Научная статья на тему 'Особенности выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания'

Особенности выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
социальные представления / нравственное воспитание / толерантность / гуманность / social ideas / moral education / tolerance / humanity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафронова Екатерина Александровна

В фокусе внимания статьи оказывается обсуждение современного состояния социальных представлений студентов о детях с ОВЗ в контексте нравственного воспитания. Цель статьи показать результаты эмпирического исследования особенностей выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания. Выборку исследования составили 77 студентов Петрозаводского государственного университета, из них представителей Института педагогики и психологии (ИПП) (кафедра начального образования) 11, Института педагогики и психологии (ИПП) (кафедра дизайна) 15, Института физической культуры, спорта и туризма (ИФКСиТ) 51; распределение выборки по полу: девушки 48 (62%), юноши 29 (38%). На основе теории социальных представлений были проанализированы сочинения студентов по темам: «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью» (31 сочинение), «Жизнь на планете “Особые люди”» (18 сочинений), «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым» (28 сочинений). Студенты могли выбрать форму своей работы: эссе, стихотворение, творческое сочинение, рассказ. На основе полученных данных были сделаны следующие выводы: приоритеты выборов тем для сочинений различны у представителей выборки в зависимости от пола, курса обучения и профиля подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social ideas of students about children with disabilities in the context of moral education Abstract

The focus of this article is a discussion of the current state of students’ social ideas about children with disabilities in the context of moral education. The purpose of the article is to show the results of an empirical study of students’ social ideas about children with disabilities in the context of moral education. The study sample consisted of 77 students of Petrozavodsk State University, of which 11 were representatives of the Institute of Pedagogy and Psychology (DPE) (Department of Primary Education), the Institute of Pedagogy and Psychology (IPP) (Department of Design) 15, and the Institute of Physical Education, Sports and Tourism (IPESaT) 51; sample distribution by gender: girls 48 (62%), boys 29 (38%). Based on the theory of social ideas, students’ essays on the following topics: “One day in the life of a child with a disability” (31 essays), “Life on the planet “Special people”” (18 essays), “A letter from a child with a disability to an adult” (28 essays) were analyzed. Students could choose the form of their work: essay, poem, creative writing, story. Based on the data obtained, the following conclusions were made: the priorities for choosing topics for essays are different among representatives of the sample depending on gender, course of study and area of training.

Текст научной работы на тему «Особенности выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2023/232012.htm.

ART 232012 DOI 10.24412/2304-120X-2023-12012 УДК 159.9.072.43

Сафронова Екатерина Александровна,

преподаватель кафедры психологии Института педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводск еа5а1топ@уапс1ех. ги

Особенности выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания

Аннотация. В фокусе внимания статьи оказывается обсуждение современного состояния социальных представлений студентов о детях с ОВЗ в контексте нравственного воспитания. Цель статьи - показать результаты эмпирического исследования особенностей выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания. Выборку исследования составили 77 студентов Петрозаводского государственного университета, из них представителей Института педагогики и психологии (ИПП) (кафедра начального образования) - 11, Института педагогики и психологии (ИПП) (кафедра дизайна) - 15, Института физической культуры, спорта и туризма (ИФКСиТ) - 51; распределение выборки по полу: девушки - 48 (62%), юноши - 29 (38%). На основе теории социальных представлений были проанализированы сочинения студентов по темам: «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью» (31 сочинение), «Жизнь на планете "Особые люди"» (18 сочинений), «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым» (28 сочинений). Студенты могли выбрать форму своей работы: эссе, стихотворение, творческое сочинение, рассказ. На основе полученных данных были сделаны следующие выводы: приоритеты выборов тем для сочинений различны у представителей выборки в зависимости от пола, курса обучения и профиля подготовки.

Ключевые слова: социальные представления, нравственное воспитание, толерантность, гуманность. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Нравственное воспитание личности в контексте образовательного процесса является обязательным результатом его реализации, регламентированным федеральными государственными образовательными стандартами, в рамках личностных универсальных действий и компетенций [1].

ФГОС ВО (Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования) включает в себя перечень личностных результатов, которых студенты должны достичь в процессе обучения. Личностные результаты ФГОС ВО включают:

1. Личностное самоопределение и развитие: осознание личных ценностей и установок, развитие личностной идентичности, развитие творческого мышления, принятие ответственности за свою жизнь и личностное развитие.

2. Профессиональное самоопределение и развитие: развитие профессиональной идентичности, осознание и принятие профессиональных ценностей, овладение

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2023/232012.htm.

профессиональными навыками, умениями и компетенциями, развитие критического мышления и способности к саморазвитию в профессиональной сфере.

3. Умение работать в команде и взаимодействовать: развитие навыков эффективного сотрудничества, способности к коллективной работе, умение конструктивно общаться и решать проблемы в группе.

4. Культура и ценности: развитие всестороннего образования, уважения к разным культурам и их ценностям, развитие этических принципов и социальной ответственности, активное участие в культурной жизни и общественной деятельности.

5. Информационная грамотность и технологическая компетентность: умение анализировать и оценивать информацию, умение работать с информационными ресурсами и технологиями, умение использовать информацию для решения задач и принятия решений.

Эти личностные результаты ФГОС ВО помогают создать основу для развития студентов в интеллектуальном, профессиональном и социальном аспектах, а также формирования ценностных ориентаций и навыков, необходимых для успешной профессиональной и личной жизни.

К основным категориям нравственного воспитания могут быть отнесены: мораль, этика, гражданственность, толерантность, гуманность, дисциплинированность, достоинство. В контексте нашего исследования будет рассмотрено такое понятие нравственного воспитания, как толерантность, с точки зрения социальных представлений студентов о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В общем смысле толерантность можно определить как качество личности, проявляющееся в способности безоценочно (терпимо) воспринимать, понимать и принимать отличительные черты другой культуры [2].

Периодизация развития отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России подробно описана в трудах Н. Н. Малофеева [3-5]. Проведя масштабное исследование по сопоставлению временного отрезка в два с половиной тысячелетия, от античных времен до наших дней, он выделил пять периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии (см. табл. 1), обнаружил, что в России воспроизводятся все те же периоды, что и в европейской цивилизации, но со значительным отставанием в масштабе исторического времени, а также разработал международный словарь (2021) эволюции терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики [6].

Краткая характеристика этапов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России может быть представлена следующим образом:

1. Первый период - это период Средневековья и раннего Нового времени. В этот период лица с отклонениями в развитии воспринимались как «недоразвитые» или даже «неполноценные». В западноевропейском обществе они часто попадали под опеку церкви, которая оказывала им некоторую помощь, основываясь на принципах милосердия. В России же на данном этапе подход к инвалидам был основан на патриархальной системе, где за их заботу отвечали родственники, община, церковь.

2. Второй период начался в XVII в. в России с указов Петра I, запрещающих умерщвлять детей с врожденными дефектами (1704) и повелевающих открыть церковные приюты и госпитали для оказания помощи сиротам, нищим и убогим (1706). В западноевропейских странах в данный период стали внедрять принципы просвещения, и это повлекло за собой изменение отношения к лицам с отклонениями в развитии. Идея равенства и прав человека начала проникать в общественное сознание, и инвалиды стали рассматриваться как граждане со своими правами, впервые открываются в Париже спецшколы: для глухонемых (1770) и для слепых (1784).

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2023/232012.htm.

3. Третий период наступил в XIX в. и сопровождался дальнейшим развитием просветительских идеалов, а также индустриализацией и модернизацией общества. В западноевропейских странах правительства начали вводить меры по защите прав и интересов инвалидов, создавались специальные законы и организации. В России же на протяжении XIX в. подход к инвалидам был предметом обсуждений и исследований, однако практических шагов по созданию системы социальной защиты не предпринималось.

4. Четвертый период начался в XX в. и продолжался до 90-х гг. России и 70-х в Европе. Система социальной поддержки инвалидов в западноевропейских странах продолжала совершенствоваться и развиваться, включала в себя различные формы социального обслуживания и помощи. В России же общество только начало осознавать необходимость и важность оказания помощи инвалидам, однако практическая реализация системы социальной защиты все еще находится в стадии разработки и совершенствования.

5. Пятый период: Россия как демократическое государство в 1998 г. ратифицировало Конвенцию ООН «О правах ребенка», «О правах умственно отсталых лиц», приняло закон «Об образовании». Государство начинает проводить антидискриминационную политику по отношению к лицам с отклонениями в развитии, закладываются основы формирования новой культурной нормы - уважение различий между людьми. В Европе специальные школы в данном аспекте признаются учреждениями сегрегационными, а изолированная система специального образования - дискриминационной.

Таблица 1

Хронологические сроки прохождения периодов эволюции отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии в Западной Европе и в России

1-й период От агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботы о лицах с отклонениями в развитии

Россия: 996-1715 гг. Европа: IX—VIII вв. до н. э. - начало XII в.

2-й период Признание целесообразности обучения детей с сенсорными нарушениями

Россия: 1706-1806 гг. Европа: XII в. - конец XVIII в.

3-й период Осознание необходимости организации системы специального образования

Россия: 1806-1927 гг. Европа: конец XVIII в. - начало XX в.

4-й период Осознание необходимости обучения всех детей с отклонениями в развитии

Россия: 1927-1991 гг. Европа: начало XX в. - 70-е гг. XX в.

5-й период От «институализации» к интеграции

Россия: 1991 г. - наст. вр. Европа: 70-е гг. XX в. - наст. вр.

Методология и результаты исследования

Методологическим аппаратом в нашем исследовании стал конструкт социальных представлений (СП). Данная исследовательская теория глубоко изучена [7-9] и широко применяется в психолого-педагогической практике [10-12]. Представление как психологическая категория - это некий идеальный образ объективной действительности, который складывается под воздействием внешних и внутренних факторов [13], в большей степени представления формируются социальным, культурным, историческим контекстами. Культура определяет нормы, ценности и ожидания, которые формируются в социальных группах, и влияет на то, как мы воспринимаем и интерпретируем социальные ситуации. Социальный контекст также может влиять на наши представления, поскольку люди могут адаптировать свое поведение и представления в зависимости от ситуации и социальной группы, в которой они находятся.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2023/232012.htm.

Теория СП в психологии исследует, как люди воспринимают и интерпретируют социальные ситуации и концепты в своем окружении. Она основана на предположении, что наши представления о социальной реальности и социальных отношениях в значительной степени формируются через социальные взаимодействия и культурное окружение. Теория социальных представлений предполагает, что представления играют ключевую роль в нашем поведении и взаимодействии с другими людьми.

Теория СП имеет практические применения в области социальной психологии, организационной психологии и межкультурной коммуникации. Она помогает понять, как представления о других людях могут быть формированы и изменены, а также исследовать проблемы социального предвзятия и дискриминации. Эта теория также может применяться для разработки эффективных стратегий коммуникации и межгруппового взаимодействия.

В ходе нашего исследования было проанализировано 77 сочинений студентов Петрозаводского государственного университета, на темы: «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью» (31 сочинение), «Жизнь на планете "Особые люди"» (18 сочинений), «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым» (28 сочинений). Распределение выборки по полу: девушки - 48 (62%), юноши - 29 (38%). Количество сочинений по институтам (кафедрам): Институт педагогики и психологии (ИПП) (кафедра начального образования) - 11, Институт педагогики и психологии (ИПП) (кафедра дизайна) - 15, Институт физической культуры, спорта и туризма (ИФКСиТ) - 51. Все студенты обучаются на очном отделении: II курс - 26, III курс - 51 студент. Исследование проводилось в рамках дисциплины «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» при участии студентов в конкурсе творческих работ «Окно в мир "особого" ребенка». Студенты могли выбрать форму своей работы: эссе (5 сочинений), стихотворение (14 сочинений), творческое сочинение (22 сочинения), рассказ (36 сочинений).

Особенность темы сочинения «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью» предполагает наибольшую структурированность знаний по вопросу особенностей развития детей с ОВЗ, что подтверждает наибольшее количество выбора формы эссе (60%) для выполнения своей работы студентами (как наиболее теоритизиро-ванную и формальную) (см. табл. 2). Анализируя результаты распределения выборки, мы видим, что данную тему выбирали чаще обучающиеся ИПП (кафедра начального образования) - 46%, примерно так же часто, как и обучающиеся ИФКСиТ, - 45%. Также данную тему гораздо чаще выбирали студенты II курса (58%), в отличие от третьекурсников (31 %), и юноши (68%), в отличие от девушек (25%).

Наибольшую сложность при выборе темы сочинения «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым» вызывала смена позиции их самосознания, т. е., по сути, им нужно было стать ребёнком с ОВЗ, буквально попытаться понять, как и о чём он думает. Данная сложность выражалась в виде прямых вопросов от студентов, например: «Если это письмо ребёнка с инвалидностью, то я должен писать от его лица?» Анализируя результаты распределения выборки (см. табл. 3), мы видим, что данную тему выбирали чаще студенты ИПП (кафедра дизайна) - 53%, реже - обучающиеся ИФКСиТа, 29%. По форме написания сочинения чаще имели вид рассказа (58%), что логично объясняется нарративной составляющей письма, т. е. оно должно иметь сюжет; наименее редкой формой в сочинениях студентов стало эссе (0%). Также данную тему примерно одинаково выбирали студенты как II (31%), так и III курсов (39%), а вот в распределении выборки по полу имеются различия: девушки гораздо чаще выбирали данную тему для сочинения (44%), в отличие от юношей (24%).

Сафронова Е. А. Особенности выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2023/232012.htm.

Таблица 2

Особенности выбора темы сочинения «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью»

Критерий выборки Количество сочинений (% от общего числа работ)

Институт (кафедра)

(ИПП) (кафедра нач. образования) 5 (46%)

(ИПП) (кафедра дизайна) 3 (20%)

(ИФКСиТ) 23 (45%)

Курс

II 15 (58%)

III 16 (31%)

Пол

Юноши 19 (66%)

Девушки 12 (25%)

Форма

Эссе 3 (60%)

Стихотворение 6 (43%)

Творческое сочинение 8 (36%)

Рассказ 14 (39%)

Таблица 3

Особенности выбора темы сочинения «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым»

Критерий выборки Количество сочинений (% от общего числа работ)

Институт (кафедра)

(ИПП) (кафедра нач. образования) 5 (45%)

(ИПП) (кафедра дизайна) 8 (53%)

(ИФКСиТ) 15 (29%)

Курс

II 8 (31%)

III 20 (39 %)

Пол

Юноши 7 (24%)

Девушки 21 (44%)

Форма

Эссе 0 (0%)

Стихотворение 3 (21%)

Творческое сочинение 4 (18%)

Рассказ 21 (58%)

Тема для сочинения «Жизнь на планете "Особые люди"» предполагала наибольшую творческую составляющую, в ней студенты могли включить своё воображение «по полной» и пофантазировать о жизни детей с ОВЗ на уровне космических масштабов, но, с другой стороны, что интересно, данную тему по факту выбирало наименьшее количество студентов (18 из 77). Анализируя результаты распределения выборки (см. табл. 4), мы видим подтверждение нашего предположения о наиболее творческом характере данной темы: преобладающей формой написания является «творческое сочинение» (46%), наименее представленной формой стал «рассказ» - 3%. Анализируя распределение результатов выборки по направлению обучения, видим: данную тему выбирали чаще студенты ИПП (кафедра дизайна) -27% - и ИФКСиТ - 26%, реже - обучающиеся ИПП кафедры начального образова-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2023/232012.htm.

ния, 9%. Также данная тема была наиболее популярной у девушек (31%) III курса (30%), в отличие юношей (10%) II курса (11%).

Таблица 4

Особенности выбора темы сочинения «Жизнь на планете "Особые люди"»

Критерий выборки Количество сочинений (% от общего числа работ)

Институт (кафедра)

(ИПП) (кафедра нач. образования) 1 (9%)

(ИПП) (кафедра дизайна) 4 (27%)

(ИФКСиТ) 13 (26%)

Курс

II 3 (11%)

III 15 (30%)

Пол

Юноши 3 (10%)

Девушки 15 (31%)

Форма

Эссе 2 (40%)

Стихотворение 5 (36%)

Творческое сочинение 10 (46%)

Рассказ 1 (3%)

Сравнительный анализ полученных результатов по всем критериям выборки относительно сочинений о детях с ОВЗ представлен на рисунке.

Распределение тем сочинений о детях с ОВЗ Заключение

Резюмируя полученные данные, можно сделать следующие выводы: 1. Для студентов ИПП кафедры начального образования характерен выбор таких тем, как «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью» (которая предполагает наибольшую структурированность знаний по вопросу особенностей развития детей с

Сафронова Е. А. Особенности выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2023/232012.htm.

ОВЗ) и «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым» (предполагающая способность к смене позиции самосознания, которая непосредственно связана с эмоциональным интеллектом). Для студентов ИПП кафедры дизайна наиболее популярной темой для сочинений была выбрана «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым», а для студентов ИФКСиТ - «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью».

2. Профили выборов тем сочинений студентов II курса и юношей схожи, так же как профили студентов III курса и девушек.

3. Использование сочинений на темы «Один день из жизни ребёнка с инвалидностью», «Письмо ребёнка с инвалидностью взрослым», «Жизнь на планете "Особые люди"» возможно как инструмент нравственного воспитания и конкретно её категории - толерантности.

Ссылки на источники

1. Туленкова Л. А. Реализация ФГОС в формировании личностных универсальных учебных действий // Международный журнал экспериментального образования. - 2020. - № 5. - URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11987

2. Бабакова Т. А. Педагогика высшей школы: учеб. пособие. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2009. - С. 176.

3. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов пед. вузов. - 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 342 с.

4. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия: учеб. пособие для студ. пед. вузов: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Просвещение, 2012. - 320 с.

5. Малофеев Н. Н. От институционализации к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики. - 2018. -№ 34. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/from-institutionalization-to-inclusive-education-of-children-with-special-educational-needs

6. Хитрюк В. В., Малофеев Н. Н. Эволюция терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики: международный словарь 2021 // Альманах Института коррекционной педагогики. -2022. - № 47. - URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-47/the-evolution-of-the-terminology-of-special-psychology-and-pedagogy-an-international-dictionary-2021

7. Емельянова Т. П. Разработка понятия социального представления - новый этап в развитии концептуального аппарата социальной психологии // Разработка понятий современной психологии / под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2018. - С. 379-400.

8. Емельянова Т. П. Социальное представление - понятие и концепция: итоги последнего десятилетия // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 6. - С. 39-47.

9. Бовина И. Б., Дворянчиков Н. В., Мельникова Д. В., Лаврешкин Н. В. К вопросу об исследовании социальных представлений: взгляд со стороны // Социальная психология и общество. - 2022. -Т. 13. - № 3. - С. 8-25. DOI: 10.17759/sps.2022130302.

10. Виноградова Я. Е., Гуриева С. Д. Методологические приемы и методы изучения социальных представлений // Научное мнение. - 2021. - № 10. - С. 10-13. DOI: 10.25807/22224378_2021_10_10.

11. Lahlou S. Social Representations and Individual Representations: What is the Difference? And Why are Individual Representations Similar? // RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. - 2021. -Vol. 18. - P. 315-331. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-2-315-331.

12. Тузова О. Н., Кобзева О. В. Субъективные представления о социальной успешности в подростковом возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2023. - № 1. - С. 61-68. DOI: 10.18323/2221-5662-2023-1-61-68.

13. Тузова О. Н. Социальные представления как социально-психологическое понятие // Общество: социология, психология, педагогика. - 2022. - № 4. - С. 91-95. DOI: 10.24158/spp.2022.4.13.

Ekaterina A. Safronova,

Lecturer, Department of Psychology, Institute of Pedagogy and Psychology, Petrozavodsk State University,

Petrozavodsk, Russia

[email protected]

Social ideas of students about children with disabilities in the context of moral education Abstract. The focus of this article is a discussion of the current state of students' social ideas about children with disabilities in the context of moral education. The purpose of the article is to show the results of an empirical study of students' social ideas about children with disabilities in the context of moral education. The study sample con-

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Сафронова Е. А. Особенности выборов тем и форм сочинений о жизни детей с ОВЗ как элемент социальных представлений студентов в контексте нравственного воспитания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2023. - № 11 (ноябрь). - 0,5 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2023/232012.htm.

sisted of 77 students of Petrozavodsk State University, of which 11 were representatives of the Institute of Pedagogy and Psychology (DPE) (Department of Primary Education), the Institute of Pedagogy and Psychology (IPP) (Department of Design) - 15, and the Institute of Physical Education, Sports and Tourism (IPESaT) - 51; sample distribution by gender: girls - 48 (62%), boys - 29 (38%). Based on the theory of social ideas, students' essays on the following topics: "One day in the life of a child with a disability" (31 essays), "Life on the planet "Special people"" (18 essays), "A letter from a child with a disability to an adult" (28 essays) were analyzed. Students could choose the form of their work: essay, poem, creative writing, story. Based on the data obtained, the following conclusions were made: the priorities for choosing topics for essays are different among representatives of the sample depending on gender, course of study and area of training. Key words: social ideas, moral education, tolerance, humanity. References

1. Tulenkova, L. A. (2020). "Realizaciya FGOS v formirovanii lichnostnyh universal'nyh uchebnyh dejstvij", Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya, № 5. Available at: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=11987 (in Russian).

2. Babakova, T. A. (2009). Pedagogika vysshej shkoly: ucheb. posobie, Izd-vo PetrGU, Petrozavodsk, p. 176 (in Russian).

3. Malofeev, N. N. (2018). Special'noe obrazovanie v menyayushchemsya mire. Evropa: uchebnoe posobie dlya studentovped. vuzov, 2-e izd., pererab., Prosveshchenie, Moscow, 342 p. (in Russian).

4. Malofeev, N. N. (2012). Special'noe obrazovanie v menyayushchemsya mire. Rossiya: ucheb. posobie dlya stud. ped. vuzov: v 2 ch. Ch. 2, Prosveshchenie, Moscow, 320 p. (in Russian).

5. Malofeev, N. N. (2018). "Ot institucionalizacii k inklyuzivnomu obrazovaniyu detej s osobymi obrazo-vatel'nymi potrebnostyami", Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki, № 34. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/from-institutionalization-to-inclusive-education-of-children-with-special-educational-needs (in Russian).

6. Hitryuk, V. V., & Malofeev, N. N. (2022). "Evolyuciya terminologii special'noj psihologii i korrekcionnoj pedagogiki: mezhdunarodnyj slovar' 2021", Al'manah Instituta korrekcionnoj pedagogiki, № 47. Available at: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-47/the-evolution-of-the-terminology-of-special-psychology-and-pedagogy-an-international-dictionary-2021 (in Russian).

7. Emel'yanova, T. P. (2018). "Razrabotka ponyatiya social'nogo predstavleniya - novyj etap v razvitii kon-ceptual'nogo apparata social'noj psihologii", Razrabotka ponyatij sovremennoj psihologii, Izd-vo "Institut psihologii RAN", Moscow, pp. 379-400 (in Russian).

8. Emel'yanova, T. P. (2001). "Social'noe predstavlenie - ponyatie i koncepciya: itogi poslednego desya-tiletiya", Psihologicheskij zhurnal, t. 22, № 6, pp. 39-47 (in Russian).

9. Bovina, I. B., Dvoryanchikov, N. V., Mel'nikova, D. V., & Lavreshkin, N. V. (2022). "K voprosu ob issle-dovanii social'nyh predstavlenij: vzglyad so storony", Social'naya psihologiya i obshchestvo, t. 13, № 3, pp. 8-25. DOI: 10.17759/sps.2022130302 (in Russian).

10. Vinogradova, Ya. E., & Gurieva, S. D. (2021). "Metodologicheskie priemy i metody izucheniya social'nyh predstavlenij", Nauchnoe mnenie, № 10, pp. 10-13. DOI: 10.25807/22224378_2021_10_10 (in Russian).

11. Lahlou, S. (2021). "Social Representations and Individual Representations: What is the Difference? And Why are Individual Representations Similar?", RUDN Journal of Psychology and Pedagogics, vol. 18, pp. 315-331. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-2-315-331 (in English).

12. Tuzova, O. N., & Kobzeva, O. V. (2023). "Sub"ektivnye predstavleniya o social'noj uspeshnosti v po-drostkovom vozraste", Vektor nauki Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika, psihologiya, № 1, pp. 61-68. DOI: 10.18323/2221-5662-2023-1-61-68 (in Russian).

13. Tuzova, O. N. (2022). "Social'nye predstavleniya kak social'no-psihologicheskoe ponyatie", Obshchestvo: soci-ologiya, psihologiya, pedagogika, № 4, pp. 91-95. DOI: 10.24158/spp.2022.4.13 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 15.09.23 Получена положительная рецензия Received a positive review 16.10.23

Принята к публикации Accepted for publication 16.10.23 Опубликована Published 30.11.23

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2023 © Сафронова Е. А., 2023

977230412023411

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.