В информационно-профилактической деятельности особое внимание целесообразно уделять совершенствованию межведомственных и внутриведомственных механизмов информационной кооперации и обмена, а также внедрению электронных систем защиты, сбора, накопления, хранения и распределения информации.
Кроме того, требует рассмотрения вопрос о дальнейшем совершенствовании международного сотрудничества в сфере профилактики терроризма с государствами ближнего зарубежья, в первую очередь Средней Азии, по координации государственных мер предупреждения терроризма, расширению программ научного и образовательного обмена по данному направлению деятельности, оказанию взаимной помощи в подготовке кадров специалистов.
Литература
1. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 г. № 35-Ф3 // РГ. 2006. 10 марта.
2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года). URL: https:// rg.ru/2009/10/20/zakon-dok.html (дата доступа: 26.02.2018 г.).
3. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом Российской Федерации 28 ноября 2014 года). URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/16/130.html (дата доступа: 28.02.2018).
4. Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: Федеральный закон от 23.06.2016 г. № 182-ФЗ // РГ. 2016. 28 июня.
5. Седых Н.С. Роль массовой коммуникации в информационно-психологическом противодействии терроризму // Национальная безопасность. 2014. № 1.
6. Роговая А.В. Противодействие идеологии экстремизма и терроризма на российском Кавказе (по материалам социологических исследований) // Ойкумена. 2016. № 3.
© Г. А. Прокопович, 2018 Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРОВ С КИТАЙСКИМИ ПАРТНЕРАМИ В РАКУРСЕ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ
Галина Алексеевна Прокопович,
профессор кафедры теории государства и права имени Г.В. Мальцева,
доктор юридических наук
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(119571, Москва, проспект Вернадского, д. 82, стр. 1) E-mail: [email protected]
Аннотация. Исследуется традиционная китайская концепция отношения к праву с учетом исторически сложившихся культурных традиций, анализируются особенности составления договора с китайскими партнерами. Ключевые слова: правовая культура, игра, стратагема, договор.
FEATURES OF SIGNING OF THE CONTRACTS WITH THE CHINESE PARTNERS IN A FORESHORTENING OF LEGAL CULTURE OF CHINA
Galina A. Prokopovich,
Professor of Department theories of the state and the right of G.V. Maltsev,
Doctor of law
Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
(119571, Moscow, prospect Vernadskogo, d. 82, str. 1)
УДК 347 ББК 67.404
Abstract. The traditional Chinese concept of the attitude towards the right taking into account historically developed cultural traditions is investigated, features of drawing up the contract with the Chinese partners are analyzed. Keywords: legal culture, game, stratagem, contract.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Прокопович Г.А. Особенности заключения Китая. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):107-11.
Россию и Китай исторически связывают тесные экономические отношения. Партнерство с китайскими предпринимателями вызывает все больший интерес в российских деловых кругах, но непонятность китайского менталитета, китайской правовой культуры и права в целом становится барьером для развития отношений. При всем том, что традиционная китайская концепция не отрицает права, все же считается, что оно необходимо только тем, кто не желает заботиться о морали, или для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. В этом и проблема непонимания в предпринимательских отношениях: европейцы пытаются вести переговоры по закону, а китайцы спокойно обходятся без него, считая закон ненормальным средством решения деловых проблем.
Именно в связи с этим мы и рассмотрим особенности заключения договоров с китайскими партнерами. Сделаем мы это с учетом исторически сложившихся культурных особенностей, которые не всегда правильно понимаются европейцами и часто вызывают стресс.
Понесенный материальный ущерб и связанный с ним моральный вред запоминаются надолго. На этом, в частности, строится система взимания штрафов. Причем, если ущерб был причинен с помощью обмана, то такие действия обычно воспринимаются как моральная нечистоплотность, как хитрость, являющаяся свидетельством невысокого ума. Другое дело, если материальный ущерб был нанесен нам более квалифицированным, более сильным человеком, который не только знает установленные правила, но в совершенстве владеет их тонкостями, может предвидеть развитие ситуации и расставить тактические ловушки. Это достоинства знающих людей, чье превосходство мы признаем без обиды.
Все социальное взаимодействие людей на всех его уровнях является определенной игровой системой со строго очерченными правилами и особенно-
договоров с китайскими партнерами в ракурсе правовой культуры
стями. Чаще всего под игрой понимается обязательство, в силу которого организатор должен выдать награду выигравшему лицу, причем победа в игре зависит одновременно и от случая, и от способностей, ловкости и других качеств участника. Право же, по мнению Г.А. Прокопович, «традиционно воспринимает игры более узко, утилитарно, как источник обогащения одних и причину разорения других [2, с. 626].
Игры в течение многих тысячелетий являлись достоянием китайской культуры общения. Еще до начала нашей эры то, что мы в данный момент понимаем под играми, было разработано и внедрено в повседневную жизнь в системе ценностей китайской цивилизации. Понятию «игра» было эквивалентно понятие «стратагемность» мышления и поведения.
Традиционные китайские научные представления о человеке и его возможностях лишь недавно начали соединяться с данными европейской науки, но и Запад в науке о человеке старается не отставать от Востока. Постепенно нам начинают раскрываться особенности восточноазиатской цивилизации и сегодня стратагематика становится востребованной во всем мире, а равные возможности овладеть этим искусством предоставляются всем.
В чем же состоит сущность стратагемности? Стратагема представляет собой некий стратегический план, заключающий в себе какую-то хитрость для противника, причем под хитростью понимается отнюдь не обман, а сообразительность, изобретательность и находчивость.
Стратагемность зародилась в глубокой древности и изначально была связана с приемами военной и дипломатической борьбы. Стратагемы составляли и политические учителя, и наставники царей, добиваясь успеха и в управлении гражданским обществом, и в дипломатии. Чтобы выиграть в политической борьбе, нужно, по их убеждению, оснастить ее
стратагемностью. Составление стратагем в дипломатии должно было привести к решению крупной внешнеполитической задачи, рассчитанной на длительный период, с выгодой для государства. Стра-тагемная дипломатия черпала средства и методы не в принципах, нормах и обычаях международного права, а в теории военного искусства, носящей тотальный характер и утверждающей, что цель оправдывает средства.
Стратагема подобна алгоритму, она организует последовательность действий, а потому применима в любой сфере деятельности, включая предпринимательскую, где, на наш взгляд, нанести тактический удар помогут стратагемы № 1 «Обмануть императора, чтобы он переплыл море» и № 3 «Убить чужим ножом».
Начнем со стратагемы № 1, сущность которой заключается в сокрытии цели, назначение - сбить с толку. Ее можно использовать против любого человека ^и 1993, S. 4 £). В современном прочтении эта стратагема нацелена на то, чтобы использовать в своих целях «белые пятна» в кругозоре жертвы стратагемы, сделать тайные дела общеизвестными, подключить сюда рутинные процессы, на которые больше не обращают пристального внимания. Проводить это нужно незаметно и, ловко отвлекая уже притупленное или искусственно притупляемое внимание от всеобщего обозрения, безнаказанно проталкивать свои дела и т.д. [6, с. 34]. Так, при заключении договора клиенту заранее сообщают обо всем, но некоторые аспекты подчеркивают, а некоторые оставляют вне поля его зрения. Например, чаще всего клиент не читает в договорах то, что напечатано мелким шрифтом, а если и читает, то не всегда понимает.
В иерархиях всех видов стратагема № 1 используется согласно изречению «делать вид, что подчиняешься, но тайно сопротивляться (ян фэн инь вэй)» ^и 1993, S. 6). «Делать вид, что оппонируешь, но тайно поддерживать» — чисто научный вариант этой стратагемы. Но как бы люди ни старались скрыть действительность, всегда существует риск, что какая-то деталь останется открытой, став потенциальной жертвой стратагемы, если только не проявить достаточной бдительности.
Приведем следующий пример. Одной из особенностей составления договора с китайским пар-
тнером является целесообразность исполнения его на китайском и русском языках, а не на русском и английском, как широко практикуется среди российских предпринимателей. Законодательство КНР также требует от китайского предпринимателя, занимающегося внешней торговлей, исполнение одного из экземпляров заключенного внешнеторгового контракта на государственном, т.е. китайском языке. Этот экземпляр на китайском языке китайский предприниматель и представляет в различные государственные и контрольные учреждения КНР, где чиновник, даже владея иностранным языком, сочтет себя оскорбленным, если ему придется вести делопроизводство на иностранном языке.
Стратагема № 1 в данной ситуации применима следующим образом. Китайский предприниматель, подписав договор на английском и русском языках, затем в более спокойной обстановке просит российского партнера отдельно подписать другой образец договора на китайском и русском языках, ссылаясь на то, что вновь подписываемый экземпляр необходим только для китайского банка, чтобы осуществить платежи (как вариант — для таможни). Такой китайский образец представляет собой большой лист бумаги с текстом на китайском и русском языках. Этот упрощенный по своей форме образец договора был разработан китайскими юристами более десяти лет назад. В нем подробно описываются все варианты платежей, но полностью игнорируются иные условия контракта, например, ответственность сторон [4, с. 2—5].
Таким образом, каждый предприниматель при составлении договора должен уметь сам четко и грамотно выразить в договоре саму суть торговой сделки, механизм ее выполнения, защиты интересов и разрешения противоречий, а юрист — проверить контракт на соответствие требованиям закона вне зависимости от того, какой вариант и на каком языке (и в который раз) предлагается.
К предпринимательской деятельности, на наш взгляд, применима и стратагема № 3 «Убить чужим ножом». Эта стратагема имеет следующее содержание:
1. Нейтрализовать противника чужими руками. Стратагема чучела; стратагема заместителя.
2. Нанести кому-то вред косвенно, не засветившись при этом самому. Стратагема алиби; стратагема «кабинетного преступника» [1].
В широком смысле стратагема преследует достижение цели на основе изощренного использования третьего лица или заемных ресурсов (Yu 1993, S. 26; Yao, S. 26). В таком случае рассматриваемая стратагема направлена на извлечение собственной выгоды.
Китайцы не видят ничего предосудительного в том, чтобы использовать внутренние противоречия одного делового оппонента или противоречия между несколькими конкурирующими западными оппонентами в качестве «ножа» для «убийства» невыгодных условий (Yu 2003, S. 19). Трудность ведения переговоров с китайцами заключается еще и в том, что они могут пригласить одновременно несколько конкурирующих фирм в одно и то же здание (Fang, S. 263 f.), угрожая тем, что предполагаемая сделка будет заключена с их конкурентом, который уже ждет в соседнем помещении. Западные менеджеры такие действия воспринимают как нечто «довольно невежливое» (HBR, 2003, Oktober, S. 89), но китайцы так не считают и подобные действия с незнанием правил вежливости не соотносят. В данном случае указание на угрожающих конкурентов китайцы используют в качестве «ножа», который они всаживают в своего партнера по переговорам. Но знающий китайские хитрости партнер может оказать противодействие, задавая четкие вопросы относительно имени конкурента, его продукции, условий поставки, гарантий и т.д. Еще одна китайская хитрость заключается в уверении партнера в том, что для совершения сделки требуется разрешение какого-либо вышестоящего органа. И именно условие получения разрешения руководители переговоров используют в качестве «ножа», добиваясь уступок от предполагаемого партнера. Соответственно, если противоположная сторона не уступит, то и разрешение не будет получено.
Китайцы записывают на переговорах каждое слово, произнесенное противоположной стороной, и озадачивают ее какими-либо вскрытыми противоречиями и несогласованностями, чтобы таким способом повлиять на переговоры в свою пользу (Fang, S. 264). Используя аргументацион-
ные недостатки противоположной стороны в качестве оружия против нее, «они убивают чужим ножом».
Стратагему №№ 3 можно предотвратить. Для этого лучше всего стараться избегать спонтанно-импульсивных действий и более внимательно присматриваться к ситуации. Следует всегда помнить о том, что и нас могут обвинить в применении «оружия», и не исключена возможность, что нашими руками хотят нанести ущерб третьим лицам. Лучше подумать о том, как «затупить нож», не навредив самому себе.
А в какой мере пользуются китайцы законом и какие законы мы должны знать, приступая к переговорам с китайским партнером?
Сразу отметим, что правовая система Китая выглядит следующим образом:
• континентальная правовая система (континентальный Китай, Тайвань, Макао);
• англо-саксонская правовая система (Гонконг). Основными законами в области гражданского
права являются следующие:
• Закон «Об общих положениях гражданского права КНР», принятый 12 апреля 1986 г. на 4-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 6-го созыва, опубликованный и применяемый с 01 января 1987 г. (ред. 27 августа 2009 г.);
• Закон «О договорах», принятый 14 марта 1999 г. на 2-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 9-го созыва, опубликованный и применяемый с 01 октября 1999 г.;
• Закон «О вещных правах», принятый 16 марта 2007 г. на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 10-го созыва, опубликованный и применяемый с 01 октября 2007 г.
Даже имея законы, китайцы пользуются ими непривычно для нас. С его помощью, как с помощью ножа, они выступают против этого закона. Так, если в законе имеется определение или пробел, с помощью которых можно ликвидировать проблему, то это рассматривается как использование стратагемы № 3. В целом же ситуация с применением закона в Китайской Народной Республике выглядит следующим образом: граждане чаще изучают какой-либо закон не с целью его точнейшего исполнения, а с
точки зрения того, какие возможности дает его применение для легального использования стратагемы «Убить чужим ножом».
Стратагемность складывается из стратегии и умения расставлять ловушки. Не так просто и то и другое. Китаю понадобилось несколько столетий, чтобы не только выработать стратегические планы, а еще и ввести их в практику, превратить в искусство, постоянно обогащаемое многими поколениями. Знание древних стратагем, составление хитроумных планов стало в Китае традицией, распространяющейся не только на политику, дипломатию или военную сферу. Стратагемность — это черта национального характера, особенность национальной психологии. Но это не означает, что китайская нация состоит из ловких интриганов, хитрецов и обманщиков. Стратагемность в первую очередь учит стратегически мыслить, составлять долгосрочные планы, как на государственном, так и на личностном уровне, помогает просчитывать ситуацию на достаточное количество ходов вперед и использовать стратагемные ловушки для достижения успеха.
Остается проблема соотношения стратагем-ности с моралью. Она решается, исходя из одного общего критерия: если герой действовал в интересах государства и ради благоденствия народа, то он относился к положительным персонажам, его стратагемы и основанные на них шаги и меры были благородными по определению.
Итак, кто же может успешно пользоваться стратагемами? Тот, кто всесторонне подготовлен, кто, изучив особенности стратагемного мышления и действий, может обеспечить выигрыш в состязании даже с более сильным или хитрым противником, если тот не обеспечил себе такую же подготовку. «Непобедимость заключена в самом себе, возможность победы заключена в противнике», — учил Сунь-цзы [3]. Давая рекомендации своим читателям, Сунь-цзы впервые описал определенный стереотип поведения, который можно назвать азбукой стратагемщика. «Если ты и можешь что-нибудь, — наставлял великий стратег, — показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, буд-
то ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если его ряды дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов, выступай, когда он не ожидает» [3]. Девизом стратагемного образа действий являются слова Сунь-цзы: «Сначала будь как невинная девушка — и противник откроет свою дверь. Потом же будь как вырвавшийся заяц — и противник не успеет принять мер к защите» [3].
Иностранцы, даже после знакомства с трактатом Сунь-цзы и применения его в военных академиях в качестве учебного пособия, не подозревали о широте использования стратагем на всех уровнях. Тем более они не учитывали, что стратагемность стала важной чертой национальной психологии.
Но сегодня стратагематика во всем мире вызывает повышенный интерес у потенциальных партнеров китайских предпринимателей. Равные возможности овладеть этим искусством предоставляются всем, и автор надеется, что настоящая статья будет особенно полезна тем, кто занимается предпринимательской деятельностью.
Литература
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. М., Прогресс, 1988.
2. Гражданское право: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.В.Залесского, проф. М.М. Рас-солова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002.
3. Конрад Н.И. Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование. М.-Л.; 1950.
4. Прокопович Г.А. Правонарушения в частном праве: субъект и субъективная сторона. Гражданское право. 2007. № 2.
5. Прокопович Г.А. Судебное правотворчество в современном понимании: реалии и перспективы. Российский судья. 2015. № 5.
6. Харро фон Зенгер «36 стратагем для менеджеров». М.: Издательство «Олимп-Бизнес».