Т. С. Голдобина, Н. Н. Китаева, Д. П. Игнатьева, Д. В. Лебедева, С. Н. Трошкова, В. Ю. Чилина
Особенности звукослоговой структуры слова
у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Среди детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи достаточно распространенным дефектом является нарушение звукослоговой структуры слова. Многие авторы (З.Е. Агранович [1], Г.В. Бабина [2], Л.Б. Есечко [3], В.А. Ковшиков [4], Р.Е. Левина [5], Е.Ф. Соботович [7]) сходятся во мнении, что недостаточное внимание к своевременному устранению данного нарушения приводит к значительным трудностям его коррекции, так как звукослоговая структура слова формируется поэтапно в течение длительного времени под влиянием все более полного овладения системой родного языка.
В связи с этим необходимо совершенствовать традиционные направления, методы, а также приемы формирования звукослоговой структуры слов у детей с общим недоразвитием речи.
Констатирующий эксперимент проводился в ноябре 2014 года на базе МБДОУ «Детский сад № 12 компенсирующего вида» города Гатчины Ленинградской области. В нем принимали участие две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная.
Экспериментальная группа состояла из 15 детей старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением ОНР III уровня, стертая псевдобульбарная дизартрия, контрольная - из их сверстников без речевой патологии в том же количестве.
Для исследования состояния звукослоговой структуры слова у дошкольников предлагалась методика, включающая в себя 6 заданий, направленных на исследование способности повторения слов разного уровня сложности. В основу методики легли разработки Л.Р. Зиндер, А.С. Штерн (по Т.А. Титовой [8]), А.К. Марковой [6]).
При анализе результатов исследования были выявлены основные тенденции нарушения звукослоговой структуры слова:
• Стремление придать слогам не только со стечением согласных, но и закрытым, а также обратным слогам структуру прямого слога (трактор - «тракатор», тигр - «тигара», аквариум - «аквариуму»). Этот факт связан с тем, что единицей произношения в русском языке является прямой слог.
• Слова сложной звукослоговой структуры вызывали большие затруднения у детей как экспериментальной, так и контрольной групп.
• Большая часть ошибок у детей была связана с трудностями воспроизведения стечений согласных. Причем в тех случаях, когда
82
два согласных встречались на стыке двух слогов («спички», «туфли»), ошибок было намного меньше, что скорее всего связано с тем, что, с точки зрения лингвистики, данная позиция, как правило, не является стечением, согласные распределяются между соседними слогами.
Также отмечены следующие типы ошибок:
1) на уровне слоговой наполняемости слов дети в основном пропускали слоги (черепаха - «чепаха», милиционер - «мицинер»); переставляли слоги (помидор - «миподор»);
2) на уровне звуковой наполняемости слов были допущены следующие ошибки:
- пропуск согласных звуков в стечении (шахматы - «шаматы», космонавт - «космонат», спички - «пички»);
- добавление гласного звука при стечении согласных (туфли -туфали, пустышка - пусатышка, сапожник - сапоженик);
- замены звуков, связанные с предвосхищением (антиципацией) (морковка - «корковка») или, наоборот, с застреванием (персеверацией) на одном звуке (помидор - «помидом»).
• У испытуемых обеих групп наблюдались общие ошибки, связанные:
- с упрощением стечений согласных (пропуск согласных парикмахерская - «паримахерская»);
- пропуском слогов (милиционер - «миционер»);
- перестановкой звуков соседних слогов (сковорода - «скоро-вода»).
В результате анализа полученных данных были выявлены следующие особенности воспроизведения звукослоговой структуры слов у дошкольников с ОНР:
1. Наибольшее количество ошибок испытуемые допускали при воспроизведении слов сложной слоговой структуры, в трехсложных словах со стечением согласных и закрытым слогом, в четырехсложных словах из открытых слогов.
2. Относительно немного ошибок было допущено в заданиях на воспроизведение односложных слов, а также двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов, из открытого и закрытого слогов.
3. Отмечались специфические (т. е. характерные только для испытуемых экспериментальной группы) ошибки, такие как пропуски, перестановки, добавления, замены звуков и слогов в словах различных конструкций.
4. Наиболее частотными у детей с ОНР III уровня были ошибки, связанные с упрощением стечений согласных за счет сокращения или замен согласных в структуре такого слога, добавления гласного в стечение или скандированного произнесения слова со стечением.
83
Выявленные нарушения свидетельствуют о необходимости проведения целенаправленной логопедической работы, направленной на устранение выявленных нарушений звукослоговой структуры слова.
Список литературы
1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей. - СПб., 2001.
2. Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие. - М., 2005.
3. Есечко Л.Б. Особенности овладения звукослоговым составом слова учащихся с общим недоразвитием речи. - М., 1971.
4. Ковшиков В.А. Экспрессивная алалия. - М., 2007.
5. Левина Р.Е. Общее недоразвитие речи. - М., 1969.
6. Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи. - М., 1988.
7. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции. -М., 2003.
8. Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией. - М., 1995.
А. А. Голубева, Н. Н. Китаева,
Э. А. Голубева, Е. А. Мельникова, А. В. Орловская
Особенности процесса чтения у учащихся начальных классов общеобразовательной школы с дислексией
Чтение является достаточно сложным психофизиологическим процессом, с помощью которого школьники получают основной объем знаний и информации.
На начальных этапах обучения в школе у некоторых детей обнаруживаются затруднения с чтением. Интерес к проблемам раннего выявления, предупреждения и коррекции специфических нарушений чтения (дислексии) у детей обусловлен тем, что чтение, как деятельность, играет важную роль в жизни человека: во-первых, оно стимулирует его психическое развитие; во-вторых, обеспечивает общеобразовательную подготовку; в-третьих, влияет на формирование личности [4].
Навыки чтения у учащихся формируются достаточно медленно, особенно если дети приходят в школу, не умея читать и не будучи знакомыми с буквами. Трудности автоматизации техники чтения имеют прямое отношение к особенностям высших психических функций младших школьников. Помимо технической стороны чтения, в которую входит правильность, беглость (скорость), вырази-
84