ГРНТИ 77.03.05; 14.37.01
Код ВАК 13.00.04
УДК 796.015.865+37.013.83 ББК 4511.3+4511.64
Русинова Мария Павловна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физического воспитания, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, каб. 253; e-mail:[email protected].
ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КОМПЛЕКСА ГТО В ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс (ВФСК); физическая культура и спорт; нормативы; общественность; мотивация; коллектив; обучение взрослых.
АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены проблемы подготовки взрослого населения к выполнению норм ГТО. Во взрослом состоянии способность к выполнению многих двигательных действий оказывается утраченной и требует восстановления, а иногда и формирования. В связи с этим при организации процесса физической подготовки необходимо учитывать ряд особенностей, таких как личностно значимые цели обучения, ограниченность во времени, зависимость процесса обучения от бытовых, временных, профессиональных и социальных условий. Особую роль играет мотивация взрослых. При этом необходимо учитывать интересы, желания, стремления, намерения, влечения, установки. Основные проблемы, которые могут возникнуть в процессе подготовки к выполнению норм ГТО, могут быть связаны с отсутствием навыков выполнения двигательных действий, негативным опытом прошлых тренировок, недостаточной степенью мотивации к тренировкам, возрастом. В процессе подготовки взрослые могут демонстрировать наличие барьеров восприятия, к которым можно отнести предубеждение против перемен, внутреннюю неуверенность, утрату умений учиться. Поскольку целью комплекса ГТО является не только укрепление здоровья граждан, но и воспитание, особое внимание необходимо уделять значению физической культуре в жизни человека, пропаганде здоровья как ценности, а также утверждению идеала и норм здоровой и гармоничной жизни.
Rusinova Mariya Pavlovna,
Candidate of Pedagogy, Associate Professor of Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.
PECULIARITIES OF IMPLEMENTATION OF THE GTO COMPLEX AT ENTERPRISES
KEYWORDS: All-Russian Sports Complex (ARSC); physical culture and sport; qualifications; society; motivation; collective; adult education.
ABSTRACT. The article deals with the problems of adult training to passing the standard GTO tests. In adulthood, ability to perform many movements is lost and needs special training in order to revive of form them again. In this connection, it is necessary to take into account a number of personal peculiarities, such as personally important goals of education, limited time, and dependence of the process of training on everyday, time, professional and social conditions in organization of the process of physical training of adults. Adult motivation plays a significant role in this process. It is necessary to bear in mind adult interests, desires, aspirations, inclinations, sympathies and goals. The majority of problems that may arise in the process of training to passing the standard GTO tests might be connected with lack of skills to perform locomotor actions, negative experience in previous training, inadequate motivation and with age. In the process of training adult people may demonstrate barriers of perception, for example, such as bias against changes, inner uncertainty and loss of learning skills. As far as the goals of the GTO complex include not only improvement of health, but also education of the citizens it is necessary to pay special attention to the importance of physical education in the person's life, value-oriented healthy lifestyle propaganda and formation of an ideal image and norms of a healthy and harmonious life.
С
2014 г. на территории Российской Федерации массово внедряется Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс ГТО. Нормативная основа комплекса определяет уровни развития физической подготовленности населения в различных возрастных диапазонах, в период от 6 до 70 лет и старше, соответствующие требованиям государства и общества.
Комплекс охватывает все основные социально-демографические категории и группы населения. Комплекс - это своеобразный кодекс, свод установок для обеспечения системного развития физической культуры и массового спорта в стране, регулирующий и определяющий физический потенциал и
возможности человека на каждом этапе его жизнедеятельности. Комплекс направлен на стимулирование и соблюдение преемственности в осуществлении физического воспитания населения [11].
Согласно плану мероприятий по поэтапному внедрению Всероссийского физ-культурно-спортивного комплекса ГТО, утвержденному Правительством РФ, в 20162017 гг. на территории страны должны быть проведены региональные конкурсы на лучшую организацию внедрения комплекса ГТО среди муниципальных образований, образовательных организаций, трудовых коллективов и общественных организаций [12]. Таким образом, проблема подготовки
© Русинова М. П., 2015
трудовых коллективов к сдаче норм ГТО становится очень важной.
Внедрение комплекса ГТО на предприятиях имеет свои особенности и сложности, связанные преимущественно с возрастными особенностями участников, а также уровнем их физического развития. Как показывает социологическое исследование, проведенное Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в апреле 2015 г., 61% опрошенных россиян занимается спортом. По сравнению с 2014 г. этот показатель вырос на 9%, став рекордно высоким за последние 9 лет. Из всех опрошенных 16% населения тренируется регулярно, 24% - время от времени, 21% - редко. В опросе приняли участие 1600 человек из 130 населенных пунктов, 46 регионов России [13]. Однако та же статистика показывает, что 87% опрошенных - это молодежь в возрасте от 18 до 24 лет, преимущественно студенты. Соответственно, 13% приходится на старшие категории населения. При этом комплекс ГТО подразумевает участие различных возрастных групп, разбитых на ступени.
Организация процесса подготовки к выполнению норм ГТО среди взрослого работающего населения зачастую представляет собой восстановление утраченных двигательных навыков, а иногда и их формирование. Поэтому можно сказать, что процесс подготовки представляет собой обучение тем или иным двигательным действиям. В связи с этим необходимо учитывать следующие особенности:
• взрослые люди более самостоятельно и ответственно относятся к любому виду деятельности, в том числе и к обучению;
• в процессе подготовки для взрослых людей наиболее значимыми становятся индивидуально-личностные цели;
• процесс физической подготовки в значительной мере может быть обусловлен временными, пространственными, бытовыми, профессиональными и социальными условиями;
• стремление сжать сроки подготовки ввиду высокой занятости.
Особое место в процессе внедрения комплекса ГТО должно быть уделено грамотно организованной системе мотивации. Одним из существенных минусов системы ГТО в советский период считается ее обязательность [14]. Современная программа предусматривает добровольный характер участия, поэтому количество участников будет непосредственно зависеть от личностных убеждений населения, а также мер стимулирующего характера со стороны работодателя [7].
В процессе подготовки к выполнению норм ГТО важно, чтобы в коллективе сложилась благоприятная психологическая атмосфера, способствующая включению взрослого человека в новый вид деятельности. Одна из проблем, возникающих в процессе перехода от трудовой деятельности к физической подготовке, - это проблема перемотивации. Чаще всего навыки обучения чему-либо во взрослом состоянии утрачены, в связи с чем требуется некий адаптационный период, в течение которого произойдет перестройка на новый вид деятельности [2].
Главные психологические сложности, которые могут возникнуть в процессе подготовки, - это нежелание изменять привычный образ жизни, сомнение в своих способностях, страх оказаться хуже других.
Успешность процесса физической подготовки будет зависеть от степени тяжести труда, нагрузки в быту, наличия свободного времени, а также доступности необходимой материальной базы.
Взрослые обучающиеся отличаются наличием производственного и образовательного опыта, а также мотивацией к обучению. Эти факторы могут как способствовать, так и препятствовать успешному обучению. В связи с этим необходимо не только предупредить возникновение возможных проблем, но и постараться превратить их в стимулы к обучению [15].
Имеющийся опыт. Наличие у человека навыков выполнять определенные двигательные действия значительно сокращает срок тренировки. При этом неверно сформированные навыки могут вызвать значительные сложности, а переучивание занять определенное время.
Предыдущее обучение. Негативный опыт обучения затрудняет успешное продвижение, продлевая период подготовки, позитивный опыт - сокращает.
Степень мотивации. Желание тренироваться, энтузиазм, проявляемый взрослым, непосредственно зависит от того, чего он ожидает в перспективе. Возможно, что выполнение норм ГТО не является его собственным желанием, а является указанием начальства. В этом случае человек может скрывать свое недовольство под видом неспособности выполнить то или иное действие.
Возраст. Обучение взрослых, а особенно лиц пожилого возраста, является специфичной задачей. Обычно люди старшего возраста учатся медленнее и требуют к себе повышенного внимания.
Объединение людей разного возраста в одну группу часто приводит к общему разочарованию, низким результатам, дополнительным затратам времени. В связи с этим возрастная однородность группы является
предпочтительной. Если выполнить это условие невозможно, то следует отдавать предпочтение индивидуальной подготовке.
Взрослые люди имеют сложившиеся жизненные ценности и установки, поэтому часто в процессе освоения нового они могут выставлять своеобразные барьеры восприятия. К таким барьерам относятся предубеждение против перемен, внутренняя неуверенность, утрата ученических умений [4; 3].
Комплекс ГТО имеет своей целью не только укрепление здоровья, но и воспитание патриотизма и гражданственности, мотивации к ведению здорового, спортивного образа жизни [11]. Однако воспитание взрослых является сложным и малоизученным процессом. Главная сложность заключается в том, что у взрослого человека имеется уже устоявшаяся система взглядов, убеждений и ценностей. В связи с этим физическое воспитание, реализуемое в процессе подготовки к выполнению норм ГТО, должно быть направлено на формирование потребностей и развитие личных качеств, способствующих правильному физическому развитию. Направленность на ведение здорового образа жизни, в отличие от школьников и студентов, должна носить не информирующий характер, а способствовать утверждению идеала и норм здоровой и гармоничной жизни [15; 4; 1].
В современных условиях сохранение здоровья работников, а также формирование установок на ведение здорового образа жизни, является одной из важных задач, реализуемых на различных мероприятиях.
Приказом Минтруда России от 16 июня 2014 г. № 375н «О внесении изменения в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» действующий перечень дополнен реализацией мероприятий, направленных на развитие физической культуры и спорта в трудовых коллективах (пункт 32) [11].
Указанным нормативным правовым актом среди этих мероприятий предусматриваются:
- компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях;
- организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий, в том числе мероприятий по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО), включая оплату труда привлекаемых методистов и тренеров;
- организация и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий (производственной гимнастики, лечебной физкультуры с работниками, которым по рекомендации лечащего врача и на основании результатов медицинских осмотров показаны такие занятия), включая оплату привлекаемых методистов, тренеров, врачей-специалистов;
- приобретение, содержание и обновление спортивного инвентаря;
- устройство новых и (или) реконструкция имеющихся помещений и площадок для занятий спортом;
- создание и развитие физкультурно-спортивных клубов, организованных в целях массового привлечения граждан к занятиям физической культурой и спортом по месту работы.
Как известно, в соответствии с Трудовым кодексом РФ (статья 226 ТК РФ) финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда (в том числе включенных в Типовой перечень) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (товаров, услуг). При этом их реализация выгодна работодателю не только тем, что сотрудники сохраняют свое здоровье и работоспособность и получают практически дополнительный социальный пакет, но и в финансовом плане, поскольку затраты на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда уменьшают налогооблагаемую базу при расчете налога на прибыль организации в составе прочих расходов, связанным с производством и (или) реализацией продукции (товаров, услуг) на основании п. 7 и 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ [16; 9]. Таким образом, развитие физической культуры и спорта на предприятиях имеет для работодателя существенные плюсы.
Однако развитие спорта в трудовых коллективах «тормозят» несколько причин. Главной причиной является нестабильная экономическая обстановка на предприятиях. Руководство часто не хочет тратить средства на тренеров, методистов, спортивный инвентарь, а также создание спортивных клубов на производстве. Большая часть предприятий не имеет собственных спортивных объектов, а высокая стоимость аренды не способствует широкому распространению физической культуры [6; 5].
В связи с этим внедрение комплекса ГТО на производстве - это сложный процесс, при реализации которого должны быть учтены как педагогические и психологические особенности контингента, так и экономическая составляющая.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ваганова И. Ю. Mентальное пространство как механизм продвижения ВФСК ГГО // Педагогическое образование в России. 20l4. N° 9. С. 18-21.
2. Василькова T. А. Основы андрогогики : учеб. пособие. M. : КНОРУС, 20l3. С. 98-100.
3. Галагузова M. А. Эволюция понятия «воспитание» // Понятийный аппарат педагогики и образования : сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. ^аченко. Екатеринбург, l995. Вып. l. С. 49.
4. Галагузова Ю. Н., Mясникова T. И. Воспитательная функция Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГГО / / Педагогическое образование в России. 20l5. Ш l. С. 70-76.
5. ГГО - объединительная национальная идея : информационный портал. URL: www.nstar-spb.ru (дата обращения: ll.ll.20l5).
6. ГГО: первый этап возрождения комплекса и первые итоги. URL: www.kraysport.ru (дата обращения: ll.ll. 20l5).
7. Днепров С. А., Русинова M. П. Нормативы ВФСК ГГО как программа индивидуального физического развития россиян // Педагогическое образование в России. 20l4. Ж 9. С. 45-49.
8. Змеев С. И. Основы андрогогики : учеб. пособие. M., l999. С. 39.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации. URL: www.nalkod.ru (дата обращения: l0.ll.20l5).
10. О внесении изменения в ^повой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков. URL: www.consultant.ru (дата обращения: ll.ll. 20l5).
11. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе. M., 20l3.
12. Порядок внедрения норм ГГО 20l4-20l7 гг. URL: http//www.poliathlon-russia.com (дата обращения: 08.ll.20l5).
13. Скажем спорту «Да!»? Пресс-выпуск 2837. URL: www.wciom.ru (дата обращения: 08.ll.20l5).
14. Суворов M. В. «"Знак ГГО" на груди у него»: формирование государственной системы физического воспитания в СССР (на материале Свердловской области) // Педагогическое образование в России. 20l4. Ж 9. С. 99-l02.
15. Tагильцева Ю. Р. Система формирования положительной мотивации и пропаганда здорового образа жизни в рамках ВФСК ГГО «Готов к труду и обороне» / / Педагогическое образование в России. 20l5. да l. С. 96-100.
16. Физкультурно-оздоровительный комплекс ГГО на предприятии. URL: www.kooop39.ru (дата обращения: ll.ll.20l5).
REFERENCES
1. Vaganova I. Yu. Mental'noe prostranstvo kak mekhanizm prodvizheniya VFSK GTO // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l4. Ж 9. S. l8-2l.
2. Vasil'kova T. A. Osnovy androgogiki : ucheb. posobie. M. : KNORUS, 2013. S. 98-100.
3. Galaguzova M. A. Evolyutsiya ponyatiya «vospitanie» // Ponyatiynyy apparat pedagogiki i obrazovaniya : sb. nauch. tr. / otv. red. E. V. Tkachenko. Ekaterinburg, 1995. Vyp. 1. S. 49.
4. Galaguzova Yu. N., Myasnikova T. I. Vospitatel'naya funktsiya Vserossiyskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l5. Ж l. S. 70-76.
5. GTO - ob"edinitel'naya natsional'naya ideya : informatsionnyy portal. URL: www.nstar-spb.ru (data obrashcheniya: ll.ll.20l5).
6. GTO: pervyy etap vozrozhdeniya kompleksa i pervye itogi. URL: www.kraysport.ru (data obrashcheniya: ll.ll. 20l5).
7. Dneprov S. A., Rusinova M. P. Normativy VFSK GTO kak programma individual'nogo fizicheskogo razvitiya rossiyan / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l4. Ж 9. S. 45-49.
8. Zmeev S. I. Osnovy androgogiki : ucheb. posobie. M., 1999. S. 39.
9. Nalogovyy kodeks Rossiyskoy Federatsii. URL: www.nalkod.ru (data obrashcheniya: 10.11.2015).
10. vnesenii izmeneniya v Tipovoy perechen' ezhegodno realizue-mykh rabotodatelem meropriyatiy po uluchsheniyu usloviy i okhrany truda i snizheniyu urovney professional'nykh riskov. URL: www.consultant.ru (data obrashcheniya: ll.ll. 20l5).
11. Polozhenie o Vserossiyskom fizkul'turno-sportivnom kom-plekse. M., 20l3.
12. Poryadok vnedreniya norm GTO 2014-2017 gg. URL: http//www.poliathlon-russia.com (data obra-shcheniya: 08.ll.20l5).
13. Skazhem sportu «Da!»? Press-vypusk 2837. URL: www.wciom.ru (data obrashcheniya: 08.11.2015).
14. Suvorov M. V. «"Znak GTO" na grudi u nego»: formirovanie gosudarstvennoy sistemy fizicheskogo vospita-niya v SSSR (na materiale Sverdlovskoy oblasti) / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l4. Ж 9. S. 99-102.
15. Tagil'tseva Yu. R. Sistema formirovaniya polozhitel'noy motivatsii i propaganda zdorovogo obraza zhizni v ramkakh VFSK GTO «Gotov k trudu i oborone» / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 20l5. Ж l. S. 96-100.
16. Fizkul'turno-ozdorovitel'nyy kompleks GTO na predpriyatii. URL: www.kooop39.ru (data obrashcheniya: ll.ll.20l5).
Статью рекомендует канд. пед. наук, доц. А. Е. Терентьев.