ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО ГНОЗИСА И ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ И ДЕТСКОМ ДОМЕ
THE FEATURES OF VISUAL GNOSIS AND VISUAL-SPATIAL FUNCTIONS OF PRIMARY SCHOOL PUPILS BROUGHT UP IN FOSTER FAMILIES AND ORPHANAGES
В.А. Медюшко
Высшие психические функции, онтогенез, младший школьный возраст, полная семья, замещающая семья, детский дом, группы риска. В статье анализируется влияние социокультурных факторов, а именно проживание в условиях детского дома, родной и замещающей семьи на развитие зрительного гнозиса и зрительно-пространственных функций. Наблюдается неравномерность в сформированности высших психических функций у всех исследуемых младших школьников.
V.A. Medyushko
Higher mental functions, ontogenesis, primary school age, two-parent family, foster family, orphanage, risk groups.
The paper analyses the influence of socioculturai factors, such as living in the conditions of an orphanage, a family of origin and a foster family on the development of visual gnosis and visual-spatial functions. There is unevenness in the formation of higher mental functions observed in all examined primary school pupils.
В настоящее время широко используется процесс деинсгитуализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Количество таких детей за последние 5 лет постепенно сокращается. Тем не менее многие дети в силу различных причин вынуждены оставаться в интернатных учреждениях. Это может быть связано с наличием у ребенка инвалидности, братьев или сестер.
Согласно современным исследованиям отечественных и зарубежных ученых, проживание в школах-интернатах негативно влияет на умственное развитие детей. Ребенок, проживающий вне семьи, с изначально нормальным интеллектом к определенному возрасту будет иметь проблемы в когнитивном развитии [Пер-сиянцева, 2013]. При переходе воспитанника детского дома в замещающую семью сохраняются особенности его высших психических функций, влияющие на дальнейшее развитие ребенка. К тому же с началом школьного обу-
чения несформированность высших психических функций становится особенно явной, в то же время в этот период еще имеется значительный коррекционный потенциал, который необходимо использовать в работе специалистов. Поэтому немаловажно знать особенности развития детей, воспитывающихся в разных условиях, для того чтобы иметь возможность организовать целенаправленную коррекционно-развивающую поддержку.
Для исследования состояния зрительного гнозиса и зрительно-пространственных функций младших школьников, проживающих в разных социальных условиях, применялись методы нейропсихологического обследования, разработанные А.Р. Лурия и модифицированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова [Лурия, 1969; Ахутина, Иншакова, 2012]. При этом все параметры, связанные с качеством и продуктивностью выполнения, оценивались по прин-
ципу «чем лучше, тем выше балл», а все виды ошибок учитывались с отрицательным знаком [Фотекова, 2004].
Статистическая обработка данных выполнялась с помощью пакета программ SPSS for Windows 17 с применением описательной статистики, однофакторного дисперсионного анализа ANOVA, апостериорного критерия Бонферрони.
В исследовании принимали участие 3 группы детей, младшего школьного возраста, воспитывающихся в разных социальных условиях: 70 - в кровной семье, 70 - в детском доме, 70 -в замещающей семье. Всего было обследовано 210 детей. В выборку не включались школьники, имеющие медицинские заключения об ано-
малиях в развитии и неврологических заболеваниях.
Начало младшего школьного возраста характеризуется активным периодом развития функций, связанных с переработкой зрительной информации. Возрастает продуктивность узнавания перечеркнутых и наложенных изображений, улучшается узнавание недорисованных, сокращается количество как перцептивно-близких, так и перцептивно-далеких ошибок [Фотекова, 2007]. Для выявления способности к обработке зрительной информации в нашем исследовании использовались пробы на опознание наложенных, перечеркнутых и незаконченных изображений.
Таблица 1
Среднегрупповые показатели зрительного восприятия (по результатам ANOVA)
Показатели Кровная семья Замещающая семья Детский дом F Sig.
Перечеркнутые изображения (№ =6) 4,60 4,57 3,81 13,76 0,0001
Недорисованные изображения (№ =6) 3,11 2,12 2,98 16,07 0,0001
Наложенные изображения (№=3) 2,54 2,41 2,15 3,37 0,034
Вербально-перцептивные ошибки 1,25 1,08 1,67 5,96 0,003
Перцептивно-далекие ошибки 0,37 0,90 0,85 7,55 0,0001
<с PR
ч
с m
Наибольшие трудности у детей из всех групп при выполнении пробы на изучение зрительного гнозиса проявляются при восстановлении целого изображения по незаконченному рисунку (табл. 1). Хуже всего недорисованные изображения узнают школьники, воспитывающиеся в замещающей семье. Среди таких детей не встретилось ни одного справившегося с опознанием
всех шести рисунков. Полученные низкие показатели в опознании незаконченных предложений школьниками из замещающих семей указывают на слабость правополушарных функций [Ахутина, Пылаева, 2003]. Это также подтверждается большим количеством перцептивно-далеких ошибок, допущенных детьми из замещающей семьи при выполнении пробы (Р=16,07; р<0,0001).
Таблица 2
Сравнительный анализ выполнения пробы на узнавание изображений младшими школьниками
Перечеркнутые изображения Недорисованные изображения Наложенные изображения
Кровная семья Детский дом Кровная семья Детский дом Кровная семья Детский дом
4,60** 3,81 3,11 2,98 2,54* 2,15
Кровная семья Замещающая семья Кровная семья Замещающая семья Кровная семья Замещающая семья
4,60 4,57 3,11** 2,12 2,54 2,41
Детский дом Замещающая семья Детский дом Замещающая семья Детский дом Замещающая семья
3,81 4,57** 2,98** 2,12 2,15 2,41
О
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я &
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п w с
S
X
н и
щ м
Как видно из табл. 2, для воспитанников детского дома наибольшие трудности вызвало узнавание перечеркнутых изображений по сравнению со школьниками из кровной и замещающей семьей (Р=13,76; р<0,0001). При выполнении заданий на узнавание изображений воспитанники детского дома допускали больше вербально-перцептивных ошибок, чем их сверстники из семей (Р=5,96; р<0,001). Примерно около половины таких детей (48 %) называли правильно 4 предложенных изображения из возможных 6, к тому же ни один ребенок из детского дома не смог узнать все изображения в данной пробе. Выявленные трудности в узнавании зашумленных рисунков указывают на слабость функций левого полушария [Ахутина, Пылаева, 2003].
Высокую продуктивность в узнавании изображений во всех пробах показали младшие школьники, воспитывающиеся в родной семье. Успешнее всего такие дети справились с опознанием наложенных и перечеркнутых изображений (Р=13,76; р<0,0001; Р=3,37; р<0,05). Школьники из кровной семьи меньше всего допускали перцептивно-далекие ошибки по сравнению
Среднегрупповые пс
с ровесниками из детского дома (р<0,05) и замещающей семьи (р<0,0001). Способность к узнаванию перечеркнутых и наложенных изображений, проявлению вербально-перцептивных ошибок в большей мере обусловлено левополу-шарными функциями. Узнавание незавершенных изображений и присутствие перцептивно-далеких ошибок определяется правополушар-ными функциями [Ахутина, Пылаева, 2003].
Таким образом, функции зрительного гнозиса исследуемых детей имеют некоторые различия. Школьники, воспитывающиеся в семейных условиях, в большей мере демонстрируют сформированные левополушарные возможности и некоторую слабость правого полушария. Для детей же из детского дома характерна обратная направленность.
Пространственная организация движений оказалась успешнее у школьников, воспитывающихся в семейных условиях. При выполнении пробы Хэда в продуктивности первой попытки отмечаются статистически значимые различия в пользу детей из замещающей и кровной семьи по сравнению с воспитанниками интернатных учреждений (Р=20,87; р<0,0001).
Таблица 3
эзатели в пробе Хэда
Показатели Кровная семья Замещающая семья Детский дом
Продуктивность, Хэд 5,80 6,45 4,51 20,87 0,0001
Школьники, проживающие в детском доме (55 %), чаще всего правильно выполняли четыре-пять заданий из предложенных девяти, при этом сверстники из кровных (42 %) и замещающих (53 %) семей в большинстве случаев верно реализовывали семь-восемь задан-
Сравнительный анализ выполнения пробы;
ных проб. Анализ допущенных ошибок при выполнении пробы Хэда не выявил статистически значимых различий. Каждая исследуемая группа допускала приблизительно одинаковое количество как пространственных, так и сомато-топических ошибок.
Таблица 4
да и пробы Кооса младшими школьниками
Продуктивность в пробе Хэда Продуктивность в пробе Коса
Кровная семья Детский дом Кровная семья Детский дом
5,80** 4,51 2,47** 1,68
Кровная семья Замещающая семья Кровная семья Замещающая семья
5,80 6,45 2,47** 1,02
Детский дом Замещающая семья Детский дом Замещающая семья
4,51 6,45** 1,68~ 1,02
В табл. 5 отмечается, что успешность складывания фигур из кубиков Кооса выше у младших школьников из кровной семьи (Р=25,33; р<0,0001). Такие дети лучше воспроизводят все фигуры из кубиков, допуская при этом меньшее количество ошибок. Труднее всего данная проба далась школьникам, воспитывающимся в заме-
Среднегрупповые показател
щающей семьи, что проявилось в низких показателях при выполнении и частом предоставлении помощи по типу введения образца с начерченными границами фигур. Дети, проживающие в детском доме, при выполнении пробы показали высокие значения в нарушении границ предлагаемого образца.
Таблица 5
складывания кубиков Кооса
Показатели Кровная семья Замещающая семья Детский дом F Sig.
Продуктивность, кубики Кооса 2,47 1,02 1,68 25,33 0,0001
Выход за границы 0,65 0,77 1,34 8,36 0,0001
Рисунок трехмерного стола позволил оценить состояние зрительно-пространственных представлений и зрительно-моторных координаций младших школьников, воспитывающихся в разных условиях (табл. 6). Самостоятельный рисунок стола успешнее выполнялся младшими школьниками из кровной семьи и детского дома (Р=6,82;
р<0,0001). Дети, проживающие в замещающей семье, рисовали плоскостное изображение стола без грубых искажений пропорций (32 %) и не полностью стереометрическое изображение (45 %). Необходимо отметить, что проекционные представления в младшем школьном возрасте еще в полной мере не сформированы [Фотекова, 2007].
Таблица 6
Особенности выполнения рисунка (копирования) трехмерного объекта младшими школьниками
Показатели Кровная семья Замещающая семья Детский дом F Sig.
Самостоятельный рисунок стола 1,42 0,82 1,52 6,82 0,0001
Координатные ошибки 0,44 0,75 0,72 9,95 0,0001
при рисовании стола
Копирование стола 3,02 2,55 2,62 3,66 0,027
Координатные ошибки при копировании 0,47 0,62 0,74 5,70 0,004
Количество инертных столов 0,21 0,60 1,15 37,05 0,0001
<С
ч tí m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я &
0
1
к %
Копирование трехмерного объекта для всех групп школьников оказалось проще. Дети выполняли срисовывание стола приблизительно одинаково, допуская топологические, метрические и проекционные ошибки. При этом следует отметить различия на уровне тенденции в полученных результатах по копированию стола, среди школьников из замещающей и кровной семьей в пользу последних (Р=3,66; р<0,05). Такие дети чаще рисуют стереометрическое изображение стола с негрубыми проекционными и метрическими ошибками. Для ровесников, воспитывающихся в детском доме, характерно неполное стереометрическое изображение стола с крышкой-прямоугольником (р<0,001).
Младшие школьники, проживающие в детском доме, при выполнении пробы на изображение трехмерного объекта неоднократно демонстрировали инертное воспроизведение допущенных ранее ошибок (Р=37,05; р<0,0001). Такая неточность может свидетельствовать о дефиците функций программирования и контроля.
Низкие показатели состояния зрительно-пространственной памяти продемонстрировали школьники, проживающие в замещающей семье. В ходе выполнения пробы на запоминание невербализируемых фигур таким детям не удавалось качественно воспроизвести предложенный образец.
«
О W V S
ь
1-4
<с п w с
S
X
н и
щ м
Таблица 7
Среднегрупповые показатели зрительно-пространственной памяти
Показатели Кровная семья Замещающая семья Детский дом
Продуктивность 1 воспроизведения 2,20 0,80 1,40 36,56 0,0001
Продуктивность 2 воспроизведения 2,82 1,65 2,32 14,17 0,0001
Продуктивность 3 воспроизведения 3,00 1,89 3,07 27,02 0,0001
Продуктивность 3,15 2,32 3,02 12,60 0,0001
отсроченного воспроизведения
В большинстве случаев (52 %) допускались дизметрические и координатные ошибки, которые показывают некоторую правополушарную слабость. Школьники, воспитывающиеся в кровной семье и детском доме успешнее воспроизводили предложенные фигуры, при этом также отмечаются неединичные ошибки (табл. 7). Допущенные ошибки характеризуются специфичностью. Так, дети из родной семьи нарушали порядок следования фигур и не следовали наклону фигур. Для сверстников из детского дома характерно больше ошибок, связанных с улучшением гештальта фигур, их упрощением, «обтаи-ванием» деталей фигур, а также часто встречаются контаминации и сочетание нескольких пе-
Понимание логико-грамматических
речисленных ошибок в одной фигуре. Подобные ошибки воспитанников детских домов указывают на дефицит левополушарных функций.
Следует отметить, что недостаточность развития зрительно-пространственной памяти у детей из замещающей семьи можно объяснить «обкрадыванием» невербальных функций за счет быстрого развития в этом возрасте речевых функций. С другой стороны, высокие показатели в данной пробе у детей из детского дома могут проявляться из-за дефицита речевых возможностей, которые имеются в интернатных учреждениях, и сохранных правопо-лушарных функций, формирующихся на ранних этапах онтогенеза.
Таблица 8
нструкций младшими школьниками
Показатели Кровная семья Замещающая семья Детский дом
Понимание пассивных и активных конструкций 3,88 3,66 3,34 17,27 0,0001
Понимание предложных конструкций 3,44 3,31 2,76 13,77 0,0001
Понимание логико-грамматических конструкций является ключевым фактором осмысления условий математических задач [Коногорс-кая, 2014]. Состояние символических, левополушарных, квазипространственных функций у младших школьников, воспитывающихся в условиях детского дома, значительно хуже сформировано, чем у детей из кровных и замещающих семей. Воспитанники детских домов медленнее узнавали предложенные конструкции, кроме того, допускали большее количество ошибок при воспроизведении предложений.
Таким образом, в состоянии зрительного гнозиса и зрительно-пространственных функ-
ций младших школьников, воспитывающихся в разных социальных условиях, наблюдается неравномерность. Выполнение пробы на изучение функций зрительного гнозиса обнаружило более успешную сформированность левополушарных функций и слабость правого полушария школьников, проживающих в семейных условиях. Для сверстников из детского дома свойственна противоположная тенденция. Зрительно-пространственные функции успешнее сформированы у детей, воспитывающихся в кровной семье. Состояние пространственных функций у школьников из замещающих семей и детского дома равное. При этом дети из замещающих
семей успешнее выполняли пробы Хэда, узнавали предложные, активные и пассивные логико-грамматические конструкции. Младшие школьники, оказались продуктивнее по показателям зрительно-пространственной памяти, а также успешнее воспроизводили фигуры из кубиков. Необходимо отметить, что в каждом случае проявляется непропорциональность в развитии зрительного гнозиса и зрительно-пространственных функций, которую следует учитывать при обучении младших школьников.
Библиографический список
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. М.: Академия, 2003. 64 с.
2. Ахутина Т.В., Иншакова О.Б. Нейропсихоло-гическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. М.: В. Се-качев, 2012. 132 с.
3. Коногорская С.А. Программа поэтапного развития пространственного мышления младших школьников // Вестник КГПУ. 2014. № 2 (28). С. 161-166.
4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. 2-е изд. М.: Изд-во МГУ, 1969. № 1. 504 с.
5. Персиянцева С.В. Специфика развития когнитивной сферы детей начальной школы, воспитывающихся в семье и вне семьи // Известия Смоленского государственного университета. 2013. № 3 (23). С. 476-484.
6. Фотекова Т.А. Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2007.168 с.
7. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2004. 162 с.
<С
ч tí m
о
ь
к Щ
w m н о
Рч <
о ^ о о
о я
EÍ W
н S о
Рч
W
0
1
к %
о
W V S
ь
1-4
<с п
W
с
S
X
н
U
м