Князева Е. В.
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ С СОДЕРЖАНИЕМ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПЕДАГОГОВ-РУКОВОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ, НЕ ЗАНИМАЮЩИХ РУКОВОДЯЩИЕ
ДОЛЖНОСТИ
В современных реалиях отечественного образования остро стоит проблема психологического благополучия педагогов средних образовательных учреждений как трансляторов ценностей и смыслов. Актуальность проблемы определяется ее высокой значимостью для решения вопросов конструктивного развития и функционирования личности с одной стороны, и недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области - с другой. Феномен психологического благополучия личности характеризуется недостаточностью теоретических и эмпирических исследований в данной научной области, поэтому, несмотря на важность данной тематики, некоторые аспекты еще не были подробно изучены.
В данной работе проанализированы методологические и теоретические основы изучения вопроса психологического благополучия среди педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности. Показано, что уровень психологического благополучия среди педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности, коррелирует с компонентами ценностно-смысловой сферы личности. В результате детального изучения эмпирических данных, полученных в результате исследования, на основе имеющегося диагностического инструментария были выявлены различия в переживании психологического благополучия у педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в терапии экзистенциальных кризисов и ноогенных неврозов, в частности, с применением терапии благополучия (the well-being therapy). Также данные можно использовать в написании программ дополнительного образования по формированию психологического благополучия личности, при повышении квалификации педагогов и при отборе педагогов на работу и руководящие должности.
Ключевые слова: личность, психологическое благополучие, ценностно-смысловая сфера, педагогическая психология, педагоги, руководители, ценности, осмысленность жизни.
В современных условиях общественного развития осуществляется влияние извне на личность, на жизнедеятельность человека, его направленность, систему ценностных ориен-таций, отношений; социум оказывает влияние на формирование внешних и внутренних критериев самооценки, системы внутренних отношений личности. В этих условиях особенно остро встает проблема позитивного функционирования личности. Основным компонентом, позволяющим сохранять относительное постоянство личности в отношении требований социума, является субъективное благополучие личности.
Понятие «субъективное благополучие», широко используемое в зарубежной психологической литературе, появилось в отечественной психологии недавно. В нашей стране проблема субъективного благополучия практически не изучена, хотя имеет глубокие исторические корни. Оценка человеком своей жизни, его эмоциональное отношение к ней являлись темой многих философских, социологических и психологических исследований.
Субъективное благополучие личности, будучи интегральным социально-психологическим образованием, определяется через систему представлений личности о себе, своей жизни, отношениях, состоянии и т. д. Оно также является интегральным показателем степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования. Достигается субъективное благополучие только в том случае, если человек находится в процессе постоянного поиска, утверждения себя и самореализации в социуме, самоактуализации, и стремится реализовать свое предназначение. Особенно важным в формировании благополучия выступает система смысловых образований личности и их качественных связей. Иными словами, смысловая определенность служит значимым фактором субъективного благополучия личности.
Психологическое благополучие личности как концепт мало изучено представителями отечественной психологии. Исследование переживания психологического благополучия - проблема, рассматриваемая рядом современных авторов в различных аспектах (О. А. Идобаева, Л. В. Куликов, П. П. Фесенко, Р. М. Шамионов),
которая требует четкой концептуализации, встроенности в систему существующих понятий психологии личности. Необходимость этого обусловлена ситуацией поиска современной психологической наукой новых инструмента-риев для изменения и улучшения способов взаимодействия личности с окружающим, постоянно меняющимся миром.
Данный феномен относится к позитивным феноменам личности, он выражает интегральный показатель степени направленности человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, степень реализованности этой направленности, субъективно выражающуюся в ощущении счастья, удовлетворенности [9].
Субъективное благополучие является обобщенным и относительно устойчивым переживанием, имеющим особую значимость для личности. Именно оно в большой степени определяет характеристики доминирующего психического состояния - благоприятного состояния, способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешным поведению и деятельности, поддерживающего психическое и физическое здоровье, или, напротив, неблагоприятного [4].
Также субъективное благополучие оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека и на успешность поведения, продуктивность деятельности, эффективность межличностного взаимодействия. Смысловая регуляция деятельности представляет собой согласование целей и средств деятельности с мотивами, потребностями, ценностями и установками субъекта, что обеспечивает осмысленность деятельности [6]. Таким образом, исследование связи благополучия и ценностно-смысловой сферы личности позволит лучше понять основные закономерности личностно-смыслового уровня психики, которые участвуют в регуляции деятельности личности, ее успешном функционировании.
В основе психологического благополучия личности лежат субъективная эмоциональная оценка человеком себя и собственной жизни, процесс самоактуализации и личностного роста. Психологическое благополучие выступает позитивным феноменом, обобщающей харак-
теристикой позитивного функционирования личности. Позитивное функционирование личности трактуется как направленность человека на реализацию основных компонентов позитивного функционирования, а именно: самопринятия, позитивного отношения к окружающим, автономии, управления окружающей средой, цели в жизни, личностного роста [12].
Психологическое благополучие является обобщенным и относительно устойчивым переживанием, оно определяет характеристики доминирующего психического состояния (настроения); субъективное благополучие как интегративное переживание оказывает постоянное влияние на различные параметры психического состояния человека.
Субъективное благополучие связано с различными факторами: от психофизиологических (психическое здоровье, психосоматическое здоровье, психологическое здоровье) и социальных (социально-психологические ценности, социальная активность, качество отношений личности с окружающим миром), до личностно-смысловых (самосознание, ценностно-смысловая сфера) [1, 3, 10].
Нами было проведено пилотажное исследование особенностей переживания психологического благополучия педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности, а также взаимосвязи данного феномена с особенностями ценностно-смысловой сферы респондентов.
При проведении исследовательской работы и обработке результатов использовалась комплексная методика, включающая следующие основные методы:
- ознакомительная беседа;
- опрос, состоящий из набора тестовых заданий;
- методы математической статистики (коэффициент корреляций Spearmen, статистический t-критерий Стьюдента).
Группы респондентов были опрошены с помощью методик: «Тест смысложизненных ориентаций» в адаптации Д. А. Леонтьева, «Тест жизнестойкости С. Мадди», «Методика диагностики психологического благополучия личности» Т. Д. Шевеленкова, П. П. Фесенко, и методика изучения ценностных ориентаций
М. Рокича в модифицированном варианте Д. А. Леонтьева.
На основании проведенного нами исследования были сделаны следующие выводы:
1. Выявлены различия в переживании психологического благополучия у педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности. У группы руководителей выше уровень осмысленности жизни, способности воспринимать и интегрировать новый опыт, более реалистично восприятие как позитивных, так и негативных аспектов человеческого бытия. Как женщины, так и мужчины, руководители демонстрируют более высокий уровень психологического благополучия, нежели педагоги.
2. Выявлены особенности соотношения компонентов психологического благополучия личности у женщин обеих групп. У женщин-педагогов выявлена тенденция к чрезмерной озабоченности ожиданиями и оценками других людей, неумению противостоять давлению окружающих в ущерб собственному мнению, стремлению «быть, как все». Также результаты женщин-педагогов соотносятся с низким уровнем компонента психологического благополучия «Человек как открытая система», который отражает неспособность достаточно эффективно интегрировать отдельные аспекты собственного жизненного опыта, фрагментарное, недостаточно реалистичное восприятие различных аспектов жизни. У женщин-руководителей по всем параметрам значения соответствуют нормативным.
3. Выявлены особенности соотношения компонентов психологического благополучия личности у мужчин обеих групп. У мужчин-руководителей показатель уровня осмысленности жизни выше, чем у мужчин-педагогов. Также у мужчин-педагогов показатель уровня осмысленности жизни находится в пределах ниже нормы. Также у мужчин-педагогов, как и у женщин, выявлена тенденция к чрезмерной озабоченности ожиданиями и оценками других людей.
4. Выявлены особенности иерархий ценностных ориентаций у педагогов-руководителей и педагогов, не занимающих руководящие должности. Как для педагогов-руководителей, так и для педагогов, не занимающих руко-
водящие должности, наиболее значимыми являются конкретные жизненные ценности; также у обеих групп сходна структура высокоранговых ценностных ориентаций. Несмотря на частичное совпадение иерархий ценностей обеих групп, реализованность наиболее значимых ценностных ориентаций у педагогов ниже, чем у руководителей.
5. Выявлены особенности смысложизнен-ных ориентаций в группах. Общий показатель осмысленности жизни у руководителей выше, чем у педагогов, однако у мужчин обеих групп различий выявлено не было. Общий уровень осмысленности жизни как у женщин, так и у мужчин выше статистической нормы по Д. А. Леонтьеву. Также, общий уровень осмысленности жизни у женщин не имеет значимых различий с аналогичным показателем у мужчин.
6. Существуют связи между показателями психологического благополучия и иерархией ценностных ориентацией, а также степенью реализованности ценностных ориентаций в обеих группах.
7. Существуют связи между показателями психологического благополучия личности и компонентами жизнестойкости личности. В обеих группах отдельные компоненты психологического благополучия личности прямо связаны со всеми показателями жизнестойкости личности. Такие параметры жизнестойкости, как «вовлеченность», «контроль» и «принятие риска», коррелируют с уровнем осмысленности жизни и способностью воспринимать и интегрировать новый опыт, с реалистичным восприятием как позитивных, так
ЛИТЕРАТУРА
1. Бочарова Е. Е. Взаимосвязь ценностных ориентаций, стратегий поведения и субъективного благополучия личности: авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. - Саратов, 2005. - 16 с.
2. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. -200 с.
3. Воронина А. В. Оценка психологического благополучия школьников в системе про-
и негативных аспектов человеческого бытия. Люди с высоким уровнем жизнестойкости характеризуются высоким уровнем осмысленности жизни.
8. Существует связь между показателями психологического благополучия личности и смысложизненными ориентациями. Общий показатель осмысленности жизни прямо связан с психологическим благополучием. Основные компоненты позитивного функционирования личности (параметры психологического благополучия) прямо связаны с осмысленностью жизни.
Оценка собственного благополучия складывается на основе социально-психологических ценностей, опирается на смысл отношения человека и переживания по отношению к различным сторонам своей жизни, деятельности и самого себя. Именно переживание субъективного благополучия/неблагополучия задает лич-ностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, определяет социальную активность, позицию личности практически во всех сферах жизнедеятельности.
Смысловая регуляция деятельности представляет собой согласование целей и средств деятельности с мотивами, потребностями, ценностями и установками субъекта, что обеспечивает осмысленность деятельности.
Таким образом, исследование связи благополучия и ценностно-смысловой сферы личности позволит лучше понять основные закономерности личностно-смыслового уровня психики, которые участвуют в регуляции деятельности личности, ее успешном функционировании.
филактической и коррекционной работы психологической службы: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Томск, 2002. - 19 с.
4. Куликов Л. В., Дмитриева М. С., Долина М. Ю., Иванов О. В., Розанова М. А., Тимошенко Т. Г. Факторы психологического благополучия личности // Теоретические и прикладные вопросы психологии: Матер. Юбилейной конф. «Ананьевские чтения - 97». Вып. 3. Ч. 1. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - С. 342-350.
5. Леонтьев Д. А. Проблема смысла в современной зарубежной психологии (обзор) //
Современный человек: цели, ценности, идеалы. Выпуск 1. - М., 1988. - С. 73-100.
6. Леонтьев Д. А. Психология смысла. - М.: Смысл, 1999. - 456 с.
7. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
8. Мадди С. Смыслообразование в процессах принятия решения // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 6.
9. Фесенко П. П. Что такое психологическое благополучие? Краткий обзор основных концепций. - М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2005. -С. 35-48.
10. Шамионов Р. М. Психология субъективного благополучия (к разработке интегративной концепции) // Мир психологии. - 2002. -№ 2. - С. 143-148.
11. Ryff C. D. Happiness is everything of psychological well-being // Journal of Personality and Social Psychology. - 1989. -no. 59. - pp. 1069-1081.
12. Ryff C. D., Keyes C. L. M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. - 1995. -no. 69. - pp. 719-727.
13. RyffC. D. Psychological well-being in adult life // Current Directions in Psychological Science. -1995. - no. 4. - pp. 99-104.