Метеор-Сити №6/2016
НАУКА РАЗВИТИЯ
ЕЛИЗАВЕТА АЛЕКСЕЕВНА ОСОКИНА
аспирант ЮУрГУ, контент-менеджер научно-популярного журнала Метеор-Сити, г. Челябинск, Россия
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВА ЛЮБВИ (НА ПРИМЕРЕ СОВЕТСКОГО КИНЕМАТОГРАФА)
Аннотация. В статье представлено исследование понятия любовь в советском кинематографе. Автор выделяет группы высказываний героев фильмов, связанные с понятием «любовь», находит наиболее продуктивные группы. На основе преобладания количества высказываний делаются выводы об особенностях данного чувства для советских людей.
Ключевые слова: советский кинематограф, любовь, анализ высказываний о любви, ментальные особенности.
В языке существуют понятия, сконцентрировавшие в себе концептуальное, духовно-нравственное значение, посредством которого можно определить национальную сущность, характер, ментальность. Смысл этих понятий всегда является предметом
пристального внимания ученых — лингвистов, психологов, философов.
Данная работа посвящена явлению, определяющему русскую ментальность — понятию «любовь». В нашем исследовании про-
МЁТЕОР:СЙТИ №6/2016
НАУКА РАЗВИТИЯ
анализирована тема любви в советском кинематографе. Кино — это средство визуализации идей, дающее возможность представить абстрактные идеи в виде образов, в динамике; именно в кинематографе воплощается культура и быт времени. В художественных фильмах отражаются взгляды людей, их способ мышления, отношение к духовным ценностям, в том числе и к любви. В советских фильмах показаны нюансы взаимоотношений между людьми, в текстах сценариев мы находим многочисленные афоризмы и рассуждения героев о смысле жизни, поэтому в настоящий период существует возможность воспринять и переоценить этот нравственный опыт в ретроспективе. Цель нашей работы — определить содержание духовной категории «любовь» на основе высказываний из советских фильмов и проследить ее связь с ментальными особенностями русских людей, то есть спроецировать на языковое сознание людей того времени.
Материалом исследования являются высказывания из советских фильмов, касающихся темы любви между мужчиной и женщиной. Нами было проанализировано 116 высказываний, они были поделены на группы. Основным критерием деления на группы стало содержание высказываний, оттенки чувств и мыслей героев.
Следует отметить, что для русских людей духовные проявления чувства более важны, чем физические. Это связано с национально-ментальными особенностями, поскольку русский характер всегда определяла именно духовность [1, с. 115]. Согласно полученным нами данным, духовные проявления чувства более многообразны, в отличие от физических — они предполагают действия, направленные на любимого человека (жертвенность, преданность, стремление защитить, желание блага) и требуют определенной личностной зрелости.
Доказательством тому служит наибольшее количество высказываний в следующих группах:
1) любовь как отражение идеальных черт возлюбленного (19 единиц);
2) любовь в рамках социального института и брак (8 единиц);
3) любовь как многогранное духовное понятие и земное чувство (6 единиц);
4) любовь как чувство комфорта, гармонии, равновесия (7 единиц);
5) любовь как преданность, верность (6 единиц);
6) любовь как привязанность, которая выражается в боязни разлуки (6 единиц).
Человек чувствует себя в безопасности, находясь рядом с тем, кого любит. Взаимоотношения с любимым человеком становятся источником радости и вдохновения.
Итак, нами были выделены следующие группы:
1) любовь как отражение идеальных черт возлюбленного;
2) любовь как физическое притяжение;
3) любовь в рамках социального института и брака;
4) любовь как многогранное духовное понятие и земное чувство;
5) любовь как чувство комфорта, гармонии, равновесия;
6) любовь как преданность, верность;
7) любовь как привязанность, которая выражается в боязни разлуки;
8) любовь как эмоциональное неравновесие;
9) любовь как безрассудство, безумство, страсть, высшее проявление чувства;
10) любовь как воспоминания;
11) любовь как смысл, цель жизни и духовного поиска;
12) любовь как таинство;
13) любовь как уступка, проявление жертвенности;
14) любовь как стремление защитить;
15) любовь как непреодолимая сила, не позволяющая оставить человека;
16) мечта о любви.
Остановимся на анализе содержания каждой группы отдельно для того, чтобы проследить весь диапазон представления категории «любовь» в советских кинофильмах. Анализ продуктивности групп поможет понять значимость того или иного качества любви для советского человека — чем больше герои фильмов говорят о какой-
© Е.А. Осокина, 2016
либо отдельной стороне чувства, тем более значимо отражение этого качества в сознании советских людей.
Любовь как отражение идеальных черт возлюбленного. Высказывания, принадлежащие к этой группе, встречаются в текстах сценариев советских фильмов чаще всего (19 высказываний). Герой видит достоинства любимого человека и подчеркивает их в своей речи. Это могут быть внешние достоинства (красота) и внутренние качества (доброта, честность), а также парадоксальные, на наш взгляд, достоинства в контексте романтического чувства любви — работоспособность, надежность, профессиональные качества. Кроме того, говорящий о любви мирится с недостатками возлюбленного, не замечает их.
1) — У тебя руки красивые.
— Обыкновенные руки.
— У тебя глаза красивые.
— Обыкновенные глаза («Пять вечеров»).
2) — Мне кажется, вас все должны любить. Вы удивительная и нежная. Теперь вы рассердились?
— Нет.
— Тогда я скажу вам, что вы красивы. И что вы мне понравились. Ужасно. Сразу («Обыкновенное чудо»).
3) — Вера, вы себя просто не понимаете. Мне кажется, я знаю вас много лет и понимаю вас. В вас нет того, что я ненавижу. Ненавижу! Вы — настоящая, естественная. Да. Мне с вами легко. Вот я такой, какой я есть. Мне не надо притворяться, мне нечего... Понимаете? И на этом вокзале, смешно сказать, я впервые почувствовал себя свободным. Да вы себе просто цены не
(У
Метеор-Сити
НАУКА РАЗВИТИЯ
№6/2016
знаете. Вы — добрая, вы — красивая, вы — очаровательная, вы — замечательная. Да, вы... прекрасны.
— Вы знаете, мне таких слов никто никогда не говорил. Никогда («Вокзал для двоих»).
4) Вы замечательный директор, вы очень талантливый руководитель, вы эффектная женщина... («Служебный роман»).
5) Я хочу обвенчаться с женщиной, которую люблю. С моей дорогой Мартой. Самой красивой, самой чуткой, самой доверчивой («Тот самый Мюнхгаузен»).
Любовь как физическое притяжение.
В группу вошло 10 высказываний, описывающих физические проявления чувства — поцелуи, объятия и внешние изменения, происходящие с человеком.
1) — Полно шутить. Когда любят, тогда видно...
— Что видно?
— По глазам («Формула любви»).
2) Помнишь, как я тебя в первый раз поцеловал? («Пять вечеров»).
3) — Жень, перестань обниматься.
— Мы не можем перестать. Мы слишком давно не виделись («Ирония судьбы»).
Фото: meaoao.net
Любовь в рамках социального института и брака. Следует отметить, что высказывания этой группы отражают особенности русского менталитета и отношение к любви в советское время — любовь должна быть скреплена законным браком. Сравнительно большое количество высказываний относительно других групп (8 высказываний) подтверждает значимость брака для советского человека, важность «официального» подтверждения чувства, признание любви обществом.
1) — Вероника...
— Знаешь что? Знаешь?
— Нет.
— Я сошью себе на свадьбу белое подвенечное платье. Как у бабушки. И фату... Такую длинную-длинную. А ты наденешь черный костюм. И так мы с тобой пойдем...
— В ЗАГС.
— Решено?
— Решено («Летят журавли»).
2) — Работаем в разных местах, но жить, надеюсь, будем вместе.
— А вы собираетесь на ней жениться?
— Да! («Москва слезам не верит»).
3) — Сидим прямо, как взрослые.
— А мы и есть взрослые. Вот завтра пойдем, поженимся, и никто нам слова поперек не скажет.
— Прямо завтра?
— А чего тянуть?
— Ну и семейка получится Илюшка муж, Тоська жена («Девчата»).
Любовь как чувство комфорта, гармонии, равновесия.
В группу вошло 7 высказываний. В них провозглашается идея о том, что герой фильма чувствует счастье рядом с возлюбленным.
1) Господа! Этот юноша — мой лучший друг. В детстве я завидовала девочкам, у кого были братья, а сейчас жалею об этом, потому что он мне нравится больше, чем
Г1У МЁТЕОР-СмТЙ №6/2016
НАУКА РАЗВИТИЯ
родной брат. С братьями ссорятся, а с ним я не смогла бы поссориться. Он любит то, что люблю я. Он понимает меня, и я понимаю его, как самое себя («Обыкновенное чудо»).
2) — Хорошо мне с тобой, Бумбараш. Ничего мне не нужно, только бы с тобой быть. Мокнуть, мерзнуть, любую муку терпеть («Бумбараш»).
3) Поцелуй меня. Когда ты со мной, я ничего не боюсь («Летят журавли»).
Любовь как многогранное духовное понятие и одновременно земное чувство. Герои фильмов подчеркивают неоднозначный характер состояния, выражающийся одновременно в физических и духовных (божественных) проявлениях. Все 6 высказываний данной группы были замечены нами в тексте сценария единственного фильма — «Формула любви».
1) Она являлась миру под разными именами... Джульетта, Лаура... Я даже не ведаю, как она теперь будет называться. Может быть, Мария? Вы не возражаете, сударыня? («Формула любви»).
2) В этой формуле все учтено: знакомство, влечение, ревность, отчаяние... Все грани и градации. Я проведу эту девочку по всему лабиринту. И если в конце вспыхнет огонь чувств... то, значит, не бог его зажёг, а человек («Формула любви»).
3) Ежели ты человек — люби человека. А не придумывай мечту какую-то, понимаешь ли, бесплотную, прости господи! («Формула любви»).
Любовь как преданность, верность. Группа состоит из 6 высказываний. С понятием духовности, которое является специфической чертой русского менталитета, сопряжены такие понятия, как совесть, честность и преданность.
1) У нее же кроме Вас никого никогда не было! («Пять вечеров»).
2) Я твои письма всю войну носил с собой («Пять вечеров»).
3) Я молиться за тебя буду... И знай, душу моя всегда будет с тобой рядом («Гардемарины, вперед!»).
Любовь как привязанность, которая выражается в боязни разлуки. Группа содержит 6 высказываний. Герой фильма хранит образ любимого в памяти и не желает расставаться. В памяти запечатлен и внешний облик любимого, и особенное состояние, когда он находится рядом.
1) — Вера...
— А?
— вас очень прошу.
— Что?
— Пожалуйста, не уходите. Для меня это крайне важно («Вокзал для двоих»).
1) — Я сейчас уйду ненадолго. Ты подожди меня, ладно?
— Я с тобой тогда.
— Нет, нет, Хари. Я скоро приду.
— Нет!
— Что такое? Почему?
— Я не знаю... Я не могу.
— Что ты не можешь?
— Мне кажется, я должна тебя все время видеть («Солярис»).
2) Хоть посмотрю на тебя, чтобы в памяти сберечь («Гардемарины, вперед!»).
Любовь как эмоциональное неравновесие.
Яркой особенностью описания исследуемой категории в кинематографе является отсутствие ее однозначной оценки — положительной или отрицательной, а также изменчивость эмоционального состояния влюбленных людей. Мы нашли 5 высказываний данной группы.
1) Золото из ртути возникает на десятый день, любовь из неприязни — на пятнадцатый... («Формула любви»).
2) Я столько раз представляла себе нашу встречу! Столько слов всяких придумывала. А встретились, и сказать нечего. Сначала я еще сильно тебя любила. Потом до смерти ненавидела... А сейчас я думаю, если бы
(^У Метеор-Сити №6/201 б
НАУКА РАЗВИТИЯ
не обожглась тогда так сильно, ничего бы из меня не получилось. Хорошо, что ты на мне не женился. Тогда я разминулась бы в жизни с единственным, очень любимым моим человеком («Москва слезам не верит»; героиня ведет откровенный разговор с бывшим возлюбленным и признается в любви своему единственному).
3) Три дня я гналась за вами. Да! Чтобы сказать, как вы мне безразличны! («Обыкновенное чудо»).
Любовь как безрассудство, безумство, страсть, внешнее проявление чувства. В
данной группе насчитывается 5 высказываний. Благодаря сильному чувству герой фильма способен преодолевать трудности, возникающие на пути к любимому человеку. Высказывания данной группы характерны для текста сценария фильма «Обыкновенное чудо».
1) — От кого вы бежали, как преступник? — От любви («Обыкновенное чудо»).
2) — Как ты посмел не поцеловать девушку?! Как же ты посмел?
— Вы же знаете, чем бы это кончилось.
— Не знаю! Ты не любил ее.
— Неправда!
— Ты не любил ее, иначе сила безрассудства охватила бы тебя! Кто смеет предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком?! Нищие и безоружные люди сбрасывают королей с престола из-за любви к ближнему. Из любви к Родине солдаты попирают смерть ногами... Мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад из-за любви к истине. А что сделал ты из-за любви к девушке? («Обыкновенное чудо»).
3) Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут так, будто они бессмертны («Обыкновенное чудо»).
Любовь как воспоминания. Группа содержит 5 высказываний. Образ любимого человека оберегает в трудные времена. С возлюбленным связаны самые дорогие воспоминания.
1) Началась война, она одна меня провожала. Мы сидим на машинах, женщины ревут вокруг. А она смотрит снизу вверх и говорит: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная...» и запнулась. Моторы тарахтят, ничего не слышно. Я говорю: «Что? Что ты сказала?» Она говорит: «Видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена» («Пять вечеров»).
2) Я его одна провожала. Все уже сидели в машинах. Кругом все плачут, ревут. И я стою, тоже хочу заплакать и не могу. Не могу. А он так смотрит на меня, улыбается весело так. Я ему говорю: вот видишь, какая у тебя будет бесчувственная жена («Пять вечеров»; примечательно то, что герои фильма вспоминают одну и ту же значимую для них сцену).
3) Юр, а ты помнишь, как мы с тобой сбежали с лекций по финансам и праву... и пошли в кафе-мороженое? А ты помнишь, как мы с тобой ездили целоваться в Кунцево? («Служебный роман»).
Г1Ы МЁТЕОР-СмТЙ №6/2016
НАУКА РАЗБИТИЯ
Любовь как смысл, как цель жизни и духовного поиска. В 4 высказываниях данной группы утверждается идея о том, что любовь
— главное предназначение человека.
1) У нас многие стесняются написать про любовь, хотя про неё думает любая девчонка, даже самая несимпатичная, которая уже не надеется. А надеяться, по-моему, надо! Я, например, хочу встретить... такого человека, который любил бы детей. Потому что без них женщина не может быть по-настоящему счастливой. Если не будет войны, я хотела бы иметь двоих мальчиков и двоих девочек. Да! Двоих мальчиков и двоих девочек! Тогда до конца жизни никто не почувствует себя одиноким. Старшие будут оберегать маленьких... («Доживем до понедельника»; одновременно любовь становится тайной жизни).
2) — Человеку необходимо состояние влюбленности в кого-нибудь или во что-нибудь... всегда... всю дорогу. Иначе неинтересно жить. Ну а мне легче всего влюбиться в тебя. На безрыбье...
— И тебе не важно, как я к тебе отношусь?
— Нет. Это не меняет дело. («Доживем до понедельника»).
3) Как долго я тебя искал! («Гардемарины, вперед!»)
Любовь как таинство. Ориентируясь на содержание 3 высказываний данной группы, мы можем сделать вывод о том, что любовь остается неизведанным чувством.
1) — Хитростями да магнетизмом счастья любви не добьешься!
— Тогда скажите, как достичь его?
— Не знаю. Если бы знала, сама была бы счастлива («Формула любви»).
2) Кто ж про такое говорит-то? Про такое молчат да вздыхают («Формула любви»).
3) А для сохранения простых истин нужны тайны. Тайны счастья, смерти, любви («Со-лярис»).
Любовь как уступка, проявление жертвенности. Герой способен совершать решительные поступки ради любимого. Эта идея отражена в 3 высказываниях, входящих в группу.
МЁТЕОР:СЙТИ №6/2016
НАУКА РАЗВИТИЯ
0 12 14 16 1
Отражение идеальных черт возлюбленного Физическое притяжение Социальный институт и брак Чувство комфорта, гармонии, равновесия Многогранное духовное понятие и земное чувство
Преданность, верность Боязнь разлуки Эмоциональное неравновесие Безрассудство, безумство, страсть, высшее..
Воспоминания Смысл, цель жизни и духовного поиска
Таинство
Уступка, проявление жертвенности Стремление защитить Непреодолимая сила, не позволяющая оставить.
Мечта о любви
20 19
1) Вы мне помогли очень важную вещь понять. Оказывается, в любви главное — это возможность не раздумывая отдать свою жизнь за другого («Формула любви»).
2) Ты меня звал с собой куда-то, помнишь? Если ты не передумал — я согласна. Давай уедем («Пять вечеров»).
3) — Зачем ты согласилась играть эту комедию?
— Я сделала это ради нашей любви («Тот самый Мюнхгаузен»).
Любовь как стремление защитить. Анализ 2 высказываний группы показал, что главный герой стремится сделать счастливым любимого человека и сохранить его от бед.
1) Так вот, в течение этих дней, что я проживу в вашем доме, я намерен обеспечить этой женщине счастливую жизнь («Пять вечеров»).
2) — А я?
— А ты теперь со мной. Навсегда («Гардемарины, вперед!»; главная героиня фильма Софья чувствует себя в безопасности рядом с возлюбленным).
Любовь как непреодолимая сила, не позволяющая оставить человека. Данное высказывание мы включили в отдельную группу. Любимого человека невозможно забыть.
1) А где покой? Не найти тебе покоя. Запрись в монастырь — одиночество напомнит о ней. Открой трактир у дороги — каждый стук двери напомнит тебе о ней («Обыкновенное чудо»).
Мечта о любви. Данное высказывание присутствует в тексте сценария фильма «Формула любви». Главный герой мечтает о том, чтобы возлюбленная, существующая лишь в его воображении, приобрела телесный облик.
1) Я пришел вас просить о чуде. Дело в том, что я влюблен! Влюблен страстно и безнадежно. Дело в том, что предмет моей любви существует только в моем воображении. Его телесные контуры намечены в скульптурном изваянии... Но это мрамор! Холодный мрамор, дорогой магистр! И если б вы взялись свершить чудо... («Формула любви»).
Если посмотреть на фактические данные, то для советского человека в любви были особенно важны такие характеристики, как идеализация возлюбленного, физическое притяжение, брак, гармония (души и тела). Главный герой предан тому, кого он любит, и боится разлуки с ним.
Перечислены группы, в которых герой испытывает неоднозначные чувства к другому
— в диапазоне от ненависти к любви («любовь как эмоциональное неравновесие», «любовь как безрассудство, безумство, страсть»).
С любимым человеком связаны самые светлые воспоминания.
Далее по количеству высказываний следуют группы «любовь как смысл, цель жизни и духовного поиска»; «любовь как таинство»; «любовь как уступка, проявление жертвенности»; «любовь как стремление защитить», «мечта о любви». Таким образом, любовь становится главным жизненным предназначением человека и одновременно сокровенным желанием. Герой фильма всегда готов приносить благо любимому человеку.
Анализ показал, что высказывания о любви связаны со следующими особенностями русского менталитета, социально-нравственными установками и стереотипами поведения:
Во-первых, любовь — это важная духовная составляющая жизни русского человека.
Во-вторых, жизнь без любви в одиночестве всегда представляется несчастливой, неполноценной и пустой.
В-третьих, влюбленные склонны к взаимной идеализации.
В-четвертых, любовь ассоциируется с желанием помочь, оградить от бед, защитить, то есть с активными действиями, направленными на благополучие человека.
В-пятых, признание в любви и развитие отношений — это чаще всего прелюдия брака, то есть обязательное скрепление уз гражданским и социальным статусом. Это также окружено романтическим ореолом и является почти обязательным эпизодом счастливого развития любовных отношений.
В отдельные 4 группы вошли высказывания с иной смысловой наполненностью:
1) Зарождение симпатии, любви.
2) Признание в любви.
МЁТЕОР-СМТЙ №6/2016
НАУКА РАЗВИТИЯ
3) Определение любви, представленное в высказываниях героев.
4) Сомнения в существовании любви.
При этом первая группа выражает динамику чувства. Во второй собраны высказывания героев, в которых они открываются друг другу — анализируя эту группу, мы одновременно продемонстрировали сходство и разнообразие признаний. В третьей группе (она кажется нам принципиально важной) представлены многочисленные определения любви устами персонажей кинофильмов. Четвертая группа имеет косвенное отношение к исследуемому материалу: в ней собраны высказывания, в которых герои подвергают сомнению само существование любовного чувства. Вышесказанное объясняет причину выделения данных групп: в них отражено изменение состояния героя, которое начинается с повышенного внимания к объекту влечения. Затем нарастание чувства заставляет человека признаться в любви, далее наблюдается попытка дать определение своему состоянию и объяснить его окружающим. В случае охлаждения эмоций, когда чувства идут на спад, герои могут сомневаться в существовании любви.
Зарождение симпатии, любви. Исходя из анализа высказываний группы, мы можем сказать, что на данном этапе играют роль вербальные сигналы (комплименты) и невербальные (взгляд).
1) Иногда 2 минут хватит, одного взгляда... И всё перевернётся в душе! Вы же знаете, как это бывает! Вы знаете, как возникает любовь! («Формула любви»).
2) Чтобы влюбиться, достаточно и минуты («Тот самый Мюнхгаузен»).
3) — Да, но я еще не задал вам оригинального мужского вопроса. Что вы делаете сегодня вечером?
— Вы хотите пригласить меня в зал ожидания?
— Что вы? На вас такое красивое платье.
— Да? Что вы! У меня еще лучше есть.
— Так сам Бог велел, чтобы я пригласил вас вечером в ресторан.
— Ой, пригласите меня, пожалуйста, в ресторан, я так давно не была там.
— Пожалуйста. Я вас приглашаю («Вокзал для двоих»).
Признание в любви. Эта группа высказываний оказалась самой многочисленной. Можно сделать вывод о том, что признание в любви — кульминационный момент фильма, чаще всего он наступает, когда герой больше не может скрывать своих чувств.
Он открыто и прямо заявляет о своих чувствах, поэтому доминирующим в высказываниях становится слово «люблю». Герой фильма верит в счастливую жизнь с любимым человеком.
1) Я люблю вас... правда! Ваш опыт удался, я полюбила вас и готова ехать с вами хоть на край света. Вы, граф, умный... нежный... а главное — несчастный. Вы без меня пропадете («Формула любви»).
2) У меня теперь есть тайна, которую я не могла бы доверить даже своим близким, только вам. Я люблю вас. Я люблю вас. Правда! Так люблю, что все прощу вам....Я
Г1У МЁТЕОР-СмТЙ №6/2016
НАУКА РАЗБИТИЯ
так счастлива, что не верю ни в горе, ни в смерть. Особенно теперь, когда ты подошел так близко. Никто никогда не подходил так близко ко мне. И не обнимал меня. Ты обнимаешь меня так, будто имеешь на это право. Мне это очень нравится. Пойдем ко мне. Я тебе покажу комнату, в которой я столько плакала. Балкон, с которого смотрела, не идешь ли ты. Сто книг о медведях. Я читала только о медведях («Обыкновенное чудо»).
3) — Ох, уходите, уходите. Уходите... Илья Ильич! Я не пойду по этому пути, потому что на этом пути всегда расстаются, а я не хочу расстаться с вами. Я люблю вас («Несколько дней из жизни Обломова»).
4) Милая Леночка, вот на этот раз ты меня выслушаешь до конца. Дело вот в чём, вот ты видишь сейчас перед собой эту пластинку, а я ведь вижу тебя. Твоё лицо, твои глаза... Понимаешь, Лена, в жизни каждого человека бывает такой момент, когда ему совершенно необходимо объясниться с другим человеком... Глупо, что я прибегаю к помощи техники, но мне так легче.Лена, Лен, сейчас я тебе скажу то, что уже давно
Фото: tvc.ru
собираюсь сказать. Я не могу молчать! Лена, я люблю тебя! Да, да, люблю! Люблю -люблю и не боюсь этого слова! («Карнавальная ночь»).
5) Моя единственная, поздравляю с твоим днем рождения... В этот день ты появилась на свет. Уйти от тебя трудно. Но что же делать, иначе нельзя. Война! Это необходимо. Нельзя жить прежней жизнью и веселиться, когда по нашей земле идет смерть. Мы еще будем счастливы. Люблю, верю в тебя. Твой Борис («Летят журавли»).
Стоит отметить, что некоторым героям фильмов легче написать о своих чувствах, чем рассказать о них. Например, в фильме «Летят журавли» главный герой фильма Борис посылает своей невесте Веронике письмо с фронта, в котором поздравляет ее с днем рождения и говорит о своей любви.
Определение любви, представленное в высказываниях героев. В советских фильмах мы не находим точного определения любви. Восприятие чувства субъективно и носит образный характер («Пять вечеров», «Летят журавли»). Любовь по-прежнему остается духовным феноменом и нравственным потрясением («Солярис»).
1) — Саш, а что такое любовь?
— Неизвестно, Зой. Любовь — это электрический ток. Переменный только... («Пять вечеров») .
2) Любовь — это, милая моя, взаимное головокружение («Летят журавли»).
Г1* МЁТЕОР-СМТЙ №6/2016
НАУКА РАЗБИТИЯ
3) Вот я тебя люблю... Но любовь, это чувство, которое объяснить нельзя. Объяснить можно понятие, а любишь то, что можно потерять... себя... женщину... родину. До сегодняшнего дня человечество, земля были попросту недоступны для любви («Солярис»).
Сомнения в существовании любви. Любовь возникает неожиданно и отличается многообразием проявлений — это заставляет героев фильмов подвергать сомнению ее существование. Высказывания данной группы мы встретили в тексте сценария фильма «Несколько дней из жизни Обломова» — герой недооценивает себя и не уверен во взаимности чувства. Любовь становится сильной, Обломов боится ее.
1) А где она, любовь? Вы ее видели? Может, никакой любви нет на свете? («Обыкновенное чудо»).
2) Я говорил, что она меня любит, но я ошибался, и она ошибалась. Ольга не должна меня любить. Это ошибка («Несколько дней из жизни Обломова»).
3) Где ж мне уж. Любит. Сочинили себе сказочку про любовь и утешаются. А ее и вовсе нет, любви-то этой вашей («Девчата»).
Таким образом, цель нашего исследования, состоящая в определении понятия «любовь» на основе высказываний героев советских фильмов, была достигнута. Понятие любви тесно связано с понятием духовности. Духовность становится важной национально-ментальной характеристикой русских людей. Любовь проявляется в конкретных действиях, человек стремится улучшить жизнь того, кого любит.
Библиографический список
1. Воробьев В.В. Лингвокультурология. М.: Изд-во РУДН, 2008, 336 с.
Peculiarities of Expressing Love (at the Example of Soviet Cinema) Elizaveta Alekseyevna Osokina
Postgraduate in SUSU, content manager of the popular science journal Meteor City, Chelyabinsk, Russia
Annotation. The article presents a study of the concept of love in the Soviet cinema. The author singles out a group of heroes of films statements related to the concept of "love", finds the most productive groups. Conclusions about the peculiarities of expressing love for the Soviet people based on the prevalence of the number of statements in the corresponding groups. Keywords: Soviet cinema, love, analysis of sayings about love, mental peculiarities.