Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия участников образовательного пространства в маркетинговой деятельности вуза'

Особенности взаимодействия участников образовательного пространства в маркетинговой деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
248
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОТРЕБИТЕЛИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ВУЗ / РАБОТОДАТЕЛЬ / «ПЕРЕВОРАЧИВАНИЕ» / ИНВЕСТОРЫ / В2В И В2С РЫНКИ / ТРЕБОВАНИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Котляревская Ирина Васильевна, Минина Татьяна Борисовна

Определена проблема различий потребительских требований участников рынка образовательных услуг и товарного предложения их производителей. Установлено, что разрыв прямых и обратных связей между вузом и предприятием носит объективный характер, в результате чего потребности предприятия в компетенциях обучающихся остаются для вуза неизвестными и невозмездными. Для повышения эффективности взаимодействия вузов и работодателей предлагается сформировать механизм равноправных возмездных отношений между участниками рынка образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия участников образовательного пространства в маркетинговой деятельности вуза»

КОТЛЯРЕВСКАЯ Ирина Васильевна

Доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина

620002, РФ, г. Екатеринбург, ул. Мира, 19 Контактный телефон: (343) 375-51-18 e-mail: [email protected]

МИНИНА Татьяна Борисовна

Кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и международного менеджмента

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-46 e-mail: [email protected]

Особенности взаимодействия участников образовательного пространства в маркетинговой деятельности вуза

Ключевые слова: потребители образовательных услуг; эффективность; взаимодействие; вуз; работодатель; «переворачивание»; инвесторы; В2В и В2С рынки; требования; компетенции.

Аннотация. Определена проблема различий потребительских требований участников рынка образовательных услуг и товарного предложения их производителей. Установлено, что разрыв прямых и обратных связей между вузом и предприятием носит объективный характер, в результате чего потребности предприятия в компетенциях обучающихся остаются для вуза неизвестными и невозмездными. Для повышения эффективности взаимодействия вузов и работодателей предлагается сформировать механизм равноправных возмездных отношений между участниками рынка образовательных услуг.

Маркетинговые проблемы вузов являются своеобразной проекцией многосубъектной структуры рынка образовательных услуг, определяющей особенности взаимодействия и потребительских требований его участников (см. рисунок).

Производителями таких услуг, формирующими товарное предложение в виде компетенций у своих студентов и слушателей, являются вузы и корпоративные центры обучения. Потребители образовательных услуг представляют собой В2В и В2С рынки. В2В рынок - это промежуточные потребители, в роли которых выступают студенты и выпускники вузов. Отличие от традиционного бизнес-рынка товаров и услуг заключается в том, что студенты и выпускники являются многочисленными и неорганизованными продавцами своих компетенций конечному потребителю. В роли конечного, организованного и немногочисленного потребителя выступают предприятия, у которых непосредственные отношения с вузом как производителем образовательных услуг отсутствуют.

Такое «переворачивание» в организации В2В и В2С рынков, отсутствие непосредственных связей конечного потребителя - предприятия с вузом препятствуют формированию соответствующего товарного предложения. Отличительные особенности имеют и инвесторы образовательных услуг.

Значимость сферы образования для общества и развитие рыночных отношений обусловливает наличие в маркетинговой системе вуза двух типов инвесторов образо-

© Котляревская И. В., Минина Т. Б., 2011

вательных услуг - государства и родителей студентов. Государство финансирует производство вузами образовательных услуг для подготовки неизвестного ему промежуточного и конечного субъекта потребления этих услуг, а родители (иногда сами студенты) осуществляют вложения в интеллектуальный капитал известного им, конкретного, но промежуточного потребителя товарного предложения вузов.

Схема взаимодействия субъектов маркетинга вуза

^ Существующие отношения с целью создания ценности в виде компетенции

Различия наблюдаются и в потребительских требованиях участников рынка образовательных услуг к товарному предложению их производителей.

Государство предъявляет свои требования к компетенциям студентов через государственные стандарты, а спрос - через бюджетное финансирование их обучения. Потребителем этих компетенций государство часто не выступает. Однако прямая связь между государством и вузами облегчает последним реализацию требований государственного заказчика.

Предприятие не может напрямую предъявить требования к вузу в подготовке студентов. Оно является организованным потребителем на В2С рынке и приобретает не образовательные услуги вуза, а компетенции его выпускников. Услуги вуза оплачивают студенты и их родители (иногда сами студенты), которые не знают требований работодателя, как и требований государства к подготовке специалистов, а потому формируют свои требования не к образовательным услугам вуза, а к профессиональным перспективам.

Предприятие, имеющее потребность в компетентных специалистах, но не имеющее возможности выразить свои требования к ним вузу, выражает эти требования корпоративным вузам и центрам обучения и, соответственно, предъявляет спрос на компетенции их слушателей.

Корпоративные центры обучения, в свою очередь, для оказания образовательных услуг и формирования конкретных компетенций у слушателей привлекают тех же преподавателей вузов, но товарно-денежные отношения обмена между производителем и потребителем здесь короче, конкретнее и прозрачнее, хотя образовательные услуги оказываются одним и тем же субъектом их производства.

Предприятие потребляет компетенции выпускников, не соответствующие его требованиям, и доучивает специалистов в корпоративных вузах и центрах обучения, предъявляя свои требования и спрос уже только к этим центрам.

Разрыв прямых и обратных связей между вузом и предприятием носит объективный характер, в результате потребности предприятия в компетенциях обучающихся остаются неизвестными и невозмездными для вуза.

Таким образом, особенности взаимодействия главных участников образовательного пространства проявляются во всей маркетинговой деятельности вуза. Вуз реализует стратегию массового маркетинга, а корпоративные центры - дифференцированного и концентрированного. Вуз не может формировать спрос у предприятия на компетенции: стратегия проталкивания блокируется индивидуальным, неорганизованным характером участников В2В рынка; стратегия притягивания - отсутствием механизма взаимодействия с конечным потребителем - предприятием.

Сложность организационных и экономических отношений между участниками рынка образовательных услуг, препятствующая развитию маркетинговой деятельности в этой сфере, усиливается специфическими особенностями процесса оказания образовательной услуги.

Стратегическим ориентиром процесса взаимодействия в системе высшего образования является создание долгосрочных взаимоотношений с потребителями.

Таким образом, в системе высшего образования образовательная услуга может быть представлена как процесс передачи знаний, навыков и компетенций от преподавателей студентам и слушателям. С точки зрения маркетинга взаимоотношений весьма важным представляется тот факт, что в процессе оказания образовательной услуги непосредственное участие в ходе ее предоставления принимают сами студенты. В ходе потребления ими данной услуги преподаватель не только развивает их способности и формирует компетенции, но и совершенствует потребности студентов. Характеризуя компетентностную доктрину с позиций маркетинга, мы представили модель компетенций, содержащую в себе способности, и в первую очередь способность к труду, и обосновали, что эта модель опирается не только на конкретные должностные и функциональные требования к работнику, но и на те ценностные ориентации, которые у него должны быть сформированы, чтобы выполнять роль внутреннего стимула развития компетенций. Но на те же ориентации опираются и потребности, образуя совместно со способностями сложный механизм взаимосвязи, характеризующий личность человека и моделирующий совокупность компетенций [1]

Выход процесса оказания образовательной услуги, т. е. ее результат, оказывает значительное влияние на воспринимаемое потребителями качество. Сам процесс передачи знаний является поистине уникальным, так как знания, передающиеся из уст в уста, есть не что иное, как ноу-хау, их, как правило, нигде больше нельзя приобрести. Образовательная услуга обладает и такими специфическими, выделяющими ее из всех других видов услуг характеристиками, как возможность сохранения и передачи результата оказания услуги (в виде знаний и компетенций), материализация (в виде учебников, учебных пособий, презентаций), сложность унификации (два разных

преподавателя не могут одинаково читать один и тот же курс). На результат образовательной услуги оказывают влияние не только преподаватели и сотрудники вуза, но и сами потребители, а именно, их желание получить знания и способности (невозможно предоставить знания насильно). Также следует отметить временную составляющую процесса взаимодействия (срок обучения). Мы вновь сталкиваемся с уникальностью образовательной услуги, которая, в отличие от многих других услуг, осуществляется в течение длительного времени. В период предоставления образовательной услуги она может видоизменяться в зависимости от различных факторов как объективного, так и субъективного характера. Мы считаем, что в данном случае следует не только перейти от традиционного комплекса маркетинга четырех Р к четырем С, но и расширить его с учетом вышеизложенных особенностей образовательной услуги. По нашему мнению, в комплекс маркетинга вуза для студентов должны входить следующие элементы:

• обязательная способность образовательной услуги удовлетворять потребности студента;

• оптимальное соотношение качества и стоимости обучения;

• доступность и (или) удобство приобретения услуги;

• информированность (до поступления, во время обучения и после окончания вуза);

• взаимоотношения на принципах любви.

Сегодня, когда рынок образовательных услуг характеризуется жесткой конкуренцией и наметился демографический спад, вузам следует строить свою маркетинговую стратегию, основываясь на концепции маркетинга взаимоотношений. Мы считаем, что в системе высшего образования взаимоотношения между преподавателями и студентами должны в большей степени базироваться на принципах любви, а не партнерства. Любовь играет огромную воспитательную роль, оказывая облагораживающее влияние на формирование личности и в филогенезе, и в индивидуальном развитии человека. Настоящий учитель (преподаватель) связан со своими учениками (студентами) искренне и поэтому более продуктивно, чем при традиционных партнерских отношениях в бизнесе. Взаимоотношения между учителем и его учениками строятся на том, что учитель отдает ученикам не только свои знания, но и свой жизненный опыт, свою любовь. В системе высшего образования отношения, построенные на принципах любви, являются наиболее эффективными с точки зрения обеспечения конкурентоспособности вуза в долгосрочной перспективе [2].

Конечным потребителем образовательной услуги вуза является работодатель, и его потребности также должны быть удовлетворены вузом. Однако для создания партнерских отношений между вузом и работодателем у последнего должны быть не только потребности, но самое главное - сформированный спрос на образовательные услуги конкретного вуза. Мы уже отмечали сложность оказания образовательной услуги, которая заключается в том, что между вузом и конечным потребителем есть посредник в виде студента. Восприняв образовательную услугу и трансформировав ее в компетенции, студент передает их работодателю. При этом студент, обучаясь в вузе, не знает точно, какие компетенции ему потребуются для выполнения его будущей работы. Этого, к сожалению, не знает и вуз, потому что, как мы отмечали, между вузами и их конечными потребителями - работодателями отсутствуют прочные и взаимовыгодные отношения: работодатель не вкладывает средства в образование и не принимает участия в формировании профильных компетенций выпускников. Экономия работодателя иллюзорная, так как он недополучит доход вследствие реализации студентами и выпускниками не тех и не того качества компетенций.

Исследования, проведенные группой маркетологов УГТУ-УПИ под руководством доктора экономических наук, профессора И. В. Котляревской, подтвердили наличие проблемы несоответствия между теми компетенциями, которые вуз предоставляет студентам, и теми, которые требуются работодателям [3].

Для повышения эффективности взаимодействия вузов и работодателей, а в дальнейшем - и развития сетевых форм, мы считаем целесообразным и необходимым формирование механизма равноправных возмездных обменных отношений между участниками рынка образовательных услуг.

Эффективное взаимодействие будет возможно только тогда, когда работодатель будет полностью оплачивать обучение конкретных студентов. В этом случае руководитель соответствующего предприятия будет более четко формулировать требования к выпускникам, осуществлять контроль качества обучения в вузе, станет со-участником образовательного процесса. Это позволит сформировать прочные, взаимовыгодные и долгосрочные взаимоотношения между вузом и реальным сектором экономики.

Источники

1. Котляревская И. В. Механизм взаимодействия способностей и потребностей как основа компетентностной доктрины: маркетинговый подход // Болонский процесс: реализация компетентностного подхода в сфере образования : сб. ст. Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2009.

2. Минина Т. Б. Ьоуе-маркетинг // Управленец. 2010. № 7-8 (11-12).

3. Мальцева Ю. А. Качество подготовки менеджеров: взгляд работодателей // Маркетинг взаимодействия в инновационной экономике : сб. материалов Междунар. науч. конф. СПб., 2009. Ч. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.