23 (212) - 2013_СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
УДК 330.341.44
особенности вертикальной
и горизонтальной интеграции в оборонно-промышленном комплексе (на примере федерального
научно-производственного центра
«алтай»)
С. В. ЛОБОВА,
доктор экономических наук, заведующая кафедрой экономики, социологии труда и управления персоналом E-mail: barnaulhome@mail. ru Алтайский государственный университет
И. Г. ТЕПЛОВА,
кандидат экономических наук, главный научный сотрудник E-mail: teplovaig@rambler. ru ОАО «Федеральный научно-производственный центр «Алтай»
В статье проведен анализ основных направлений интеграции предприятий в оборонно-промышленном комплексе России. Сделан вывод о том, что федеральный научно-производственный центр, обладающий преимуществами в виде двойных технологий и тесного взаимодействия с малыми наукоемкими предприятиями, успешно функционирует в составе вертикально интегрированной структуры и выступает основой регионального кластера оборонного профиля. Показан пример взаимодействия в составе кластера в наукограде РФ.
Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, федеральный научно-производственный центр, двойные технологии, вертикально интегрированные структуры, кластер.
Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) априори является важнейшим сектором экономи-
ки любой страны, в которой сконцентрированы лучшие научные кадры, осуществляются наиболее интенсивные НИОКР и имеются «защищенные» статьи финансирования в федеральном бюджете. В 2009 г. на долю отечественного ОПК приходилось более 70 % всей научной продукции в России, в том числе военного назначения, причем в нем было занято более 50 % всех научных сотрудников [8]. Несмотря на то, что основное предназначение ОПК -это повышение оборонной мощи страны за счет разработки, производства, хранения, постановки на вооружение военной и специальной техники, нельзя не отметить, что еще с советских времен в нем были сосредоточены и иные виды гражданских производств: производство многих видов сложной бытовой техники и продукции производственно-технического назначения (авиационной техники и
- 21
водных судов, вагонов, мини-тракторов и мотоблоков, холодильников, телевизоров, радиоприемных устройств, магнитофонов, технологического оборудования для легкой промышленности) и др.
В настоящее время ОПК России обеспечивает производство 70 % всех средств связи, 60 % сложной медицинской техники, 30 % оборудования для топливно-энергетического комплекса [8]. В Послании Федеральному Собранию в 2010 г. Д. А. Медведев отметил, что «в разные периоды истории науку и технологии двигали вперед именно потребности безопасности, инвестиции государства в новые технические решения в области обороны» [3]. Развивая эту мысль, вице-премьер Д. О. Рогозин подчеркнул, что «оборонная промышленность станет визитной карточкой нашей страны. Потому что программа вооружения дает возможность государству преодолеть зависимость от нефтегазовой иглы» [5]. А первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ И. Н. Харченко высказал суждение, что «технологическое перевооружение предприятий ОПК, идущее в рамках выполнения государственной программы вооружений, - это, по сути, новая индустриализация страны» [6].
Сказанное выше обусловливает понимание ОПК как совокупности предприятий и организаций, в отношении которых государственные органы осуществляют единую политику в вопросах разработки, производства, ремонта и утилизации продукции военного и гражданского назначения. Реестр ОПК в соответствии с приказом Минпромторга России от 05.02.2013 N° 137 насчитывает 1 340 предприятий и организаций, при этом прослеживается тенденция к их сокращению (еще в 2012 г. их было 1 353).
Основное направление реформирования ОПК России на современном этапе связано с интеграцией, протекающей как в вертикальном направлении (в основном в виде создания вертикально интегрированных структур), так и в горизонтальном - посредством организации стратегических альянсов, кластеров. Считается, что это один из возможных способов решения проблем, связанных со сложным финансово-экономическим положением и требуемыми значительными объемами инвестиций.
Опыт Европы и США показывает, что главным ресурсом развития военно-промышленного комплекса на Западе остается слияние оборонных компаний в целях создания интегрированных и диверсифицированных холдингов, способных более эффективно действовать на сжимающихся
национальных рынках и аккумулировать ресурсы для финансирования перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). В сущности, за последнюю четверть XX в. стратегия слияний и поглощений стала основой роста ведущих западных оборонных концернов. Особенно наглядно эта тенденция проявилась в 1990-е и 2000-е гг. на фоне реструктуризаций и сокращений военных расходов после окончания «холодной войны» [4]. Ведущие оборонные компании мира имеют общие характерные черты: все они созданы в течение двух последних десятилетий в результате активной консолидации и поглощения других компаний; по структуре это диверсифицированные холдинги, деятельность которых базируется на аэрокосмической, ракетной и электронной промышленности; они активно стремятся к расширению гражданского сектора в своей деятельности. Военные продажи таких компаний зависят, прежде всего, от внутреннего рынка.
Процессы интеграции в ОПК России развернулись в 2000-х гг., когда было принято решение о необходимости радикальных изменений в структуре оборонной промышленности. Для решения этой задачи было разработано несколько государственных целевых программ. Идеи реформирования ОПК России были заложены в таких базовых документах, как Основы политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, федеральная целевая программа «Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)», Государственная программа вооружений России на период до 2010 г. (ГПВ), федеральная целевая программа «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года». В последнем документе обозначен вектор формирования более рациональной структуры ОПК с помощью интегрированных промышленных структур, которые уже организовывались в судо-, авиастроении и ракетно-космическом секторе.
Среди основных факторов, обусловивших реструктуризацию ОПК в виде создания интегрированных структур (ИС), - необходимость обеспечения Вооруженных сил РФ современным оружием, военной и специальной техникой, превосходящей по своим тактико-техническим характеристикам мировой уровень, при достижении эффективного соотношения «цена -качество» и конкурентоспособности продукции на
мировом рынке вооружений. Повышение управляемости ОПК со стороны государства предполагает устранение ведомственных и межведомственных барьеров при разработке и производстве продукции военного назначения и уменьшение в связи с этим финансовых затрат и ее стоимости. Здесь следует подчеркнуть, что рост мобильности и оперативности в принятии технических и хозяйственных решений также скажется на сокращении производственных издержек. При этом успешность ИС определяется нацеленностью на разработку и изготовление конечной продукции (ракетный комплекс, самолет, танк, подводная лодка и др.).
По мнению аналитиков, процесс формирования вертикально интегрированных структур в ОПК в настоящее время проходит по пути жесткого регламентирования со стороны государства, к сожалению, с теми же ошибками, что и в 1990-х гг. Много вопросов вызывают способы формирования ИС. Специалисты отмечают искусственность создаваемых интеграций и подчеркивают, что «понимание причин включения (невключения) определенных предприятий и организаций в их состав представляется сложным» [1]. Кроме того, назначаемое государственным органом головное предприятие становится ответственным за разработку планов реорганизации и развития всей структуры в целом, что достаточно трудновыполнимо. У головного предприятия нет достаточных финансовых возможностей, чтобы способствовать перевооружению и развитию НИОКР на остальных предприятиях данной структуры, ведь, как правило, они имеют одни и те же проблемы, характерные для современного состояния ОПК [1].
Как отмечал В. В. Путин на заседании президиума Госсовета в Волгограде в 2007 г., «интеграция оправдана лишь тогда, когда она помогает предприятиям повысить рентабельность производства и расширить присутствие на рынке. И потому руководители холдингов должны добиваться именно этих принципиальных целей» [2]. По мнению авторов, эффективной в ОПК может быть вертикальная структура, ориентированная на головное управляющее предприятие - разработчика конечной продукции, заказчиком которой является государство в лице Министерства обороны РФ. При этом ИС (корпорация) должна объединять не огромное количество предприятий - разработчиков и поставщиков комплектующих, а основных исполнителей кооперации. Преимущества создания подобной ИС
(корпорации) для ее участников представляются следующими: корпоративная защита интересов; существенное повышение управляемости предприятиями; обретение возможности эффективного влияния на сроки и качество комплектующих конечной продукции; большие возможности для успешного выполнения крупных НИОКР; более эффективная кадровая политика и др. Исходя из сказанного, организационная модель формирования ИС может быть представлена следующим образом (рис. 1).
Рассматриваемая организационная модель формирования ИС представляет собой результат обобщения опыта интеграции Федерального научно-производственного центра «Алтай» (ФНПЦ), который располагается в г. Бийске Алтайского края. Отметим, что статус федерального научно-производственного центра присваивается отдельным предприятиям и организациям оборонного, ракетно-космического и атомного секторов на основании постановления Правительства РФ от 09.10.1995 № 983. Соответствующее решение было принято в целях реализации реформы оборонной промышленности, направленной на концентрацию ресурсов военного научно-технического и промышленного потенциала. Статус ФНПЦ не изменял формы собственности и организационно-правовой формы, а означал отнесение конкретных предприятий и организаций к объектам, пользующимся особой государственной поддержкой. В состав ФНПЦ входят научные, конструкторские и технологические подразделения, опытные заводы и производства по изготовлению образцов новой техники, подразделения, занимающиеся испытаниями и доводкой создаваемых узлов, агрегатов, отдельных подсистем и систем в целом, а также функциональные и вспомогательные службы, обеспечивающие необходимые условия для выполнения поставленных задач.
Федеральный научно-производственный центр «Алтай» имеет 55-летнюю историю и является ведущим разработчиком и производителем продукции оборонного назначения. Благодаря принадлежности к ОПК предприятием накоплен богатый опыт в области создания технологий двойного назначения, а также новых гражданских технологий на мировом уровне. Наличие в составе ФНПЦ «Алтай» научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических подразделений, а также производственной и испытательной баз, отвечающих современному уровню, дает возможность успешно справляться с решением стоящих перед ним задач.
Общая позиция государства по реструктуризации ОПК, в том числе путем создания ИС
Я >
а я о и
я
к
я
к я
1-3
м ■ч м га
Б
я ■о
5 О
■е к
-а ее »а
а
о
3
8
О О >4 В"
Факторы, обусловливающие реструктуризацию ОПК в виде создания ИС
1. Решение проблем национальной безопасности.
2. Обеспечение потребности Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в современном вооружении, военной и специальной технике отечественного производства, превосходящей по своим тактико-техническим характеристикам мировой уровень.
3. Развитие (сохранение) экспортного потенциала, позволяющего поддержать финансово-экономическую устойчивость интегрированных организаций ОПК, реализацию социально-экономических задач РФ.
4. Повышение конкурентоспособности ОПК, обеспечение выпуска конкурентоспособной продукции.
5. Повышение управляемости ОПК со стороны государства
i
План-график создания ИС в ОПК на соответствующий период, утверждаемый Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ
Т
Работа государственных структур с ведущими предприятиями ОПК - потенциальными головными организациями ИС
Проработка головной организацией организационной схемы создания ИС (состав участников ИС, их существующая и предлагаемая организационно-правовая форма, порядок и способ формирования уставного капитала (фонда) головной организации ИС, степень участия государства в уставных капиталах участников создаваемой структуры)
i
Инициация вхождения предприятий-участников «снизу» или «сверху» (если «сверху» -то рассматривается поданное предложение на уровне организации-участника, если «снизу» - то головной организацией)
Обоснование в системном проекте изменения предполагаемого состава
Реализация изменения орга-низационно-правовой формы при необходимости (например, из ФГУП в ОАО)
Использование специального права РФ на участие в управлении предприятием - исполнителя по созданию продукции в нескольких направлениях («золотая акция»)
Включение головной организации создаваемой ИС в установленном порядке в перечень стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 04.08.2004 № 1009
Факторы, влияющие на вхоиадение организации в интегрированную структуру ОПК
1. Наличие устойчивых научно-производственных кооперационных связей с организациями - соисполнителями оборонзаказа.
2. Наличие оборонзаказа на длительную перспективу и его удельный вес в объеме производства организации.
3. Отраслевая принадлежность.
4. Форма собственности.
5. Целевые установки предприятия.
6. Позиция руководства предприятия.
7. Контактность, взаимопонимание руководства головной организации и организации, предполагаемой к включению в состав ИС
Подготовка соответствующим федеральным агентством комплекта документов (проектов правовых актов Президента РФ и Правительства РФ с необходимыми сопроводительными материалами) и согласование этих проектов с Минпромторгом России, Минэкономразвития России, Минобороны России, ФАС России, Минюстом России
Рис. 1. Организационная модель формирования интегрированной структуры (корпорации)
н ев >1 Н м
та ^
и и н н н м
Ш
я о н о в н я н
ьо
со
ьо
I—'
ьо
ьо о
В настоящее время на базе ФНПЦ «Алтай» ведут деятельность более 40 малых и средних предприятий, созданных в период реформ 1990-х гг., причем по десяти крупным гражданским направлениям. Помимо этого, ФНПЦ «Алтай» играет роль регионального лидера, деятельность которого способствует созданию не только научно-технических, но и организационно-управленческих новаций, инновационной инфраструктуры региона. Поэтому в Стратегии развития Алтайского края до 2025 года город Бийск, имеющий статус наукограда, был определен в качестве центра инноваций региона, а ФНПЦ «Алтай» признан базовым научным центром наукограда. В 2007 г. ФНЦП «Алтай» получал предложение о вхождении в ИС, формировавшуюся по инициативе родственного предприятия, выразившего намерение стать головным. Однако экономическая целесообразность подобного объединения предприятий спецхимии, имеющих однотипные функции в выполнении государственного оборонного заказа, вызывала сомнения и не подтверждалась мировым опытом. Перспективная оценка сильных и слабых сторон возможной интеграции показала, что в случае объединения этих структур рынок сбыта их продукции остался бы тем же, что и у совокупности предприятий, существовавших до организации ИС, а конкуренция, и без того слабая, снизилась бы еще больше, ведь основная деятельность предприятий спецхимии проходит в рамках заказов изготовителей конечной продукции (комплексов, систем и др.) для исполнения целевых заказов вооружения и военной техники для экспорта и гособоронзаказа. Позже вхождение ФНПЦ «Алтай» в другую ИС (головного разработчика) было оценено как соответствующее интересам развития предприятия и в настоящее время успешно завершено.
Таким образом, важным элементом организационной модели формирования ИС является блок, связанный с учетом позиции предприятий-участников. Опыт свидетельствует, что мнение организации, предполагаемой к включению в ИС, немаловажно и должно учитываться при включении в состав конкретной структуры.
Факторы, влияющие на вхождение конкретного предприятия в ИС (см. рис. 1), делятся на объективные (отраслевая принадлежность; наличие оборонзаказа в структуре производства и его удельный вес, по мнению авторов, не менее 50-70 %; наличие устойчивых кооперационных связей с организациями - соисполнителями оборонзаказа;
форма собственности) и субъективные (отношение руководства предприятия к предполагаемому варианту объединения; личные связи руководства; цели организации-участника и др.).
К факторам внешней среды, от которых в максимальной степени зависит стабильность деятельности ФНПЦ, относятся следующие:
• военно-техническая политика государства;
• внешняя экономическая политика (условия экспорта наукоемких и двойных технологий, эмбарго на торговлю с некоторыми странами и др.);
• приоритеты государственной промышленной и экономической политики;
• состояние налогового законодательства;
• потребительский спрос на гражданскую продукцию;
• поведение партнеров и конкурентов и др. Ключевыми факторами успеха, относящимися
к внутренней среде, в сфере разработки и создания военной техники и гражданской продукции, связанной с основной деятельностью ФНПЦ, в том числе являются:
• исследовательская и опытная база;
• персонал, обладающий высокой квалификацией;
• способность эффективно сотрудничать с организациями НИОКР, заказчиками, представителями органов власти и другими хозяйствующими субъектами на различных уровнях. Преимуществами ФНПЦ при адаптации к
новым условиям хозяйствования является наличие двойных технологий, под которыми понимаются структурированные и документированные научно-технические знания, используемые или потенциально пригодные при проектировании, производстве, эксплуатации как военной техники, так и продукции невоенного назначения. В качестве примера двойных технологий можно назвать производство нитроглицерина в ФНПЦ «Алтай», который не только используется как компонент в основном производстве и как составляющая высокопредохранительных промышленных взрывчатых веществ, но и является основой современного лекарственного сердечного препарата. Наличие научно-исследовательской, опытно-конструкторской и производственной баз, а также накопленного потенциала позволило ФНПЦ использовать двойные технологии для успешного проведения конверсии.
Еще одной формой адаптации предприятий ОПК к изменившимся в 1990-е гг. условиям высту-
пило сотрудничество крупных оборонных предприятий и малых инновационных фирм.
Данные преимущества ФНПЦ позволили им участвовать не только в вертикальных структурах, но и в объединениях горизонтального типа.
Особенности горизонтальной интеграции в ОПК связаны с такими формами, как стратегические альянсы на базе соглашений о сотрудничестве, программ научно-исследовательских, производственных, экономических и организационных мероприятий. Горизонтальное взаимодействие в реализации крупных интеграционных межведомственных проектов дает возможность получать инновационные научно-производственные результаты.
Эффективными в ОПК выступают методы и механизмы кластерного подхода. Предпосылками формирования кластеров в инновационных секторах экономики, в том числе относящихся к ОПК, выступают наличие и взаимодействие в регионе (местоположении) таких структур, как научно-производственные организации или НИИ; высшее учебное заведение, имеющее соответствующую специализацию; инновационные структуры типа технопарков или бизнес-инкубаторов; производственные предприятия, направления деятельности которых связаны с разработками научно-производственного центра.
Функциональные задачи кластера ОПК представляются следующим образом:
1) совместное участие в национальных программах по соответствующему направлению;
2) организация научно-технической кооперации;
3) координация внутреннего и внешнего взаимодействия;
4) лоббирование интересов предприятий кластера на региональном, федеральном и международном уровнях;
5) целенаправленная кадровая политика, совместная подготовка и обучение персонала;
6) активная совместная инновационная деятельность и участие в национальных программах и национальных проектах гражданского профиля. Применение инструментов и методов кластерного подхода и государственно-частного партнерства (ГЧП) позволит значительно сократить непроизводственные издержки предприятий ОПК, повысит прозрачность информационных, финансовых и материальных потоков, обеспечит наиболее полное использование трудовых и интеллектуальных ресурсов на основе частных инициатив.
В схемах формирования кластеров ОПК для решения комплекса задач горизонтальной интеграции, по мнению авторов, должна активно участвовать местная администрация. Так, Инновационная стратегия развития Бийска как наукограда Российской Федерации на период 2010-2015 годы в качестве ключевых направлений предусматривает формирование и развитие инновационных полюсов роста (кластеров), в том числе оборонного. Приоритетными направлениями его деятельности являются: разработка и производство специальных изделий и материалов; разработка и изготовление высокотехнологичного оборудования, в том числе для поставок за рубеж; антитерроризм, разработка и производство промышленных взрывчатых веществ.
В состав кластера (рис. 2) входят крупные оборонные предприятия г. Бийска, тесно взаимодействующие между собой в течение нескольких десятков лет (ОАО «Федеральный научно-производственный центр «Алтай», Федеральное казенное предприятие «Бийский олеумный завод», Государственное унитарное предприятие производственное объединение «Сибприбормаш»). Такое содружество позволяет развивать спецхимию, металлоперера-ботку и в кооперации организовывать полный цикл по разработке, производству, испытаниям и сборке образцов малогабаритных изделий для спецтехники и промышленности. Членом кластера является и Институт проблем химико-энергетических технологий (ИПХЭТ) СО РАН, который в творческом сотрудничестве с ФНПЦ «Алтай» проводит фундаментальные исследования по синтезу новых компонентов для перспективных образцов вооружений и военной техники.
Предприятия малого и среднего бизнеса, созданные на базе ФНПЦ «Алтай», ведут деятельность по следующим направлениям:
• проектные работы («Бийскфизтех» - разработка проектов автоматизации технологий и их реализация; «Демос» - проектирование производств и др.);
• научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы («Алтехнохим» - синтез новых химических продуктов и разработка промышленных технологий, «Испытатель» - специальные испытания и изготовление оборудования и др.);
• производство оборудования, приборов, корпусов («Регион», «Мобиле», «Алтик», «Ровинг» и др.);
• строительно-монтажные работы и др.
Малые предприятия на базе ФНПЦ «АЛТАЙ» Производство оборудования, приборов, корпусов
Группа предприятий ООО «Регион»
«Источник» Изготовление
Нанесение защитных нестандартного
нанохромалмазных оборудования
покрытии на корпуса и и приборов
крепежные элементы
ЗАО «Мобиле»
Изготовление нестандартного оборудования
ОАО «Востоквит»
Производство специальных химических материалов
ЗАО «Алтик», ЗАО «Ровинг»
Изготовление корпусов из композиционных материалов
Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
ЗАО «Алтехнохим»
Синтез новых химических продуктов, разработка промышленных технологий
ЗАО «Техприбор»
Разработка и изготовление нестандартных систем измерения технологических параметров
ЗАО «Испытатель»
Проведение специальных испытаний, изготовление оборудования
Проектные работы
Строительно-монтажные работы
РСЦ, СММ, микс
Рис. 2. Схема кооперации предприятий и организаций г. Бийска в полюсе оборонного направления
Цели и задачи полюса оборонного направления, примеры взаимодействия его предприятий-участников достаточно подробно рассмотрены в работе И. Г. Теплова [7].
Опыт кооперации предприятий полюса, например, в области промышленных взрывчатых веществ, показывает эффективность совместных усилий и способность комплексно и на мировом уровне решать задачи любой сложности, доводить научные разработки до внедрения в минимально сжатые сроки и оперативно реагировать на пожелания потребителей, в том числе разрабатывать и внедрять нестандартное оборудование и автоматизированные системы управления технологическими процессами.
Создание кластера оборонного направления соответствует стратегическим целям и идеологии кластерной политики Российской Федерации, а также основным направлениям развития, определенным Бийску как наукограду РФ в постановлениях о присвоении и сохранении этого статуса. Создание и развитие кластера оборонного назначения г. Бийска способствует увеличению объемов и безусловному выполнению оборонзаказа, поставок «под ключ»
зарубежным партнерам технологий и оборудования двойного назначения, выпускаемой наукоемкой продукции; созданию производств специальных компонентов; постановке на вооружение армии и флоту новых разработок, в том числе стратегического назначения.
В настоящее время программа развития кластера успешно реализуется: создана экспертная группа, проводится анализ перспективного развития предприятий ОПК г. Бийска с выработкой заключений об эффективности реализованных, а также целесообразности и динамике исполнения заявленных до 2020 г. инвестиционных проектов и программ и др. Предприятия ОПК участвуют в федеральных целевых программах «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2011-2020 годов», «Стратегические материалы» и др. Работы инвестиционного характера, планируемые предприятиями ОПК на 2012-2020 гг., насчитывают 17 позиций на общую сумму несколько миллиардов рублей.
Таким образом, опыт ФНПЦ «Алтай» как организации ОПК показывает два возможных направления интеграции: 1) вертикальное - посредством участия в государственных корпорациях, создаваемых в целях реформирования сектора ОПК; 2) горизонтальное - через инициативное объединение предприятий в рамках стратегических альянсов и региональных кластеров. Решаемые при этом задачи различаются: вертикальное объединение влияет на повышение управляемости ОПК в целом, способствует преодолению структурной раздробленности, позволяет повышать качество конечной продукции. Горизонтальная интеграция, например, в виде кластера, который рассматривается как единая открытая производственно-хозяйственная, саморазвивающаяся и самоуправляющаяся система, обращена, прежде всего, на координацию внутреннего и внешнего взаимодействия для совместного участия в национальных программах по соответствующему оборонному, а также гражданским направлениям,
представлению и отстаиванию интересов предприятий на региональном, федеральном и международном уровнях.
Список литературы
1. Амосенок Э. П., Бажанов В. А., Веселая Л. С. и др. Машиностроение как доминанта в инновационных процессах / под ред. Г. М. Мкртчяна, В. А. Бажанова. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2008. С. 70.
2. Выступление Президента РФ В. В. Путина на заседании президиума Государственного совета РФ по вопросу развития промышленного сектора экономики страны. 19.02.2007. URL: http://kremlin. ru/transcripts.
3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию Российской Федерации. 30.11.2010. URL: http://kremlin. ru/transcripts/messages.
4. Пухов Р. Мировой ВПК сегодня и завтра // Военно-промышленный курьер. 2010. № 42-43.
5. Рогозин Д. О. ОПК будет гордостью России // Военно-промышленный курьер. 2013. № 5. С. 1-8.
6. Технологическое перевооружение предприятий ОПК, идущее в рамках выполнения ГПВ, - это, по сути, новая индустриализация страны: интервью с первым заместителем председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Иваном Харченко // Национальная оборона. 2013. № 2. С. 16-20.
7. Теплова И. Г. Интегрированный научно-производственный комплекс «Алтай» - базис развития оборонного направления наукограда Бийск // Известия Алтайского государственного университета. 2011. № 2/1. С. 331-336.
8. Фролов И. Э. Российский высокотехнологичный комплекс в условиях мирового финансово-экономического кризиса / Тезисы доклада, сделанного на Российском экономическом конгрессе в декабре 2009 г. URL: http://www. ecfor. ru/pdf. php?id=pub/frol03.