контроль за исполнением необходимых правил. Список использованной литературы:
1. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
2. www.Grandars.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.grandars.ru/student/finansy/vozniknovenie-bankov.html (Дата обращения: 5.05.2016)
3. In-bank.ru [Электронный ресурс] Режим доступа: http://journal.ib-bank.ru/post/411 (Дата обращения: 5.05.2016)
©Хлестова Д.Р., Попов К.Г., 2016
УДК 004
Хлестова Дарья Робертовна
Студентка 2 курса ИУБП БашГУ, г. Уфа, РФ E-mail: [email protected] Попов Кирилл Геннадьевич к.э.н., доцент кафедры информационной безопасности БашГУ, г. Уфа, РФ
E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ В БАНКОВСКОЙ СФЕРЕ
Аннотация
В данной статье рассмотрены особенности защиты персональных данных клиента в банковской сфере. Перечислен ряд нормативно- правовых актов, на основе которого должна строиться система обработки и защиты персональных данных в банке. Выделен список мер для организации обеспечения безопасности данных в банковских учреждениях.
Ключевые слова
Персональные данные, обеспечение безопасности в банках, информационная безопасность,
защита персональных данных
Защита персональных данных в век информационных технологий стала особенно актуальной. Случаев, когда злоумышленники получают доступ к любой конфиденциальной информации, атакуя информационные системы организаций, становится всё больше. Несомненно, атаки не обходят стороной и банковскую сферу. Поскольку в банковских системах содержится большое число персональных данных клиентов, их безопасность должна находиться под пристальным вниманием государства и самих владельцев кредитно-финансовых учреждений.
Для начала стоит разобраться какие же персональные данные человека могут стать доступны банку, если он станет его клиентом. Итак, это обязательно: фамилия, имя и отчество; дата и место рождения; гражданство; место регистрации и фактического проживания; все данные паспорта (серия, номер, когда и кем выдан документ); номер мобильного и домашнего телефона; место работы, занимаемая должность. В большинстве случаев учреждения запрашивают у лица, и дополнительную информацию, но и без неё список данных, которые человек доверяет банку получается внушительным. Конечно, клиент надеется, что его персональные данные при обработке и хранении будут надежно защищены.
Для того чтобы кредитно-финансовые учреждения могли качественно организовать систему обработки и защиты персональных данных, необходимо обозначить перечень нормативно- правовых актов, на которые стоит опираться банку при работе с персональными данными клиентов: Конституция Российской Федерации- самый главный документ страны; Трудовой кодекс РФ; Гражданский кодекс и Уголовный кодекс РФ; федеральный закон № 152 «О персональных данных»; федеральный закон № 149 «Об
информации, информационных технологиях и о защите информации»; федеральный закон № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Так же в банках при создании системы обработки и хранения персональных данных создаётся ряд локальных документов, обеспечивающий дополнительный контроль за работой с данными.
Банковская организация при получении от клиента его персональных данных принимает на себя обязанность проводить все организационно- технические мероприятия по защите, доверенной ему информации от несанкционированного доступа (случайного или преднамеренного), блокирования, модификации, уничтожения и иных противоправных действий. Стоит выделить ряд мер, для качественной организации обработки и защиты персональных данных в банках: назначение ответственных за обработку и обеспечение безопасности данных в информационной системе банка; осуществление мер контроля и ознакомление сотрудников с соответствующей нормативно- правовой базой и внутренними документами, на которых базируется система безопасности данных банка; определение угроз при обработке персональных данных в банке и мер их противодействию; оценка эффективности применяемых организационно-технических мер по обеспечению защиты данных, до введения системы защиты в эксплуатацию; учёт всех машинных носителей персональных данных; установление правил доступа к системе обработки и защиты для сотрудников; в случае выявления несанкционированного доступа к защищаемым данным принятие мер по ликвидации угрозы и восстановление утерянных данных. И обязательное мероприятие для банков с действующей системой хранения и защиты персональных данных клиента- постоянный контроль и совершенствование системы безопасности.
Таким образом, стоит отметить, что обработка, хранение и защита персональных данных в банках должна осуществляться на основании условий, определенных нормативно- правовой базой Российской Федерации. Каждая кредитно-финансовая организация должна: соблюдать принцип законности при организации защиты персональных данных своих клиентов; проводить полный комплекс мер по организационно- технической защите данных; при создании локальных документов, связанных с обеспечением информационной безопасности опираться на лучшие российские и международные практики в данной сфере; выполнять все требования контролирующих органов (ФСТЭК, Роскомнадзор, ФСБ) по обеспечению защиты персональных данных клиента.
Список использованной литературы:
1. Хлестова Д.Р., Попов К.Г. «К вопросу о правовых аспектах защиты персональных данных»
2. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности»
3. Банк России [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.cbr.ru/ (Дата обращения: 06.05.2016)
©Хлестова Д.Р., Попов К.Г., 2016
УДК 33
Хлестова Дарья Робертовна
Студентка 2 курса ИУБП БашГУ, г. Уфа, РФ E-mail: [email protected] Попов Кирилл Геннадьевич к.э.н., доцент кафедры информационной безопасности БашГУ, г. Уфа, РФ
E-mail: [email protected]
ДЕЛОВАЯ РАЗВЕДКА КАК НАИБОЛЕЕ ЛЕГАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрены методы деловой разведки. Также обосновано, почему деловая разведка является легальным родом деятельности в бизнесе. Выделенные основные принципы, которых стоит придерживаться,