УДК [616.89-008.47:612.821.1:159.952](470.1)
ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНЫХ РЕАКЦИЙ У ДЕТЕЙ-СЕВЕРЯН ПРИ СИНДРОМЕ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ
© 2005 г. А. В. Канжин, А. В. Грибанов
Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск
В работе представлены результаты исследования зрительно-моторных реакций у младших школьников г. Архангельска, в том числе страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Выявлено, что у детей с СДВГ время дифференцировоч-ной реакции Go/Go меньше, а количество ошибок больше, чем у детей контрольной группы. Ключевые слова: дети, синдром дефицита внимания с гиперактивностью, зрительно-моторные реакции, произвольное внимание.
Известно, что дети, имеющие синдром дефицита внимания c гиперактивностью (СДВГ), с трудом адаптируются к режиму школьного обучения. У них, как правило, страдает успеваемость при формально сохранном интеллекте.
Хотя СДВГ на феноменологическом уровне достаточно хорошо описан [8, 9], психофизиологические причины и механизмы данного синдрома в настоящее время остаются еще недостаточно изученными. Диагностика СДВГ базируется на эмпирически выведенных из наблюдений за пациентами критериях. Выявление же механизмов этих нарушений позволит определить объективные физиологические критерии для более точной диагностики данного синдрома.
Нами было проведено исследование зрительно-моторных реакций у учащихся младших классов общеобразовательных школ г. Архангельска с целью определить психофизиологические особенности сенсомоторных свойств центральной нервной системы у детей 7—10 лет с СДВГ
Методика исследования
Всего обследовано 256 детей 7—8 лет, из них 63 ребенка с СДВГ (42 мальчика и 21 девочка) и 193 — контрольная группа (102 мальчика и 91 девочка). Использовалась компьютерная методика «SVET» [2], разработанная под руководством профессора В. И. Лупандина на кафедре психофизиологии и психофизики Уральского государственного университета им. А. М. Горького, которая дает возможность измерить время простой зрительно-моторной реакции, а также время дифференци-ровочной реакции Go/Go на картинки и слова (в тесте использовались изображения бабочки и бабушки, а также слова «бабушка» и «бабочка»). Тест проводился два раза подряд. Общее время тестирования 10 мин.
Результаты и их обсуждение
У детей с СДВГ время простой сенсомоторной реакции меньше, чем у детей контрольной группы. В тех случаях, когда детям контрольной группы при выполнении тестового задания на простую зрительно-моторную реакцию давалось указание действовать как можно быстрее, их результаты совпадают с результатами детей с СДВГ. Длительность диф-ференцировочных реакций на картинки при повторном выполнении теста у детей с СДВГ за счет времени когнитивных процессов достоверно меньше, чем у детей контрольной группы. Достоверной разницы во времени дифференцировочных реакций на слова у детей с СДВГ и детей контрольной группы не обнаружено (таблица). Количество ошибок в первом и втором тестах как на картинки, так и на слова у детей с СДВГ достоверно больше, чем у детей контрольной группы. В обоих тестах
время реакции на картинки достоверно меньше, чем на слова, как у детей с СДВГ, так и у детей контрольной группы. Количество ошибок на слова у детей с СДВГ достоверно больше, чем количество ошибок на картинки (рисунок).
Время дифференцировочной реакции и когнитивных процессов в мс у детей 7—8 лет (М ± m)
Тип реакции Тест Картинки Слова
Контрольная группа Дети с СДВГ Контрольная группа Дети с СДВГ
Время дифферен- цировочных реакций 1 972±29 942±38 1323±48 1310±80
2 943±2б 807±23* 1155±37 10б4±58
Время когнитивных процессов 1 558±24 551±40 909±44 919±81
2 529±25 422±23* 741±3б б79±57
Примечание: * — разница в скорости реакции у детей с СДВГ и детей контрольной группы достоверна при р < 0,01.
Как указывает Р И. Мачинская [5], в большинстве существующих нейрофизиологических теорий произвольного внимания в качестве основной управляющей структуры-источника рассматривается лобная кора. Согласно теории А. Р. Луриа [4], которая разделяется в настоящее время подавляющим большинством ученых, занимающихся исследованием высшей нервной деятельности [1, 5], лобные доли также отвечают за регуляцию произвольной деятельности: формирование мотивации, выбор цели деятельности, построение программы и контроль за ее реализацией. Для описания когнитивных функций, реализуемых лобными областями мозга, в последнее время все чаще используется термин «meta-cognition», который подразумевает регуляцию произвольного внимания, разрешение конфликта, коррекцию ошибок, тормозной контроль и эмоциональную регуляцию.
9 1
8
7
б
3 -
2 -1 -0 ^
1 тест 2 тест
□ Контрольная группа, картинки □ СДВГ, картинки Ш Контрольная группа, слова □ СДВГ, слова
Количество ошибок у детей 7 — 8 лет
В. М. Русалов [6] также уточняет преимущественную связь мотивации достижения цели с активностью коры лобных долей головного мозга (по данным ЭЭГ-исследования). В связи с этим надо отметить, что в исследованиях, проведенных в Институте развития ребенка Поморского государственного университета Д. Н. Подоплекиным [7], было выявлено, что у детей-
северян с СДВГ снижен энергетический потенциал головного мозга, причем наиболее выраженно именно в лобных долях больших полушарий.
Таким образом, мы видим, что характер выполнения детьми с СДВГ теста на зрительно-моторные реакции может быть объяснен дисфункцией лобных долей головного мозга у этих детей, вследствие чего страдает произвольность деятельности. Об этом говорят расстройство произвольного внимания, выражающееся в большем, чем у детей контрольной группы, количестве ошибок в обоих тестах, снижение мотивации достижения, что подтверждается большим количеством ошибок на слова по той причине, что дети с СДВГ предпочитают сосредотачиваться на более легкой задаче — дифференцировке картинок. Ослабление тормозного контроля и эмоциональной регуляции проявляется в сокращении времени дифференцировочной реакции на картинки во втором тесте, когда дети, увлекаясь, начинают реагировать все быстрее и быстрее в ущерб качеству работы, что подтверждается и данными наблюдения за детьми во время выполнения теста.
Особо следует отметить различия в выполнении зрительно-моторных тестов детьми с задержкой психического развития (ЗПР) и детьми с СДВГ. Проведенные ранее [3] исследования данных реакций у детей с ЗПР показали, что во всех возрастных группах длительность дифференцировочных реакций у них значимо больше нормативных показателей. Та же тенденция наблюдается и во времени простых сенсо-моторных реакций. Причем у детей с ЗПР церебрально-органического генеза в наибольшей степени различия проявляются в дифференцировочных реакциях за счет длительности когнитивных процессов. То есть имеется отличие в выполнении тестов детьми с ЗПР и детьми с СДВГ — у последних время простой сен-сомоторной реакции и дифференцировочной реакции Go/Go меньше, чем у детей контрольной группы, а у детей с ЗПР, наоборот, больше в обоих случаях.
Из полученных нами результатов следует, что тест на зрительно-моторные реакции может быть использован как скрининговая методика для выявления группы риска по СДВГ, а также для дифференциальной диагностики СДВГ и ЗПР
Также необходимо отметить отличия в выполнении зрительно-моторных тестов детьми-северянами и их сверстниками из средней полосы России. У детей-севе-рян нет достоверного уменьшения времени простой сен-сомоторной реакции от 7—8 к 9—10 годам, что может говорить о некотором их отставании в сенсомоторном развитии. Полученные данные также говорят о снижении контроля над произвольностью деятельности у де-тей-северян 7—8 лет по сравнению с их сверстниками из средней полосы, что выражается в наличии у школь-ников-северян достоверной отрицательной корреляции между временем центральной задержки и количеством ошибок при выполнении теста на дифференцировочную реакцию Go/Go. Это может свидетельствовать об их отставании в психофизиологическом развитии.
Заключение
Таким образом, у детей, имеющих СДВГ, отмечается больше ошибок и большее время реакции при выполнении дифференцировочной реакции Go/Go в случае правильных ответов, что подтверждает данные о дефиците внимания и низкой продуктивности интеллектуальной деятельности. Результаты выполнения теста на простую зрительно-моторную реакцию свидетельствуют о том, что дефицит произвольного внимания и низкая продуктивность интеллектуальной деятельности у детей с СДВГ являются следствием не только гиперактивности и дефицита внимания как такового, но также и низкой мотивации достижения. Уменьшение времени реакции в случае неправильных ответов при выполнении дифференцировочной реакции Go/Go у детей с СДВГ также подтверждает это. Отсутствие разницы во времени реакции на слова у детей с СДВГ и детей контрольной группы объясняется сложностью данного задания для младших школьников.
Список литературы
1. Батуев А. С. От физиологической теории к психологическим фактам / А. С. Батуев, Л. В. Соколова // Журнал высшей нервной деятельности. — 2003. — Т. 53, № 3. — С. 329 — 340.
2. Зайцев А. В. Возрастная динамика времени реакции на зрительные стимулы / А. В. Зайцев, В. И. Лупандин, О. Е. Сурнина // Физиология человека. — 1999. — Т. 25, № 6.— С. 34 — 37.
3. Зайцев А. В. Диагностика задержки психического развития детей методом регистрации времени реакции / А. В. Зайцев, В. И. Лупандин // Медицинская техника. — 2000. — № 6. — С. 21—23.
4. Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. — М.: МГУ, 1969. — 504 с.
5. Мачинская Р. И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания / Р. И. Мачинская // Журнал высшей нервной деятельности. — 2003. — Т. 53. —
С. 133—150.
6. Русалов В. М. Электрофизиологическое исследование мотивации выбора у человека / В. М. Русалов, М. Н. Русалова, Е. В. Стрельникова // Успехи физиологических наук. — 2002. — Т. 33, № 2. — С. 68—82.
7. Подоплекин Д. Н. Распределение постоянных потенциалов головного мозга при СДВГ у детей-северян: Авто-реф. дис. ... канд. мед. наук / Подоплекин Данил Николаевич. — Архангельск, 2003. — 20 с.
8. Barkley R. A. Attention deficit hyperactivity disorder / R. A. Barkley. — New-York; London: The Guilford Press, 1998. — 628 p.
9. Brown T. E. Attention-deficit Disorders and Comorbidities in Children, Adolescents, and Adults / T. E. Brown. — Washington, BC; London, England: American Psychiatric Press, Inc., 2000. — 671 p.
FEATURES OF VISUAL-MOTOR REACTONS IN NORTHERN CHILDREN BY THE SYNDROME OF ATTENTION DEFICIENCY WITH HYPERACTIVITY
A. V. Kanzhin, A. V. Gribanov
Pomor State University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk
In the work, the results of the study of visual-motor reactions in younger schoolchildren of the city of Arkhangelsk are given including those with the syndrome of attention deficiency with hyperactivity (SADH). It has been detected that in children with SADH, time of differentiating reaction Go/Go is shorter, but the number of mistakes is bigger than in children of the control group.
Key words: children, the syndrome of attention deficiency with hyperactivity, visual-motor reactions, arbitrary attention.