НАУЧНЫЙ ПОИСК МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ
94
УДК 502.3 (470.26)
Е.Е. Новова
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ В ШКОЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
Как показал анализ изучения географии в школе, учащиеся не получают целостного представления об особо охраняемых природных территориях, их целях и задачах. Не используется при этом иллюстративный материал. Предлагается системный подход к раскрытию данной темы на уроках географии.
The analysis of the geography course in secondary schools shows that students do not get a clear and precise idea of specially protected nature territories, their purposes and tasks. The article offers a new systematic approach to teaching Geography in secondary school.
Анализ современных школьных программ показал, что в школьной географии недостаточно внимания уделяется особо охраняемым природным территориям (ООПТ). Впервые о них учащиеся узнают в седьмом классе, и то при изучении природных зон Африки [2, с. 115]. Кратко упоминается также о самом известном Йеллоустонском национальном парке в Кордильерах (США) [2, с. 193]. О российских ООПТ учащиеся практически ничего не знают.
При описании Евразии в курсе географии материков и океанов можно встретить и упоминания о создании национальных парков и заповедников в Северной Европе, Франции, Польше, Италии, Монголии, Японии и Индии [2, с. 230, 233, 239, 245, 252, 258, 261], но нет ни одной фотографии, характеризующей ландшафт особо охраняемой природной территории. А ведь национальные парки и заповедники — это поистине природные сокровища человечества. Многие из них включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
В восьмом классе при изучении физической географии России рассматриваются определения понятий: «заповедники», «биосферные заповедники», «заказники», «национальные парки», «памятники природы»; освещается цель создания ООПТ. Материал излагаетсяс примерами, но опять-таки без иллюстраций [3, с. 161, 203, 249, 281]. В девятом и десятом классах об ООПТ не упоминается вообще. В результате учащиеся не получают целостного представления обо всех особо охраняемых территориях, их сходствах и различиях, целях и задачах.
На наш взгляд, необходимо, начиная с курса физической географии материков и океанов, формировать у учащихся понятие «особо
ООПТ в школьном географическом образовании
охраняемые природные территории», основываясь на позиции Всемирной комиссии по охраняемым территориям, определившей ООПП как «участок земли и/или моря, специально предназначенный для сохранения и поддержания биологического разнообразия, природных и связанных с ними культурных ресурсов, природоохранный режим на котором обеспечивается законодательными и иными эффективными средствами». При этом следует использовать международную классификацию ООПТ, согласно которой они делятся на несколько категорий:
• первая (самая высокая) — охраняемые территории, созданные с целью изучения или/и сохранения участков дикой природы, имеющие самый строгий режим охраны (заповедники, в том числе биосферные);
• вторая — национальные парки, образованные с целью защиты экосистем и рекреации;
• третья — памятники природы, учрежденные для сохранения специфических природных характеристик (уникальных природных или природно-антропогенных объектов);
• четвертая — заказники, организуемые для сохранения и восстановления популяции определенных видов животных или растений;
• пятая — охраняемые ландшафты или региональные парки, формируемые для сохранения ландшафтов и рекреации;
• шестая — ресурсоохранные территории для устойчивого использования естественных экосистем (лесозащитные, водоохранные, почвозащитные зоны).
После этого было бы полезно кратко проинформировать учащихся об истории формирования системы ООПТ в мире, показать динамику их развития, назвать основные критерии, по которым они выделяются, раскрыть главные функции (природоохранную, научную, рекреационную, просветительскую). В дальнейшем при изучении материков и океанов следует раскрывать значение самых известных национальных парков и заповедников, используя красочные иллюстрации. Особое внимание необходимо обращать на объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Желательно организовать и самостоятельную работу учащихся по поиску дополнительного материала о тех или иных ООПТ Африки, Южной и Северной Америки и т. д.
Мы считаем, что в курсе физической географии России целесообразно углубить представления об ООПТ, рассмотрев их с позиции российского законодательства. Необходимо обратить внимание на проблемы, связанные с нарушением правил посещения ООПП. Интересные и познавательные беседы о знаменитых заповедниках и национальных парках России следует проводить с использованием красочного иллюстративного материала.
Несколько занятий следует посвятить изучению ООПТ родного края, в том числе Калининградской области, рассказать о том, что первые «заповедные» территории в Восточной Пруссии появились еще в начале нашей эры. Их создание было связано с языческими верованиями древних жителей этой земли — пруссов. У них были так называемые
96
священные рощи, где, по преданиям, жили боги и души умерших людей. Самой известной из них считается роща Ромове. Здесь в лучах священного огня совершал свои обряды главный жрец пруссов — Кри-ве-Кривайтис. Здесь запрещалось вести хозяйственную деятельность, рубить деревья. У пруссов священными (охраняемыми) были не только деревья, но и реки, камни, животные и т. д.
В начале XVIII в. по приказу правителей некоторые богатые дичью местности, удобные для охоты, были взяты под особую охрану. Одной из них стала Куршская коса — уникальный природный комплекс, образованный песчаными дюнами и ставший излюбленным местом королевских охот начиная с XVI в. По указу короля Фридриха Вильгельма I на Куршской косе был организован первый в Восточной Пруссии заповедник «Королевский лес». Особый режим сохранился в этом прекрасном уголке южнобалтийской природы и в наши дни.
В 1987 г. постановлением Совета Министерства РСФСР был учрежден государственный природный национальный парк «Куршская коса» — первая ООПТ федерального значения в Калининградской области. В 2000 г. ее включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как «культурный ландшафт», призванный служить примером гармоничного сосуществования природы и деятельности человека [1, с. 139 — 143]. Здесь сохраняются даже такие феномены, как подвижные дюны и «пьяный лес».
При изучении системы ООПТ очень важно использовать различные методы: экскурсии, ролевые игры, поиск информации в сети Интернет, написание и защиту рефератов, проблемное обучение, дискуссии и т. д. В курсах географии девятого и десятого классов необходимо также освещать значение особо охраняемых природных комплексов — и не только их рекреационное использование, но и важнейшую роль для устойчивого развития регионов.
Реализация системного подхода к изучению ООПТ в школьных курсах географии позволит сформировать у учащихся более полное представление об этих уникальных объектах и значительно повысит уровень экологического и эстетического воспитания.
Список литературы
1. Амозова Е.Е. Эволюция взглядов на особо охраняемые природные территории (ООПТ) Калининградской области / / Экологические проблемы Калининградской области и Балтийского региона: Сб. науч. тр. Калининград, 2002. С. 139 — 143.
2. Коринская В.А. и др. География материков и океанов: Учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М., 1998.
3. Раковская Э.М. География: природа России: Учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2001.
Об авторе
Е.Е. Новова — преподаватель географии, профессиональный лицей ресторанно-гостиничного хозяйства № 23, е-таііі: elenamozova@rambler. ги.