортно-импортных операций.
В то же время ряд вопросов, связанных с созданием и функционированием СЭЗ, оставался неурегулированным, что не давало возможности для их нормального развития. К таким вопросам, в частности, относились:
- распоряжение и порядок пользования землей;
- финансирование создания и развития зон;
- порядок управления зонами;
- система взаимоотношений администрации зоны с федеральными, региональными и местными органами власти и др.
Необходимость в принятии отдельного специального закона «О свободных (особых) экономических зонах» назрела давно, и 23 июля 2005 г. Президент Российской Федерации подписал разработанный Правительством РФ Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [8]. Данный закон определяет правовой режим особых экономических зон (ОЭЗ) на территории России, порядок их создания, функционирования и существования, а также устанавливает особенности ведения предпринимательской деятельности на их территории. Наличие закона о СЭЗ должно создать экономическую стабильность для деятельности инвесторов и обеспечить решение текущих и перспективных задач, стоящих перед российской экономикой.
В соответствии с данным законом особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности. Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Создаваемые зоны могут находиться на территории только одного муниципального образования, при этом территория зоны не может включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
При создании особой экономической зоны Правительство Российской Федерации определяет виды деятельности, осуществление которых разрешено на ее территории.
Особая экономическая зона создается на двадцать лет. Срок существования особой экономической зоны продлению не подлежит. Решение о досрочном прекращении существования особой экономической зоны принимается Правительством Российской Федерации.
Управление особыми экономическими зонами возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по управлению особыми
Экономический вестник Ростовского государственного университета 2006 Том 4 № 1
Экономический вестник Ростовского государственного университета 2006 Том 4 № 1
экономическими зонами, и его территориальные органы. Таким органом стало Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами, подведомственное Министерству экономического развития и торговли РФ [6].
Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципального образования, хозяйствующих субъектов, контроля за выполнением соглашения о создании особой экономической зоны, контроля за расходованием бюджетных средств, выделяемых на обустройство территории, а также для рассмотрения и утверждения перспективных планов развития особой экономической зоны создается Наблюдательный совет особой экономической зоны.
Закон об ОЭЗ предусматривает создание в России ОЭЗ двух типов: технико-внедренческие зоны, предназначенные для разработки и внедрения продуктов научной деятельности, и промышленно-производственные зоны, предназначенные для производства высококачественной конкурентоспособной продукции.
Промышленно-производственные ОЭЗ создаются на участках территории, площадь которых составляет не более 20 кв. км.
Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Резидент промышленнопроизводственной особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только промышленно-производственную деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении промышленно-производственной деятельности, и осуществить инвестиции в объеме и сроки, предусмотренные соглашением.
Под промышленно-производственной деятельностью понимается производство и (или) переработка товаров (продукции) и их реализация. По соглашению о ведении промышленно-производственной деятельности резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 10 млн евро (за исключением нематериальных активов). При этом резидент особой экономической зоны обязан осуществить капитальные вложения в рублях в сумме, эквивалентной не менее 1 млн евро (за исключением нематериальных активов), в течение года с даты заключения указанного соглашения.
Технико-внедренческие ОЭЗ создаются не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более 2 кв. км.
Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности. Резидент технико-внедренческой особой экономической зоны вправе вести на территории особой экономической зоны только технико-внедренческую деятельность в пределах, предусмотренных соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности.
Под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем.
Индивидуальные предприниматели и коммерческие организации, не являющиеся резидентами особой экономической зоны, вправе осуществлять предпринимательскую деятельность на территории особой экономической зоны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Резидентам особой экономической зоны предоставляется широкий спектр преференций, направленных на стимулирование ведения предпринимательской деятельности. Налогообложение резидентов особой экономической зоны осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в связи действием режима особой экономической зоны [10]. Так, при реализации товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0%. При помещении подакцизных товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров в соответствии с таможенным режимом экспорта акциз не уплачивается или уплаченные суммы акциза возвращаются (засчитываются) налоговыми органами Российской Федерации. Для налогоплательщиков -организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента техниковнедренческой особой экономической зоны и производящих выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, применяется пониженная ставка единого социального налога в размере 14%. Налогоплательщики - организации, имеющие статус резидента промышленно-производственной особой экономической зоны, вправе в отношении собственных основных средств к основной норме амортизации применять ускоренный коэффициент, но не выше 2. Организации - резиденты особой экономической зоны освобождаются от налогообложения налогом на имущество в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет. Организации - резиденты особой экономической зоны освобождаются от налогообложения земельным налогом сроком на 5 лет с момента возникновения права собственности на земельный участок, предоставленный резиденту особой экономической зоны.
Таможенное регулирование в особых экономических зонах также имеет свою специфику. Товары, помещаемые резидентами в особые экономические зоны в целях ведения промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности, подлежат помещению под таможенный режим свободной таможенной зоны. Данный режим предусматривает размещение и использование в пределах территории особой экономической зоны иностранных товаров без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость, а также без применения к указанным товарам запретов и ограничений экономического характера, а российских товаров на условиях, применяемых к вывозу в соответствии с таможенным режимом экспорта с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
Территория особой экономической зоны является зоной таможенного контроля. Ввоз товаров на территорию особой экономической зоны и вывоз с ее территории осуществляются с разрешения таможенных органов.
При вывозе ранее ввезенных иностранных товаров с территории ОЭЗ на остальную территорию РФ таможенными органами взимаются таможенные пошлины, НДС и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату вывоза товаров с территории особой экономической зоны. При вывозе ранее ввезенных иностранных товаров с территории ОЭЗ за пределы территории РФ ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта (за исключением иностранных товаров, вывозимых за пределы таможенной территории РФ в неизменном состоянии).
При вывозе российских товаров с территории ОЭЗ на остальную территорию РФ таможенными органами взимаются НДС и акцизы по ставкам налогов, действующим на дату вывоза товаров с территории ОЭЗ. При вывозе российских товаров с территории ОЭЗ за пределы территории РФ ввозные таможенные пошлины и налоги не взимаются, а вывозные таможенные пошлины подлежат уплате в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Срок действия таможенного режима свободной таможенной зоны не ограничен во времени. Товары могут находиться на территории особой экономической зоны в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны в течение всего срока существования особой экономической зоны.
Экономический вестник Ростовского государственного университета 2006 Том 4 № 1
Экономический вестник Ростовского государственного университета 2006 Том 4 № 1
Налоговые и таможенные органы Российской Федерации осуществляют налоговый и таможенный контроль на территории особой экономической зоны. При двух и более существенных нарушениях резидентом особой экономической зоны налогового и (или) таможенного законодательства лицо может быть лишено статуса резидента особой экономической зоны по результатам рассмотрения судом заявления органов управления особыми экономическими зонами.
Льготы по уплате таможенных платежей, предоставляемые согласно Федеральному закону «Об иностранных инвестициях в РФ» [7] иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетного инвестиционного проекта, не распространяются на отношения, связанные с осуществлением промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности резидентами особой экономической зоны.
Одной из важнейших гарантий, предоставляемой резидентам ОЭЗ и закрепленной на законодательном уровне, является широко применяемая в мировой практике гарантия от неблагоприятного изменения для инвестора законодательства Российской Федерации. Смысл ее заключается в том, что акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, законы субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщиков - резидентов особых экономических зон, за исключением актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, касающихся налогообложения подакцизных товаров, не применяются в отношении резидентов особых экономических зон в течение срока действия соглашения о ведении промышленнопроизводственной или технико-внедренческой деятельности.
Благодаря совершенствованию процесса законодательного регулирования, мощной системе налоговых и таможенных преференций, курс на организацию особых экономических зон в России мог бы способствовать решению ряда приоритетных для страны проблем в области стабилизации и подъема экономики, улучшения инвестиционного климата, возрождения регионов, развития внешнеэкономической деятельности и международных контактов.
28 ноября 2005 г. состоялось заседание первых конкурсных комиссий по отбору заявок на создание особых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типов. Победителями конкурса по созданию особых экономических зон признаны:
1. Технико-внедренческого типа - 4 региона:
- Санкт-Петербург,
- Москва (г. Зеленоград),
- Московская область (г. Дубна),
- Томская область (г. Томск).
2. Промышленно-производственного типа - 2 региона:
- Липецкая область (г. Липецк),
- Татарстан (г. Елабуга).
В 2006 г. в федеральном бюджете предусмотрено 8 млрд руб. на строительство этих шести зон [2].
Несмотря на ряд таможенных и налоговых преференций для резидентов ОЭЗ, возникает опасение, что данные ОЭЗ не смогут работать на полную мощность и наравне конкурировать с товарами иностранного производства не только на российских рынках, но и за рубежом. Создавать «прорывной продукт» возможно при использовании режима полного наибольшего благоприятствования со стороны государства. Особенно это касается сборочных производств в ОЭЗ промышленно-производственного типа. В связи с разрывом производственных связей предприятий России со странами ближнего зарубежья, производство многих современных наукоемких и капиталоемких изделий невозможно осуществлять без товаров иностранного происхождения, входящих в конечный продукт, производимый на территории зоны.
Для стимулирования в ОЭЗ операций по глубокой переработке, увеличения доли российских затрат в себестоимости конечной продукции, возможно использовать имеющийся
опыт таможенного обложения производимой продукции в ОЭЗ Калининградской и Магаданской областей, предусматривающий предоставление льгот по уплате таможенных платежей при вывозе товаров с территории ОЭЗ в зависимости от страны происхождения товаров [9]. Подтверждением происхождения товаров с территории ОЭЗ служит сертификат происхождения товаров, который выдается при условии осуществления достаточной переработки на территории особой экономической зоны, рассчитываемой по формуле:
где Дц - добавленная стоимость товаров на территории особой экономической зоны; Рц - стоимость товара, произведенного на территории Особой экономической зоны; Рст имп - таможенная стоимость товаров, не происходящих с таможенной территории Российской Федерации, без таможенной стоимости товаров, не происходящих с таможенной территории Российской Федерации и выпущенных на таможенной территории Российской Федерации в свободное обращение.
Размер добавленной стоимости (Дц) может устанавливаться отдельно для каждой ОЭЗ, в зависимости от величины осуществляемых капиталовложений, количества создаваемых рабочих мест, производства продукции приоритетных отраслей народного хозяйства и т.п.
Таким образом, концепция ОЭЗ, заложенная в новом законе об ОЭЗ, разработана применительно к условиям РФ с учетом задач экономического роста национальной хозяйственной системы страны и предлагается в качестве перспективной модели развития отдельных российских территорий, обладающих хорошими предпосылками для образования полюсов роста. Создание ОЭЗ двух видов позволяет решать насущные задачи российской экономики - стимулирование инновационного процесса при ограниченном привлечении государственных средств при создании технико-внедренческих зон и привлечение в приоритетные отрасли экономики капитальных вложений при создании промышленно-производственных зон. Взамен этого резиденты ОЭЗ получают от государства широкий спектр налоговых и таможенных преференций, направленных на стимулирование ведения предпринимательской деятельности в этих территориальных образованиях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Закон РФ от 4 июля 1991 г. № 1545-1 «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
2. Коммерсант. 2005. 12 дек.
3. Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО: Совместный Доклад РАН и Национального инвестиционного совета. М., 2002.
4. Павлов П.В. Свободные экономические зоны в развитии национальной экономики / Под ред. проф. А.Ю. Архипова. Таганрог: Изд-во ТИУиЭ, 2005.
5. Таможенный кодекс РФ. Утвержден ВС РФ 18 июня 1993 г. № 5221-1. Утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации № 61-ФЗ от 28 марта 2003 г. «Таможенный кодекс Российской Федерации» (за исключением гл. 12 «Свободный склад»).
6. Указ Президента РФ от 22 июля 2005 г. № 855 «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами».
7. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ». Ст. 1б. М., 1999.
8. Федеральный закон от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ». М., 2005.
9. Федеральный закон от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» и Федеральный закон от 31 мая 1999 г. № 104-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Магаданской области».
10. Федеральный закон Российской Федерации № 117-ФЗ от 22 июля 2005 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». М., 2005.
11. Федеральный закон РФ от 13 октября 1995 г. № 157-Ф3 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Ст. 23. Утратил силу в связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации № 164-ФЗ от 8 декабря 2003 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
Экономический вестник Ростовского государственного университета 2006 Том 4 № 1