Я.В. Ковальчук
ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕГО МИРА ЛИЧНОСТИ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ СОВРЕМЕННЫХ МОЛОДЕЖНЫХ
СУБКУЛЬТУР
Ya.V. Kovalchuk
ESPECIALLY PERSONAL INNER WORLD Of MODERN YOUTH SUBCULTURES
В статье представлен анализ личностно - мотивационного ядра личности (рефлексия, самоотношение, смысложизненные ориентации) представителей различных молодежных субкультур. В данной работе приводятся данные о структуре и индивидуальности генезиса молодежных субкультур с позиции психосемантического подхода.
Ключевые слова: рефлексия, самоотношение, смысложизненные ориентации, молодежные субкультуры, индивидуальность.
This article presents an analysis of personality - motivational core of the personality (reflection, life meaning orientation), representatives of various youth subcultures This article analyzes the origins and identity of youth subcultures from a position psycho-semantic approach.
Key words: reflection,self relation, life meaning orientations,youth subculturesand individuality.
В настоящее время для молодежи особенно актуален вопрос нахождения культурного пространства для самовыражения. Специфика молодежных движений [8], их неординарность и динамичность, ставит вопрос о необходимости междисциплинарного изучения субкультур. Современное культурное пространство общества очень сложно и динамично и заставляет молодежь активно проявлять свою индивидуальность, влияет на степень принятия или отрицания себя, определяет взаимодействие с миром на уровне открытого отношения к нему или замкнутости в пространстве субкультуры. Индивидуальность субкультуры [7, 8], по нашему мнению, определяется своеобразной картиной видения мира и «образа Я» дающей возможность эксперимента, активного поиска своей роли и реализацию возможностей выбора в современном обществе.
Структурированность внутреннего мира личности помогает молодым людям адаптироваться к требованиям социума, что снижает риск девиантных отклонений в поведении. Основными компонентами внутреннего мира индивидуальности в данной работе, мы выделяем: рефлексию, самоотношение, смысложизненные ориентации. Индивидуальность проявляет себя посредством активности « характерных для неё способов соединения внешних и внутренних тенденций жизни, превращение их в движущие силы самой жизни». [1. с. 41].
Эмпирическое исследование некоторых молодежных субкультур: эмо, готы, панки, граффити, классические музыканты, с применением методик: Методика свободный выбор ценностей Фантоловой Е. Б.; Диагностика рефлексивности Карпов А. В.; Методика исследования самоотношения (МИС) Столин В. В., С. Р. Пантелеев; Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Леонтьев Д. А., позволило рассмотреть компоненты внутреннего мира индивидуальностей в молодежных субкультурах.Для выявления значимых различий по группам мы использовали критерий Крускала-Уоллиса.
В исследуемых нами субкультурах мы выявили два основных уровня развития рефлексивности: высокий уровень рефлексивности представлен у эмо и готической субкультур, и низкий уровень рефлексивности выявлен у панков, граффити и классических музыкантов.
Эмо- и готическая субкультуры по направленность интровенртированны ( замкнуты в рамках субкультуры), то есть закрыты для взаимодействия с внешним миром, в связи с этим стимулом развития в данных субкультурах является ценность внутреннего переживания и стремление к самосовершенствованию. «Понимание рефлексии как переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром (актуализирующихся в результате общения с другими людьми и активного усвоения норм и средств различных деятельностей), которое выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, реализующихся в виде соответствующих поступков, а с другой — в выработке более адекватных знаний о мире с их последующим воплощением в виде конкретных действий, является принципом не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа: «я» —физическое тело», «я» — биологический организм», «я» — социальное существо», «я» — субъект творчества» и др.), но и интеграции «я» в неповторимую целостность, нерасторжимую и несводимую ни к одной из ее отдельных составляющих, ни к их механической сумме [4. с. 37].
Рефлексия как компонент внутреннего мира индивидуальности указывает на незначимость социальной среды для представителей, эмо и готической субкультуры, они самодостаточны и имеют четкий « внутренний потенциал творческого развития и самореализации» [2], в отличии от граффити, панков и музыкантов у которых низкий уровень развития рефлексивности и для них наиболее значимо одобрение и поддержка социума.
Рефлексивная культура характеризуется следующими признаками:готовность и способность человека творчески осмысливать и преодолевать проблемноконфликтные ситуации;умением обретать новые смыслы и ценности;умение адаптироваться в непривычных межличностных темах отношений
Самоотношение представляет собой "переживание, относительно устойчивое чувство, пронизывающее самовосприятие и "Я-образ" [5]. Основными компонентами самоотношения можно выделить: эмоциональный (его макроструктурные компоненты - самоуважение аутосимпатия, самоинтерес) и оценочный (собственно самооценка респондента).
Для рассмотрения внутреннего мира индивидуальности, нам представляется важным указать некоторые функции самоотношения:
1. Функция "зеркала" (отображения себя). Человек со способом своей жизнедеятельности не только отражается в сознании окружающих, но и это "зеркало" переносится вовнутрь, отображая личность как во внешнем (физическое самоотображение), так и во внутреннем плане
2. Функция самовыражения и самореализации. Направленная на раскрытие потенциала личность чрез ее внутренние ресурсы.
Анализ компонентов самоотношения показывает, что в группе музыкантов самоуверенность и самопонимание не столь явно выражены, как у большинства групп и это единственная группа, где выражен признак "самообвинение". Скорее всего это связанно с недостаточным опытом и профессиональными навыками, неумением регулировать свои внутренний переживания в следствии низкой рефлекситвности.
В группе готической субкультуры более явно, нежели у остальных групп выражены аутосимпатия и самопринятие, для группы так же характерен самый высокий показатель глобальногосамоотношения. Повышеннаяаутосимпатия вместе с самоуважением также свойственно Графитти. Стоит отметить то, что у этой группы в наибольшей степени выражен признак отношение других и ожидание отношения других. У группы панков относительно других групп снижен показатель глобальногоса-моотношения и самоинтереса. При этом высокие показатели самоуважения и самоуверенности. Группа эмо склонна проявлять систематическое снижения более половины показателей, относительно других групп. Самые низкие показатели по шкалам отношения других, ожидания отношения других, самоуверенности. В меньшей степени занижены самоуважение, самопонимание, аутосимпатия.
Для выявления значимых различий по группам мы использовали критерий Крускала-Уоллиса. Самоуважение - высокий показатель у граффити, ниже панки, музыканты и готы, совсем низкий у эмо.Аутосимпатия- самые высокие показатели у готов и граффити.Ожидание отношения других наиболее значимо для граффити и готики. Самоинтерес-значим для готов и музыкантов в меньшей степени для пан-ков.Самоуверенность - высокие показатели в группах готики и панков, самый низкий показатель в группе эмо. Отношения других - значим для граффити как социальная поддержка деятельности этой субкультуры.Самопринятие- ярко выражено в готической субкультуре, в равной степени у эмо и граффити , актуально для панков и музы-кантов.Саморуководство - высокие показатели у граффити и готики, равные значения у панков и музыкантов, для эмо это самый низкий показатель, характеризующий их неуравновешенность и самодеструктивное поведение (суицидальные попытки).Анализ смысложизненных ориентаций [3] представителей молодежных субкультур показывает, чтоесть явное преобладание ЛК-Ж над ЛК-Я для всех субкультур, малотого, соотношение ЛК-Я/ЛК-Ж крайне схоже и мало отклоняется отреферентного значения. Чуть ниже референтного у Эмо с Граффити и чутьвыше для остальных групп. Соотношение субшкал (цели, процес, ЛК и т.д.) для каждой из субкультуродинаковое в пределах небольшого разброса, и явных особенностей,связанных с отдельными субшкалами нет кроме низкого разброса ЛК-Ж у Панков.
Показатель « Осмысленности жизни» по группам показывает , что у эмо в целом совпадает с референсным значением у Леонтьева, у Готов незначительно выше (на 6%), у музыкантов выше на 12%, у граффити и панков существенно выше (на 33% и 29% соответственно).
В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы.
1. Выявлены два основных уровня развития рефлексивности
а) высокий уровень характерный для эмо- и готической субкультуры;
б) низкий уровень рефлексивности представлен у панков, граффити, музыкантов.
2. Высокие показатели рефлексии, значений ЛК - Я и ЛК -Ж выраженные у эмо и готики указывают на незначимость социальной среды для этих субкультур , они развиваются через внутренние переживания ( любовь, эмоциональная отзывчивость, искренность, благородство) и живут в закрытой индивидуальной реальности, в связи с этим очень трудно установить контакт субкультур с социумом. Другую картину ценностей ( целеустремленность твёрдая воля, твёрдость взглядов) показывают панки, граффити и музыканты в этих группах низкая рефлексия, соответственно значимость социальной поддержки и одобрения для них наиболее актуально.
3. Анализ компонентов самоотношения показал, что молодежным субкультурам свойственно: положительное самопринятие и самоуважение, самопонимание, са-моинтерес и аутосимпатия. Низкие показатели саморуководства по сравнению с другими группами представлены в субкультуре эмо, скорее всего этим можно объяснить их эмоциональную неустойчивость. Эмо в меньшей степени свойственно «ожидание отношения других», « отношение других », а низкие значения по шкале самоуверенности указывают на абсолютнуюнеконфликтностьэмо, по отношению к другим. Высокий показатель «самообвинение» свойственен музыкантам, из - за низкого уровня развития рефлексивной культуры. Для граффити очень важным компонентом самоот-ношения является социальное одобрение других. Готы наиболее самодостаточная субкультура высокие показатели шкал самопринятия и аутосимпатии, указывают на внутреннюю гармонию представителей данной субкультуры.
5. Показано, что для субкультур характерны высокие показатели по шкалам СЖО и осмысленности жизни, это говорит о том, что субкультура для молодежи это значимая среда развития и самоактуализации.
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.
2. Иванов Ф. Е., Смолянинов В. В., Филиппома Е. М. Рефлексивная культура как основа преодоления критических ситуаций в профессиональной деятельности // Рефлексивные процессы и управление. - 2GG3. №2, том 3. С. 70 - S4.
3. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М., 1992
4.Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Рефлексия в организации творческого мышления и
саморазвитии личности // Вопросы психологии, №2, 1983. с.35
5. Столин В. В. Самосознание личности. - М.: Издательство Московского Университета,
6. Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. - 3 -е изд.. - М.: Эксмо, 2010. - 480с.
7. Danesi M. Forever Young: The 'Teen-Aging' of Modern Culture, 2003
S. Hebdige D. Subculture in the meaning of style, Menthuen& Co, London. 1979
© Ковальчук Я.В., 2G11