Компьютерные технологии для технического обслуживания и диагностирования.
А.С.Евдокимов
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И РЫНОК ПРОДУКЦИИ
УДК 349.3
С. К. Селезнева
ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДОВЫХ ПЕНСИЯХ, ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЕГО К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМ *
Немало споров и дискуссий на разных уровнях ведется по поводу назначения пенсий индивидуальным предпринимателям. Во многом это связано с тем, что существующие системы налогообложения часто претерпевают изменения, что в дальнейшем влечет изменения в процессе обеспечения указанных граждан правом на трудовую пенсию. Некоторые уточнения по пенсионному обеспечению тех, кто является предпринимателями без образования юридического лица, уже отражены в новых законодательных актах, но ситуация все еще требует прояснения.
Для начала необходимо отметить, что пенсионное законодательство Российской Федерации весьма объемно, оно состоит из Конституции Рос -сийской Федерации, законодательства об обязательном пенсионном и социальном страховании! в Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Феде -рации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Рос -сийской Федерации. Необходимо учитывать положения всех вышеуказанных актов при решении вопроса о пенсионном обеспечении граждан -предпринимателей.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 № 167-ФЗ «Об обяза-тельном пенсионном страховании в Российской Федерации» [1] (далее - Закон об обязательном пенсионном страховании) индивидуальные предприниматели могут выступать в качестве страхователей, пенсия им назначается на тех же
* Работа подготовлена при поддержке РГНФ, проект №05-03-85306а/У.
условиях, что и всем иным застрахованным липам . Также индивидуальные предприниматели в соответствии со ст. 7 указанного закона относятся к категории застрахованных лиц. Необходимо рассмотреть оба указанных аспекта, с этой целью отметим общие основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
Статья 2 Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ [2] (далее - Закон о трудовых пенсиях) указывает, что трудовая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определя-ется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.
Трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, т.е. дня приема территориальным органом Пенсионного фовда РФ заявления со всеми необходимыми документами. При направле -нии заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту от -правления данного заявления [3].
Поскольку право на пенсию носиг абсолютный характер, граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя [4].
Закон о трудовых пенсиях определяет три вида трудовых пенсий:
- трудовая пенсия по старости;
- трудовая пенсия по инвалидности;
- трудовая пенсия по случаю потери кормиль-
цд [5].
По общему правилу, установленному п. 1 ст. 4 Закона о трудовых пенсиях, гражданам, имеющим право на одновременное получение трудовых пенсий различных видов, устанавливается одна пенсия по их выбору [6].
Определяющим понятием при решении вопроса о назначении трудовой пенсии является дающий право на получение пенсий трудовой стаж, т.е. суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так и неоплачиваемой, независимо от того, где и когда она протекала и имелись ли в ней перерывы, а также других периодов, указанных в законе [7].
Содержание общего трудового стажа в Законе о трудовых пенсиях резко сужено по сравнению с аналогичным понятием в ранее действовавшем пенсионном законодательстве [8]. Например, периоды обучения и периоды ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым в соответствии со ст. 30 Закона о трудовых пенсиях в общий трудовой стаж не включаются [9].
Сейчас в трудовой стаж включаются периоды: службы в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, временной нетрудоспособности, творческой деятельности, пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела, получения пособия по безработице.
Основной составляющей трудового стажа является время работы. В случае с предпринимателями речь может идти только о времени инди-ввдуальной трудовой деятельности. Именно здесь и возникают основные трудности, связанные с отчислением страховых взносов, призванных в дальнейшем обеспечить выплату пенсии указанным гражданам.
Правоприменительные органы при определе -нии права на трудовую пенсию уделяют внимание прежде всего подтверждению стажа и заработка за периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица. Таким подтверждением являются сведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования [10].
Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, был утвержден совместным Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного Фовда РФ №№ 16 и 19па от 27 февраля 2002 г., зарегистрированного в Минюсте РФ 31 мая 2002 г. за № 3488.
Право на трудовую пенсию имеют граждане РФ, застрахованные в соответствии с Законом об
обязательном пенсионном страховании, отвечающие условиям Закона о трудовых пенсиях, а именно граждане Российской Федерации: мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Застрахованными лицами являются граждане РФ, работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и ока -зание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору и др. Также к застрахованным лицам относятся индивидуальные предприниматели. В соответствии с гл. 3 Гражданского кодекса РФ индивидуальными предпринимателями являются граждане (физические лица), занимающиеся
предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя [11].
Индивидуальные предприниматели не могут предоставить в качестве подтверждения своего трудового стажа ставдартные записи в трудовых книжках, поэтому порядок подтверждения стажа для них иной. Для подтверждения стажа предприниматель должен предоставить в ПФР квитанцию или иные платежные документы, подтверждающие факт оплаты пенсионных взносов в ПФР, копию сввдетельства о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, копию паспорта, копию страхового сввдетельства государственного пенсионного страхования и трудовую книжку, для того, чтобы органы ПРФ произвели запись, фиксирующую трудовой стаж предпринимателя. Эти документы должны быть представлены до 1 марта года, следующего за отчетным.
Порядок включения в общий трудовой стаж периодов осуществления предпринимательской деятельности лицами, перешедшими на уплату единого налога на вмененный доход, и учета заработка за эту деятельность для определения расчетного пенсионного капитала изложен в Разъяснении Минтруда России от 18 апреля 2002 г. № 3 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения индивидуальных предпринимате -лей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом «О едином налоге на вмененный доход для определенных ввдов деятельности» (утверждено постановлением Минтруда России от 18.04.2002 г. № 27, зарегистрировано в Минюсте России 28.05.2002 г. № 3472) [12]. Для других систем налогообложения (общий порядок, упрощенная система налогообложения) порядок включения в общий трудовой стаж периодов осуществления предпринимательской деятельности аналогичен.
Индивидуальные предприниматели уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа (подпункт 2 пункта 1 статьи 6 Закон об обязательном пенсионном страховании) [13].
Статьей 14 Федерального закона от 29 мая 2002 № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлен минимальный размер фиксированного платежа, который составляет 150 руб. в месяц, в том числе 100 руб. направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, а 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.
Для индивидуальных предпринимателей минимальный размер фиксированного платежа явля-ется обязательным для уплаты с 1 января 2002 года. При этом в соответствии со статьей 25 Закона об обязательном пенсионном страховании контроль за уплатой страховых взносов, в том числе уплачиваемых в ввде фиксированного платежа, осуществляется налоговыми органами [14].
Фиксированные платежи не входят в состав единого социального налога и не связаны с доходом предпринимателя, поэтому подлежат уплате независимо от того, осуществлялась ли предпринимательская деятельность в данном налоговом периоде.
Согласно Закону об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации, финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица. Таким образом, уплата страховых взносов в сумме менее 1800 руб. в год означает, что при выходе на пенсию сумма пенсионного обеспечения будет исчислена в меньшем размере.
Интересно, что многие предприниматели расценили введение фиксированного платежа, как дополнительные поборы со стороны государства. Это не так. Раньше предприниматели платили в Пенсионный фонд 19,2% в составе единого социального налога. С 2002 года ставка единого социального налога уменьшена наголо -вину - до 9,6%. Эти суммы отправляются в фе -деральный бюджет для финансирования выпла-ты пенсии в объеме ее базовой части. Вторая половина названа фиксированным платежом. Это уже страховая и накопительная части будущей пенсии предпринимателей.
Пока установлен минимальный размер с уплатой всей суммы за год в три срока: 15 июля
- 900 руб., 15 октября - 450 руб. и 15 января 2003 года - 450 руб. Возможно, в будущем определится зависимость этого платежа от доходов и его максимальный размер. Но в настоящее время Пенсионный фонд работает по названной ставке и будет отслеживать выполнение сроков уже фактического платежа, попутно разъясняя заинтересованным лицам, что фиксированный пла-теж предназначен для финансирования выплаты страховой части трудовой пенсии нынешних пенсионеров. Позже уплаченные суммы вернутся тем, кто одалживал их сейчас, но в ввде уже их пенсий, при условии, что будут платежи.
В противном случае возможны две неприятности. Платеж назван законом обязательным. Следовательно, нарушение этого требования влечет за собой объяснения с правоохранительными орга-нами. Они весьма неприятные, хотя и временные. Вторая неприятность - при отсутствии платежей, предприниматель не вправе в дальнейшем рассчитывать на выплату пенсии.
В случае, если предприниматель является пенсионером , он не освобождается от уплаты страховых взносов в ввде фиксированного платежа. Поэтому независимо от возраста и наличия дохода в виде пенсии, либо отсутствия дохода, например в период временной нетрудоспособности, предприниматели обязаны уплачивать минимальный раз -мер фиксированного платежа за калевдарный год до 31 декабря текущего года. Уплата страховых взносов в ввде фиксированного платежа на страховую и накопительную части трудовой пенсии производится предпринимателями отдельными платежными поручениями по кодам бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации КБК 1010611 и 1010621 (страховая и накопительная части соответственно) [15].
Конституционный Суд РФ в своих определе-ниях от 12.04.2005 № 164-0 и№ 165-0 установил, что действующее законодательство не предполагает формирования накопительной части пенсии для граждан 1966 года рождения и старше.
В своем Определении от 12.05.2005 № 182-0 Конституционный Суд РФ установил, что действующее законодательство не предполагает взимание с индивидуального предпринимателя сумм страховых взносов в бюджет Пенсионного фовда РФ в ввде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной ча-стей трудовой пенсии за период, в течение которого предпринимательская деятельность им не осуществлялась в связи с уходом за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
Сравнив размер пенсии, которая получится у индивидуального предпринимателя, с размером
пенсий, которые получают военные пенсионеры, Конституционный Суд РФ решил, что правом выбора пенсии, если есть право и на военную пенсию, и на трудовую, военные пенсионеры, ставшие индивидуальными предпринимателями и адвокатами, никогда не воспользуются. Ведь военная пенсия всегда получается больше.
В этой связи Конституционный Суд РФ Определением от 24.05.2005 № 223-0 признал не соответствующим Конституции РФ действую -щее нормативно-правовое регулирование названного вопроса. Это означает, что данная категория граждан фиксированный платеж в Пенсионный фонд РФ платить не должна вооб-ще до тех пор, пока не будет изменено действующее законодательство [16].
Дополнительных отчислений страховых взносов на накопительную часть пенсии в настоящее время законодательством не установлено.
Некоторые негосударственные образования предлагают накопительные программы для предпринимателей, которые предполагают внесение пенсионных взносов с любой периодично -стью в любом размере и выплату негосударственной пенсии в течение срока от 3 до 20 лет с правом наследования как в период накопления, так и в период выплаты.
В связи с имеющимися особенностями налогообложения предпринимателей и перечисления средств в государственный Пенсионный фонд трудовая пенсия предпринимателей составляет чрезвычайно малую часть от получаемого ими дохода. Эта накопительная программа позволяет предпринимателям в период осуществления деятельности или после её окончания сформировать личную накопительную программу для получе -ния существенной негосударственной пенсии.
Говоря об индивидуальных предпринимате -лях, осуществляющих выплаты наемным работникам , необходимо учитывать некоторые особенности.
Время работы у индивидуального предпринимателя для граждан также включается в стаж работы, дающий право на пенсию. Особенностью является то, что он не может быть подтвержден записью в трудовой книжке работника, так как Трудовой кодекс РФ [17] запрещает работодателям физическим лицам, к категории которых и относятся индивидуальные предприниматели, делать записи в трудовых книжках.
Поэтому теперь документом, подтверждающим трудовой стаж таких работников, будет являться трудовой договор, зарегистрированный в установленном законом порядке. При отсутствии у лиц, работающих у работников, трудовых догово-
ров время работы может подтверждаться справками профсоюзных организаций [18], справками, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) орга-нами, выписками из приказов, лицевыми счетами и ведомостями на выдачу заработной платы [19].
Индивидуальный предприниматель, являясь работодателем, выступает в качестве страхователя и обязан предоставить в органы ПФР следующий комплект документов:
1) пояснительную записку к индивидуальным сведениям о стаже и заработке;
2) формы СЗВ-3 на лиц, выходящих на пенсию;
3) форму АДВ-10 «сводная ведомость форм документов СЭВ-3, представляемых работодателем в ПФР»;
4) ксерокопию форм СЭВ-3 на лиц, выходящих на пенсию;
5) ксерокопии платежных поручений работодателя о перечислении страховых взносов за месяцы, указанные в ивдиввдуальных сведениях [20].
Правила регистрации в территориальных органах Пенсионного фовда Российской Федерации страхователей, являющихся индивидуаль -ными предпринимателями (в том числе главами крестьянских (фермерских) хозяйств), нотариусами, занимающимися частной практикой,
частными детективами, адвокатами, родовыми, семейными общинами коренных малочисленных народов Севера, а также лицами, приравненными к страхователям, определяются Порядком регистрации в территориальных органах Пенсионного фовда Российской Федерации страхователей, уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде фиксированного платежа, утвержденным Постановлением Правления ПФР от 22 07 2004 № 98п.
При регистрации в территориальных органах ПФР страхователю вручается (направляется) Извещение о регистрации в территориальных орга -нах ПФР страхователя, уплачивающего страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Фе-дерации в виде фиксированного платежа, удостоверяющее регистрацию в качестве страхователя и содержащее необходимую информацию о порядке и сроках представления информации в территориальные органы ПФР [21].
Также особенностью является тот факт, что производить уплату страховых взносов на обяза-тельнэе пенсионное страхование за наемных работников необходимо по месту постановки на учет работодателя, то есть по месту своего жительства, даже в случае, когда работники зарегистрированы в другом населенном пункте.
Индивидуальный предприниматель, заклю- соответствии с положениями Информационного
чивший трудовой договор с работодателем, яв- письма Презвдиума высшего арбитражного суда
ляется застрахованным по двум основаниям в РФ от 11 августа 2004 г. № 79 [22].
Библиографический список
1. Российская газета. 20.12.2001. № 247.
2. Там же.
3. Чупрова Е. Порядок обращения и назначение трудовых пенсий // Кадровик. 2002. № 12. С. 26.
4. Чупрова Е. Порядок оформления и назначения трудовых пенсий // Кадровик. 2002. № 9. С. 52.
5. Савицкая Т.М. Трудовая пенсия: общая характеристика // Справочник кадровика. 2003. № 3. С.81.
6. Савицкая Т.М. Там же. С. 83.
7. Кобзева С.И. Новое законодательствоо трудовом стаже // Справочник кадровика. 2003. № 3. С. 71.
8. Кобзева С.И. Там же. С. 72.
9. Кобзева С.И. Там же.
10. Чупрова Е. Порядок оформления и назначения трудовых пенсий // Кадровик. 2002. № 9. С. 52.
11. Савицкая Т.М. Трудовая пенсия: общая характеристика // Справочник кадровика. 2003. № 3. С. 85.
12. Просина Е.Б. Порядок исчисления и подтверждения трудового стажа и заработка для оценки пенсионных прав // Пенсия. 2003. № 10. С. 53.
13. Полохов О.М. О порядке уплаты адвокатскими образованиями страховых взносов в пфр в виде фиксированного платежа // Пенсия. 2004. № 9. С. 68.
14. Письмо ПФРФ от 4 сентября 2002 г. № СД-16-25/7951 «Об уплате индивидуальными предпринимателями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование».
15. Отдел единого социального налога УМ НС России // Пенсия для предпринимателя. 23.07.2002. № 28.
16. Егоров В. // Ваш партнер-консультант. Приложение к еженедельнику «Экономика ижизнь». 2005. № 32.
17. Российская газета. 31.12.2001. № 256.
18. Тарасова Л.С. Трудовой стаж: исчисление и подтверждение // Справочник кадровика. 2001. № 2. С. 96.
19. Кобзева С.И. Новое законодательствоо трудовом стаже // Справочник кадровика. 2003. № 3. С. 75.
20. Чупрова Е. Порядок оформления и назначения трудовых пенсий // Кадровик. 2002. № 9. С. 55.
21. Пенсия. 2004. № 9. С. 38-40.
22. Пенсия. 2004. № 11. С. 55-65.
УДК 339.7
М. А. Боброва, А. П. Дмитриева, Н. С. Ляшутина
МСФО - МЕЖДУНАРОДНАЯ УНИФИКАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Два последних десятилетия отмечены усилением внимания к проблеме международной унификации бухгалтерского учета. Развитие бизнеса, сопровождающееся возрастанием роли международной интеграции в сфере экономики, предъявля-ет определенные требования к единообразию и понятности применяемых в разных странах принципов формирования и алгоритмов исчисления прибыли, налогооблагаемой: базы, условий инве -стирования и капитализации заработанных средств и т.п. Именно с этой проблемой столкнулись наши специалисты в области бухгалтерского учета при переходе страны к рыночной экономике и уста -новлению деловых контактов с зарубежными инвесторами на уровне организаций (предприятий), акционерных обществ и т. п.
Проблема несоответствия моделей бухгалтерского учета не является уникальной, присущей
только России. Она носит глобальный характер. В процессе работы составителей и пользователей финансовой отчетов во всем мире возникает проблема унификации бухгалтерского учета.
В настоящее время одним из наиболее известных подходов к решению этой проблемы является ставдартизация учетных процедур, которую проводит Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). Суть этого под -хода состоит в разработке унифицированного набора ставдартов, применимых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов.
В Российской Федерации осуществляется реформирование бухгалтерского учета и отчет -ности, обусловленное изменением экономиче -ских отношений. Стержнем реформирования выступили международные ставдарты финансо-