Резников Евгений Владимирович
кандидат юридических наук, доцент,
судья Дзержинского районного суда г. Волгограда
(e-mail: [email protected])
Особенности влияния правовой социализации на процесс формирования правовой идентичности
В статье анализируется социальный аспект такой дефиниции, как правовая идентичность, являющейся относительно новым понятием, выработанным наукой теории государства и права. Идея правовой идентичности позволяет свести воедино все отдельные аспекты участия человека в правовой жизни общества: правовое сознание, правовой статус и правовое поведение личности.
Ключевые слова: право, субъект права, идентичность, правовая идентичность, субъект правовой идентичности, правовое поведение, правовая социализация.
E.V. Reznikov, Master of Law, Assistant Professor, Judge of Dzerzhinsky District Court of Volgograd; e-mail: [email protected]
Features of the influence of legal socialization on the process of forming of legal identity
The paper analyzes the social aspect of such definitions as legal identity, which is a relatively new concept, worked out by theory of law science. The idea of legal identity brings together all of the individual aspects of human involvement in the legal society: legal consciousness, legal status and legal behavior of the individual.
Key words: law, legal personality, identity, legal identity, subject of legal identity, legal behavior, legal socialization.
Поскольку правовая социализация включает в себя лишь первичное приобщение человека к правовой реальности, но не весь путь эволюции его правосознания и правовой идентичности, то следует определить тот объем знаний и навыков, которые должны быть освоены на этом начальном этапе вхождения в правовую жизнь общества, чтобы признать правовую социализацию состоявшейся. Как представляется, к ним можно отнести:
1. Представления о базовых принципах существующего правопорядка. Они являются абсолютно необходимыми для ориентации в типичных правовых ситуациях. Набор этих принципов включает как относительно универсальные идеи, так и специфическую часть, характерную для определенного государства и общества в соответствующий исторический период. Применительно к современной России в их состав входят принципы законности, равенства, федерализма, приоритета прав и свобод человека, презумпции невиновности, приоритета международного права по отношению к национальному и т.п.
2. Представления о характере и источниках своих прав и обязанностей. Следует подчеркнуть, что требование детального знания собственного правового статуса не стоит считать обязательным условием правовой социализации по причине его
невыполнимости, вызванной обилием правовых норм и частотой их изменения. Достаточным эффектом правовой социализации можно признать представление о наличии прав и обязанностей, о содержании наиболее важных из них, а также, что немаловажно, о способе закрепления прав и обязанностей, т.е. об источниках, к которым в случае необходимости следует обратиться за уточнением; это означает и понимание юридической природы своего социального статуса, и возможность принятия юридически корректных решений в ситуациях выбора.
3. Умение совершать юридически значимые действия, необходимые в той или иной сфере частной или общественной, в том числе профессиональной, деятельности (заключение договоров, совершение сделок, составление жалоб, заявлений, иных официальных документов и т.п.).
4. Представления о формах и процедурах защиты своих прав, т.е. знание основных средств защиты и порядка их использования (судебная и административная защита, адвокатура и иные виды юридической помощи, обращение в международные организации и др.), а также юридического значения результатов такой защиты (юридическая сила судебных решений и т.п.).
5. Умение проводить интерпретацию юридического текста, что включает в себя владение
38
основами юридической терминологии и способность к грамматическому и логическому толкованию нормативно-правовых и правоприменительных актов.
В своих исследованиях феномена правовой социализации Ш. Курильски-Ожвэн обоснованно предлагает классифицировать ее на два вида: 1) эксплицитная (осознанная), при которой индивид полностью отдает себе отчет в том, что соответствующие представления относятся именно к сфере права; 2) имплицитная (неосознанная), при которой субъект не знает, что речь идет именно о праве (например, считает эти представления само собой разумеющимися или приписывает им моральный характер) [1, с. 21].
С этой классификацией можно согласиться, однако лишь с некоторыми оговорками. Во-первых, вторая форма (имплицитная социализация) может рассматриваться лишь как промежуточная, неокончательная форма правовой социализации, поскольку она не предполагает такого важного элемента правосознания, как умение обнаружить необходимую правовую информацию в официальных источниках. Во-вторых, имплицитная социализация не может привести к складыванию правовой идентичности, ибо последняя предполагает достаточной высокий уровень рефлексии и понимание специфики права как относительно самостоятельного социального явления (при этом, разумеется, граница между правом и иными социальными нормами, в том числе моральными, может в сознании индивида располагаться по-разному, однако само наличие этой границы осознается в любом случае).
Одной из центральных проблем теории социализации является соотношение внешнего контроля и внутренней детерминации человеческого поведения. Компромиссный подход к этой проблеме предлагается, например, в рамках теории социального научения, которая исходит из того, что «среди детерминант действий человека можно обнаружить и влияния, выработанные им самостоятельно... Такая концепция человеческого функционирования, с одной стороны, не делает человека бессильным существом, брошенным на произвол внешних сил, с другой стороны, не представляет его и абсолютно свободным физическим агентом, способным стать кем угодно. Человек и его окружение являются взаимно влияющими детерминантами» [2, с. 9-10].
С этой точки зрения правовая социализация предстает прежде всего как полисубъектная деятельность. Она представляет собой сложный системный эффект множества индивидуаль-
ных и групповых действий, который в полной мере не контролируется никем из субъектов. Таким образом, по своим результатам правовая социализация во многом является спонтанной и непредсказуемой, особенно в условиях ценностного и идеологического плюрализма, свойственного современным обществам. Несмотря на то, что в каждом отдельном обществе складывается относительно целостная и единая правовая система, способов отношения к ней существует столько же, сколько и основных социальных групп. Таким образом, характер правового сознания и правовой идентичности индивида прежде всего обусловлен субъектным составом его правовой социализации.
Субъектов правовой социализации можно подразделить на следующие основные группы:
1) первичный субъект - сам индивид, чье правосознание и юридический опыт вырабатываются в ходе социальной коммуникации;
2) вторичные субъекты - все, кто участвует в формировании этого опыта в качестве носителей представлений и способов поведения, оказывающих влияние на индивида.
В свою очередь, вторичные субъекты могут быть разделены на две подгруппы:
а) непосредственные - те, кто вступают в личный контакт с социализирующимся индивидом и, в свою очередь, испытывают на себе его воздействие (члены семьи, знакомые, коллеги, педагоги и соученики);
б) опосредованные - те, кто прямо не взаимодействуют с индивидом, но чьи действия, несмотря на наличие дистанции, отражаются на его социализации (государство, средства массовой информации, создатели художественных произведений и т.п.).
Степень значимости различных субъектов меняется в ходе социализации. На ее начальных стадиях особенно велика роль непосредственных вторичных субъектов, которые составляют ближайшее окружение социализирующегося индивида и создают своими словами и действиями информационную среду, из которой он черпает свой опыт. Не обладая самостоятельностью, он зависит в своих поступках от тех образцов, которые получает от людей, имеющих определенный авторитет. В дальнейшем объективно происходит усложнение социальных функций, выполняемых индивидом, а с ним и расширение контактов, многие из которых также влияют на становление идентичности. Возрастает значение вторичных опосредованных субъектов, которые воздействуют на сознание и поведение индивида, хотя и не вступают с ним в прямой диалог. Поскольку право представляет собой про-
39
дукт социальной дистанции, то именно усиление роли вторичных опосредованных субъектов знаменует собой выделение правового аспекта из общего процесса социализации. Понимание
специфики права как социального явления и его отличия от иных регулятивных систем предполагает осознание не только близких, но также сложных и отдаленных общественных связей.
1. Арутюнян М., Здравомыслова О., Курильски-Овжэн Ш. Образ и опыт права: Правовая социализация в изменяющейся России. М., 2008.
2. Бандура А. Теория социального научения. СПб., 2000.
1. Arutyunyan M., Zdravomyslova O., Kuriliski-Ovzhen Sh. Image and experience of the law: Legal socialization in changing Russia. Moscow, 2008.
2. Bandura A. Theory of the social teaching. St. Petersburg, 2000.
40