Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ С РЕЦИДИВИРУЮЩИМИ ГОЛОВНЫМИ БОЛЯМИ'

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ С РЕЦИДИВИРУЮЩИМИ ГОЛОВНЫМИ БОЛЯМИ Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
22
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
клиническая психология / нейропсихология / зрительно-пространственные функции / зрительно-моторная интеграция / зрительная память / когнитивные функции / студенты / головные боли / clinical psychology / neuropsychology / visual-spatial functions / visual-motor integration / visual memory / cognitive functions / students / headaches

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Клюкина Ольга Андреевна, Фотекова Татьяна Анатольевна

Данная статья посвящена обзору исследования зрительно-пространственных функций у студентов, испытывающих головные боли рецидивирующего характера. Выявлены особенности зрительно-пространственной памяти, пространственно-организованных движений, сформированности схемы тела и специфичность воспроизведения графических объектов. Полученные сведения позволяют расширить знания о состоянии высших психических функций при наличии в анамнезе эпизодов головных болей и наиболее рационально организовать учебный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Клюкина Ольга Андреевна, Фотекова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VISUAL-SPATIAL FUNCTIONS OF STUDENTS WITH RECURRENT HEADACHES

This article is devoted to the review of the research of studentsvisual-spatial functions with recurrent headaches. The features of visual-spatial memory, spatially oriented movements, formation of body scheme and the specificity of graphic objects’ reproduction have been revealed. The obtained data enable to broaden knowledge about the condition of higher mental functions in the presence of headaches’ episodes in anamnesis and to organise educational process more efficiently.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ С РЕЦИДИВИРУЮЩИМИ ГОЛОВНЫМИ БОЛЯМИ»

МЕДИЦИНСКИЕ НАУКИ

УДК [159.931+612.881]-057.875:616.831-0097

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ СТУДЕНТОВ С РЕЦИДИВИРУЮЩИМИ ГОЛОВНЫМИ БОЛЯМИ

Клюкина Ольга Андреевна,

студент

Фотекова Татьяна Анатольевна,

доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры общепрофессиональных дисциплин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Данная статья посвящена обзору исследования зрительно-пространственных функций у студентов, испытывающих головные боли рецидивирующего характера. Выявлены особенности зрительно-пространственной памяти, пространственно-организованных движений, сформированности схемы тела и специфичность воспроизведения графических объектов. Полученные сведения позволяют расширить знания о состоянии высших психических функций при наличии в анамнезе эпизодов головных болей и наиболее рационально организовать учебный процесс.

Ключевые слова: клиническая психология, нейропсихология, зрительно-пространственные функции, зрительно-моторная интеграция, зрительная память, когнитивные функции, студенты, головные боли.

FEATURES OF VISUAL-SPATIAL FUNCTIONS OF STUDENTS WITH RECURRENT

HEADACHES

Kliukina Olga Andreevna,

student

Fotekova Tatyana Anatolyevna,

D. in Psychology, Associate Professor, Professor of the General and Professional Disciplines Department Katanov Khakass State University (Abakan)

This article is devoted to the review of the research of students' visual-spatial functions with recurrent headaches. The features of visual-spatial memory, spatially oriented movements, formation of body scheme and the specificity of graphic objects' reproduction have been revealed. The obtained data enable to broaden knowledge about the condition of higher mental functions in the presence of headaches' episodes in anamnesis and to organise educational process more efficiently.

Key words: clinical psychology, neuropsychology, visual-spatial functions, visual-motor integration, visual memory, cognitive functions, students, headaches.

Многочисленные экспериментальные данные подтверждают высокую распространённость головных болей (цефалгий) среди популяций по всему миру [1; 2]. В последнее время особое значение приобретает учащение цефалгий в детском [3; 4] и юношеском возрасте [5; 6]. Соответственно, актуальным становится исследование как когнитивного функционирования при различных формах головных болей, так и их воздействия на результативность

учебной деятельности и повседневную жизнь школьников и студентов.

Анализ источников соответствующей тематики показал, что подобных работ в отечественной и зарубежной практике относительно немного. В них внимание в основном уделяется изучению клинико-

психологических особенностей [7], комор-бидных эмоциональных [8] и психосоматических [9] расстройств, структурных изме-

нений головного мозга [10], однако исследования когнитивных функций обучаемых посредством нейропсихологического обследования встречаются лишь изредка.

Так, в рамках данной проблематики представляет интерес работа таких зарубежных авторов, как Б. Прайснер, А. Гергонт и М. Ка-циньски [11], в которой они осветили результаты изучения психологических и когнитивных характеристик, свойственных детям и подросткам с первичными цефалгиями - мигренью и головной болью напряжения. Выборку проведённого данными учёными исследования составило 78 человек возрастного диапазона 617 лет. Было зафиксировано, что лишь у сравнительно небольшого числа испытуемых (1618 %) по результатам выполнения субтестов Векслера наблюдался частичный когнитивный дефицит в виде нарушений зрительно-моторной координации и памяти. Примерно у одной пятой обследуемых (13-21 %) отмечался пониженный уровень зрительной памяти и зрительно-моторной интеграции. Кроме того, у значительного количества детей и подростков были обнаружены трудности с освоением школьной программы. Однако обозначить истинную причину данных нарушений исследователям не удалось в силу наличия у превалирующего числа детей дисгармоничного эмоционального статуса, считающегося сопутствующим когнитивным расстройствам.

Когортное исследование К. Э. Уолди и Д. Уэлч [12] было посвящено изучению специфики когнитивного функционирования лиц с головной болью напряжения. В эксперименте приняли участие 971 человек, которые дали добровольное согласие на проведение анализа данных об их познавательных способностях и учебной успеваемости в возрасте от 3 до 32 лет. Выяснилось, что у взрослых не замечено угнетения ни одного из когнитивных показателей, в то время как детям и подросткам с головной болью напряжения характерны более низкие показатели вербального интеллекта,

управляющих функций, рецептивных навыков и навыков чтения. Названные исследователи полагают, что причиной тому может быть влияние пренатальных и перинатальных факторов.

Основной целью исследования В. Н. Григорьевой и Т. А. Самофал [13] стало выявление специфичности когнитивных способностей студентов с головной болью напряжения. Выборка была сформирована из 108 обучаемых, средний возраст которых составил 21 год. По результатам эмпирического исследования ухудшений внимания и памяти или снижения успеваемости по профильной дисциплине зафиксировано не было. Тем не менее более высокая степень выраженности депрессии и тревоги была присуща студентам с эпизодической и особенно хронической головной болью напряжения, нежели студентам, не предъявляющим жалоб на цефалгии.

Исследование Л. С. Чутко, С. Ю. Струшки-ной, А. В. Рожковой и других сотрудников Института мозга человека имени Н. П. Бехтеревой [14] было направлено на изучение астенических расстройств, а также особенностей познавательных функций людей, испытывающих головные боли напряжения. В выборку вошло 70 человек в возрасте 25-50 лет. По итогам обследования установлено, что превосходящему числу испытуемых с головной болью напряжения был свойственен повышенный уровень тревожности и депрессивных расстройств. Однако, вопреки существенному количеству жалоб, достоверно подтверждаемые нарушения внимания и памяти не были диагностированы.

В рамках диссертационной работы К. А. Пожидаева [10] исследовались эмоциональные и когнитивные расстройства, наблюдаемые у пациентов с мигренями. Экспериментальная группа состояла из 50 пациентов 20-64 лет с различными формами мигрени. Контрольную группу составили 40 практически здоровых сопоставимых по полу и возрасту людей. Анализ выполнения и результатов

методик, предназначенных для мониторинга эмоциональных состояний, а также анализ различного рода когнитивных тестов позволил прийти к выводу, что обследуемым с мигренью характерны лёгкие или умеренные когнитивные нарушения, соотносимые с присущими им тревожным расстройством и депрессией. Также автор исследования выдвинул предположение, касающееся ещё одного провоцирующего угнетение когнитивных функций фактора - центральной сенситизации, которая зачастую обусловлена хроническим болевым синдромом.

Проанализированные выше работы демонстрируют некоторую рассогласованность экспериментальных результатов. Единые закономерности этиологии цефалгий, а также предшествующих или последующих гипотетических когнитивных изменений в детском и подростковом возрасте не установлены. Кроме того, в подавляющей части исследований вовсе не подтверждается взаимосвязь наличия эпизодов головных болей и возможного когнитивного дефицита во взрослом возрасте, поскольку зачастую генез цефалгий имеет инте-гративный характер, что не позволяет проследить их истинное влияние на когнитивное функционирование. Подобная неоднозначность сведений привлекла наше внимание и дала толчок к дальнейшему изучению данной проблемы, что и определило вектор нашего исследования.

Объектом предлагаемого исследования стали зрительно-пространственные функции.

Предметом исследования выступили зрительно-пространственные функции у студентов с рецидивирующими головными болями.

Целью исследования послужило изучение и выявление состояния зрительно-пространственных функций у студентов с рецидивирующими головными болями.

Гипотезой исследования явилось предположение о том, что у студентов с рецидивирующими головными болями будут отмечены

особенности зрительно-пространственных функций, обусловленные наличием такого функционального соматического расстройства, как цефалгия.

В основу теоретико-методологической базы нашего исследования положена теория А. Р. Лурии [15] о трёх структурно-функциональных блоках головного мозга.

В качестве методов исследования выбраны:

1) скрининговая анкета С. Ю. Терещенко, основанная на критериях эпизодов головных болей, представленных в III версии МКГБ-3;

2) личный и парциальный семейный анамнез;

3) нейропсихологические пробы, разработанные А. Р. Лурией [15], адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им М. В. Ломоносова во главе с Т. В. Ахутиной [16]: пробы Хэда, проба на конструктивный праксис, проба на конструирование из кубиков Кооса, проба на изображение трёхмерного объекта, проба на понимание логико-грамматических конструкций и проба на запоминание невербализуемых фигур. Использовалась система оценки, предложенная Т. А. Фотековой [17];

4) непараметрический U-критерий Манна -Уитни на основе программного обеспечения 1MB SPSS Statistics для статистической обработки данных.

Выборка исследования была сформирована с учётом результатов скрининговой анкеты; в число испытуемых вошли 40 студентов первых курсов в возрасте от 18 до 23 лет специальностей «Лечебное дело», «Социальная работа», «Психология», «Химия и Биология» и «Биоэкология» Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. Обучающиеся были подразделены на две группы по 20 человек: первая группа (экспериментальная) включала студентов, испытывающих рецидивирующие головные боли; вторая группа (контрольная) представлена студентами без жалоб на цефалгии. Средний возраст обследуемых

составил 19,5 лет в экспериментальной и 20,3 года в контрольной группе. В силу того, что, по результатам анализа предоставленной информации, у испытуемых в анамнезе не было обнаружено коморбидных расстройств, мы предположили, что у студентов наблюдались первичные головные боли.

В результате проведённого исследования удалось определить особенности, характерные для каждой из групп, по нескольким методикам.

По результатам оценки продуктивности выполнения проб Хэда были выявлены статистически значимые различия (р = 0,005), указывающие на превалирующую успешность выполнения пространственно-организованных движений и лучшую сформированность «схемы тела» у студентов с рецидивирующими головными болями.

Анализ пробы на конструктивный праксис показал, что студенты из контрольной группы вдвое чаще допускали ошибки при передаче линейного расстояния, что может указывать на некоторую слабость правополушарных стратегий. Такое различие также является статистически достоверным (р = 0,012).

При выполнении пробы на запоминание не-вербализуемых фигур выяснилось, что результаты студентов из экспериментальной группы на уровне тенденции превосходят показатели контрольной группы по двум параметрам: продуктивности четвёртого (отсроченного) воспроизведения (р = 0,052) и общему числу ошибок во всех воспроизведениях (р = 0,076), а по критерию суммы правополушарных ошибок эти различия оказались статистически значимыми (р = 0,035). Студентам с головными болями в меньшей степени свойственны раз-

нообразные ошибки, особенно дизметрии и ошибки по типу расчленения фигуры, изменения места деталей или нарушения пропорций. Более того, то, что они успешнее в продуктивности отсроченного воспроизведения, свидетельствует о лучше сформированной непроизвольной долговременной зрительно-пространственной памяти и большей устойчивости следов к интерференции.

На основании полученных результатов можно сделать следующие выводы.

1. У студентов с рецидивирующими це-фалгиями отмечаются некоторые особенности в состоянии зрительно-пространственных функций.

2. Данной группе обучаемых присуща более эффективная пространственная организация движений.

3. Кроме того, при воспроизведении графических объектов они реже допускают ошибки, обусловленные дефицитом правополушарных стратегий переработки информации.

4. Различий в показателях квазипространственных функций, конструктивного мышления, в уровне сформированности проекционных представлений между исследуемыми группами не выявлено.

Возможно предположить, что полученные результаты объясняются малым объёмом выборки. Также можно рассмотреть гипотезу о компенсаторном характере рецидивирующих цефалгий как результате различных эмоциональных нарушений и повышенного умственного напряжения у студентов с исходно более высоким уровнем сформированности нейроко-гнитивных функций. Данная проблема требует уточнения и дальнейших исследований.

Библиографический список

1. Диагностика головных болей в России и странах постсоветского пространства: состояние проблемы и пути её решения / В. В. Осипова, Ю. Е. Азимова, Г. Р. Табеева [и др.]. // Анналы клинической и экспериментальной неврологии. 2012. Вып. 2. С. 16-22.

2. Кобзева Н. Р., Лебедева Е. Р., Олесен Е. Распространённость мигрени и головных болей напряжения в мире // Уральский медицинский журнал: неврология. 2016. Вып. 4. С. 69-75.

3. Горюнова А. В., Маслова О. И., Дыбунов А. Г. Первичная головная боль у детей // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2004. Вып. 5. С. 69-76.

4. Waldie K. E. Childhood Headache, Stress in Adolescence, and Primary Headache in Young Adulthood: A Longitudinal Cohort Study. Headache: The Journal of Head and Face Pain. 2001. P. 1-10.

5. Орлов Ф. В., Голенков А. В., Чернышов В. В. Головная боль у студентов: распространённость, структура, провоцирующие факторы // Acta Medica Eurasica. 2018. Вып. 2. С. 27-34.

6. Лебедева Е. Р., Кобзева Н. Р., Цыпушкина Т. С. Распространённость головных болей у студентов медицинского университета согласно новой Международной классификации головных болей 3-го пересмотра (2013) // Уральский медицинский журнал. 2014. Вып. 3. С. 15-20.

7. Клинико-психологические особенности хронических первичных головных болей / М. И. Карпова, Ю. С. Шамуров, Л. А. Ермакова [и др.] // Медицинский вестник Башкортостана. 2011. Вып. 6. С. 31-34.

8. Тревожно-компульсивные расстройства у подростков с головными болями. Коррекция и профилактика / Ю. Р. Костю-ченко, Т. В. Потупчик, Л. С. Эверт [и др.]. // Врач. 2023. Вып. 2. С. 68-75.

9. Измайлова И. Г., Костина Л. А. Психосоматические расстройства при первичных цефалгиях у школьников // Российский журнал боли. 2014. Вып. 1. С. 35-36.

10. Пожидаев К. А. Когнитивные и эмоциональные расстройства при хронической мигрени: автореф. дис. канд. мед. наук. М., 2022. 24 с.

11. Prajsner B., Gergont A., Kacinski M. Psychologiczna charakterystyka dzieci i mlodziezy z samoistnymi bolami glowy [Psychological characteristics of children and adolescents with primary headache]. Przegl Lek. 2004. P. 1228-1234.

12. Waldie K. E., Welch D. Cognitive Function in Tension-type Headache. Current Pain and Headache Reports. 2007. P. 454-460.

13. Григорьева В. Н., Самофал Т. А. Головная боль напряжения у студентов медицинского вуза: взаимосвязь с когнитивными функциями // Российский журнал боли. 2012. Вып. 3-4. С. 17-22.

14. Астенические расстройства и когнитивные нарушения у пациентов с головной болью напряжения / Л. С. Чутко, С. Ю. Струшкина, А. В. Рожкова [и др.]. // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 2013. Вып. 5. С. 31-35.

15. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека. СПБ.: Питер, 2022. 768 c.

16. Методы нейропсихологического обследования детей 6-9 лет / Т. В. Ахутина, А. А. Корнеев, Е. Ю. Матвеева [и др.]; под общей ред. Т. В. Ахутиной. М.: Секачев, 2016. 280 с.

17. Фотекова Т. А. Практикум по нейропсихологической диагностике: учебно-методический комплекс по дисциплине / сост. Т. А. Фотекова. 2-е изд., испр. и доп. Абакан: ХГУ им. Н. Ф. Катанова, 2014. 120 с.

© Клюкина О. А., Фотекова Т. А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.