Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВЗРОСЛОМ ЛЮБИТЕЛЬСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ (АНСАМБЛЬ, ХОР)'

ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВЗРОСЛОМ ЛЮБИТЕЛЬСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ (АНСАМБЛЬ, ХОР) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
26
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
любительский хор / вокальный ансамбль / особенности вокальной работы / психология коллектива / каналы восприятия информации / работа с репертуаром / особенности работы с любителями / психологические особенности. / amateur choir / vocal ensemble / features of vocal work / psychology of the collective / channels of perception of information / working with the repertoire / features of working with amateurs / psychological features.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чурикова Евгения Сергеевна

Настоящее эссе является полностью авторским взглядом на определенную проблему, его цель — поделиться личным опытом и своим мнением, которые могут оказаться полезными начинающим руководителям самодеятельных коллективов, а также, возможно, помочь переосмыслить и подсветить отдельные аспекты тем, кто работает уже давно. Конечно, особенностей работы в вокальном коллективе намного больше, чем те, о которых я говорю, в данной работе затрагиваются только некоторые аспекты, на одних я останавливаюсь более подробно, на каких-то менее. В целом я постаралась рассказать о том, что на данный момент мне кажется особенно важным, интересным и актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF VOCAL AND PSYCHOLOGICAL WORK IN AN ADULT AMATEUR GROUP. (ENSEMBLE, CHOIR)

This essay is a completely author’s view of a particular problem, its purpose is to share personal experiences and opinions that may be useful to novice leaders of amateur teams, as well as, perhaps, to help rethink and highlight certain aspects for those who have been working for a long time. Of course, there are many more features of working in a vocal group than those I am talking about, in this work only some aspects are touched upon, some I dwell on in more detail, some less. In general, I tried to tell you what I think is particularly important, interesting and relevant at the moment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВЗРОСЛОМ ЛЮБИТЕЛЬСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ (АНСАМБЛЬ, ХОР)»

УДК 784

Чурикова Е.С.

ОСОБЕННОСТИ ВОКАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ВО ВЗРОСЛОМ ЛЮБИТЕЛЬСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ (АНСАМБЛЬ, ХОР)

Аннотация. Настоящее эссе является полностью авторским взглядом на определенную проблему, его цель — поделиться личным опытом и своим мнением, которые могут оказаться полезными начинающим руководителям самодеятельных коллективов, а также, возможно, помочь переосмыслить и подсветить отдельные аспекты тем, кто работает уже давно. Конечно, особенностей работы в вокальном коллективе намного больше, чем те, о которых я говорю, в данной работе затрагиваются только некоторые аспекты, на одних я останавливаюсь более подробно, на каких-то менее. В целом я постаралась рассказать о том, что на данный момент мне кажется особенно важным, интересным и актуальным.

Ключевые слова: любительский хор, вокальный ансамбль, особенности вокальной работы, психология коллектива, каналы восприятия информации, работа с репертуаром, особенности работы с любителями, психологические особенности.

Churikova E. S.

FEATURES OF VOCAL AND PSYCHOLOGICAL WORK IN AN ADULT AMATEUR GROUP. (ENSEMBLE, CHOIR)

Abstract. This essay is a completely author's view of a particular problem, its purpose is to share personal experiences and opinions that may be useful to novice leaders of amateur teams, as well as, perhaps, to help rethink and highlight certain aspects for those who have been working for a long time. Of course, there are many more features of working in a vocal group than those I am talking about, in this work only some aspects are touched upon, some I dwell on in more detail, some less. In general, I tried to tell you what I think is particularly important, interesting and relevant at the moment.

Keywords: amateur choir, vocal ensemble, features of vocal work, psychology of the collective, channels of perception of information, working with the repertoire, features of working with amateurs, psychological features.

Кто приходит заниматься

Начать мне хотелось бы с некоего условного портрета наших певцов, кто же приходит заниматься петь во взрослом возрасте.

Мотивация

Мотивация тут может быть самой разной, от несбывшихся детских

мечт, желания раскрепоститься и стать увереннее через работу с голосом до поиска хобби, которое дало бы отдушину и отдых от жизненной рутины. Соответственно, и подход к занятиям, исходя из этой мотивации, будет разный, и это нельзя не учитывать. Кому-то с детства говорили, что у него ни слуха ни голо-

са, кто-то всю жизнь хотел выйти на сцену, кто-то в поисках себя. Однажды ко мне на занятия пришла дама элегантного возраста, которая сказала: «Я всю жизнь делала то, что надо, делала все для других. Дети выросли, внуки тоже. Теперь я хочу делать то, что я хочу, и делать для себя».

Жизненная ситуация

Также надо понимать, что у каждого имеется основная работа, в большинстве случаев уже и семья, дети маленькие или большие. Одна участница моего ансамбля ходила на занятия всю беременность, даже ездила в гастрольную поездку. Потом ушла в декрет. А когда позволила ситуация, приходила на репетиции с малышкой.

У одних работа по пятидневке, у кого-то скользящий график, у кого-то ненормированный. Какое-то время у меня занимался молодой человек, у которого был график две недели через две недели, т.е. две недели он был в городе, а две недели в командировке. Ну что же, это не повод не заниматься, так и работали.

Как бы не хотелось оптимизировать процесс и выстроить идеальный режим занятий, всегда жизнь будет вмешиваться и вносить свои коррективы, потому что у каждого участника она своя и всегда в приоритете. Руководителю следует быть очень гибким, уметь подстроиться под ситуацию и по возможности создавать максимум из предлагаемых обстоятельств.

Музыкальная подготовка

Бывает, что у человека в детстве закончена музыкальная школа, тог-

да это, конечно, подарок хормейстеру. Процесс идет гораздо легче. Но чаще приходят те, кто вообще никогда с музыкой дела не имел, не знает нотной грамоты, никогда не пел даже для себя, но душа, что называется, просит. И, конечно, это будет сказываться и в темпах освоения материала, и не будет уже той легкости в понимании, как у человека подготовленного. Более того, тут мы сталкиваемся с тем, что через какое-то время темпы усвоения материала у участников группы будут очень сильно отличаться. Все люди разные, одни через месяц уже будут читать ноты, а другие и через год будут смотреть на нотный текст, ничего не понимая. Кто-то быстро схватит, как встроить свой голос в аккорде, а кто-то так и не схватит. Во взрослом возрасте те навыки, что в музыкальной школе нарабатываются быстро и легко, привить будет уже намного сложнее. Чем старше человек, тем ему будет сложнее освоить навык, память, психика, мышечная память уже далеко не в той степени гибкости, как были в детстве и юношестве. Обязательно это учитываем.

Социальный статус

В любительском коллективе нередкое явление большая разница участников по возрасту и статусу. Здесь могут встретиться и студенты, и те, кто сами работают педагогом, и даже руководители компаний. И привести всю эту разношерстную компанию к единству бывает для руководителя не самой простой задачей.

Здесь могу отметить, что те, кто сами являются преподавателями

или руководителями, очень не любят оказываться в позиции учеников, тех у кого не получается: «Ну как же так, элементарные вещи, а я сделать не могу». Они страшно не любят ситуацию, когда надо слушаться. Это непросто для них, это непросто для вас. Поэтому максимум такта и минимум эмоций, сосредотачиваемся на сугубо рабочей задаче, стараемся вести процесс спокойно.

Бывает особенно непросто, когда к вам приходят люди старше вас по возрасту, и вы для них юная девочка или мальчик, возможны попытки начать вам объяснять, как правильно, как надо, либо покровительственное обращение типа «деточка» или «дорогуша» (у меня такое было). От вас здесь требуется хорошее знание вашей специфики, четкое понимание того, что вы делаете, вы не должны «плавать» в предмете, и, конечно, умение выстроить границы. Впрочем «опыт, сын ошибок трудных» со временем все вам покажет и подскажет.

От руководителя требуется, с одной стороны, достаточно большая гибкость и лояльность, с другой — умение владеть ситуацией, взять людей под контроль, где-то проявить и жесткость. И, конечно, нужна очень высокая квалификация в вашем предмете.

Каналы восприятия

Это тоже очень важная тема, которую я считаю нужным обязательно учитывать в своей работе. В соответствии с основами нейро-лингвистического программирования (НЛП) люди различаются по их способности наиболее эффективно воспринимать, усваивать, перера-

батывать и хранить информацию в зависимости от ведущего канала восприятия. Конечно, у нас работают все каналы, но, как правило, один или два являются ведущими. В контексте именно работы с голосом эта тема детально прорабатывается в рамках курса повышения квалификации для педагогов вокала «Методика постановки базовой вокальной координации» М. Б. Бородина.

Визуалы — лучше всего воспринимают информацию зрительно, для них очень хороша любая наглядность, такие обращения как «Посмотри», «Видишь картинку» и т.п.

Аудиалы — это те, кто воспринимает на слух. Их всего около 15%. Возможно, вы наблюдали, как хормейстеры или педагоги вокала сами постоянно поют на занятиях, пытаясь «тащить» учеников собственным голосом. Особенно часто это видно у тех, кто работает с детьми. Так вот, эта практика хороша только для 15% ваших учеников, с остальными она работать не будет. Визуа-лу, например, бесполезно петь в ухо, ему лучше показать схему или картинку, выделить маркером мелодию в нотной строчке. Все, что можно услышать, аудиалу будет очень помогать. И соответствующие команды: «Слушай», «Как звучит», «Громче, тише...» и т.п.

Кинестеты — хорошо включаются через ощущения. Рекомендация «почувствуй» прямо для них. Все что можно пощупать, потрогать, через ощущения понять — будет работать отлично. В моей практике был случай, когда девочке-кинестету, чтобы она поняла, что я хочу, мне пришлось использовать сравнение «как кошечка лапкой» и нажать

слегка ей на руку своей рукой, и это ее включило.

Дигиталы — пожалуй, самые сложные из всех, им надо все объяснять через логику и рациональность. Им можно приводить статистику, показывать схемы, научные обоснования. Не увлекаясь, конечно, просто чтобы кратко объяснить. Они будут задавать очень много вопросов из серии: «Какой смысл?», «Как понять?», «Где логика?».

А теперь представьте, что в коллективе присутствуют все типы одновременно. Задача руководителя подавать информацию так и так выстроить процесс, чтобы были активны все каналы восприятия участников коллектива. Если использовать только какой-то один канал, привычный или наиболее удобный вам, вы потеряете две трети внимания вашего коллектива.

Как отличить один тип от другого и особенности работы с каждым — это очень объемная тема, заслуживающая отдельной подробной статьи, здесь я только в общих чертах упоминаю этот фактор. Не составит труда найти всю исчерпывающую информацию по каналом восприятия, а также существуют специальные тесты на определение ведущего канала, которые можно использовать в своей работе с учениками.

Некоторые рекомендации я дам чуть позже, когда буду говорить о формах работы.

Материально-техническая база.

Для занятий вам потребуется:

- просторная,хорошо проветриваемая аудитория,

- стулья,

- пюпитры,

- нотные партии исполняемых произведений,

- фортепиано и/или синтезатор (плюс синтезатора в том, что вы можете иметь клавиатуру под руками и при этом работать лицом к составу).

- аппаратура для воспроизведения минусовок, если вы работаете без концертмейстера.

Организация режима занятий

Количество репетиций

Количество занятий определяется вашей нагрузкой в учреждении. Если же вы сами устанавливаете расписание, оптимальным, на мой взгляд, является количество два раза в неделю два-три часа, в зависимости от ваших задач. Лучше, если это будут парные дни, например вторник — пятница, или среда — суббота. Если же такой возможности нет и приходится ставить занятия подряд, а потом перерыв, ничего страшного, компенсируем этот перерыв домашними заданиями.

Посещаемость и опоздания.

Одним из самых важных организующих факторов в работе я считаю дисциплину. Правила одинаковы для всех. В коллективе не допустимы опоздания. Всем участникам следует быть на месте уже за 10 минут до репетиции, а не 10 минут после. Пропуски занятий без уважительной причины также не должны происходить.

Хорошо, если у коллектива есть устав, где прописаны правила работы и регламент занятий, а также требования к самостоятельной подготовке участников, и все с ним знакомы. Понимаю, что особенно в большом коллективе хронические

опоздания не редкость, и форс-ма-жоры случаются, но если мы хотим наладить процесс эффективно, это стоит корректировать самым тщательным образом. Для этого самому руководителю следует быть организованным и дисциплинированным.

Работа с репертуаром

Освоение нотного материала

Теперь о таком животрепещущем вопросе, как освоение работы с нотами. Однажды коллега, работающая с самодеятельным хором, высказала опасение, что, если она даст своим певцам в руки ноты, они в панике разбегутся и больше никогда на занятия не придут. Не разбегутся. Конечно, замечательно, если человек в детстве окончил музыкальную школу, здесь проблем не будет, но с музыкальной школой за плечами приходят единицы, в основном у нас те, кто нотной грамотой не владеет. Я категорически настаиваю, что в руках у всех должны быть именно нотные партии, а не просто тексты песен. Так или иначе мы будем осваивать язык, медленно, но верно. Даже просто графическое изображение движения мелодической линии уже очень помогает, особенно тем, у кого визуальный канал восприятия ведущий. Также визуально помогает выделение текста маркером в партитуре.

Работа с ритмом

Также в работе я в обязательном порядке прошу простукивать ритм, и тактировать или отхлопывать доли рукой по бедру. Поначалу это координационно сложно. Не хотят певцы этого делать. Но это дисциплинирует и организует ритмически, плюс

включает кинестетический канал восприятия, и от занятия к занятию координация становится все лучше, как и чувство ритма. Хорошее упражнение — одной рукой стучать доли такта, другой — ритм мелодии, с проговариванием текста и без. Также можно найти в интернете различные ритмические упражнения с включением всего тела, что тоже способствует развитию чувства ритма, плюс активизирует внимание и тонус учеников как новая форма динамичной работы. Как правило, после ритмической работы настроение у группы повышается.

Выучивание партий

Очень помогает аудиозапись голосов. Вы можете спеть и записать своим голосом мелодию песни, либо прямо на репетиции попросить записать тех, кто уже хорошо справляется с мелодией и ритмом. Эти записи — большая помощь в выучивании произведений, когда певцы не знают нот, а для аудиалов — просто спасение.

Конечно, самостоятельно заниматься будут не все. Есть ребята, которые с большим удовольствием ходят на репетиции, им очень нравится выступать на концертах, но делать дома они ничего не будут. И это придется принять. В этом случае стараемся максимум делать на занятии, особенно кропотливо прорабатывая этап разбора песен. А выставлять таких певцов на мероприятия или нет, смотрим уже по ситуации.

Подбор произведений

Что же касается репертуара, то на начальном этапе это, безуслов-

но, работа в унисон, несложный песенный материал с небольшим диапазоном, в идеале в пределах квинты — сексты, который всегда хорошо воспринимается, народные песни с элементами простого двух-голосия. Да, найти качественный песенный материал, который был бы хорошо написан и легко при этом ложился на голос, не так легко, таких произведений очень мало, как, например, песня «Неудачное свидание» А. Цфасмана, <^.0^.Е», которую в свое время исполнял Нэт Кинг Коул, или «Старый рояль» А. Слизунова и К. Никольского. Это настоящие жемчужины. Но при должной целеустремленности можно составить достаточно интересный и объемный список хрестоматийного репертуара для работы, исходя из ваших предпочтений и возможностей состава.

Для работы а капелла тоже выбираем несложные народные песни, начинаем с унисона, постепенно добавляя элементы двух и трехголо-сия.

В свое время, когда у меня из общего состава сформировался костяк, который мог хорошо держать свои голоса, появился ансамбль а капелла и мы стали осваивать более сложный 3- и 4-голосный репертуар. Стали проводить свои концерты, а потом и выезжать на конкурсы и фестивали. Но тут ребята созрели, что называется, стали фанатами того, что мы делали, плюс мы действительно много занимались.

Мероприятия

Теперь о мероприятиях. Они необходимы. Так или иначе творче-

ским людям, а именно такие в большинстве приходят заниматься, скучно просто петь в классе для себя. Даже если они не признаются, им все равно хочется это где-то реализовать, продемонстрировать, чтобы кто-то оценил их успехи, постоять на сцене.

Оптимальный вариант на начальном этапе — это внутренние концерты, куда мы приглашаем лояльную публику, друзей, родственников, знакомых, отчетные концерты, концерты класса. И даже если концерт такой домашний, все равно многие очень волнуются и переживают. И очень горды, когда выступление состоялось. Взрослые — те же дети.

Случается так, что уровень домашних концертов певцы перерастают, тогда можно выходить постепенно на городские концерты, например, в библиотеки. Публика там тоже достаточно лояльная, но ответственности уже больше. Также хорошая возможность — различные фестивали, не конкурсы, где просто проводят концерты на определенные тематики.

Рано или поздно кто-то захочет и на конкурс. Я стараюсь формировать правильное, в моем понимании, отношение к конкурсам у своих певцов. Всегда говорю, что это дополнительная практика сцены — ни больше ни меньше. И хотя награды получать, безусловно, приятно, никогда не ставлю задачи идти за наградой, всех победить, стать лучшим и т.п. Считаю, что у каждого свои темпы, свои задачи, и нужно каждому показать свой максимум на его этапе. И продолжать расти дальше.

Хормейстерские «грабли». Психологические моменты

Не ждите от певцов ваших темпов

Мы, музыканты, люди амбициозные. Всегда хочется чего-то грандиозного. Но тут надо исходить из возможностей состава. Нельзя с этим не считаться. Завышенная программа, к которой певцы не готовы технически, станет источником стресса для всех и приведет к конфликтам. Также не стоит ждать от участников соответствия вашим темпам. Вы профессионалы, потратили годы на обучение, с детства. Им вас не догнать. Надо привыкнуть к медленным темпам освоения программы. Даже когда пошел прогресс, стало получаться, это не повод нагружать состав сверх меры. Тормозим, выдыхаем и работаем поэтапно. Для ответственных мероприятий лучше брать программу, которая даже немного легче по уровню для вашего коллектива, чем на пределе его возможностей.

Частая смена состава

Руководителю любительского коллектива надо быть готовым к частой смене состава. Что поделать, это жизнь. Как бы все это ни любили ваши певцы, никто из них не будет гореть этим так, как вы, профессионал, который этим живет. Для вас это дело жизни. Для них — нет. У них оно у каждого свое. Ситуации, когда вот, наконец, состав вырос, мы сделали программу, собрались на серьезный конкурс — и тут полсостава ушло, возникать будут периодически. Кто-то вышел замуж, кто-то родил ребенка, кто-то поменял работу и переехал, да просто на-

доело петь, решил пойти на танцы, поменялись интересы — причины могут быть какие угодно. За шесть лет работы с составом я пережила две такие кардинальные смены. И снова перекраиваем голоса, перекидываем партии, меняем программу и планы.

А, как вы понимаете, пришел новый человек, поет нестабильно — это так или иначе сбивает тех, кто уже выстроился, и все по новой. В этом случае упрощаем программу, как бы ни хотелось взять уже что-то грандиозное, даем на все этапы опять больше времени. Больше уделяем внимания новичкам, работаем в том числе индивидуально. Проводим периодическую сдачу партий. Я просила присылать мне аудио своего пения песни в качестве зачета. Даже если записано будет не очень удачно, это все равно хорошо. Это простимулирует еще раз позаниматься, более ответственно подойти к разучиванию материала. Плюс ребята послушают себя со стороны, что тоже весьма полезно. Потому что одно дело — говорите вы, а другое — когда они сами это услышат. Однажды один из участников ансамбля записывал мне партию всю ночь до утра, ему не нравилось услышанное, писал до последнего. Старайтесь в этой ситуации гасить излишний перфекционизм у певцов, лучше пусть еще несколько раз перепишут через несколько дней.

«Я сюда хожу для удовольствия», или Здравствуй, сопротивление...

Бывает, что в процессе, когда выдерживать репетиционную нагрузку становится трудно, отдельные певцы

(чаще певицы) могут роптать. Как правило, это происходит накануне даты ответственного концерта или конкурса, когда что-то до сих пор не получается, а уже скоро на сцену идти. Особенно если у вас форма платного обучения. «Я хожу сюда для своего удовольствия, а вы меня тут совсем измучили и запрессовали». Что ж... смотри пункт первый данного раздела, не завышена ли у вас программа. Тогда в этом случае либо натаскивать певца до нужной формы форсированно к мероприятию, если нельзя программу поменять (в этом случае, он скорее всего, после мероприятия из состава уйдет), либо отпустить с миром в зрительный зал.

Пункт второй — договариваемся «на берегу». Всегда стоит тщательно выяснять мотивацию пришедшего, далеко не каждый рвется на сцену, и уж тем более на конкурсную сцену. В этом случае заранее тщательно объясняем, куда человек вписывается, какие будут требования, какой будет режим репетиций и жестко ставим условие, что если он не тянет, то на сцену не идет, и никаких обид. Это все равно не гарантирует, что подобная ситуация не возникнет, если человек не музыкант с детства, для многих подготовка к серьезным выступлениям может стать действительно большим стрессом, к которому они морально окажутся не готовы. Но в этом случае вы участников проинформировали и все проговорили.

С коллективом не надо дружить

Вы — руководитель. Вы не приятель. Чтобы должным образом выстраивать дисциплину и процесс,

нужна дистанция. Да, когда много времени коллектив проводит вместе, особенно в гастрольных поездках, велик соблазн сдвинуть границы и стать гораздо ближе. Но держите дистанцию. Участница состава, с которой вы позволили себе обсуждать «по-дружески» за бокальчиком личные темы, потом будет считать, что ей можно на правах друга все что угодно сказать вам о вашем руководстве и стиле работы, а также исполнять или не исполнять ваши указания. «По-дружески». В некоторых коллективах принято всем общаться на «Вы», независимо от того, насколько певцы младше или старше руководителя. Думаю, это оправдано. Это не значит, что в коллективе не должно быть теплых отношений и сердечности. Но грань тонкая.

Не застревайте на достигнутом

Мне кажется, в современной реальности сейчас определяющим является не то, какое образование вы получили, и даже не то, как вы хорошо учились, а способность разучиваться и переучиваться, не застревать в догмах. Скорости изменений в современном мире зашкаливают, время сжалось, а темпы взлетели. Возможно, кто-то уже прочувствовал это на себе, на том, как идут ваши процессы. Постоянные изменения вокруг требуют постоянных изменений от вас.

А если говорить про вокал, то в этой сфере, как нигде, существует огромное количество мифов, искажений, подмен понятий и всевозможной путаницы. В вокальной сфере до сих пор нет ни единой термино-

логии, ни единых критериев, и, наверное, не будет еще долгое время. В попытках разобраться даже в такой, казалось бы, бесспорной вещи, как анатомия процесса голосообразова-ния, можно встретить такое количество разночтений и противоречащей друг другу информация, что понять, где истина, обычному певцу становится действительно трудно.

Когда-то вы закончили профильное обучение, даже, возможно, у авторитетных преподавателей. У всех у нас разный опыт, более или менее удачный. И я не призываю его обесценивать. Но мне кажется достаточно фатальной ситуация, когда педагог решил, что его научили раз и навсегда, и больше ничего не нужно, и годами «варится в собственном соку». Даже если вы нащупали какие-то рабочие модели, ваш подход достаточно эффективен и приносит хорошие результаты. Как писал Роберт Кийосаки в своей книге «Богатый папа, бедный папа»: «Держите свой разум открытым», как только мы считаем, что все здесь знаем и впадаем в высокомерие, мы сразу теряем возможности.

Ищите мастеров, еще более компетентных, чем вы, у кого можно перенять их опыт, изучайте подходы, методики. Не бойтесь отбросить то, что уже не работает и изжило себя, даже если полжизни этому отдали. Я наблюдала, как люди годами держатся за неработающие модели только потому, что потратили на них много времени. Не помешает еще раз пройтись по книгам по анатомии голоса, проконсультироваться с компетентным врачом по этому вопросу, начать изучать психологию. Идти не только узкона-

правленно в свой предмет, а также живо интересоваться смежными направлениями, потому что правильные принципы работы очень часто перекликаются в музыке, танцах, спорте или актерском мастерстве. Да, это постоянный скрип шариков в голове, хочется успокоиться, расслабиться и идти уже по инерции. Но в творчестве остановка немыслима, либо вперед, либо откат назад. А в нашем деле повышать квалификацию можно бесконечно.

Почему же, несмотря на все сложности, я работаю именно с любителями

Мне кажется, у нас в стране детьми занимаются очень много. Огромное количество всевозможных школ, студий самых разных форматов и направлений. И при этом совсем мало уделяется внимания взрослым. Каждый второй, заходя ко мне в студию, произносит фразу: «Мечтал с детства», «Всегда хотел», «Уже несколько лет собираюсь». Но по каким-то причинам не складывалось. А как часто под давлением родителей действительно талантливые и одаренные музыкальные ребята с великолепной природой идут в технические, экономические или юридические вузы получать «нормальную профессию», а потом ненавидят ее всю жизнь. И тогда любительский коллектив становится для них просто спасением.

У взрослых людей очень много «должен», и очень мало позволения для их желаний. А внутри сидит нереализованный потенциал и колет иголочкой. Часто для взрослых работа с голосом становится невероятно терапевтичной. Человек начина-

ет слышать себя, звучать, по сути, заново знакомится со своим настоящим голосом, с настоящим собой. Это очень глубокий процесс, выходящий за рамки «просто попеть песни» и провести время. А когда идет работа в группе и звучит многоголосие, процесс усиливается в несколько раз.

Для меня большое счастье наблюдать, как участники ансамбля раскрываются, раскрепощаются, как начинают гореть глаза, как после каждого выступления они становятся немного другими. У любителей этот процесс очень живой, настоя-

щий и даже трогательный, эмоции настоящие. За то время, что человек пройдет в ансамбле, пусть даже не очень длительное, он возьмет все, что сможет, из этой работы, и это даст нужные импульсы для его дальнейшего движения в других сферах его жизни, даже никак не связанных с вокалом, творчество будет пронизывать всю его жизнь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В завершение остается только пожелать творческой реализации всем руководителям и их коллективам. У вас действительно важная и прекрасная работа. И звонких вам голосов!

Список литературы

1. Бендлер Р. Используйте свой мозг для изменений. Лучшие техники НЛП. Атмосфера, 2023.

2. Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. М.: Музгиз, 1957.

3. Кийосаки Р. Богатый папа, бедный папа / пер. с англ. О. Г. Белошеева. Минск: Поппури, 2021.

4. Мухортова Д. Д. Визуалы, аудиалы, кинестетики // Молодой ученый. № 12 (116), 2016. С. 787-789. URL: https://moluch.ru/ archive/116/31787/ (дата обращения 19.02.2024).

5. Чесноков П. Г. Хор и управление им. М.: Государственное музыкальное издательство, 1961.

Сведения об авторе

Чурикова Евгения Сергеевна — лауреат международных конкурсов, мультистилевая певица, дирижер, педагог. Создатель и руководитель вокальной студии «Art Muse» (г. Санкт-Петербург), создатель и руководитель вольного ансамбля а капелла «Solis». E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.