ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. №3
1119
УДК 159.922. 159.923. 159.923.3
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ДИСФУНКЦИОННАЛЬНОЙ СЕМЬЕ КАК ФАКТОР ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕПРИВАЦИИ, ДЕВИАНТНОСТИ И АДДИКЦИИ ПОДРОСТКОВ
© А. Н. Иванов
Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450076 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (917) 794 26 26.
Email: [email protected]
Характерные признаки дисфункциональной семьи накладывают отпечаток на взаимоотношения членов данной социальной структуры общества. Они являются основными факторами проявления депривации, девиантности и аддикции подростков. Механизмы их взаимодействия обладают особенностями, приводящими к аберрантному восприятию и представлениям о ценностях семьи ее членами.
Ключевые слова: семья, структура семьи, дисфункциональность, депривация, девиант-ность, аддикция, аберрантность.
Отечественные и зарубежные специалисты, занимающиеся превенцией девиантного поведения (в частности наркомании), - социологи, психологи, педагоги, психиатры, наркологи - выделяют, что семья может и должна ограждать ребенка от потребления наркотиков. При этом еще в 2010 г. Государственным антинаркотическим комитетом были разработаны методические рекомендации «Организация и формы работы субъектов профилактической деятельности, в рамках работы антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, в области профилактики употребления наркотиков и психоактивных веществ (ПАВ) несовершеннолетними и молодежью», где были выделены основные причины, способствующие наркотизации несовершеннолетних: социальные (в т.ч. микросоциальные), психологические и биологические. К микросоциальным факторам была отнесена следующая патология структуры семьи: отсутствие одного из родителей; развод; неправильные методы воспитания (гиперопека, гипоопека), дисгармония семейных отношений, отрицательный пример родителей, употребление наркотических средств в семье [1].
Семья как социальный институт имеет ряд особенностей.
Во-первых, это некая саморегулирующаяся система: микрокультура общения, сложенная членами семьи, и неизбежное столкновение разных позиций, возникновение противоречий, которые разрешаются путем взаимного соглашения и уступок, если присутствуют внутренняя культура, мораль и социальная зрелость членов семьи.
Во-вторых, это утвержденный обществом союз, стабильность которого возможна при взаимодействии с другими социальными институтами: государством, правом, общественным мнением, религией, образованием и культурой, регулирующими как взаимоотношение внутри семьи, так и ее создание и изменение.
Социальный институт - семья, выполняет ряд важнейших функций, таких как:
- биологическое воспроизводство общества (репродуктивная);
- воспитание и социализация молодого поколения;
- воспроизводство социальной структуры через предоставление социального статуса членам семьи;
- сексуальный контроль;
- забота о нетрудоспособных членах семьи;
- эмоциональное удовлетворение (гедонистическая).
Для понимания семьи как социального института важное значение имеет анализ ролевых отношений в семье как одного из видов социальных ролей человека в обществе. Семейные роли определяются местом и
функциями индивида в семейной группе. Так выделяются роли супружеские, родительские, детские, межпоколенные и внутрипоколенные и т.д.
К основным параметрам ролевой структуры семьи относят характер главенства, определяющий «систему отношений власти и подчинения, т.е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла» [2].
Хорошо известно, что семья со своим ролевым механизмом изначально формирует поведение подростка в виде повторения или воспроизведения в собственной семье характера распределения семейных ролей, а также исполнение усвоенных ролей в той форме, в какой они исполнялись в родительской семье. Но это может быть и отвержение семейного уклада родительской семьи и поиска своих путей [3]. Но, безусловно, что многие поведенческие характеристики складываются из того жизненного опыта, который получили сами родители.
Дисфункциональность семейной системы возникает с появлением патологизирующих ролей, в основе которых лежат защитные механизмы, обусловленные наличием личностных проблем каждого из членов семьи, а также нарушением функционирования семьи в целом.
Патологизирующие роли оказывают психотрав-мирующее действие не только на исполнителя, но и на остальных членов семьи и на семью в целом. Они могут быть как индивидуальными, так и семейными. К индивидуальным патологизирующим ролям относят такие роли, как «семейный козел отпущения», «позор семьи», «любимчик», «беби», «больной член семьи» и др. В случае семейных патологизирующих ролей причины лежат в области нарушений в системе «семья -социальное окружение» [4].
В целом признаками дисфункциональной семьи являются:
- отрицание проблем и поддержание иллюзий;
- вакуум интимности;
- замороженные правила и роли;
- конфликтные взаимоотношения;
- недифферениированность «Я» каждого члена;
- границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимыми стенами;
- поддержание фасада псевдоблагополучия;
- склонность к полярности чувств и суждений;
- закрытость системы;
- абсолютизирование воли, контроля (приводятся по книге Джона Бредшоу «Семья». Bradshaw J. "The Family/ A Revolutionary Way of Self-discovery". Health Communications, Inc. Deerfied Beach, Florida/ 1988. 242 p.) [5].
1120
ПЕДАГОГИКА и ПСИХОЛОГИЯ
Вышеперечисленные признаки дисфункцион-нальной семьи являются факторами зарождения де-привации подростков, с возможным генезисом девиа-нтности и большим риском возникновения аддикции.
Рассмотрим вышеприведенные признаки более подробно.
Так, в случае отрицания проблем и поддержки иллюзий можно наблюдать полное или частичное отрицание проблем девиации у родителя и поддержку иллюзий подростком, что все в порядке вещей. Подросток воспринимает такое поведение как нормальное, в силу того, что взрослые так должны поступать.
При вакууме интимности в неполных семьях она практически отсутствует. Ее существование обусловлено связями на стороне или сожительством с другим человеком, условным членом семьи. В полных семьях она носит также чисто условный характер.
При замороженных правилах и ролях психологическая атмосфера семьи зависит от состояния одного из членов, из числа взрослого, в данный момент времени. Отсутствие своего «Я» и конгнитивная, мотива-ционная и аффективная ригидность члены семьи носит устойчивый характер, при отсутствии ролей.
Конфликтные взаимоотношения в семье в основе своей имеют смешение ролей и отсутствие правил, противоречия в словах, в действиях, в поступках. По определению, социальный конфликт - это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. Конфликтные взаимоотношения приобретают устойчивый характер и становятся нормой поведения членов семьи, порождая страх, депривацию и девиантность подростков.
Недифференцированность «Я» каждого члена представлена так, что иерархическая система семьи отсутствует в виде определенных правил. Роли перемешаны. Ориентиры для младших членов семьи потеряны. На фоне чего подросток в поисках авторитета и потребности самореализации оказывается на улице. Наблюдается депривация, девиантность, и может возникнуть аддиктивная форма поведения от ПАВ.
При смешении и разделении границ личности возникает конгнитивная и мотивационная ригидность, проявляющаяся в межличностных отношениях внутри семьи, и аффективная ригидность, проявляющаяся в затруднениях при эмоциональном научении, в излишней фиксированности на объектах, константности эмоциональной оценки тех или иных событий, а также, как и в случае с мотивационной ригидностью, в образовании сверхценных идей при появлении аддикции.
Поддержание фасада псевдоблагополучия имеет в основе своей принципиально важную задачу - сохранить то, что может наложить отпечаток на семью во взгляде со стороны. Ассертивность выражена в форме механизмов психологической зашиты (защита Эго семьи). Дети и взрослые подавляют свои чувства, отрицают то, что происходит, проецируют гнев и ненависть на предметы или на друзей. Создается иллюзия любви и привязанности. Идеализируются, минимизируются, затуманиваются собственные чувства и сознание, что ведет к потере чувствительности в форме депривации.
Склонность к полярности чувств и суждений выражается в противоречивых отношениях в семье, развитии суждений и чувств в двух противоположных, но тем не менее взаимно обусловливающих и взаимно дополняющих друг друга направлениях. В конечном
итоге вызывающих перенапряжение у подростков в виде девиантности .
Закрытость системы представляет собой живые, закрытые системы, к которым относятся семьи, где нет обмена как внутри себя, так и снаружи энергией и информацией, которые регулируются с помощью границ. Такие отношения вызывают у подростков страх и узость мировозрения, приводящие к депривации социальной, нравственно-духовной сфер.
Абсолютизирование воли, контроля вызывают аберантность в семье. Абсолютизированность воли одним родителем приводит к контролируему поведению над другими членами семьи и вызывает фрустрацию, гнев. Боясь утратить контроль над ситуацией, они попадают под контроль событий или своих близких.
Из опыта работы с детьми «группы риска», проходящих по суду из-за совершенных ими правонарушений, мы наблюдаем в 90% случаев тот факт, что это «продукты» дисфункционнальных семей ( А. Шефлен, Д. Хейли, Д. Олсон, Т. Мишина, О. Шапатина, А. Захаров и др.). Так, практически все подростки знакомы с алкоголем. У 70% наблюдается устойчивая зависимость от табакокурения. В 40% - проба психоактивных средств. Здесь мы вновь сталкиваемся с депривацией, сопровождаемой аддиктивным поведением. Даже наличие одного из признаков дисфункциональности семьи, в которых они проживают, а это в основном неполные семьи, отягощенные материальным положением, дают каузальные обьяснения поведения, заложенные с детства в комплекс индивидуальных особенностей психики подростка. Последнее в полной мере ведет к депривации подростка. И потому для нас является важным обратить внимание на генетическую наследственность (например, темперамент человека), делая на ней акцент как на личную историю индивида, видя в ней первоисточники, формирующие его дальнейшее поведение.(З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер).
Характер данных взаимоотношений в дисфунк-ционнальных семьях, несомненно, приводит к абе-рантному восприятию и представлениям о ценности семьи ее членами. Следствием рассмотренных выше признаков является депривация подростков в одной или нескольких сферах жизни: экономической, социальной, биологической, духовно-нравственной. Таким образом, депривация служит основой девиантности, часто сопровождаемой аддикцией. Все эти процессы взаимосвязаны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Организация и формы работы субъектов профилактической деятельности, в рамках работы антинаркотических комиссий в субъектах Российской Федерации, в области профилактики употребления наркотиков и ПАВ несовершеннолетними и молодежью: методические рекомендации. URL: http:// dagnk.org (дата обращения: 15.04.2015).
2. Карабанова О. А. Психология семейных отношений. Самара: СИОКПП, 2001. С. 41.
3. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. 144 с.
4. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Владос-Пресс, 2004. 320 с.
5. Москаленко В. Д. Роли, которые нас выбирают. URL: https://irsol.wordpress.com /(дата обращения: 30.04.2015).
6. Москаленко В. Д. Семейная система и наркомания. URL:http://www.narkotiki.ru/5_256.htm (дата обращения: 11.05.2015).
7. Захаров А. И. Происхождение и психотерапия детских неврозов. М.: КАРО, 2006. 268 с.
8. Книга Джона Бредшоу «Семья». Bradshaw J. The Family/ A Revolutionary Way of Self-discovery. Health Communications, Inc. Deerfied Beach, Florida, 1988. 242 p.
Поступила в редакцию 31.08.2015 г.
ISSN 1998-4812
BecTHHK EamKHpcKoro yHHBepcHTeTa. 2015. T. 20. №3
1121
PECULIARITIES OF INTERACTION INSIDE A DYSFUNCTIONAL FAMILY AS A FACTOR OF EMERGENCE OF DEPRIVATION, DEVIATION AND ADDICTION IN BEHAVIOR OF TEENAGERS
© A. N. Ivanov
Bashkir State University 32 Zaki Validi St., 450076 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.
Phone: +7 (987) 598 26 62.
Email: [email protected]
The problem of relations inside dysfunctional families is especially important in the context of development of teenagers. Aberrant adoption of family values leads to deprivation with deviant behavior, which provokes offence manifestation. They are key factors in the development of teenagers and influence the psychological and social sides of their lives. If you see the characteristic signs, you can prevent the deviation from the very start and keep teenagers from looking for the way out in the use of psychoactive substances leading to addiction. Addiction and special related forms of teenagers' behavior distorts not only psychological picture of o ur society. At also influences the future economy of our country due to the loss of labor resources as one of the main economy components. The loss of spiritual and moral values of the family damages the safety of our country. My experience in the work with so-called "groups of risk" confirms the importance of this problem. The aim of our work is minimizing teenagers' losses in their psychological development.
Keywords: family, family structure, relations, dysfunction, deprivation, deviation, addiction, teenager, aberration.
Published in Russian. Do not hesitate to contact us at [email protected] if you need translation of the article.
REFERENCES
1. Organizatsiya i formy raboty sub''ektov profilakticheskoi deyatel'nosti, v ramkakh raboty antinarkoticheskikh komissii v sub''ektakh Ros-siiskoi Federatsii, v oblasti profilaktiki upotrebleniya narkotikov i PAV nesovershennoletnimi i molodezh'yu: metodicheskie rek-omendatsii. URL: http:// dagnk.org (data obrashcheniya: 15.04.2015).
2. Karabanova O. A. Psikhologiya semeinykh otnoshenii [Psychology of family relationships]. Samara: SIOKPPp. 2001. Pp. 41.
3. Varga A. Ya. Sistemnaya semeinaya psikhoterapiya: kratkii lektsionnyi kurs [Systemic family therapy: brief lecture course]. Saint Petersburg: Rech', 2001.
4. Karabanova O. A. Psikhologiya semeinykh otnoshenii i osnovy semeinogo konsul'tirovaniya [Psychology of family relationships and basics of family counseling]. Moscow: Vlados-Press, 2004.
5. Moskalenko V. D. Roli, kotorye nas vybirayut. URL: https://irsol.wordpress.com /(data obrashcheniya: 30.04.2015).
6. Moskalenko V. D. Semeinaya sistema i narkomaniya. URL:http://www.narkotiki.ru/5_256.htm (data obrashcheniya: 11.05.2015).
7. Zakharov A. I. Proiskhozhdenie i psikhoterapiya det-skikh nevrozov [The origin and psychotherapy of children's neuroses]. Moscow: KARO, 2006.
8. Kniga Dzhona Bredshou «Sem'ya». Bradshaw J. The Family/ A Revolutionary Way of Self-discovery. Health Communications, Inc. Deerfied Beach, Florida, 1988.
Received 31.08.2015.