Предтеченский К.С. Особенности взаимодействия оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России...
K.C. Предтеченский
Предтеченский Кирилл Сергеевич — адъюнкт кафедры оперативно-разыскной деятельности ОВД Нижегородской академии МВД России
E-mail: [email protected]
Особенности взаимодействия оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России с Федеральной службой по финансовому мониторингу в процессе борьбы с преступлениями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, добытых преступным путем
В данной статье определены основные формы и методы взаимодействия оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России с Федеральной службой по финансовому мониторингу в процессе борьбы с преступлениями, связанными с легализацией (отмыванием) доходов, добытых преступным путем, проанализированы правовые статусы каждого субъекта взаимодействия, даны предложения по изменению порядка правового регулирования процесса взаимодействия.
The article defines the basic forms and methods of interaction between operational units of economic security and fighting corruption of the Russian Interior Ministry and the Federal Service for Financial Monitoring
in combating crimes related to legalization (laundering) of the proceeds from crime, the legal status of each subject of such interaction is analyzed and changes in the order of legal regulation of such interaction are proposed.
Эффективное противодействие экономическим преступлениям, связанным с легализацией преступных доходов, требует комплексного подхода к решению общегосударственных проблем их искоренения, максимально полного использования потенциала оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции (далее — ЭБиПК) и всех имеющихся в их распоряжении сил, средств и иных возможностей.
Такой перспективной формой реализации имеющихся возможностей при выявлении, раскрытии и предупреждении преступлений, связанных с легализацией преступных доходов, является взаимодействие оперативных подразделений ЭБиПК с Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее — ФСФМ). В результате совместных действий можно добиться существенного повышения эффективности мероприятий, проводимых аппаратами ЭБиПК в области выявления, предупреждения и раскрытия преступлений, а также обеспечения возмещения материального ущерба, причиненного государству и обществу в результате совершения преступлений, связанных с легализацией преступных доходов.
Изучение и анализ теоретических разработок и практики взаимодействия аппаратов ЭБиПК с ФСФМ дают основания полагать, что вопросы организации и осуществления взаимодействия данных субъектов применительно к современным социально-экономическим и другим условиям разработаны еще не полно, а эффективность самого взаимодействия недостаточно высока.
Объективная необходимость осуществления взаимодействия между оперативными аппаратами
ЭБиПК с ФСФМ в процессе борьбы с легализацией преступных доходов определяет потребность получения как можно более полного представления о характере проводимых финансовых операций физических и юридических лиц.
В силу различных обстоятельств, как внешних, так и внутренних, цели, желания, мотивы данных субъектов противодействия легализации преступных доходов должны совпадать, становясь основой их объединения для совместной деятельности.
Процесс выявления, предупреждения и раскрытия должен быть направлен на обнаружение в окружающей среде характерных изменений, которые могут свидетельствовать об их подготовке или совершении. При этом сведения о совершенном или готовящемся преступлении могут быть обнаружены в местах, на которые не распространяется юрисдикция конкретного оперативного аппарата. С учетом специфики организации деятельности оперативных подразделений ЭБиПК ведение активной поисковой работы за пределами обслуживаемой территории нередко представляется затруднительным.
Особая роль в решении этой проблемы должна отводиться правильной организации взаимодействия оперативных подразделений ЭБиПК с ФСФМ в процессе противодействия легализации преступных доходов, поскольку это представляет возможность взаимного использования находящихся в распоряжении субъектов поиска сил и средств в местах проведения поисковой работы.
Как одну из главных отличительных особенностей организации взаимодействия в ходе поиска
можно отметить то, что основной формой в его осуществлении выступает деятельность по получению и использованию, как правило, ориентирующей информации. Информационное обеспечение деятельности оперативных подразделений ЭБиПК является основой для определения направлений поисковой работы на основе информации о признаках искомых объектов.
Сказанное позволяет отметить, что основными целями взаимодействия, осуществляемого в процессе противодействия легализации преступных доходов, являются:
1) повышение информационной обеспеченности;
2) повышение качества управления процессами борьбы с данным видом преступлений;
3) полное и качественное проведение комплекса оперативно-разыскных мероприятий и обеспечение их необходимыми силами и средствами, направленными на установление лиц, причастных к легализации (отмыванию) доходов, добытых преступным путем, их сообщников (пособников), а также установлении местонахождения предметов и документов, свидетельствующих о причастности к данным преступлениям.
В зависимости от конкретных условий деятельности, их характера, динамики является целесообразным определить основные задачи взаимодействия:
1) организация эффективного информационного обеспечения деятельности по борьбе с данным видом преступлений;
2) обеспечение эффективного, наступательного использования сил и средств, имеющихся в распоряжении субъектов взаимодействия;
3) планомерное осуществление комплекса оперативно-разыскных и иных мероприятий;
4) недопущение дублирования проводимых мероприятий;
5) создание оптимальных условий для недопущения совершения преступлений, связанных с легализацией преступных доходов.
На наш взгляд, реальное выполнение стоящих задач взаимодействия будет способствовать повышению эффективности противодействия легализации преступных доходов.
Взаимодействие оперативных аппаратов ЭБиПК с подразделениями ФСФМ является эффективным средством улучшения качества борьбы с легализацией преступных доходов, нуждается в четком правовом регулировании, способном обеспечить успешное выполнение комплексных задач.
В августе 2001 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»1, а в ноябре 2001 года — Указ № 1263 «Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»2, которым стала Федеральная служба по финансовому мониторингу. Работа по противодействию легализации преступных доходов предполагает вы-
сокую степень координации усилий всех элементов борьбы с отмыванием преступных доходов и тесное межведомственное взаимодействие.
Одними из основных функций Федеральной службы по финансовому мониторингу являются3:
1. Направление информации в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, добытых преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставление соответствующей информации по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами.
2. Осуществление в установленном порядке и в пределах своих компетенций взаимодействия с органами государственной власти, организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств как в РФ, так и за рубежом.
Таким образом, закреплены основные формы и методы взаимодействия ФСФМ и правоохранительных органов. Для установления особенностей процесса необходимо дать определение понятия взаимодействия оперативных подразделений ЭБиПК с подразделениями ФСМФ.
С учетом различных точек зрения ученых, представляется, что взаимодействие оперативных подразделений ЭБиПК с ФСФМ необходимо рассматривать как «нормативно урегулированную кооперацию деятельности между оперативными подразделениями ЭБиПК и подразделениями ФСФМ, при которой осуществляются совместные или согласованные мероприятия или отдельные действия, направленные на достижение как общих, так и частных целей противодействия легализации (отмыванию ) доходов, добытых преступным путем».
Кроме того, анализ правовых средств, которыми наделена ФСФМ, позволяет не только выявить признаки совершения преступления, но и закрепить их документально, что, по сути, может послужить поводом, либо основанием возбуждения уголовного дела.
Однако в соответствии со статьей 140 УПК РФ поводом и основанием возбуждения уголовного дела являются:
1)заявление о преступлении;
2)явка с повинной;
3) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
4) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Учитывая вышеизложенное, УПК РФ определен исчерпывающий перечень поводов и оснований возбуждения уголовного дела. Представляется, что результаты финансовых расследований, проведенных ФСФМ, являются иными источниками сообщений о совершенном или готовящемся преступлении.
Однако по существующим правилам вместо того, чтобы возбудить уголовное дело и принять меры по противодействию легализации преступ-
Предтеченский К.С. Особенности взаимодействия оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России...
Предтеченский К.С. Особенности взаимодействия оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России...
ных доходов, ФСФМ должна направить информацию по операциям с денежными средствами в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией «при наличии достаточных оснований», свидетельствующих о том, что сделка с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией преступных доходов. Как видно, формулировка Положения «при наличии достаточных оснований» делает сведения, полученные от деятельности ФСФМ, вполне достаточными для законного и обоснованного возбуждения уголовного дела.
Учитывая имеющийся опыт, результаты финансовых расследований, проведенных ФСФМ по запросам правоохранительных органов, приобщаются к имеющимся материалам ДОУ (Дело оперативного учета), либо регистрируются в КУСП (Книга учета сообщений и происшествий) для проведения дальнейшей проверки и принятия решения в порядке статей 144, 145 УПК РФ. Таким образом, исполнитель при проведении проверки по результатам финансового расследования в рамках ДОУ либо в порядке статей 144, 145 УПК РФ дублирует результаты финансового расследования, подтверждая их документально выписками о движении денежных средств по расчетным счетам, направляя запросы в кредитные учреждения, а также получая объяснения по выявленным сомнительным операциям в деятельности юридических лиц, что, на наш взгляд, является нецелесообразным и влечет за собой волокиту и увеличение сроков проведения проверок, а как результат — принятие решения об отказе в возбуждении уголовного дела по данным материалам проверок.
Принимая во внимание данное обстоятельство, считаем оптимальным необходимость повышения правового статуса результатов финансовых расследований, проведенных сотрудниками ФСФМ, а также наделения функциями органа дознания руководителей подразделений ФСФМ в целях проведения неотложных следственных действий для противодействия легализации преступных доходов. При этом требуется внести изменения в пункт 3 статьи 40 УПК РФ, дополнив ее подпунктом:
«4) руководителями федеральных органов исполнительной власти, принимающими меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма — по уголовным делам, связанным с легализацией (отмыванием) доходов, добытых преступным путем и содействию террористической деятельности».
При этом при взаимодействии оперативных подразделений ЭБиПК и подразделений ФСФМ особое внимание должно уделяться направлениям выявления и документирования фактов сомнительных финансовых операций с участием юридических и физических лиц, фигурирующих в материалах проверок, ДОУ и уголовных дел.
На сегодняшний день приходится утверждать, что проблема борьбы с легализацией преступных
доходов далека от своего решения. По своей сути ФСФМ является промежуточной инстанцией между различными финансовыми институтами и правоохранительными органами, информируя последних о подозрительных операциях и сделках. Такая форма взаимодействия не всегда является результативной, вследствие чего имеются значительные расхождения выявленных фактов легализации с количеством лиц, осужденных по статьям 174, 174.1 УК РФ.
Органы ФСФМ вправе приостанавливать операции по счетам лиц, подозреваемых в финансировании терроризма, на срок 30 дней. Решения о приостановлении операций по счетам юридических и физических лиц должны приниматься сотрудниками ФСФМ совместно с оперативными подразделениями ЭБиПК, поскольку полномочиями на осуществление оперативно-разыскной деятельности наделены исключительно правоохранительные органы4. Из этого следует, что осуществить комплекс оперативно-разыскных мероприятий по противодействию легализации преступных доходов и принять решение о наличии либо отсутствии в действиях физических лиц состава преступления в соответствии с положениями статей 144, 145 УПК РФ возможно только после проведения проверки оперативными подразделениями ЭБиПК.
Необходимо совершенствование процедуры обмена информацией и передачи подразделениям ОВД материалов о нарушении законодательства о противодействии легализации преступных доходов подразделениями ФСФМ при отсутствии соответствующих полномочий по привлечению виновных лиц к ответственности.
Повышению эффективности взаимодействия подразделений ФСФМ и оперативных подразделений ЭБиПК в целях противодействия легализации преступных доходов будет способствовать использование передового зарубежного опыта по контролю за финансовыми потоками и законностью совершаемых участниками рынка операций. К примеру, Управление финансовой разведки и изучения терроризма США (англ. Office of Terrorism and Financial Intelligence, TFI) — подразделение министерства финансов США, задачами которого являются сбор информации и подготовка экспертных оценок по экономическим и валютно-финансовым вопросам, изучение экономического положения иностранных государств, предупреждение о событиях и тенденциях в финансовой сфере, которые могут затронуть интересы безопасности США. В соответствии с Законом от 4 декабря 1981 года № 12333 «О разведывательной деятельности Соединенных Штатов» TFI входит в состав разведывательного сообщества США. Данный уполномоченный орган «... предоставляет специализированное оборудование, технические знания или помощь высококвалифицированного персонала любым отделом или агентством, или, когда жизни людей находятся в опасности, оказывать поддержку местным правоохранительным органам. Оказание помощи квалифицированным персоналом должно быть в
каждом случае утверждено главой юридического отдела соответствующего агентства, и оказывает любую другую помощь и осуществляет любое сотрудничество с правоохранительными органами, если это не противоречит соответствующему законодательству»5.
Вместе с тем, фактически, несмотря на наличие соответствующих полномочий и технических средств контроля за финансовыми потоками, подразделения ФСФМ ограничиваются только представлением информации оперативным подразделениям ЭБиПК, активно не принимая участие в ходе ее реализации и сбора доказательств.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что подразделения ФСФМ должны рассматриваться не только как уполномоченный орган по противодействию легализации преступных доходов, а как орган, оказывающий содействие при проведении комплекса оперативно-разыскных мероприятий в отношении фигурантов по материалам проверок и должен быть наделен обширными полномочиями. Отсутствие у подразделений ФСФМ полномочий аналогичных полномочиям Управления финансовой разведки и изучения терроризма США, направленных на борьбу с легализацией преступных доходов, обусловливает низкую эффективность контроля за финансовыми потоками и законностью совершаемых сделок.
Таким образом, необходимо предусмотреть возможность совместных проверок интересующих объектов представителями оперативных подразделений ЭБиПК и подразделений ФСФМ с созданием, в случае необходимости, совместных рабочих групп, по аналогии с регламентацией совместной работы ОВД и подразделений Федеральной налоговой службы РФ.
По нашему мнению, реализация высказанных предложений, направленных на оптимизацию взаимодействия подразделений ФСФМ и оперативных подразделений ЭБиПК будет способствовать повышению эффективности борьбы с легализацией преступных доходов.
Примечания
1. СЗ РФ. 2001. № 33, ч. 1, ст. 341 8.
2. СЗ РФ. 2001. № 45, ст. 4251.
3. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу: постановление Правительства РФ от 7 апреля 2004 года № 186 // Российская газета. 2004. 13 апреля.
4. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ // СЗ РФ. 1995. № 33, ст. 3349. А также внесенные изменения в данный ФЗ. См.: Российская газета. 2008. 30 декабря.
5. О разведывательной деятельности Соединенных Штатов: Закон от 4 декабря 1981 года № 12333: Part 2, article 2.6. URL: http://www.tscm.com/ EO12333.html
Ю.Е. Сибилева
Сибилева Юлия Евгеньевна — адъюнкт кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД России
E-mail: [email protected]
О целесообразности института отраслевой и межотраслевой преюдиции в уголовном процессе
В статье рассматриваются позитивные и негативные The positive and negative qualities of the prejudice in-
свойства института преюдиции в уголовном процессе. stitute in the criminal procedure are analyzed in the article. Формулируются выводы о его целесообразности и необ- The conclusions of its feasibility and need for further improve-ходимости дальнейшего совершенствования. ments are formulated.
Современное уголовно-процессуальное законодательство содержит в себе немало институтов, которые представляют собой реальные и актуальные научно-практические проблемы. Причем проблемы эти не всегда лежат только в плоскости разработки механизма эффективной реализации нормативных предписаний. Есть институты, которые сами по себе поднимают вопрос о своей изначальной целесообразности. К таковым, по нашим оценкам, в отечественном уголовно-процессуальном праве можно отнести институт отраслевой и межотраслевой преюдиции.
Данный институт (особенно его межотраслевая составляющая) в настоящее время подвергается серьезной научной критике, выливающейся в предложения об исключении его из УПК РФ. Однако это обстоятельство пока никак не нарушает устойчивости уголовно-процессуальной преюдиции. Непре-кращающиеся многочисленные изменения уголовно-процессуального законодательства обходят ее стороной.
Вслед за критиками института преюдиции мы тоже задались вопросом о том, насколько он целе-
Сибилева Ю.Е. О целесообразности института отраслевой и межотраслевой преюдиции в уголовном процессе