�днако данный путь присутствует, как можно заметить по представленным в табл. 4 данным, только у 20-22% испытуемых. В средней и старшей возрастных груп-
Значения показателей зрител
пах испытуемых после второй нагрузки достоверных отличий в частоте встречаемости роста и снижения Ра не выявлено.
В исследованиях по изучению влияния текста, реализованного на электронном носителе, приняли участие 39 подростков старшей возрастной группы. Работа испытуемых состояла в отыскании в тексте и выделении заданной буквы с помощью курсора. Работа продолжалась в течение 45 минут, что соответствует стандартному школьному уроку и допустимому времени непрерывной работы с компьютером для данной возрастной группы.
Результаты исследования показателей зрительной системы подростков при восприятии информации с экрана (табл. 5) указывают, что значения показателей достоверно не изменяются. Это связано с тем, что у испытуемых имеются разнонаправленные изменения показателей, что нивелируется при расчете средних.
Таблица 5
системы подростков в динамики чтения с экрана монитора
Условия регистрации Показатель
Ра (Д) Бт (см) Бтк (см)
OD OS OD OS
До работы 7,1±1,5 7,3±1,4 6,2±1,1 6,4±1,2 5,0±1,5
После работы 7,7±1,5 7,9±1,5 5,6±1,2 5,4±1,4 4,3±1,7
Так же, как и в случае текстовой нагрузки на бумажном носителе, нами был проведен анализ частоты встречаемости каждого из направлений изменения показателей Ак системы (табл. 6).
Можно отметить, что, в отличие от нагрузки на бумажном носителе, нагрузка на электронном носителе приводит к достоверно большему росту Ра по сравнению со снижением. В более чем 30% случаев Ра после зрительного труда в
Распределение показателей в группы в
исследуемой группе не изменяется. По двум другим показателям частота встречаемости роста и снижения показателей сходная. Таким образом, у подростков при работе с электронным носителем нет преобладания одного из состояний системы, а имеются разнонаправленные изменения, характерные для трех возможных вариантов функционирования.
Таблица 6
имости от частоты встречаемости характера изменения
Показатель Характер изменения (%)
Рост Снижение Без изменения
Ра 52±8,0 16±5,91 32±7,5
Бт 48±8,0 33±7,5 19±6,32
Бтк 44±7,9 35±7,4 21±6,3
Примечания:1 - различия в частоте встречаемости роста и 2 - различия в частоте встречаемости роста пока
На основании полученных в разделе результатов можно сделать следующие выводы:
1. Визуальная нагрузка, реализованная на бумажном носителе, соответствующая по параметрам удобочитаемости возрасту испытуемых, во всех возрастных группах детей и подростков вызывает достоверные изменение показателей зрительной системы, сходные с изменениями при транзиторной миопии (рост резервов аккомодации для дали и приближение к глазам ближайших точек ясного зрения и конвергенции).
2. После визуальной нагрузки с заниженными параметрами удобочитаемости выявлено три варианта изменения показателей, что указывает на существование трех вариантов организации процесса приема и первичной обработки информации. Первый вариант приводит к форми-
кения показателя достоверны (р<0,01);
еля и отсутствия изменения достоверны (р<0,01).
рованию системы, сходной с миопической; второй - приводит к развитию состояния, сходного со зрительным утомлением (снижение резервов аккомодации и удаление от глаз ближайших точек ясного зрения и конвергенции); третий - не приводит к достоверному изменению показателей и связан с устойчивым функционированием системы, что характерно для систем со значительными функциональными резервами, в которых зрительная нагрузка за исследованный период времени не вызывает существенных функциональных перестроек.
3. После восприятия визуальной информации с электронного носителя в состоянии зрительной системы подростков отмечены разнонаправленные изменения, характерные для трех возможных вариантов функционирования.
Перспективой дальнейших исследований является оценка особенностей структуры связей между показателями зрительной системы в разных возрастных группах детей и подростков при разных видах визуальной нагрузки.
Литература
1. Аветисов Э.С. Близорукость / Э.С. Аветисов ■ 1999. - 239 с.
2. Ананин В.Ф. Аккомодация и близорукость / В.Ф. Ананин - М. : изд-во РУДН и Биомединформ, 1992. - 136 с.
3. Васильева Н.Н. Бинокулярная зрительная система развивающегося организма (монография) / Н.Н. Васильева. - Чебоксары : Чуваш.гос. пед. ун-т, 2011. - 208 с.
4. Васильева Н. Н. Возрастные изменения взаимодействия монокулярных и бинокулярных механизмов пространственного восприятия / Н.Н. Васильева, Г.И. Рожкова // Сенсорные системы.
- 2010. - Т. 24, № 1. - С. 18-26.
5. Ковтун М.И. Современные информационные технологии и их роль в формировании зрительной системы детей и подростков / М.И. Ковтун, Н.М. Маслова, А.В. Яворский // Сучасш проблеми науки та освiти. - Матерiали конференцп. - Харюв, 2001. - С. 103-105.
6. Кочина М.Л. Визуально-агрессивное окружение ребенка и "школьная миопия" / М.Л. Кочина, А.В. Яворский, Н.М. Маслова // Гигиена населенных мест. - Киев. - 2001. - Т.2, Вып.38. -С.355-357.
7. Кочина М.Л. Возрастные особенности функциональной организации системы получения и первичной обработки визуальной информации / М.Л. Кочина, А.В. Яворский, С.Н. Лад, А.С. Евтушенко // Клиническая информатика и телемедицина. - 2013.
- № 10 (Т 9). - С. 136-140.
8. Кочина М.Л. Концепция формирования зрительной системы детей и подростков под влиянием визуальной нагрузки / М.Л. Кочина, А.В. Яворский // Вюник проблем бюлогп i медицини. -2013. - Вип. 3, Т.2. - С. 170-175.
9. Кочина М.Л. Роль качества визуальной нагрузки в процессе формирования зрительной системы детей и подростков / М.Л. Кочина // Гигиена населенных мест. - Киев. - 1999. - Вып. 35. -С. 416-424.
10. Кочина М.Л. Современные факторы визуального воздействия и их влияние на зрительный анализатор школьников / М.Л. Кочина, Л.В. Подригало, А.В. Яворский // Международный медицинский журнал. - 1999. - № 2. - С. 133-135.
11. Кочина М.Л. Офтальмологические аспекты визуального окружения современного человека / М.Л. Кочина, Л.В. Подригало,
М. : Медо^^ А.В. Яворский, Н.М. Маслова // Офтальмологический журнал. -
2001. - № 6. - С. 54-57.
12. Сомов Е.Е. Методы офтальмоэргономики / Е.Е. Сомов - Л. : Наука, 1989. - 157 с.
13. Шаповалов С.Л. Аккомодационная функция глаза при некоторых видах зрительной работы / С.Л. Шаповалов // Офтальмоэ-ргономика. - 1976. - С. 43-52.
14. Яворский А.В. Возрастная динамика функциональных показателей зрительной системы детей и подростков, обеспечивающих работу на близком расстоянии / А.В. Яворский // Офтальмологический журнал. - 2006. - № 3(II). - С. 240-242.
15. Cole B.L. Do video display units cause visual problems? - A bedside story about the processes of public health decision-making / B.L. Cole // Clin. Exp. Optom. - 2003. - № 4. - P. 205-220.
16. Czepita D. Myopia — epidemiology, pathogenesis, present and coming possibilities of treatment / D. Czepita // Case Rep. Clin. Pract. Rev. - 2002. Vol. 3(4). - P. 294-300.
17. Drobe В. The premyopic syndrome / B. Drobe, de Saint-Andre // Ophthal. Physiol. Opt. - 1995. - Vol. 15. - P. 375-378.
18. Eye Diseases Prevalence Research Group. The prevalence of refractive errors among adults in the United States, Western Europe, and Australia // Arch. Ophthalmol. - 2004. - Vol. 122. - P. 495-505.
19. Futyma E. Evaluation of the visual function in employees working with computers / E. Futyma, M.E. Prost // Klin. Oczna. - 2002. - № 3-4. - P. 257-259.
20. Godnig E. C. Children and computer use: The impact on learning and visual Development / E.C. Godnig // J. Behav. Optom. - 2002. - Vol. 13, № 5. - P. 115-118.
Реферат
ОСОБЛИВОСТ1 ВПЛИВУ Р1ЗНИХ ВИД1В В1ЗУАЛЬНОГО НАВАНТАЖЕННЯ НА ФУНКЦЮНАЛЬНИЙ СТАН ЗОРОВОТ СИСТЕМИ Д1ТЕЙ ТА П1ДЛ1ТК1В
Кочина М.Л., Яворський О.В., Маслова Н.М.
Ключовi слова: дiти, глдлпжи, зорова система, функцюнальы показники, паперовий та електронний носм Ыформацп.
Метою роботи була оцшка впливу текстового навантаження, що реал1зовано на паперовому та електронному носи, на функцюнальний стан зоровоТ системи д1тей та шдл™в. У дослщженнях взяли участь 97 ос1б у вщ1 вщ 6 до 15 рок1в, як1 працювали з двома текстами на паперовому носи. Перший текст був оформлений вщповщно до в1кових вимог (розм1р шрифту 10 друкарських пункт1в), другий -мав занижений розм1р шрифту (7 друкарських пункт1в). Робота з текстами полягала у вщшукуваны i викреслюванн заданих букв. У робот з текстом на екран моштора взяли участь 39 пщл™в. Встанов-лено, що текст з нормальними параметрами оформлення в уах вкових групах викликав достовiрнi змши показниш зоровоТ системи, характеры для транзиторноТ мюпи. Пюля роботи з текстом iз зани-женими параметрами оформлення на паперовому та електронному носи виявлено три варiанти змши показниш зоровоТ системи: перший варiант характерний для транзиторноТ мюпи; другий - для зорово-го стомлення; при третьому варiантi не виявлено достовiрноТ змши показниш, що характерно для систем зi значними функцюнальними резервами.
Summary
PECULIARITIES OF IMPACT PRODUCED BY DIFFERENT VISUAL LOAD ON FUNCTIONING OF VISUAL SYSTEM IN CHILDREN
AND ADOLESCENTS
Cochina M.L., Yavorskiy E.V., Maslova N.M.
Key words: children, adolescents, visual system, functional performance, paper and electronic media.
The aim of this study was to assess the impact produced by text (in paper and electronic media) load on the functional state of the visual system in children and adolescents. The study involved 97 people aged from 6 to 15 years who worked with the two texts reading from paper. The first text was designed in accordance with the age requirements (font size 10), the second text had scale-down font 7. Operating with text consisted in searching for and crossing out the specified letters. 39 teenagers were asked to work with electronic text. It has been found out the texts designed in terms of normal parameters for all age groups have caused significant changes in the visual system, typical for transient myopia. Following the working with paper and electronic texts characterised by reduced parameters of their design we identified three variants in changing visual system functioning: the first variant was characterized by transient myopia; the second one -by visual fatigue; the third variant revealed no significant changes in visual performance that is typical for systems with large functional reserves.