ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, ПОЛЬЗУЮЩИХСЯ ИММУНИТЕТОМ ОТ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ В СООТВЕТСТВИИ С ОБЩЕПРИЗНАННЫМИ ПРИНЦИПАМИ И НОРМАМИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И МЕЖДУНАРОДНЫМИ ДОГОВОРАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ю.С. АНДРЕЕВА,
аспирант Российской таможенной академии
Аннотация. В статье рассматривается порядок возбуждения уголовных дел в отношении лиц, пользующихся дипломатическим и консульским иммунитетом. Исследуются нормы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации и общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры Российской Федерации, регламентирующие производство указанного процессуального действия в отношении рассматриваемой категории лиц.
Ключевые слова: возбуждение уголовного дела, дипломатический иммунитет, консульский иммунитет, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации.
THE PECULIARITIES OF COMMENCEMENT OF PROSECUTION CONCERNING
THE IMMUNE PERSONS ACCORDING TO THE GENERALLY RECOGNIZED PRINCIPLES AND FORMS OF THE INTERNATIONAL LAW AND INTERNATIONAL TREATIES OF THE RUSSIAN FEDERATION
Y.S. ANDREYEVA,
aspirant of the Russian Customs Academy
The summary. ^is article is devoted to the commencement of prosecution concerning persons with diplomatic and consular inviolability. Forms of the procedural criminal legislation, generally recognized principles and forms of the international law and international treaties of the Russian Federation regulating the mentioned proceeding of persons in point are compared.
Key words: diplomatic inviolability, consular inviolability, commencement of prosecution, generally recognized principles and forms of the international law, international treaties of the Russian Federation.
Уголовно-процессуальным законодательством установлен порядок производства по уголовным делам, который является единым и обязательным для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и дознания. В то же время процедуры, содержащиеся в нормах международного права, предусматривают специальный порядок осуществления отдельных процессуальных действий в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Поэтому правоприменитель, касаясь этих категорий лиц, вынужден руководствоваться положениями указанных международно-правовых актов, что на практике порождает массу проблем.
Прежде всего возникает вопрос, касающийся правомерности возбуждения уголовных дел в отношении лиц, обладающих тем или иным видом иммунитета в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Так, согласно ч. 1 ст. 31 Венской конвенции 1961 г. дипломатический агент пользуется иммунитетом
от уголовной юрисдикции государства пребывания. При этом в отличие от положений, закрепленных в ч. 3 ст. 41 Венской конвенции 1963 г., касающихся консульского иммунитета, возбуждение уголовного дела в отношении дипломатического агента нормами международного права не предусмотрено. В то же время в международных правовых актах отсутствует и прямой запрет на возбуждение уголовного дела в отношении указанной категории лиц.
В связи с этим следует согласиться с точкой зрения некоторых исследователей, согласно которой сам по себе факт обладания иностранным гражданином дипломатическим иммунитетом вовсе не исключает возможности возбуждения в отношении него уголовного дела по признакам соответствующей статьи Уголовного кодекса Российской Федерации и расследования обстоятельств совершенного им престу-пления1.
Предварительное расследование в таком случае будет вестись в обычном порядке, с той лишь разницей, что, во-первых, для производства следственных действий с участием дипломатических агентов требуется получение согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом; и, во-вторых, это лицо пользуется личной неприкосновенностью.
В то же время при получении отказа аккредитующего государства от иммунитета дипломатического агента в соответствии с ч. 1 ст. 32 Венской конвенции 1961 г. производство по возбужденному уголовному делу будет осуществляться на основании норм уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации. При этом ч. 2 ст. 32 указанной конвенции предусматривает, что отказ государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, должен быть всегда определенно выраженным. Статья 13 Положения о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23.05.1966 (далее — Положение), использует другой термин для характеристики согласия аккредитующего государства на распространение на дипломатических агентов юрисдикции государства пребывания — «ясная выраженность».
Однако ни Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее — УПК РФ), ни Положение на сегодняшний день не закрепляют порядок получения такого согласия и тем более не содержат критериев «ясной выраженности».
В связи с этим полагаем, что нормы уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации нуждаются в существенной доработке.
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции,
установленной УПК РФ, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При этом ч. 3 этой же статьи предусматривает, что руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный ч. 1 ст. 144 УПК РФ, а при необходимости проведения документальных проверок или ревизий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток.
Именно в рамках проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении возможно направление в МИД РФ компетентными органами, осуществляющими производство по делу, первоначально запроса о наличии у лица иммунитета и его объеме, а впоследствии и ходатайства об его отзыве.
В связи с этим считаем целесообразным дополнить ч. 3 ст. 144 УПК РФ указанием на то, что в случае необходимости направления запросов в МИД РФ о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, а также ходатайства об отзыве указанного иммунитета, срок проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении также может быть продлен до 30 суток.
Предлагаемые изменения позволят на законодательном уровне закрепить порядок и сроки получения согласия аккредитующего государства на отказ от иммунитетов иностранных граждан, а также внесут ясность в практическую деятельность органов предварительного расследования.
Вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении работников консульских учреждений нормами международного права решен несколько по-иному. Так, согласно ч. 3 ст. 41 Венской конвенции 1963 г., если против консульского должностного лица возбуждается уголовное дело, это лицо должно явиться в компетентные органы. Тем не менее при производстве дела ему должно оказываться уважение ввиду его официального положения и, кроме случаев, предусмотренных в п. 1 ст. 41 Венской конвенции 1963 г., должно ставиться как можно меньше препятствий выполнению им консульских функций. Когда возникает необходимость задержания консульского должностного лица, судебное преследование должно быть начато против него в возможно короткий срок.
Таким образом, возможность возбуждения уголовного дела в отношении лиц, обладающих консульским иммунитетом, прямо закреплена Венской конвенцией 1963 г. При этом на государстве пребывания лежит лишь обязанность по незамедлительному уведомлению главы консульского учреждения в случае возбуждения против работников консульского персонала уголовного дела.
В случае возбуждения уголовного дела в отношении указанной категории лиц производство по нему также
должно осуществляться в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации. Однако в отличие от дипломатических агентов консульские должностные лица могут быть подвергнуты аресту и предварительному заключению в случае преследования за совершение тяжкого преступления или исполнения вступившего в законную силу приговора суда.
В то же время необходимо учитывать наметившуюся тенденцию по приравниванию объемов консульского иммунитета с объемами иммунитета дипломатического агента, что находит свое отражение в многочисленных консульских конвенциях.
В связи с этим на практике при возбуждении уголовного дела также в рамках ст. 144 УПК РФ органам, ведущим производство по делу, надлежит направлять запрос в МИД РФ с целью разрешения вопроса о наличии иммунитета у соответствующего работника консульского учреждения, а также его объеме. При получении информации о том, что объем консульского иммунитета лица на основании консульской
конвенции совпадает с дипломатическим, необходимо направить в МИД РФ ходатайство об его отзыве аккредитующим государством.
Итак, анализ норм действующего уголовно-процессуального законодательства, а также международного права показал, что возбуждение уголовного дела в отношении иностранных граждан, пользующихся иммунитетом, возможно. В то же время целесообразно внести соответствующие изменения в ст. 144 УПК РФ и разъяснить порядок принятия решения в отношении лиц, обладающих дипломатическим и консульским иммунитетами.
1 См.: Острога Е.К. Особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. (12.00.09) / Белорусский государственный университет им. В.И. Ленина. Минск, 1985. С. 14; Александрова О.И. Уголовно-процессуальные особенности возбуждения и расследования уголовных дел с участием иностранных граждан: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001. С. 25.
НЕЗАКОННАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ И ЭТНИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ
А.Б. БАДЫРХАНОВ,
адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности Московского университета МВД России [email protected]
Аннотация. Анализ современного состояния этнической преступности позволяет сделать вывод, что пополнение этнических преступных формирований происходит за счет стран ближнего и дальнего зарубежья и лиц без гражданства, противоправно находящихся на территории Российской Федерации, приток которых постоянно увеличивается (незаконная миграция). Автор провел классификацию этой категории лиц и целей их пребывания в России. На основании этого сделан вывод о необходимости совершенствования законодательства и ведомственного нормативного регулирования по борьбе с незаконной международной миграцией.
Ключевые слова: этническая преступность, незаконная международная миграция, миграционные службы, оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные меры, ведомственный нормативный акт, оперативные подразделения органов внутренних дел.
ILLEGAL INTERNATIONAL MIGRATION AND ETHNIC CRIMINALITY
A.B. BADYRKHANOV,
the graduated in a military academy of chair of operatively-search activity the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The summary. The analysis of a current state of ethnic criminality allows to draw a conclusion that replenishment of ethnic criminal formations occurs at the expense of the countries of near and far abroad and persons without the citizenship, illegally being on territory of the Russian Federation which inflow constantly increases (illegal migrations). The author has spent classification of this category of persons and the purposes of their stay in Russia. On the basis of it the conclusion is drawn on necessity of perfection of the legislation and departmental standard regulation on struggle against illegal international migration.