ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.923
Бабинцева Людмила Николаевна
Институт развития образования Иркутской области
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ КОМПОНЕНТОВ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ И ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ У СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ
В данной статье дается определение понятиям «социально-психологическая компетентность» и «индивидуальный стиль саморегуляции». Исследуются множественные взаимосвязи таких компонентов социально-психологической компетентности как «Беспечность», «Эмоциональная устойчивость» и «Склонность к асоциальному поведению» с разными параметрами индивидуального стиля саморегуляции личности у студентов-психологов. Результаты, полученные на выборке студентов-психологов (196 человек), показали наличие взаимосвязи только у таких параметров индивидуального стиля саморегуляции как гибкость и осознанное моделирование своей деятельности и поведения с представленными компонентами социально-психологической компетентности.
Ключевые слова: социально-психологическая компетентность, индивидуальный стиль саморегуляции, беспечность, эмоциональная устойчивость, склонность к асоциальному поведению, моделирование своей деятельности, регуляторная гибкость своего поведения.
Развитие личности как профессионала и успешность профессиональной деятельности зависит от многих факторов, в т.ч. и от профессионально-важных качеств человека. К профессионально-важным качествам на ряду со многими другими, относят различные компоненты социально-психологической компетентности, а также и осознанную саморегуляцию деятельности и поведения.
Социально-психологическая компетентность выражается в способности человека осознавать и контролировать свое социальное поведение, понимать поведение других, понимать психологические механизмы возникновения того или иного эмоционального состояния, владеть механизмами саморегуляции, необходимыми для успешного выполнения данной деятельности, в способности видеть социально-психологические проблемы в своей деятельности, умении их формулировать и искать пути их адекватного разрешения [1; 7].
Саморегуляция это системно-организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей, и управлению ими [4].
Личностные аспекты саморегуляции базируются в основном на концепции стиля саморегуляции [6].
От индивидуального стиля саморегуляции зависит, как человек планирует, программирует и моделирует свою деятельность, оценивает ее результаты, а так же показывает насколько человек умеет подстраиваться под изменение условий и самостоятелен [6].
В некоторых исследованиях говорится о том, что на целенаправленное сознательное развитие социально-психологической компетентности ока-
зывает влияние саморегуляция, как важный уровень регуляции активности индивида [2]. Но как это влияние происходит, и как связаны между собой эти компоненты, не уточняется.
Поэтому цель нашего исследования выявить многоуровневые взаимосвязи компонентов социально-психологической компетентности и параметров индивидуального стиля саморегуляции.
Предметом изучения в нашем исследовании является взаимосвязь таких компонентов социально-психологической компетентности как «Жизнерадостность», «Эмоциональная устойчивость», «Склонность к асоциальному поведению» и различных параметров индивидуального стиля саморегуляции у студентов-психологов обучающихся в вузе.
Методы и организация исследования
Эмпирическое исследование проводилось на студентах-психологах 1-5 курсов (специалитет) факультета психологии Иркутского государственного университета. Выборка составила 196 человек: на 1 курсе - 40, на 2-м - 40, на 3-м - 36, на 4-м - 40 и на 5 курсе - 40. Возраст студентов составлял 18-21 год.
Исследование проводилось в несколько этапов: на первом этапе нами была проведена диагностика индивидуального стиля саморегуляции и социально-психологической компетентности; на втором этапе мы выявили связь между выборками с помощью математической обработки; на третьем этапе провели качественный анализ результатов исследования.
Для диагностики индивидуального стиля саморегуляции применялся опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) [5].
При исследовании фактора Н социально-психологической компетентности была использована методика для диагностики коммуникативной социальной компетентности (КСК) [3].
© Бабинцева Л.Н., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
31
Для выявления связи между выборками использовался коэффициент ранговой корреляции г Спирмена [8].
Особенности взаимосвязей между представляемыми компонентами социально-психологической компетентности и индивидуального стиля саморегуляции
Беспечность ирегуляторная гибкость (рис. 1-4). Полюсы такого компонента как «Беспечность» социально-психологической компетентности говорят с одной стороны о таких качествах социально-психологической компетентности, как жизнерадостность, беспечность, весёлость, с другой стороны о трезвости, молчаливости, серьёзности.
Математический анализ показал что, данный компонент социально-психологической компетентности положительно коррелирует с таким параметром саморегуляции, который относится к регуляторно-лич-ностным свойствам, как гибкость (0,4357, 0,5488, 0,4665 при г=0,01 и 0,3344, 0,3902 при г=0,05).
Жизнерадостные, весёлые, беспечные испытуемые обладают высокосформированной регуля-торной гибкостью. Такие студенты демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов, легко перестраивают планы и программы действий и поведения при возникновении непредвиденных обстоятельств. Могут быстро оценить изменение значимых условий и скорректировать свое поведение (рис. 1).
Студенты 1 курса обладающие преобладающей выраженностью качества соответствующего высокой оценке имеют либо высокий, либо средний уровень регуляторной гибкости. На всех осталь-
ных курсах наибольшее количество испытуемых имеет высокую сформированность регуляторной гибкости, т.е. демонстрируют пластичность всех регуляторных процессов. Чуть меньше студентов демонстрируют средний уровень развитости регуляторной гибкости (рис. 2).
На 2-м курсе у испытуемых в меру жизнерадостных, весёлых, беспечных, в меру трезвых, молчаливых, серьёзных регуляторная гибкость развита на высоком уровне. На всех остальных курсах у таких испытуемых регуляторная гибкость сформирована на среднем уровне. У таких испытуемых при быстрых изменениях ситуации, при неожиданном повороте событий (например, на экзамене или в ситуации семинара) могут возникать трудности с реализацией и перестройкой планов (рис. 3).
У испытуемых трезвых, молчаливых, серьёзных регуляторная гибкость находится на низком уровне, это говорит о том, что такие студенты в динамичной, быстроменяющейся обстановке чувствуют себя неуверенно, с трудом привыкают к переменам в жизни, к смене обстановки и образа жизни. Не способны адекватно реагировать на ситуацию, быстро и своевременно планировать деятельность и поведение, разрабатывать программу действий, выделять значимые условия, оценить рассогласование полученных результатов с целью деятельности и внесения коррекции (рис. 4).
Склонность к асоциальному поведению и осознанное моделирование деятельности (рис. 5, 6). Склонность к асоциальному поведению как компонент социально-психологической компетентно-
Рис. 1. Соотношение высоких показателей «Беспечность» и регулятивной гибкости
Рис. 2. Соотношение преобладания высоких показателей «Беспечность» и регулятивной гибкости
о.
>
о.
>
о.
>
о.
>
а.
•ВЫСОКИМ
уровень ■средний уровень низкий уровень
Рис. 3. Соотношение средних показателей «Беспечность» и регулятивной гибкости
15 10 5 0
\ "V Ъ * <о
Лр <¡9° ^ ^ ^ ^ч*
•высоким уровень
•средним уровень
низкий уровень
Рис. 4. Соотношение низких показателей «Беспечность» и регулятивной гибкости
Особенности взаимосвязи компонентов социально-психологической саморегуляции...
20
10
-^-^
♦ I У ■ I ■ I ■ I
Л Л Л > <о ^ ^ # # ^
высоким уровень
средний уровень
низкий уровень
Рис. 5. Соотношение высоких показателей по компоненту «Склонность к асоциальному поведению» и моделирования деятельности
сти говорит о наличии или отсутствии склонности к асоциальному поведению. При корреляционном анализе данный компонент показал отрицательную связь с таким параметром саморегуляции как моделирование (-0,4919, при г=0,01 и -0,3121, -0,3614, -0,3649, -0,3207 при г=0,05).
У студентов, имеющих склонность к асоциальному поведению, потребность в осознанном моделировании своей деятельности находится на низком уровне (рис. 5). Такие испытуемые характеризуются пренебрежением к принятым общественным нормам, моральным и этическим ценностям, установившимся правилам поведения и обычаям.
У испытуемых, не имеющих склонности к асоциальному поведению, осознанное моделирование своей деятельности находится на среднем уровне развития. Причем на старших курсах таких испытуемых больше чем на младших (рис. 6).
На старших курсах испытуемых не склонных к асоциальному поведению и имеющих высокий
Рис. 6. Соотношении показателей низких показателей по компоненту «Склонность к асоциальному поведению» и моделирования деятельности
уровень развития моделирования гораздо больше чем на младших.
Эмоциональная устойчивость и регуляторная гибкость (рис. 7-10). Данный компонент социально-психологической компетентности характеризует человека с одной стороны, как эмоционально устойчивого, зрелого, спокойного, с другой стороны, как эмоционально неустойчивого, изменчивого, поддающегося чувствам.
Проводя статистический анализ «Эмоциональной устойчивости» и различных параметров индивидуального стиля саморегуляции обнаружилась его положительная корреляционная связь с регу-ляторной гибкостью (0,4226, 0,5356, 0,4805 при г=0,01 и 0,3288, 0,3909 при г=0,05).
Эмоционально устойчивые, зрелые, спокойные испытуемые имеют высокий уровень развития ре-гуляторной гибкости (рис. 7).
Студенты с преобладающей выраженностью личностных качеств соответствующих высокой
Рис. 7. Соотношение высоких показателей «Эмоциональной устойчивостью» и регуляторной гибкостью
25 20 15 10 5
курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс5
■высокии уровень
•средний уровень
низкий уровень
Рис. 8. Соотношение преобладания высоких показателей «Эмоциональной устойчивостью» и регуляторной гибкостью
курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс5
-высокий уровень
-средний уровень
низкий
уровень
Рис. 9. Соотношение средних показателей «Эмоциональной регуляции» и регуляторной гибкостью
Рис. 10. Соотношение низких показателей «Эмоциональной устойчивости» и регуляторной гибкостью
оценке по компоненту «Эмоциональная устойчивость», имеют в основном высокий уровень развития регуляторной способности (рис. 8).
У студентов с примерным равновесием между такими личностными качествами как эмоциональная устойчивость, спокойствие, зрелость и эмоциональная неустойчивость, изменчивость регулятор-ная гибкость развита на среднем уровне (рис.9).
Эмоционально неустойчивые, поддающиеся чувствам студенты имеют низкий уровень регуляторной гибкости (рис. 10).
Эмоциональная устойчивость и осознанное моделирование своей деятельности (рис. 11-14). Также компонент «Эмоциональная устойчивость» социально-психологической компетентности коррелирует с таким параметром саморегуляции, как осознанное моделирование своей деятельности. Но данная взаимосвязь прослеживается только на 1-3 курсах (на 1 курсе 0,4441, на 2 курсе 0,4960 при г=0,01, на 3 курсе 0,3757 при г=0,05). На 5 и 4 курсах связь между данными параметрами теряется.
Эмоционально устойчивые, зрелые, спокойные испытуемые имеют высокий уровень развития осознанного моделирования своей деятельности. Такие испытуемые умеют правильно оценивать ситуацию (например, учебную), оперативно подобрать пути и способы достижения цели (рис. 11).
Студенты с преобладающей выраженностью личностных качеств соответствующих высокой оценке по данному компоненту, имеют также высокий уровень развития осознанного моделирования своей деятельности (рис. 12).
У студентов с примерным равновесием между такими личностными качествами как эмоциональная устойчивость, спокойствие, зрелость и эмоциональная неустойчивость, изменчивость осознанное моделирование развито на среднем уровне. У испытуемых с такими личностными качествами способность выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в перспективном будущем, развито хорошо (рис. 13).
Эмоционально неустойчивые, поддающиеся чувствам студенты имеют низкий уровень осознанного моделирования своей деятельности на 2 и 3 курсе. На 1 курсе такие испытуемые имеют средний и низкий уровень развития осознанного моделирования. Это говорит о том, что у таких испытуемых часто возникают трудности в определении цели и программы действий, адекватных текущей ситуации, что часто приводит к неудачам (рис. 14).
Итак, исследование выявило особенности взаимосвязи между компонентами социально-психологической компетентности и параметрами индивидуального стиля саморегуляции:
1. Компонент социально-психологической компетентности «Жизнерадостность» имеет статистически значимые связи с регуляторной гибкостью. Испытуемые жизнерадостные, беспечные и веселые, а также с преобладанием перечисленных качеств имеют высокий уровень развития осознанной гибкости. Студенты, в меру жизнерадостные, весёлые, беспечные, в меру молчаливые и серьёзные имеют средний уровень регуляторной гибкости. У серьезных, молчаливых респондентов регулятор-ная гибкость находится на низком уровне развития;
Рис. 11. Соотношение высоких показателей «Эмоциональной устойчивости» и осознанного моделирования
Рис. 12. Соотношение преобладания высоких показателей «Эмоциональной устойчивости» и осознанным моделированием
Рис. 13. Соотношение средних показателей «Эмоциональной устойцивости» и осознанным моделированием своей деятельности
15 10 5
•высоким уровень
•средний уровень
низким
курс 1 курс 2 курс 3 курс 4 курс5 уровень
Рис. 14. Соотношение низких показателей «Эмоциональной устойчивостью» и осознанным моделированием своей деятельности
Особенности взаимосвязи компонентов социально-психологической саморегуляции..
2. Эмоциональная устойчивость связана с такими параметрами индивидуального стиля саморегуляции, как осознанное моделирование и регуляторной гибкостью. У эмоционально устойчивых, зрелых, спокойных испытуемых, а также с преобладанием таких личностных качеств студентов-психологов осознанное моделирование деятельности и поведения и регуляторная гибкость развиты на высоком уровне. У респондентов с примерным равновесием между высокими и низкими показателями по данному компоненту социально-психологической компетентности регуляторная гибкость и осознанное моделирование развиты на среднем уровне. У испытуемых эмоционально неустойчивых, легко поддающихся чувствам моделирование и гибкость находится на низком уровне;
3. Склонность к асоциальному поведению связана с осознанным моделированием своей деятельности и поведения. У студентов-психологов склонных к асоциальному поведению моделирование находится на низком уровне.
Библиографический список
1. Бабинцева Л.Н. Основные подходы к анализу социально-психологической компетентности лич-
ности // Человеческий фактор: Социальный психолог. - 2016. - № 1 (31). - 9-16 с.
2. Буртовая Н.Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы её развития: на примере студентов - будущих педагогов-психологов: дис. ... канд. психол. наук. - Томск, 2004. - 176 с.
3. Диагностика коммуникативной социальной компетентности (КСК) // Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. - C. 138-149.
4. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 5-12.
5. Моросанова В.И. Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. - М.: Когито-Центр, 2004. - 44 с.
6. Моросанова В.И. Саморегуляция и индивидуальность человека. - М.: Наука, 2010. - 519 с.
7. Сафронова О.В. Социально-психологическая компетентность работников таможенной службы: дис. ... канд. психол. наук. - СПб, 1998. - 225 с.
8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. - СПб.: Речь, 2010. - 350 с.