КЛИНИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА
П. Р. Ягупов, Н. А. Корнеева
Волгоградский государственный медицинский университет,
кафедра внутренних болезней педиатрического и стоматологического факультетов
ОСОБЕННОСТИ ВЫРАБОТКИ ОПЕРАТОРСКИХ НАВЫКОВ У ЗДОРОВЫХ ЛИЦ, БОЛЬНЫХ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИЕЙ, И У БОЛЬНЫХ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНЬЮ ЖЕЛУДКА И ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ НА ФОНЕ ПРИЕМА ПЛАЦЕБО
УДК 616.33-002.44:616.12-008.331.1:615.214.22:614.2
Целью исследования являлось сравнить динамику выработки операторских навыков у здоровых лиц и группы больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки и артериальной гипертензией на фоне приема плацебо. Медицинскую важность изучения различных аспектов жизнедеятельности пациентов, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки и артериальной гипертензией определяет высокий уровень потери трудоспособности.
Ключевые слова: артериальная гипертензия, внимание, координация, объем зрительной памяти,
язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
P. R. Yagupov, N. A. Korneeva
CHARACTERITICS OF DEVELOPING PERFORMANCE-BASED SKILLS IN PLACEBO-TREATED HEALTHY INDIVIDUALS, PATIENTS WITH GASTRIC AND DUODENAL ULCER AND IN PATIENTS SUFFERING FROM ARTERIAL HYPERTENSION
The aim of the study was to compare the dynamics of developing performance-based skills in placebo-treated healthy individuals, patients with gastric and duodenal ulcer and in patients suffering from arterial hypertension. Medical relevance of studying different aspects of daily activities in patients suffering from gastric and duodenal ulcer and those with arterial hypertension is accounted for by high levels of disability among these patients.
Key words: arterial hypertension, attention, coordination, capacity of visual memory,
gastric and duodenal ulcer.
Социально-экономическую и медицинскую важность изучения различных аспектов жизнедеятельности пациентов, страдающих язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки и артериальной гипертензией определяет высокий уровень потери трудоспособности.
Методика изучения степени успешности обучения операторским навыкам позволяет интегрально оценить снижение порога физиологической адаптации, что ведет к снижению работоспособности у пациентов с язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки и артериальной гипертензией. Хроническое стрессовое состояние, формирующееся при этом, даже при обычном режиме физической и умственной работы усугубляет течение заболевания, создавая предпосылки для обострений и снижая качество жизни пациентов.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Сравнить динамику выработки операторских навыков у здоровых лиц и группы больных язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки и артериальной гипертензией на фоне приема плацебо.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняло участие 30 добровольцев - мужчины, больные язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки (ЯБ), 30 больных с артериальной гипертензией, принимавшие плацебо и 30 здоровых лиц, идентичных по возрасту.
В эксперименте изучалось изменение таких показателей внимания, как: объем внимания (ОВн), устойчивость внимания (УВн) и распределение внимания (РВн). Параметры показателей внимания
оценивались по программе психофизиологического исследования «Капитан НЕМО», с использованием периодической схемы опыта (схема Беренблута). Данная схема позволяет не только получать большее количество материала для исследования, что вдвое повышает точность полученных результатов, но и параллельно оценить такие психофизиологические показатели, как вра-батываемость и утомляемость, а также динамику данных показателей в ходе всего цикла исследования.
В эксперименте больные проходили исследование на компьютере, причем по роду своей профессии никто из больных не был связан с работой на компьютере, и исходно все пациенты находились в равных условиях. И, далее, в ходе тестирования, оценивались процессы обучения, врабатывания, утомления.
Изучалась динамика полученных результатов в первом тесте каждого дня, динамика показателей обоих тестов в течение всего периода исследования. Рассматривался результат двух параллельно текущих процессов: обучения (запоминание) и утомления (врабатывание).
Психологическое состояние больных оценивалось в ходе двукратного тестирования больных (в начале и по завершении исследования) по программам психологического тестирования САН,
Стабильные результаты быстрее достигаются в группах исследования, чем у здоровых лиц. Утомляемость в группах исследования более выражена в первый день обучения, у здоровых лиц - на протяжении первых трех дней обучения.
шкалам тревоги и депрессии Гамильтона и Спил-бергера, определялась субъективная оценка больным своего состояния, самочувствия, работоспособности.
Предметом исследования являлась динамика полученных результатов и качественная оценка линий регрессии психофизиологических показателей первого тестирования каждого дня в ходе наблюдения у здоровых лиц и групп исследования. Расчет коэффициентов корреляции и формальное определение характера линии регрессии производились с учетом колебаний значений психофизиологических показателей от первого теста каждого дня ко второму.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Динамика времени простых двигательных реакций (ВПДР) на световой сигнал отражает прогрессивное улучшение день ото дня во всех группах.
В целом, с учетом колебаний данного показателя во втором тесте, динамика рассматриваемого показателя почти с равной степенью точности описывается уравнениями обратно пропорциональной и экспоненциальной зависимости (табл. 1).
В целом, судя по коэффициенту корреляции, выработка данного операторского навыка более стабильна в группах исследования.
Коэффициент корреляции недостоверен практически во всех группах, однако он более
Таблица 1
Коэффициенты корреляций и характер линий регрессии психофизиологических показателей первой половины ежедневной сессии в ходе исследования на фоне приема плацебо
Тесты Коэффициенты корреляции и линии регрессии
Плацебо здоровые Плацебо ЯБ Плацебо АГ
А. Сенсомоторное реагирование
ВПДР 0,664 Э 0,129 П 0,246 П
Б. Сенсомоторная координация
РДО (абс.) -0,875 П 0,937 П 0,889 П
РДО (%) 0,640 П 0,488 П 0,835 П
В. Внимание
Р Вн -0,313 Э 0,945 П 0,786 П
О Вн 0,949 Э 0,594 Л 0,660 П
У Вн -0,859 Э 0,304 П 0,939 Э
Г. Оперативная зрительная память
ОКЗП 0,952 Э 0,961 П 0,940 П
Д. Способность к воспроизведению основных компонентов операторской деятельности
1. Сенсорного КЧСМ 0,865 Э 0,421 П 0,846 П
2. Операционного ВУР 0,412 Э 0,962 П 0,573 LN
РВ 0,245 Э 0,880 П 0,702 П
3. Моторного ТВДН -0,852 Э 0,507 П 0,821 П
Примечание: П - полиномиальная линия регрессии второй степени; Л - линейная линия регрессии; Э - экспоненциальная линия регрессии; Ln - логарифмическая линия регрессии.
стабилен у больных АГ. Данные абсолютных значений представлены в табл. 1, 2.
Представленные результаты об изменениях в процессе обучения показателей времени простых двигательных реакций на свет на фоне действия плацебо, свидетельствуют об однотипности их динамики.
Изменения во времени показателей функциональных состояний систем сенсомоторной координации - абсолютное отклонение от цели и процент точных попаданий в тесте реакции на движущийся объект (РДО) отражает значимое улучшение показателей в течение исследования, которое больше выражено в группе здоровых лиц. В целом, судя по коэффициенту корреляции стабильность результатов более выражена у здоровых лиц, особенно в тесте РДО -абсолютное отклонение от цели, в то время, как в группах исследования данные показатели достаточно низкие.
В тестах объем внимания и устойчивость внимания отмечается негативная динамика до третьего или второго дня в группе больных ЯБ, а затем улучшение показателей; у здоровых лиц на протяжении всего исследования было отмечено улучшение показателей тестирования. В тестах объем и устойчивость внимания у здоровых лиц стабильность в обучении операторским навыкам, судя по коэффициенту корреляции выше, чем в группах исследования. В тесте распределение внимания в группах исследования отмечается прогрессивное улучшение показателей, в то время как в группе сравнения наблюдается отрицательная динамика (табл.1, 2).
Представленные результаты свидетельствуют о том, что показатели объема, устойчивости и распределения внимания в ходе исследования имеют положительную динамику с достаточно высокой степенью достоверности во всех группах.
Зависимость, наблюдаемая в течение исследования, изменения во времени показателей функциональных состояний систем памяти (объем зрительной памяти) в течение всего периода наблюдений монотонно улучшается в группе здоровых лиц с преобладанием процесса обучения, а в группах исследования выражены периоды утомления. Стабильность и скорость обучения операторским навыкам у здоровых лиц выше, чем у групп сравнения (табл. 1, 2).
Изменения во времени функционального состояний систем, определяющих способность к воспроизведению сенсорного компонента операторской деятельности (абсолютные изменения сдвига фаз в тесте КЧСМ), в группе больных ЯБ в течение всего периода исследования имеют отрицательную динамику. Это можно расценить как фактическое отсутствие какой-либо значимой динамики в ходе исследования. В группе здоровых лиц отмечается монотонный и положительный характер изменений. Стабильность в достижении результатов и скорость обучения операторским навыкам у здоровых лиц значительно превосходит данный показатель в группах исследования.
Динамика показателей в тесте времени устранения рассогласования, если сравнить начало и конец исследования, остается практически неизменной и даже ухудшается на второй-третий день в группах исследования. У здоровых лиц сохраняется отрицательная динамика до последнего дня наблюдений.
Реакция выбора на световой сигнал в течение всего периода исследования в группах прогрессивно улучшаются. У здоровых лиц график имеет сложную структуру с заметной отрицательной динамикой.
Стабильность выработки операторского навыка, судя по коэффициенту корреляции, для д а нных тестов более выражена в группах исследования, чем у здоровых лиц (табл. 1, 2).
Таблица 2
Математическое ожидание и ошибка репрезентативности динамики относительных результатов психофизиологического исследования высших когнитивных функций здоровых лиц и исследуемых групп на фоне приема плацебо
Показатель Здоровые Плацебо ЯБ Плацебо АГ
М ± т М ± т ДМ М ± т ДМ
ВПДР 98,60 ± 1,304 93,36 ± 1,825 5,24* 76,12 ± 2,9 -22,48*
РДО (абс.) 70,90 ± 5,496 86,45 ± 2,078 -15,55* 85,7 ± 3,61 14,8
РДО (%) 124,60 ± 8,444 100,89 ± 5,348 23,71* 87,79 ± 3,167 36,81*
Р Вн 106,19 ± 1,788 97,29 ± 0,855 8,9* 77,59 ± 3,67 -28,6*
О Вн 86,71 ± 1,211 93,68 ± 2,259 -6,97* 94,54 ± 2,39 7,83*
У Вн 88,54 ± 2,166 90,27 ± 3,011 -1,73 90,73 ± 2,93 2,19
ОКЗП 108,62 ± 1,119 102,19 ± 1,107 6,43* 107,18 ± 2,21 1,44
КЧСМ 73,04 ± 4,027 95,89 ± 4,839 -22,85* 125,94 ± 10,15 52,9*
ВУР 122,71 ± 6,618 68,78 ± 2,847 53,93* 103,64 ± 3,11 -19,07
РВ 103,19 ± 0,751 94,31 ± 1,123 8,88* 91,12 ± 2,09 -12,07*
ТВДН 68,19 ± 5,833 89,96 ± 2,244 -21,77* 53,25 ± 5,67 -14,94
* Различия достоверны (р < 0,05).
Представленные результаты свидетельствуют о том, что показатель реакции выбора в ходе всего наблюдения практически не меняется в группе больных ЯБ, имея отрицательную динамику у здоровых лиц (табл. 2).
Зависимость, наблюдаемая в течение всего обучения, изменения во времени показателей функциональных состояний систем к воспроизведению моторного компонента операторской деятельности (число касаний в лабиринте - ТВДН) в группах здоровых лиц и больных АГ монотонно улучшается. В группе больных ЯБ динамика показателя выражена не значимо. Динамика этого показателя, с учетом абсолютных значений и колебаний результатов от первого теста ко второму, наиболее точно описывается экспоненциальными функциями. В целом, судя по коэффициенту корреляции, у здоровых лиц процесс менее стабилен (табл. 1).
Представленные результаты свидетельствуют о том, что показатели числа касаний в лабиринте в течение наблюдения значительно улучшаются, что в целом является наибольшим изменением для описанных выше тестов (табл. 2).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из представленных в табл. 1, 2 данных видно, что наибольшая скорость обучения по сравнению с исходным уровнем характерна для тестов на способность к воспроизведению сенсорных и моторных компонентов деятельности и реакции на движущийся объект. Достаточно небольшие улучшения результатов в процессе обучения наблюдаются в тестах на время простых и сложных двигательных реакций, показатели внимания и оперативной зрительной памяти.
Таким образом, можно отметить, что скорость обучения или степень улучшения показателей этой группы тестов зависит от резерва улучшения результатов и сложности тестов. Резерв обучения невелик в тестах, определяющих функциональное состояние экстренного, жизненно важного реагирования на сенсорные сигналы ввиду их относительно простой нейрональной структуры и постоянной тренировки в обычной жизни. Более сложные функции (сенсомоторное реагирование, принятие элементарного решения
в реакциях выбора, судя по числу ошибок) имеют больший резерв улучшения результатов ввиду их потенциальных структурно-физиологических возможностей к эффективному «срабатыванию» при меньшей степени тренированности хотя бы в данных условиях тестирования. Достаточно низкая способность к обучению характерна для систем оценки функционального состояния внимания, оперативной зрительной памяти и воспроизведения операционных компонентов операторской деятельности. Это можно объяснить сложностью морфофизиологической организации указанных систем.
Результаты, полученные в настоящем исследовании, согласуются с представлениями о возможных изменениях на фоне соматической патологии.
Примечательно, что скорость обучения в группах исследования выше, чем у здоровых лиц, но конечный результат обучения не достигает нормального уровня (исходный и конечный результат по данным абсолютных значений), что обусловлено резервными возможностями функционального состояния систем. Все это свидетельствует о наличии в группах испытателей астенических состояний.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Бармаков А. Е., Морозова О. В., Мутовин В. М. и др. // Российский гастроэнтерологический журнал. -
2012. - № 4. - С. 97.
2. Брайтигем В., Кристиан П., Род М. Психосоматическая медицина. - М.: ГЭОТАР Медицина, 2011. - 376 с.
3. Васильев Ю. В., Яшина Н. В. // Актуальные вопросы клинической медицины (Посвящается 55-летию поликлиники МИД России). - М., 2010. - С. 82-87.
4. Ягупов П. Р., Корнеева Н. А. // ВНМЖ. - 2012. -№ 1. - С. 27
5. Ягупов П. Р., Корнеева Н. А. и др. // ВНМЖ. -2011. - № 3. - С. 26
6. Ягупов П. Р., Романюк С. С. // ВНМЖ. - 2010. -№ 3. - С. 27
7. Ягупов П. Р., Корнеева Н. А. и др. // ВНМЖ. -
2013. - № 3. - С. 26
8. Ягупов П. Р., Корнеева Н. А. и др. // ВНМЖ. -
2014. - № 3. - С. 26.