adolescents of social and legal risk groups serves the continuity and continuity of work in this direction, the establishment of public control, the provision of social partnership.
References / Список литературы
1. Topildiyev O.R., 2015.The role of the family, mahallas and educational institutions in the education of youth. Society: sociology, psychology, pedagogy. 3. P. 29-30.
2. Tulenova G.J., 2006. The role of spiritual factors in increasing the social activity of youth: the dissertation of the Ph.D. Tashkent. Р. 316-317.
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ Вольвак С.Ф.1, Несвит В.Д.2, Кириченко В.Е.3, Бондарец О.А.4, Нестерец О.Н.5 Email: [email protected]
1Вольвак Сергей Федорович - кандидат технических наук, профессор, кафедра электрооборудования и электротехнологий в агропромышленном комплексе, Белгородский государственный аграрный университет им. В.Я. Горина, г. Белгород; 2Несвит Виталий Дмитриевич - кандидат технических наук, доцент, кафедра сопротивления материалов и теоретической механики; 3Кириченко Владимир Егорович - кандидат технических наук, доцент, декан, факультет механизации сельского хозяйства, заведующий кафедрой, кафедра машиноиспользования в земледелии, ремонта машин и охраны труда; 4Бондарец Олег Анатольевич - ассистент, кафедра сопротивления материалов и теоретической механики; 5Нестерец Оксана Николаевна - ассистент, кафедра землеустройства, строительства автомобильных дорог и геодезии, Государственное образовательное учреждение Луганский национальный аграрный университет, г. Луганск, Украина
Аннотация: на современном этапе внедрения СДО в учебный процесс вузов существует ряд особенностей, которые могут затормозить такие процессы. Для оптимизации внедрения СДО, необходимо учесть все те «подводные камни», на которые наталкивались страны, более полувека внедряя такие методы обучения в своих вузах: США, Англия и т.д. Тем более что рынок такого образования в США в настоящее время составляет более 10 млрд долларов и по предложению аналитиков этих стран каждый год будет прирастать на 20%. Кроме того, в этих странах достаточное количество адептов СДО.
Ключевые слова: система дистанционного обучения, рынок труда, адаптация вузов, программа.
FEATURES OF INTRODUCTION OF THE DISTANCE EDUCATION SYSTEM Volvak S.F.1, Nesvit V.D.2, Kirichenko V.E.3, Bondarec O.A.4,
Nesterets O.N.5
1Volvak Sergey Fedorovich - Candidate of Technical Sciences, Professor, DEPARTMENT OF ELECTRICAL EQUIPMENT AND ELECTROTECHNOLOGIES IN THE AGROINDUSTRIAL COMPLEX,
BELGOROD STATE AGRARIAN UNIVERSITY NAMED AFTER V.YA. GORIN, BELGOROD;
2Nesvit Vitaly Dmitrievich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT RESISTANCE OF MATERIALS AND THEORETICAL MECHANICS;
3Kirichenko Vladimir Egorovich - Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Decan, FACULTY OF AGRICULTURAL MECHANIZATION, Head of the Department, DEPARTMENT OF MACHINE USE IN AGRICULTURE, MACHINE REPAIR AND LABOR PROTECTION; 4Bondarec Oleg Anatolievich - Assistant, DEPARTMENT RESISTANCE OF MATERIALS AND THEORETICAL MECHANICS; 5Nesterets Oksana Nikolaevna - Assistant, DEPARTMENT OF LAND MANAGEMENT, CONSTRUCTION OF HIGHWAYS AND GEODESY, STATE EDUCATIONAL INSTITUTION LUGANSK NATIONAL AGRARIAN UNIVERSITY,
LUGANSK, UKRAINE
Abstract: at the present stage of SDS implementation in the educational process of higher education institutions there are a number of features that can slow down such processes. In order to optimize the implementation of SDS, it is necessary to take into account all those "pitfalls" that countries have come across, more than half a century introducing such methods of education in their universities: the USA, England, etc. Moreover, the market for such education in the United States currently stands at more than $10 billion, and at the suggestion of analysts of these countries will grow by 20% each year. In addition, there is a sufficient number of adolescents in these countries.
Keywords: distance learning system, labor market, adaptation of universities, program.
УДК 378.147.88
Основная часть
Каждый индивид, работающий в ареале высшего образования должен, обязан и главное прочно и жестко уяснить как непреложный аспект своего существования в системе высшего образования, что без дистанционного образования такого существования не будет. Основанием этому служат несколько концептуальных законов РФ и постановлений Совмина РФ. В конце декабря 2012 года вышел закон № 273 РФ [4] о том, что СДО признается неотъемлемой частью системы высшего образования, а далее вышло постановление Совмина РФ о том, что вуз, в котором нет СДО, не получит лицензию на образовательную деятельность и соответственно будет вытеснен из системы высшего образования.
Поэтому все работники высшего образования должны приложить все умения для скорейшего внедрения СДО. Мы излагаем эти прописные истины не для того, чтобы толочь воду в ступе, а для усвоения одной истины: самое серьезное отношение к СДО. Нельзя повторить ошибки, которые, мягко говоря, были допущены при внедрении болонского процесса (болонской декларации). Когда его внедрили, все «бросали вверх чепчики» и отчитывались о внедрении. Но на сегодня международный союз студентов в своих печатных изданиях (а союз объединяет несколько миллионов студентов) утверждает, что от внедрения БП образование стало хуже и дороже. Кроме того, из всех столпов, на которых зиждется болонская система (БП) не внедрен у нас ни один (единый диплом - нет; финансовая самостоятельность вузов - нет;
бесплатное повышение квалификации - нет; студенты, набравшие определенное количество кредитов могут поехать в любой ВУЗ болонской системы - для этого нужно 36 евро в день, на все 365 дней - 1,2 млн рублей, т.е. тоже нет). Осталась только система оценки знаний и разбивка семестра по смысловым модулям. Для того чтобы повысить качество и уровень обучения правительство и внедряет СДО [3]. Если проанализировать качество подготовки кадров в стране, в смысле наличия лауреатов нобелевской премии, то оказывается, что только в университете Сан-Диего (Калифорния) 47 лауреатов нобелевской премии. Каждая система образования, начиная от той в которой корифеем является Песталоцци и до новейших технологий сильна своими адептами, т.е. сейчас больше всего адептов именно традиционной системы образования: и обучаемые и обучители выросли из традиционной системы и, естественно, им тяжело перейти на новую систему. Еще Гегель в «Феменологии духа» [5] говорил о том, что человечеству легче идти по проложенной дороге, избегая всего нового и поэтому задача любого руководителя органа, внедряющего СДО, является популяризация и изучение препятствий к внедрению, с их одновременным устранением. Для успешного внедрения СДО, мало проскандировать лозунги внедрения: главное выполнить (как бы это тяжело ни было) основные этапы по внедрению. На том же западе практически все вузы регионов объединены единой информационной сетью: оптоволоконными сетями, спутниковой связью, едиными серверами и т.д. В той же Испании в регионе более 50 вузов связаны в единое информационное пространство (Moodle, Spring и т.д.). Кроме того, выбор системы лишен оптимальности. Так все системы от Прометея, Moodle и т.д. принимаются без широкого обсуждения, и, по нашему мнению, берется то, что подешевле и попроще, забывая: дешева рыбка, плоха юшка.
На наш взгляд, необходимо провести всеобщую on-line конференцию с выработкой единого подхода к выбору программного обеспечения. И главное должны после этого работать круглосуточные курсы по обучению этой программе работников вузов [2]. Для того чтобы работники высшего образования осознали важность такой подготовки должен быть какой-то орган, ведающий выдаче удостоверений, означающий, что индивид, как говорил герой «Поднятой целины» Нагульнов «постиг всю науку» по программному обеспечению СДО.
Кроме того, как это ни кажется малым, необходимо привести к единому стандарту все термины: e-learning; e-lerning и т.д. [3]. Должен быть единый стандарт в оборудовании, которое обслуживает СДО. Дело в том, что онлайновые и оффлайновые занятия требуют разного подхода. Онлайновое занятие, т.е. занятие, которое заранее запланировано и внесено в расписание легче проводить и к ним легче готовиться, т.к. преподаватель заранее, по своему понятию и усмотрению составляет все их атрибуты. Оффлайновые, т.е. проходящие по требованию обучающихся и уже предусматривают подготовку тех материалов, которые выставляются обучаемым, как заранее необходимые им [6, 8]. И ответственным руководителям системы ДО необходимо помнить, что эта система обслуживается инфомедиа пространством, т.с. интернациональным, т.е. у него нет границ, и уже ряд зарубежных фирм прощупывают почву и перехватывают обучающихся, заманивая их в свои образовательные программы, как, например, компания SmartForce и т.д.
И необходимо отметить, что ряд из этих компаний работают на довольно высоком уровне, как например, Hewlett - Packard, которая предлагает вариант HPvirtual classroom: это хостинг-сервис для конструкторов. Обучающийся может в реальном времени обучаться с помощью преподавателя различным конструкторским решениям и т.д.
В России также есть множество компаний разработчиков и провайдеров услуг и задача руководящих органов выбрать из них лучших, и затем уже создавать им рекламу. Так компаний Прометей может предложить (коробочную) систему обучения: АРМ - «Администратор», АРМ - «Тьютер», АРМ - «Слушатель» и т.д. Что вполне охватывает весь спектр деятельности СДО. Мы заранее не перечисляем все
зарубежные и отечественные фирмы, поскольку считаем, что это необходимо сделать на основе on-line конференции.
Также основная задача оснастить все кабинеты СД новыми достижениями компьютерной техники, т.к. преподаватель СДО должен быть по подготовке выше продвинутых студентов: преподаватель с компьютером, у которого 2 Гб оперативной памяти, мягко говоря, не заслужит почтения у консультирующегося студента, с компом у которого оперативки в компе 16Гб. Те западные вузы, которые ведут СДО, давно это все учли. Так, в США СДО, по сути, началось со времен войны в Корее. Дело в том, что GI не хотели воевать, и тогда военное ведомство по согласию с правительством объявили, что все, кто заключит контракт на военную службу может получить бесплатное высшее образование дистанционно. Причем, что привлекло большой приток желающих - от подписавших контракт не требуется никаких документов о предыдущем образовании (даже данных об окончании церковно -приходской начальной школы). Затем в 80-х годах это получили более широкое развитие, а в дальнейшем фирмы поняли, что можно для своих сотрудников быстро повысить квалификацию за небольшие деньги и начали вкладывать в СДО миллиарды долларов. Это Майкрософт, Поли-экспресс м т.д. Но популярность СДО в США создают бизнес -проекты обучения: в бизнесе требуется специализация (как и в других отраслях США) и без образования по любой отрасли претендент не может получить работу в фирме: так водопроводчик внешних сетей, не может вести внутренних.
Выводы: с помощью on-line конференции определить оптимальные программы для вузов. Ввести непрерывно действующий семинар для преподавателей вузов по всем аспектам СДО. Ввести практику определения психопрофиля студента, для правильного формирования конкретной программы подготовки определенных групп студентов.
Список литературы /References
1. Артемова О.Г., Мальцева Н.А. Проблемы использования дистанционного обучения. Современные образовательные технологии и методы их внедрения в систему обучения: Материалы научно-методической конференции. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2011. 282 с.
2. Григораш О.В. Повышение эффективности управления качеством образовательного процесса. Высшее образование в России, 2013. № 1. С. 72-78.
3. Дендев Б. Информационные и коммуникативные технологии в образовании. М.: ИИТО ЮНЕСКО, 2013. С. 320.
4. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273/Ф3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/ 30/obrazovanie-dok.html/ (дата обращения: 18.04.2015).
5. Несвит В.Д., Бондарец О.А., Овсиенко Г.М., Пузина В.М., Старощук Т.А., Стрельцова О.Е., Степанищев Н.Н. Система дистанционного обучения (СДО) и формирование студенческих групп. Проблемы современной науки и образования, 2017. № 12 (94). С. 102-105.
6. Образовательный виртуальный мир Vacademia. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vacademia.com/wiki/doku.php/interfejs/ (дата обращения: 18.04.2015).
7. Открытое образование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://npoed.ru/docs/ (дата обращения: 26.09.2015).
8. Романова С.М. Система дистанционного обучения как средство информационно -коммуникационных технологий в образовательном процессе // Научно -методический электронный журнал «Концепт», 2013. Т. 4. С. 271-275.