«Рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлено иное». Проанализировав вышесказанное, возникают вопросы, касающиеся: временных рамок (учитывая количество часовых поясов в нашем государстве); учета годового объема распространяемой средством массовой информации рекламы в процентном соотношении; хранения в течение года всех материалов, касающихся рекламы.
В соответствии со ст. 28 Закона: «Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-, кинохроникальной программы определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда. Для средств массовой информации, специализирующихся на производстве продукции рекламного или эротического характера, устанавливается потиражный сбор, взимаемый в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации». Согласно ст. 37 Закона: «Под средством массовой информации, специализирующимся на сообщениях и материалах эротического характера, для целей настоящего Закона понимается периодическое издание или программа, которые в целом и систематичес-
ки эксплуатируют интерес к сексу. Распространение выпусков специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала допускается только с 23 часов до 4 часов по местному времени, если иное не установлено местной администрацией. Розничная продажа продукции средств массовой информации, специализирующихся на сообщениях и материалах эротического характера, допускается только в запечатанных прозрачных упаковках и в специально предназначенных для этого помещениях, расположение которых определяется местной администрацией». При комментировании данных положений возникают вопросы, касающиеся времени распространения (учитывая протяженность нашего государства), тиража издания, а также доступности эротических изданий.
Необходимо отметить важность знания положений Федерального закона «О персональных данных» в части персональных данных, их распространения, использования, конфидициаль-ности и трансграничной передачи. Применительно к Интернету трансграничная передача данных приобретает особый оттенок. Статья 13.11 КОАП РФ предусматривает ответственность за «нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных)».
Это далеко не полный перечень вопросов, возникающих в процессе перехода от одной формы работы с информацией к другой.
ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ ТЕРРОРИСТОВ
В ГЕРМАНИИ
Одной из наибольших угроз внутренней и международной безопасности выступает терроризм, ответы на различные проявления которого должны носить выверенный и комплексный характер. В разработке эффективных мер борьбы с терроризмом важную роль играет изучение положительного опыта деятельности правоохранительных органов зарубежных демократических стран. К числу таких стран, обладающих сбалансированной и достаточно эффективной системой противодействия терроризму, относится Германия, которая комплексно решает вопросы быстрого и
В.Ю. СОКОЛ,
кандидат юридических наук, доцент
адекватного законодательного ответа на возникающие угрозы безопасности, поиска новых подходов к разработке и реализации мероприятий по выявлению, раскрытию и предупреждению преступных проявлений экстремизма и терроризма, обеспечения баланса между безопасностью и соблюдением демократических прав и свобод человека.
По мнению большинства немецких экспертов, наибольшую угрозу безопасности Германии в настоящее время представляют исламские террористы, придерживающиеся идеологии насиль-
ственного джихада, понимаемого как «священная война» для защиты и расширения ислама, построения общественного и государственного устройства на основе шариата, направленного против основных ценностей свободного демократического строя ФРГ и принципов мирного сосуществования народов. По оценкам спецслужб ФРГ, на территории Германии действует исламистская террористическая сеть с относительно жесткой структурой, что подтверждается тем фактом, что часть преступников, совершивших террористические акты в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., проникли в США из ФРГ, которая стала не только местом передышки и отдыха для исламских террористов, но и зоной вербовки и обучения боевиков1. На территории страны находится до 5000 исламистов, предрасположенных к терроризму2.
Возрастанию террористической угрозы Германии со стороны исламистских террористов способствуют расширение военного присутствия ФРГ в Афганистане, поддержка немецкого правительства Ирака, сближение внешнеполитического курса ФРГ с политикой США в отношении Ирана и т.п., позволяющие исламистам рассматривать Германию как «пособника США». В этих сложных условиях правоохранительным органам Германии удается достаточно эффективно контролировать развитие ситуации по линии противодействия терроризму, чему во многом способствуют особенности их работы по выявлению и раскрытию террористической деятельности.
Прежде всего следует назвать такой метод деятельности правоохранительных органов ФРГ, как «растровый розыск» (Rasterfahndung)3, представляющий собой автоматизированный метод поиска неизвестных преступников путем электронной обработки различных массивов данных, первоначально собранных для целей иных, нежели цели уголовного преследования. В процессе «растрового розыска» обработка широкого круга персональных информационных массивов государственных и негосударственных организаций
1 См.: Куршев М. Стратегия борьбы против международного исламского терроризма // Уголовное право. 2007. № 3. С. 132.
2 См.: БендаР. Много предложений, никакого решения. На заседании фонда Ганса Зайделя эксперты занимались поисками новых стратегий борьбы стерроризмом // Переводы материалов о практике деятельности правоохранительных органов зарубежных стран. № 35. М.: ГИАЦ МВД России, 2006. С. 28-29.
3 См.: Ackerman R., Clages H, Roll H. Handbuch der Kri-
minalistik. Kriminaltaktik für Praxis und Ausbildung. Stutt-gart-Drezden: Boorberg, 2007. S. 366; Meyer H, Wolf K, Müller R. Kriminalistisches Lehrbuch der Polizei. Verlag Deutsche Polizeiliteratur GmbH Buchvertrieb, Hilden / Rhld, 2003. S. 85-86.
(учреждений) осуществляется с учетом разрабатываемого правоохранительными органами в поисковых целях так называемого профиля (или поискового портрета предполагаемого преступника, криминалистической модели преступника и т.п.), представляющего собой набор типичных признаков преступников, совершающих данный вид преступлений.
В результате обработки этих баз данных с помощью специальной компьютерной программы из огромного массива проверяемых лиц выбираются те, которые соответствуют заявленному растру, исключая всех тех, кто не совпадает с поисковыми критериями. По итогам применения растрового метода остается достаточно большая группа людей, которые в той или иной мере соответствуют поисковым признакам потенциального подозреваемого. Их дальнейшая проверка на причастность к преступной деятельности осуществляется с использованием традиционных оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий (электронного наблюдения, опросов, допросов, обысков и т.д.).
Применение в Германии указанного метода с конца 60-х годов прошлого столетия связывается с именем Хорста Херольда — тогдашнего руководителя Федерального ведомства уголовной полиции4. Х. Херольд обратил внимание на то, что традиционными криминалистическими способами все сложнее выявлять и привлекать к ответственности членов организованных преступных формирований, прежде всего террористических. Большинство из них проживало в крупных городах, не привлекая к себе внимания со стороны окружения, поскольку вели себя в соответствии с ожиданиями соседей и полиции: своевременно оплачивали найм жилья, коммунальные услуги, проезд в общественном транспорте и другие счета, были приветливы с соседями, использовали документы, имеющие вид подлинных, изменяли внешность и т.п. «Нормальное», социально приспособленное поведение, не вызывающее к ним по внешним признакам никаких подозрений, позволяло террористам и их пособникам маскировать перед окружением свою причастность к преступной деятельности. К тому же правоохранительным органам все меньше приходилось рассчитывать на помощь со стороны жертв преступлений, которые чаще всего не могли сообщить какую-либо значимую информацию, способную привести к установлению личностей террористов.
Однако социально приспособленное поведение преступников все же не может полностью
4 См.: Becker P. Dem Xnter auf der Spur. Eine Geschichte der Kriminalistik. Darmstadt: Primus Verlag, 2005. S. 188—189.
сделать их «незаметными» для правоохранительных органов, так как в результате анализа различных массивов данных можно выявить признаки, типичные для лиц, причастных к преступной деятельности. Основная идея нового метода выявления преступников заключалась в нахождении четких признаков, проводящих различие между «нормальным» поведением добропорядочного гражданина и поведением преступников. Прежде всего это проявлялось в различного рода регистрационных отношениях, которые содержали возможность привлечения к гражданам повышенного внимания со стороны полиции или других правоохранительных органов, например, при регистрации (прописке) в полиции по месту жительства, обмене документов, открытии счетов в банке, приобретении на свое имя автомобиля и т.п., которых преступники старались в максимальной мере избегать.
Представления о «нормальности» поведения законопослушных граждан предлагали исследование различных баз данных (обязательной прописки, оплаты коммунальных и других услуг посредством банковских операций, обучения в различных учебных заведениях, регистрации в органах социального обеспечения, получения кредитов и т.д.), которые характеризовали среднестатистического добропорядочного жителя, который не должен был попасть в «сети» уголовного преследования. Основная задача состояла в том, чтобы наиболее точно определить поисковые признаки разыскиваемых преступников. Чем более индивидуален был растр, тем больше непричастных лиц он исключал из дальнейшей проверки.
В результате изменялись подходы к организации деятельности по выявлению и розыску неустановленных преступников. Если ранее сведения о преступниках (подозреваемых) искали главным образом в полицейских массивах данных, то теперь стали использоваться и различные другие массивы данных, включая базы данных телефонных станций, почтамтов, транспортных и иных компаний, учебных заведений и т.д. Очевидно, что использование «растрового розыска» стало возможным в Германии в силу того, что с 60-х годов прошлого столетия там активно стали формироваться различные массивы персональных данных, аккумулирующие разнообразную информацию в отношении немецких граждан.
До 1992 г. применение указанного метода не было законодательно урегулировано. Полиция при его применении ссылалась на общие положения уголовно-процессуального законодательства об обязанности полиции выявлять
преступления и предотвращать угрозу опасности. Правовое закрепление растровый метод получил лишь в 1992 г. в ст. 3 Закона о борьбе с незаконной торговлей наркотиками и другими формами организованной преступности (Ог§КО), а затем и в § 98а-Ь УПК ФРГ. Учитывая, что применение этого метода розыска неустановленных преступников было связано с существенным вмешательством в частную жизнь граждан, германский законодатель четко определил правовые основания и порядок его проведения.
Абзац 1 § 98а УПК ФРГ определяет растровый розыск таким образом: личностные (персональные) данные о лицах, которые соответствуют некоторым (известным) вероятным проверяемым признакам преступника, сопоставляются машинным способом с другими данными, в целях исключения непричастных к преступлению лиц или выявления лиц, которые соответствуют важным для розыска проверочным признакам.
Для применения растрового розыска требуется наличие у правоохранительных органов (полиции и прокуратуры) исходных фактических данных о том, что было совершено одно из преступлений, указанных в специальном перечне § 98а УПК ФРГ, в частности, относящихся к сфере оборота запрещенных наркотических средств или оружия, подделки денежных знаков или ценных бумаг; к области охраны государства (§ 74а, 120 Закона о судоустройстве ФРГ); против здоровья или жизни, сексуального самоопределения или личной свободы; членами преступных формирований и т.д.
Германский законодатель предусмотрел обязательность получения судебного распоряжения (разрешения) на проведение растрового розыска и обязательной передачи соответствующих данных его инициатору. В случаях экстренной необходимости прокурор имеет право отдать соответствующее распоряжение, которое в течение трех суток должно быть подтверждено судьей. Другое существенное условие применения растрового розыска: он возможен только в том случае, если раскрытие преступления или установление местонахождения преступника другим способом значительно затруднено или вообще не может привести к успеху.
После окончания мероприятия носители запрошенных данных должны быть возвращены их владельцам, а перенесенные на другие носители сведения удалены (стерты). Полученные в ходе «растрового розыска» сведения могут использоваться в качестве доказательств, в том числе и по другим уголовным делам, если речь идет о преступлении, подпадающем под перечень § 98а УПК ФРГ.
Схематично использование растрового розыска потенциальных преступников может быть представлено следующим образом.
1. Составляется растр (профиль, портрет) подозреваемого, состоящий из набора типичных поисковых признаков лиц, совершающих подобного рода преступления.
2. Устанавливается круг тех баз данных, которые будут использоваться для последующей машинной обработки в соответствии с определенными поисковыми признаками (растром).
3. Государственным и негосударственным структурам, обладающим полномочиями владения, пользования и распоряжения соответствующими информационными ресурсами, предъявляется требование предоставить указанные данные. Эти инстанции обязаны сотрудничать с правоохранительными органами и предоставлять запрашиваемые сведения, за исключением отдельных ограничений, установленных федеральным и земельным законодательством. При необходимости истребуемые правоохранительными органами массивы данных могут быть выделены из других баз данных.
4. После получения соответствующих электронных баз данных правоохранительный орган (инициатор) организует их машинную обработку. Используя формализованные критерии (поисковые признаки), специальная компьютерная программа производит обработку (просеивание) данных.
5. По результатам машинной обработки массивов данных отбирается круг людей, соответствующих заявленному растру (профилю), которые подвергаются дальнейшей проверке с применением традиционных криминалистических методов и средств в целях получения доказательств причастности конкретных лиц к преступлению.
Несмотря на трудности технического характера, а также связанные с формированием адекватного профиля и четкой формализацией поисковых признаков, «растровый розыск» активно используется в борьбе с терроризмом5. В 70-е годы прошлого столетия указанный метод успешно применялся как эффективный инструмент выявления квартир и других мест, используемых террористами «Фракции Красной армии» (RAF). В последние годы в общефедеральном масштабе этот метод применялся для выявления так называемых спящих ячеек исламистских террористов в Германии. Правоохранительными органами было проверено практически все взрос-
5 См.: Сокол В.Ю., Бураков В.В., Останин В.В. Особенности борьбы с экстремизмом и терроризмом в Германии. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2008. С. 107.
лое мусульманское население страны и выявлено несколько сот лиц, косвенно причастных к террористической деятельности. К числу поисковых признаков относились, в частности, следующие: мужчина в возрасте от 18 до 40 лет, исламского вероисповедания без признаков фундаменталистской направленности, легально находящийся на территории Германии, не имеющий собственных детей, знающий несколько языков, часто путешествующий, финансово независимый, студент или обучавшийся техническим или естественнонаучным специальностям в период с 1996 по 2001 г. и др.
В 2005 г. Верховный суд ФРГ признал неконституционным широкомасштабное использование растрового метода, мотивируя свое решение необходимостью обеспечения гарантируемого Основным законом ФРГ права граждан на «информационное самоопределение». Правоохранительным органам разрешено использование данного метода только на основе соответствующего решения суда и при наличии конкретных признаков угрозы подготовки и совершения террористических актов.
Сотрудники правоохранительных органов ФРГ считают «растровый розыск» достаточно эффективным методом, особенно в тех ситуациях, когда у органов уголовного преследования еще нет никаких обоснованных подозрений в отношении конкретных лиц об их причастности к террористической деятельности. Как отмечают немецкие эксперты, даже несмотря на то что в последние годы ни один из террористов не попал в сети растрового розыска, в результате его применения получены важные сведения об их ближайшем окружении6.
В последние годы в Германии особенно активно проводится тщательное изучение психологии и внешних проявлений поведения террористов и поддерживающего их окружения, а также причин, в результате которых люди становятся на путь терроризма. Это делается для последующего формирования типовых моделей потенциальных террористов, включающих так называемые классификаторы, представляющие собой системы формализованных типичных признаков, свидетельствующих о возможной причастности лиц к проведению противоправной деятельности. Перечень этих признаков постоянно уточняется и расширяется. В частности, к их числу относятся, например, такие как изменение внешности, наличие у лица запрещенных пропагандистских материалов, обладание несколькими мобильными телефонами, наличие схем объектов общественной инфраструктуры и
6 См.: Бенда Р. Указ. соч. С. 29.
т.д. Универсальность подобного рода классификаторов проявляется и в том, что, представляя собой «перечень подозрительных признаков» — индикаторов террористов, они позволяют выявлять потенциальных террористов даже при несении полицейскими нарядами повседневной службы на улице.
Указанные классификаторы имеют секретный характер, регламентированный ведомственными нормативными актами. Соответственно, полный их перечень находится у уполномоченных сотрудников спецслужб и полиции, играя для них роль своеобразных ориентиров при выявлении и проверке подозрительной деятельности на предмет причастности к терроризму.
При получении сведений, заслуживающих оперативного внимания, они кодируются на основе указанных классификаторов и вводятся в картотеки и информационные базы, становясь доступными для последующего анализа и оценки. В дальнейшем информация о конкретном подозреваемом лице, включая совершение им различных правонарушений (дорожно-транс-портных нарушений, налоговых проступков и любых других нарушений), автоматически будет
поступать и обрабатываться соответствующими компьютерными программами. Указанные сведения могут храниться 10 лет, в случае совершения лицом конкретного преступления - еще 10 лет. При наличии оснований для дальнейших подозрений в причастности конкретного лица к терроризму решением соответствующего должностного лица полученная информация может храниться в специализированных информационных массивах и далее.
Очевидно, что механически переносить на российскую действительность зарубежный опыт борьбы с терроризмом невозможно (там иные правовые реалии, обычаи, традиции, культура и т.п.), но и безоговорочно отвергать такой опыт было бы неразумно. В условиях углубляющихся интеграционных процессов государств и расширения международного сотрудничества возрастает необходимость выработки единых подходов к обеспечению национальной и международной безопасности, в том числе и совершенствования деятельности правоохранительных органов разных стран в области борьбы с терроризмом.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕГИСТРАЦИОННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ГИБДД МВД РОССИИ ПО ЗАЩИТЕ ЧАСТНОГО И ПУБЛИЧНОГО ИНТЕРЕСОВ
С. С. СОКОЛОВА,
адъюнкт кафедры гражданского права Санкт-Петербургского университета МВД России
Исходя из сути ст. 7 Конституции Российская Федерация предполагается социальным государством, что определяет тенденции ее развития в ключе приоритетных задач удовлетворения общественных интересов. Означает ли это, что предпочтение в правоотношениях должно оказываться государству как публичному образованию, действующему в интересах всего общества? Как же быть с интересами частных лиц? Указанные проблемы еще более осложняются вопросами выработки критериев, позволяющих государству разграничивать и впоследствии устанавливать необходимый баланс между двумя жизненно важными сферами — публичной и частной. Следует заметить, что четкого критерия разграничения данных сфер правоотношений в законодательс-
тве не существует, как не существует и единства во взглядах ученых на данную проблему. Автор статьи постарается обозначить такое разграничение на примере правоотношений, складывающихся при регистрации автотранспортных средств в специализированных государственных подразделениях.
Эксплуатация гражданином принадлежащего ему на праве собственности автомобиля поставлена законодателем в зависимость от его регистрации в подразделениях ГИБДД МВД России. Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движе-ния»1 регистрация автотранспортных средств
1 Собрание законодательства Российской Федерации (СЗ РФ). 1995. № 50. Ст. 4873; 2007. № 46. Ст. 5553.