- квалификацию работника. Квалификация работника - совокупность его общего и специального профессионального образования, необходимых знаний, умений, профессионализма, навыков, производственного опыта для выполнения видов работ определённой сложности;
- личностные характеристики. К личностным характеристикам относятся физиологические, социально-психологические особенности, в том числе, адаптированность, гибкость, мобильность, мотивированность, активное экономическое мышление, профориентированность, профпригодность;
- профессиональную мобильность. Готовность рабочего по мере технических и технологических изменений производства и, соответственно, устаревания технических и профессиональных знаний осуществлять переориентацию и переподготовку с тем, чтобы соответствовать новым требованиям. Готовность рабочего к самообучению, опережающей переподготовке, непрерывному профессиональному образованию, способность следовать изменениям и приспособляемость к реальным потребностям рынка труда;
- информационно-коммуникационную подвижность. В связи с появлением новых функций у рабочих по управлению, контролю, наладке станков-автоматов и поточных автоматических линий, программированию автоматизированных систем и робо-тизированию производства и др. востребована информационно-коммуникационная подвижность.
В-четвёртых, ценности, раскрывающие феномен «рабочие профессии» рассматриваются нами с точки зрения четырёх характеристик: процессуально-результативной, когнитивно-акме-ологической, социально-мотивационной, личностно-значимой, изучение которых в совокупности позволит более чётко рас-
ставить акценты в определении исследуемого нами понятия (таблица 2).
Таким образом, значимость осуществленного исследования соотносится: во-первых, с выделением в содержании Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года интегрального признака - наличие социального заказа общества системе образования, определение процесса его достижений, выражаемых в новых целях и ценностях, обусловленных гуманистической моделью социального развития; во-вторых, с проблемами современной дидактики, нуждающейся в разработке комплекса основополагающих идей, способных обеспечить её продуктивное развитие в соответствии с изменяющимися требованиями общества по подготовке личности к профессиональной деятельности, обозначенных в Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации.
Можно сделать вывод, что кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности общества затрагивают как само общество, так и профессиональную деятельность каждого человека, предъявляя к ней и к личности специалиста всё новые требования. Именно поэтому возрастает значение проблемы осовременивания ценностных ориентаций, которые мы идентифицируем с личностными ценностями.
Квинтэссенцией такого подхода в понимании ценностей (в аспекте категории «рабочие профессии») простимулировал нас на поиск таких универсалий как определение следующих ключевых характеристик: процессуально-результативной, когнитив-но-акмеологической, социально-мотивационной, личностно-значимой, которые определяют многообразие ценностей, раскрывающих смысл феномена «рабочие профессии».
Библиографический список
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [Э/р]. - Р/д: http://www.consultant. ru/online/base/?req=doc; base=law;n=82134
2. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. Акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М., 2009.
3. Послание Президента Российской Федерации Федеральному собранию 2013 г. [Э/р]. - Р/д: http://archive.kremlin.ru/appears/2008 /11/ 05/1349_type63372type63374type63381 type82634_208749.shtml
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» [Э/р]. - Р/д: www.minobr.ru
5. Вязников, Л.Ф. Ценности в образовании: выбор пути развития // Психологическая наука и образование. - 2002. - № 4.
6. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности: психол. исслед. - М., 1985.
7. Плотников, В.И. Ценностный мир человека и его судьба // Двенадцать лекций по философии. - Екатеринбург. - 1996.
8. Скрипова, Н.Е. Интерпретация понятия «Развитие ценностных ориентаций сельских школьников на рабочие профессии» с позиции идеи о «возвышении потребностей» // Фундаментальные исследования. - 2013. - № 4.
9. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: ок. 57 000 слов / под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М., 1985.
10. Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / отв. ред. В. А. Ядов. - СПб., 2006.
11. Семантический словарь [Э/р]. - Р/д: http: // slovari.ru
12. Словарь Даля под ред. Бодуэна де Куртенэ [Э/р]. - Р/д: http://slovari.ru
Bibliography
1. Koncepciya dolgosrochnogo socialjno-ehkonomicheskogo razvitiya Rossiyjskoyj Federacii do 2020 goda: rasporyazhenie Praviteljstva RF ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r [Eh/r]. - R/d: http://www.consultant. ru/online/base/?req=doc; base=law;n=82134
2. Koncepciya federaljnihkh gosudarstvennihkh obrazovateljnihkh standartov obthego obrazovaniya: proekt / Ros. Akad. obrazovaniya; pod red. A.M. Kondakova, A.A. Kuznecova. - M., 2009.
3. Poslanie Prezidenta Rossiyjskoyj Federacii Federaljnomu sobraniyu 2013 g. [Eh/r]. - R/d: http://archive.kremlin.ru/appears/2008 /11/05/ 1349_type63372type63374type63381type82634_208749.shtml
4. Federaljnihyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii» [Eh/r]. - R/d: www.minobr.ru
5. Vyaznikov, L.F. Cennosti v obrazovanii: vihbor puti razvitiya // Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. - 2002. - № 4.
6. Bratusj, B.S. Nravstvennoe soznanie lichnosti: psikhol. issled. - M., 1985.
7. Plotnikov, V.I. Cennostnihyj mir cheloveka i ego sudjba // Dvenadcatj lekciyj po filosofii. - Ekaterinburg. - 1996.
8. Skripova, N.E. Interpretaciya ponyatiya «Razvitie cennostnihkh orientaciyj seljskikh shkoljnikov na rabochie professii» s pozicii idei o «vozvihshenii potrebnosteyj» // Fundamentaljnihe issledovaniya. - 2013. - № 4.
9. Ozhegov, S.I. Slovarj russkogo yazihka: ok. 57 000 slov / pod red. chl.-korr. AN SSSR N.Yu. Shvedovoyj. - M., 1985.
10. Sociologiya truda. Teoretiko-prikladnoyj tolkovihyj slovarj / otv. red. V. A. Yadov. - SPb., 2006.
11. Semanticheskiyj slovarj [Eh/r]. - R/d: http: // slovari.ru
12. Slovarj Dalya pod red. Boduehna de Kurteneh [Eh/r]. - R/d: http://slovari.ru
Статья поступила в редакцию 24.01.14
УДК 303.4+373 (477)
Smaga E.V. FEATURES OF IMPLEMENTATION OF METHODS OF INFORMATION MONITORING FOR SYSTEM OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN UKRAINE. Methodical features of implementation of information monitoring methods in the area of management of educational institutions of Ukraine are considered. The information technology tools to support the steps and processes of information monitoring are analyzed.
Key words: information monitoring, information technology, management, educational institutions, Ukraine.
Е.В. Смага, соискатель Харьковской гос. академии культуры, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ МЕТОДОВ ИНФОРМАЦИОННОГО МОНИТОРИНГА В СИСТЕМУ УПРАВЛЕНИЯ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ В УКРАИНЕ
Рассмотрены методические особенности внедрения системы информационного мониторинга в сферу управления учебными заведениями Украины, проанализированы средства информационных технологий для поддержки этапов и процессов информационного мониторинга.
Ключевые слова: информационный мониторинг, информационные технологии, управление, учебные заведения, Украина.
Специфика образовательной коммуникации заключается в том, что образование как форма социальной коммуникации способствует передаче духовного и профессионального опыта, выступает формой адаптации человека к социальной реальности, служит личным целям и обеспечивает индивида знаниями, навыками и умением жить в данном конкретном социуме, а потому характеризуется взаимодействием многих объективных и субъективных факторов.
В современном мире достаточно много каналов и сетей коммуникации, поэтому среди этих разновидностей важно выделить специфические признаки и особую роль коммуникации и информации в образовательной деятельности. Понимание социально-коммуникационной сущности современной системы образования Украины объясняется тем, что она представляет собой совокупность взаимосвязанных систем образовательных программ, государственных образовательных стандартов различной направленности; сети образовательных учреждений различных организационно - правовых форм, типов, видов, системы органов управления образованием, подведомственных учреждений и предприятий. [1].
Серьезная проблема управления системой образования заключается в недостаточно действенной обратной связи потоков информации - от школ к органам управления образованием в регионах и далее к Министерству образования и науки Украины.
Управление качеством образования и существующая практика развития образования рассматривались в работах С. Ба-бинец, М. Кулемина, Д. Матроса, Н. Мельникова, А.В. Соколова и др. Анализ исследований в данной области, свидетельствует о том, что одним из важнейших компонентов информационного обеспечения управления является информационный мониторинг как процесс непрерывного информационного наблюдения за системой управления, который позволяет отработать несколько альтернативных вариантов принятия эффективных решений с применением математических моделей.
Цель статьи - проанализировать особенности внедрения методики информационного мониторинга на основе комп'ютер-ных технологий в сферу управления общеобразовательными учебными заведениями Украины.
Аналитический обзор литературы показал, что понятие «мониторинг» рассматривали многие исследователи. При внешне различных подходах к пониманию сущности мониторинга все они сходятся во мнении, что его определение касается информационной системы. Установлено, что важное место в мониторинговых процедурах принадлежит стандартизации, получению новой информации в процессе оценки и управленческой реакции на результаты. Определено, что одним из условий проведения мониторингового исследования в образовании является наличие или разработка моделей - эталонов, стандартов деятельности каждой категории участников образовательного процесса, в которых закладываются систематизированные требования к их деятельности.
С каждым годом растет и усложняется интенсивность обмена информацией в системе среднего образования Украины, в связи с чем большую актуальность приобретает проблема создания методов описания, анализа и исследования документно-информационных потоков, которые в ней функционируют. Внедрение модели информационного мониторинга как в учебных заведениях, так и в органах управления образованием, требует решения таких задач, от которых зависит степень внедрения информационного мониторинга в общеобразовательном учебном заведении (ОУЗ) или органах управления образованием и прогресс органа управления образованием (ОУЗ) в целом [2]. Среди них: совершенствование структуры документооборо-
та ОУЗ различных уровней иерархии; разработка и внедрение автоматизированных систем информационного обеспечения и электронного документооборота; анализ деятельности ОУЗ с помощью внедрения и использования информационного мониторинга.
Информационный мониторинг в образовании выполняет, такие базовые функции, как наблюдение, контроль, оценка состояния объектов образовательной среды и управления этой средой. Это позволяет прогнозировать поведение объектов, которые исследуются, и избегать развития критических ситуаций, создавая благоприятные условия для существования образовательной сферы. В этом уже проявляется его важная социальная роль.
Следует поддержать мнение специалистов, что информационный мониторинг выполняет важную педагогическую функцию, являясь средством передачи социального опыта. Справедливость этой мысли подтверждается самой сущностью процедуры информационного мониторинга, заключающейся в сравнении состояния исследуемого объекта в данный момент времени с его состоянием в предыдущий временной промежуток. Но особенно важна процедура сравнения на этапе аналитической обработки данных. Аналитический этап информационного мониторинга прямо указывает на использование результатов исследований, проводившихся предшественниками. Это важно потому, что благодаря привлечению опыта предыдущих исследователей увеличивается обозримый период наблюдения за объектом, что позволяет сделать более достоверные выводы. Кроме того, в этом проявляется преемственность культурной традиции в изучении различных объектов социального поля [3].
По своей внутренней структуре информационный мониторинг объединяет три управленческих компонента: 1) контроль; 2) экспертизу различных сторон деятельности учебного заведения; 3) систему информационного обеспечения управления. Таким образом, по своей внутренней структуре информационный мониторинг напоминает пирамиду, в основании которой лежат системы контроля, информационного обеспечения управления и экспертизы [2].
По отношению к информационному обеспечению, контролю и экспертизе информационный мониторинг играет двоякую роль. С одной стороны, все указанные компоненты управления лежат в его основе, а с другой - он особым образом организует и дисциплинирует эти компоненты. Таким образом, нововведения в управлении в виде информационного мониторинга не ломают традиционную систему, а требуют обеспечения ее стабильности, долгосрочности и надежности [3].
Информационный мониторинг в управлении образованием предусматривает наличие управляющего объекта или группы объектов и некоторого органа управления образованием, который принимает управленческие решения, направленные на поддержание или улучшение функций объекта управления, согласно имеющейся программы или цели управления образованием.
Создание системы информационного мониторинга образования может проводиться региональными ОУЗ только при наличии соответствующей нормативной базы, которую образуют: приказ (решение) о создании системы информационного мониторинга общеобразовательных учреждений (с приложением сметы расходов); штатные расписания нижестоящих учреждений, включающие должности, обеспечивающие выполнение мониторинговых мероприятий; утвержденные должностные обязанности лиц, ответственных за проведение работ, обеспечивающих мониторинг образования.
Приказ о внедрении системы информационного мониторинга общеобразовательных учреждений области (региона) должен включать: перечень показателей мониторинга; периодичность
предоставления данных школами по этим показателям; формы и форматы представления данных; способы их передачи; процедуры обобщения данных в районных органах управления образованием; требования по сбору, подготовке и передаче данных информационного мониторинга; перечень необходимого для этого оборудования [4].
В районных органах управления образованием целесообразно введение должности инженера-программиста, отвечающего за технологическую сторону организации сбора, представления и передачи данных в школах района, а также обеспечивающего работоспособность оборудования [4].
Для внедрения в деятельность ОУЗ информационного мониторинга, информационная система ОУЗ, должна быть практически ориентированной на использование информационного мониторинга, содержать соответствующую документационную составляющую, информационно-техническое обеспечение и соответствующие системы электронного документооборота (нормативно-постановочный этап информационного мониторинга) и состоять из четырех вспомогательных систем:
- системы документооборота и системы сбора, регистрации и измерения информации (практический этап информационного мониторинга);
- системы обработки информации (аналитико-диагностичес-кий этап информационного мониторинга);
- системы исследований (прогностический этап информационного мониторинга);
- системы отчетности (деятельностно-диагностический, промежуточно-диагностический; итогово-диагностический этапы информационного мониторинга).
Таким образом, информационный мониторинг предусматривает привлечение больших массивов информации и может быть реализован только на основе компьютерных систем - сетей передачи данных и информационных банков [5].
Так, все чаще ОУЗ Украины внедряют электронные системы различного назначения - автоматизированные системы управления, системы дистанционного обучения, электронные дневники школьника и др. В некоторых ОУЗ Украины этот процесс только начинается, в других уже применяются элементы системы электронного документооборота.
Так, использование программных продуктов MS Office, например Microsoft Business Scorecard Manager, на этапе создания рабочего проекта информационного мониторинга, позволяет автоматизировать следующие виды работ: маршрутизацию документов среди участников информационного мониторинга в зависимости от разработанного регламента; управление версиями документов; привязка документов к задачам календарных планов; уведомления участников информационного мониторинга по электронной почте об изменениях; создание системы ключевых показателей реализации проектов и отображения ее на веб-портале системы; ввод фактических данных по клю-
чевым показателям реализации информационного мониторинга; получение аналитики по ключевым показателям информационного мониторинга [6].
Окончательный вариант задания рекомендуется зафиксировать в форме документа - «Рабочего проекта информационного мониторинга». На этом заканчивается подготовительная работа по разработке стратегии проведения информационного мониторинга.
Этап сбора информации может быть реализовано на базе технологии Microsoft Share Point в виде динамического веб-сайта, или в виде настольного приложения. Для аналитической отчетности, генерации отчетов в типовых формах и для создания отчетов в свободной форме «на лету» может быть использован специальный модуль программы MS Project, который может быть реализован в таких инструментах: Microsoft SQL Server Reporting Services - генерация типовых отчетов; Microsoft SQL Server Analysis Services - создание любых отчетов пользователем; Microsoft Share Point Server - представление отчетов пользователям через Интернет и распределение прав доступа к отчетности. Также для обработки информации могут быть использованы такие программы как VORTEX, SPSS для Windows, Statistica.
Для обеспечения всеобщего контроля качества информационно-коммуникативного воздействия мониторинговых исследований на управление общеобразовательным учебным заведением необходимо проводить дальнейшее развитие информационно-мониторинговой системы в следующих направлениях: наряду с сервисами «электронный дневник» и «электронный журнал» необходимо использовать и совершенствовать другие возможности информационно-мониторинговых систем, таких, как: формирование и оперативное получение отчетов в различных срезах и за любой период, составление рейтингов ОУЗ, классов, учащихся, учителей по различным показателям и др.; создание единой методики критериев и показателей оценки качества условий, процесса и результатов образования в школе, закрепленных на государственном уровне; введение школами внутреннего информационного мониторинга образовательной деятельности с учетом современных требований к оценке качества образования; получение объективной информации о состоянии документопотоков в ОУЗ [6].
Перспективными направлениями применения системы информационного мониторинга в ОУЗ является использование Интернет-мониторинга, основанного на применение Форсайт-метода и использовании новейших научных разработок [7].
Проведенные исследования современного состояния информационных технологий в ОУЗ, дали нам возможность предложить рассматривать функцию принятия решений, информационное обеспечение управления и информационный мониторинг как единую систему, которая имеет глобальную цель: среди множества управленческих решений выбирать оптимальное.
Библиографический список
1. Кулемин, Н.А. Квалиметрический мрниторинг в системе общего образования // Педагогика. - 2011. - № 3.
2. Сыромятников, В.Г. Прогностическое моделирование и мониторинг региональной системы образования на основе информационных технологий: автореф. дис. ... д- ра пед. наук. - М., 2002.
3. Смага, О.В. Інтернет-технології як інструментарій інформаційного моніторингу документальних потоків // Інформаційні технології і системи в документознавчій сфері: матеріали міжнародної науково-практичної конф. - Донецк, 2011.
4. Мельник, М. В. Анализ и оценка системы управления на предприятиях. - М., 2008.
5. Смага, Е.В. Информационный мониторинг: новый этап развития коммуникаций // Инновационные процессы и корпоративное управление. - Минск, 2009.
6. Бабинец, С.К вопросу мониторинга как средства прогнозирования педагогической деятельности // Образование и управление. - 2006. - №3.
7. Соколов, А.В. Долгосрочное прогнозирование тенденций развития образования методами Форсайт // Вопросы образования. - 2004. -№ 3.
Bibliography
1. Kulemin, N.A. Kvalimetricheskiyj mrnitoring v sisteme obthego obrazovaniya // Pedagogika. - 2011. - № 3.
2. Sihromyatnikov, V.G. Prognosticheskoe modelirovanie i monitoring regionaljnoyj sistemih obrazovaniya na osnove informacionnihkh tekhnologiyj: avtoref. dis. ... d- ra ped. nauk. - M., 2002.
3. Smaga, O.V. Internet-tekhnologn' yak mstrumentariyj mformadyjnogo morntoringu dokumentaljnikh potokw // Informadyjm tekhnologn' і sistemi v dokumentoznavchnyj sferi: materiali m^narc^o!' naukovo-praktichno'i konf. - Doneck, 2011.
4. Meljnik, M. V. Analiz i ocenka sistemih upravleniya na predpriyatiyakh. - M., 2008.
5. Smaga, E.V. Informacionnihyj monitoring: novihyj ehtap razvitiya kommunikaciyj // Innovacionnihe processih i korporativnoe upravlenie. -Minsk, 2009.
6. Babinec, S.K voprosu monitoringa kak sredstva prognozirovaniya pedagogicheskoyj deyateljnosti // Obrazovanie i upravlenie. - 2006. - №3.
7. Sokolov, A.V. Dolgosrochnoe prognozirovanie tendenciyj razvitiya obrazovaniya metodami Forsayjt // Voprosih obrazovaniya. - 2004. - № 3.
Статья поступила в редакцию 24.01.14