ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ СО СТУДЕНТАМИ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ
Леонид Михайлович Стукало
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент, заведующий кафедрой физической культуры, Заслуженный работник физической культуры и спорта РФ
В статье раскрывается накопившийся опыт кафедры и автора по организации учебных занятий на открытом воздухе для студентов специальных медицинских групп с девиациями в состоянии здоровья.
Ключевые слова: здоровый образ жизни, специальная медицинская группа, методика дыхания, техногенные загрязнения.
FEATURES OF PHYSICAL EDUCATION CLASSES IN THE OPEN AIR WITH STUDENTS OF SPECIAL MEDICAL GROUP
Leonid M. Stukalo
Assist.Prof., head of Physical Education Department, Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., phone: (383)2107588, e-mail: [email protected]
The experience of physical education classes in the open air with special group of students (health deviations) is considered.
Key words: healthy way of life, special medical group, breathing methods, technogenic pollution.
Как известно, основным профилактическим средством против роста числа заболеваний является правильный образ жизни и восполнение недостающей физической активности. Это особенно важно для студентов, обучающихся в высшем учебном заведении и отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе (СМГ). Для этих целей наиболее эффективны циклические упражнения на выносливость (например, ходьба, бег, лыжи, коньки), которые дают больший восстановительный эффект по сравнению с ациклическими видами физических упражнений.
Еще на заре рождения медицины, один из ее основоположников Г иппократ говорил, что для продления жизни необходимы: умеренный образ жизни, разумная гимнастика и ходьба на свежем воздухе, что он называл «пищей жизни». Занятия на свежем воздухе имеют несомненное гигиеническое преимущество по сравнению с занятиями в спортивных залах и наиболее полезны для студентов, находящихся весь день в аудиториях, читальных залах и рабочих комнатах. Занимаясь на воздухе, студенты закаливают организм и улучшают биологические процессы в нем. Кроме того, свежий воздух и природные условия снимают нервное напряжение у занимающихся, влияют успокаивающе на весь организм, придают бодрость.
Следует отметить, что если занятия будут проходить в черте города, то эффекта от этих занятий будет меньше. В городском воздухе особенно ощущается недостаток кислорода. Он загрязнен различными примесями, исходящими из топок (дым, серный газ) и от автотранспорта (выхлопные газы.) Городской шум - этот своеобразный продукт отходов современной цивилизации - коварен тем, что его вредное действие на организм совершенно незримо. Под его влиянием в коре головного мозга возникает очаг резкого возбуждения, нарушается окислительная и восстановительная способность мозга. Шум способствует увеличению числа всевозможных заболеваний еще и потому, что он угнетающе действует на психику, способствует значительному расходованию нервной энергии, вызывает чувство душевного неудовольствия.
Благодаря своей способности влиять на психику человека, очищать воздух, поглощать из воздуха газ и выделять кислород, лес является естественным очистителем атмосферы. Лес, с его тишиной, голосами птиц, успокаивающей цветовой гаммой, воздухом, насыщенным отрицательными ионами, богатым кислородом и чистым от вредных микробов, с многообразием красок и величием имеет несомненное преимущество для проведения занятий физкультурой за городской чертой.
По медицинским заключениям у значительной части студентов СМГ наблюдаются остаточные явления в состоянии здоровья после перенесенных заболеваний. Однако степень такого отклонения этих студентов в школе и в семье преувеличивалась. Ослабленные школьники чаще всего освобождались от занятий по физкультуре, что лишь усугубляло отставание их физического развития. При поступлении в вуз такие юноши и девушки не подготовлены к занятиям физкультурой, они, как правило, считают физические упражнения недопустимыми для себя и даже опасными для здоровья.
В связи с этим, основными задачами физического воспитания в СМГ являются: укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма, усиление физиологической активности органов и систем, ослабленных болезнью, повышение физической и умственной работоспособности, освоение основных двигательных умений и навыков из числа, предусмотренных программой занятий физической культурой для ВУЗов.
Формирование учебных групп СМГ проводится после медицинского осмотра и собеседования с преподавателем, когда преподаватель узнает не только основное заболевание, но и другие недуги, а главное выявляет физическую подготовленность и выносливость. Такой индивидуальный опрос облегчает формирование группы, не травмируя занимающегося.
Для студентов СМГ в программу занятий физкультурой включается дополнительный теоретический раздел по вопросам: влияния физических упражнений на организм человека при различных отклонениях в состоянии здоровья, профилактики заболеваний, гигиены, врачебного контроля и самоконтроля. В раздел программы по лыжной подготовке входят освоение техники передвижения на лыжах и специальные подготовительные упражнения в бесснежный период и на снегу. Тренировка проводится на дистанциях для мужчин от 3 км в начальном периоде занятий до 6-8 км в конечном периоде, а для женщин от 2 до 4 км.
И главной задачей педагога в этом случае является вселить уверенность в души студентов пользы занятий лыжами, веру в перспективу завтрашнего дня, потому что: «Человек не может жить на свете, если у него нет ничего радостного. Истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость» (А.С.Макаренко).
К дополнительным внеурочным формам занятий в СМГ относится утренняя гимнастика. Она должна являться обязательной частью ежедневного режима студента и проводится непосредственно после сна. Основное значение утренней гимнастики - общетонизирующее: она способствует повышению обмена веществ и улучшению деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем организма. Полезная длительность ее обычно составляет 10-20 минут.
К другим самостоятельным тренировочным занятиям относятся прогулки на лыжах в выходные дни. Прогулки должны проводиться с семьей или с друзьями. Людям с отклонениями в состоянии здоровья в одиночку занятия на лыжах не допустимы.
Студенты, занимающиеся физкультурой, должны знать и соблюдать правила гигиены тела и одежды. Влажная одежда, обувь, носки, рукавицы, плохо пригнанное снаряжение и обувь (тугое шнурование, сжимающее ногу крепление, тесный ботинок и т.д.) не совместимы при занятиях в условиях зимнего времени. Чем лучше это усвоят студенты, до выхода на снег, тем меньше получат травм и обморожений, а значит, полноценно выполнят поставленные перед ними задачи. Поэтому, отправляясь на занятия физкультурой на свежем воздухе, одеваться нужно по погоде. Если нет ветра, то можно одеть шерстяные вещи, которые хорошо пропускают воздух и сохраняют тепло. Не желательны костюмы из синтетической ткани, которые не пропускают воздух, поэтому происходит быстрое перегревание тела, а затем и переохлаждение, что приводит к простудным явлениям. Под такой одеждой задерживается большое количество углекислоты, вызывающей рад расстройств нервной и дыхательной систем, функций крови. При ветреной же погоде поверх шерстяных вещей можно надеть ветрозащитный костюм.
Правильная постановка дыхания играет очень существенную роль при занятиях физкультурой вообще, а на свежем воздухе - особенно. Дыхание должно быть глубоким, а не поверхностным. Важно помнить, что при выполнении физических упражнений нельзя задерживать дыхание, а следует делать активный выдох через рот, удаляя этим углекислый газ из легких. Вдох желательно делать через нос, особенно -0 в зимнее время. Воздух, который проходит через носовую полость не только очищается, но и увлажняется и согревается, что важно при занятиях в зимнее время. Также одновременно раздражаются окончания нервов в слизистой оболочке носа рефлекторным путем, усиливая акт дыхания. Вот почему через нос в организм человека поступает значительно больше воздуха, чем при дыхании через рот. Но такое дыхание возможно только при равномерном передвижении (при пульсе до 120 уд/мин), т.к. при работе большей интенсивности дыхания через нос уже не хватает и организм человека рефлекторно переходит на смешанное дыхание. Смешанное дыхание особенно опасно в морозную погоду, когда чрез рот можно застудить верхние дыхатель-
ные пути. Одним из самых эффективных средств развития и укрепления дыхательных путей являются лыжи. И это еще раз доказывает пользу занятий ими в ВУЗе со студентами СМГ.
Учитывая специфику занятий по лыжной подготовке, которые проходят в зимнее время, задачи обучения студентов СМГ усложняются. И решать их надо еще до того, как занимающиеся выйдут на снег, в так называемой «предсезонной» подготовке. На этом этапе занимающиеся знакомятся с правильным подбором лыжного инвентаря, подгонкой крепления к лыжной обуви, правильной смазкой лыж мазью, в общем с теми требованиями, которым должны соответствовать лыжи, палки, крепления, обувь и одежда лыжника. Проходят инструктаж по технике безопасности, нарушение которой может привести к нежелательным последствиям: травмам, обморожениям, и подчас, к несчастным случаям.
Занятия рекомендуется проводить при температуре не ниже -18°. Лучше всего, если место, где проводятся занятия по обучению технике было защищено от ветра. Желательно, чтобы одна половина площадки была горизонтальной, а другая имела уклон 3-4°. Лыжня с таким уклоном необходима для того, чтобы разучивать скользящий накатистый шаг и одновременные ходы. Нужно проложить две параллельные лыжни на расстоянии 3-5 метров в виде двух замкнутых кругов. Длина лыжни должна быть такой, чтобы на каждого обучаемого приходилось 12-15 метров лыжни. На внутреннем круге занимаются более слабые или те, кто работает по указанию преподавателя, выполняя отдельные элементы. В центре площадки прокладывается лыжня для преподавателя, на которой он демонстрирует технику и, передвигаясь по лыжне, руководит обучением. Преподаватель должен хорошо видеть всех занимающихся, а те, в свою очередь, хорошо слышать даваемые указания и видеть показываемые им упражнения. При передвижении занимающихся по лыжне преподаватель должен стремиться как можно чаще видеть их, смотреть на их внешние признаки, а изредка проверять пульс. В процессе занятий преподаватель учитывает метеорологические условия, температуру воздуха, ветер, влажность, снежный покров, и, в зависимости от влияния этих условий на организм человека, вносить коррективы в организацию и методику проведения урока. Место занятий не должно находиться далеко от лыжной базы или автобуса, чтобы в любой момент можно было оказать помощь, а если резко изменится погода, увести занимающихся в тепло.
Успешность обучения технике передвижения на лыжах в большой мере зависит от организации и условий проведения занятий, т.е. от того, как подобраны инвентарь, как выбрано место занятий, учтены ли метеорологические условия, как выбрано место преподавателем для руководства группой и все ли предусмотрено в отношении предупреждения травм и обморожений. Занимающимся надо помнить и о дидактических принципах обучения: от простого к сложному, от малых нагрузок к большим. И о том, что успех обучения будет зависеть от совместной деятельности педагога и студента, при руководящей роли педагога и сознательном активном участии обучаемых в уроке.
© Л.М. Стукало, 2013