http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2226-7425-2017-19-11-86-91
УДК 616-053.2
ОСОБЕННОСТИ ВЕГЕТАТИВНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ У ДЕТЕЙ С ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.
Плахотникова С.В., Санталова Г.В., Гасилина Е. С.
ФГБОУ ВО Самарский государственный медицинский университет, г. Самара, Российская Федерация
Аннотация. Клинические последствия перинатальных поражений центральной нервной системы (ЦНС) являются темой острых дискуссий педиатров, неонатологов и неврологов на протяжении многих десятилетий. У детей с церебральными повреждениями происходит частичное или полное восстановление неврологических функций. Однако не стоит недооценивать роль перинатальных поражений ЦНС в формировании детской патологии и адаптационных возможностях таких детей. Отдалённые последствия перинатальной патологии центральной нервной системы (ПППЦНС) проявляются у детей нарушениями базового и высшего уровня регуляции, что приводит к возникновению соматических заболеваний или становятся основой для их формирования. Были изучены особенности вегетативной нервной системы у детей с перинатальной патологией центральной нервной системы в анамнезе, наблюдающихся с диагнозом перинатальное поражение центральной нервной системы, посещающих детское дошкольное учреждение. В результате исследования установлены особенности функционирования вегетативной нервной системы (ВНС) у детей с перинатальной травмой, проживающих в Самарском регионе. Доказана целесообразность оценки параметров кардиоинтервалографии (КИГ), расчета числовых характеристик вариационных пульсограмм, в которых учитывались частота сердечных сокращений, длительность кардиоинтервалов, индекс напряжения для оценки вегетативного статуса детей с перинатальной патологией центральной нервной системы с позиций характеристики ее адаптационных возможностей.
Ключевые слова. Детский возраст, кардиоинтервалография, вегетативные нарушения, болезни адаптации, перинатальная патология.
В дошкольном возрасте происходит существенная перестройка морфо-функциональной организации сердечно-сосудистой системы и активное усовершенствование механизмов ее регуляции [1]. Ритм сердечных сокращений находится под контролем автономной нервной системой. Симпатическая часть усиливает и ускоряет частоту сердечных сокращений, а парасимпатическая - ослабляет и замедляет. Соотношение симпатических и парасимпатических влияний на сердечный ритм весьма изменчиво во всех периодах развития ребенка. Регулируемая симпатическим и парасимпатическим отделами, вегетативная нервная система наиболее сильно реагирует на любые стрессовые воздействия. Несмотря на то, что о степени напряжения регуляторных систем можно судить, например, путем изучения содержания в крови адреналина и норадрена-лина, изменению диаметра зрачка и т.д., наиболее простым и доступным методом динамического контроля является математический анализ ритма сердца (кар-
диоинтервалография). Показатели кардиоритма являются интегральными маркерами уровня "стрессиро-ванности" организма [2].
Сила и ритм сердечных сокращений несут информацию о деятельности всех регулирующих систем и состоянии сердечно-сосудистой системы в частности.
Известно, что низкий уровень здоровья детей дошкольного возраста сопровождается частым обнаружением вегетативных дистоний. Так, у 50,9% наблюдается напряжение адаптационных процессов в виде гиперсимпатикотонической вегетативной реактивности [3, 4]. Смещение вегетативного тонуса в сторону симпатикотонии типично для состояния стресса. Известны сведения о возможности срыва, снижении адаптационных возможностей у дошкольников с усиленным темпом подготовки к школе. Это может служить косвенным подтверждением полисистемной энергетической недостаточности. Такая адренергиче-ская реактивность свидетельствует о состоянии утомления дошкольника и необходимости отдыха, что должны учитывать воспитатели (нормирование
—--—
Журнал включен в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК
нагрузки, новые образовательные технологии, позволяющие снизить нагрузку на детей), медицинские работники (повышение резервов адаптации) и родители (осуществление контроля за соблюдением режима дня, сна и отдыха; контроль и выполнение медицинских рекомендаций; создание и поддержание эмоционально-благоприятной обстановки в семье) [5].
Перинатальное поражение центральной нервной системы (III1ЦНС) является одним из биологических факторов, действующих на ранних этапах онтогенеза. Вклад этих факторов в формирование функциональной церебральной основы высшей психической деятельности достаточно полно раскрывают современные исследования в области нейропсихологии развития. Симптоматика ППЦНС оставляет свой след на нормативно гетерохронные процессы формирования церебральных функциональных систем, и способствует формированию вариативных дисфункциональных паттернов вегетативной регуляции соматических функций [6, 7].
Спектр отдалённых последствий перинатальной патологии центральной нервной системы у детей раннего возраста включает вариативные формы нарушений психической саморегуляции базового и высшего уровня, которые в дальнейшем приводят к возникновению соматических заболеваний или становятся основой для их формирования [8].
Анализ литературных данных свидетельствует о влиянии центрального и периферического отделов вегетативной нервной системы (ВНС) на обеспечение процессов адаптации. Поддержание вегетативного равновесия позволяет сохранять достигнутый уровень компенсации, что является весьма затруднительным в случае наличия ППЦНС. Вместе с тем детский возраст, являющийся особым периодом, характеризуется постоянной и выраженной перестройкой всех функциональных систем организма. При наличии перинатальной травмы возможно увеличение числа различных форм вегетативного дисбаланса. В связи с этим несомненна важность оценки вегетативного статуса и оценка адаптивных возможностей организма у детей данной группы. Для оценки состояния регуляторных систем организма оптимальным является анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) [9, 10, 11].
Цель исследования:
Оценить особенности вегетативной нервной системы у детей 3-7 лет с перинатальной патологией центральной нервной системы.
Методика исследования. Проведена оценка кардио-интервалографий136 практически здоровых детейв возрасте от 3 до 7 лет, посещающих детский сад. Обследованные дети были разделены на 2 группы: 22% (30 детей) составили дети, имеющие в анамнезе ППЦНС без ограничения возможностей, и 78% (106
детей) без отягощенного анамнезапо ППЦНС, относящиеся к 1(10%) и 2 (90%) группам здоровья.В первой группе мальчиков было 60%(18 детей), девочек-40% (12), а во второй 47% (49) и 53% (56) соответственно.
Причинами повреждения головного мозга у наблюдаемых детей были: отягощенный соматический анамнез беременной (бронхиальная астма -3%, гипертоническая болезнь-6%), неблагополучно протекающие беременность (угроза выкидыша-6%, гестоз -8%, фетоплацентарная недостаточность-5%) и роды (узкий таз-7%, преждевременные роды -6%, слабость родовой деятельности -3%). У 6% во время беременности отмечено курение, умеренное употребление алкоголя - 3%, прием потенциально опасных для плода лекарственных препаратов - 3%, профессиональные вредности-6%, экологическое неблагополучие -9%.
Механическое воздействие, как причина перинатальной энцефалопатии, было обусловлено использованием акушерских пособий - 5%, родами в тазовом предлежании -3%, неправильным вставлением головки - 3%.
Основными клиническими синдромами перинатальной энцефалопатии были: синдром двигательных расстройств - 56%, синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости (синдром гипервозбудимости) - 66%, синдром угнетения ЦНС - 16%, гипер-тензионно-гидроцефальный синдром - 60%, вегето-висцеральный синдром - 30%.
У детей наблюдалась разная степень тяжести перинатальной энцефалопатии: легкая степень - 6 - 7 баллов по шкале АПГАР (повышенная двигательная активность в период новорожденности, трудности засыпания, поверхностный беспокойный сон, частый плач, мышечная дистония, тремор подбородка и конечностей) была отмечена в анамнезе у 68%. Симптомы регрессировали в течение первого месяца жизни.
Среднетяжелая степень - 4 - 6 баллов по шкале АПГАР (вялость, гипорефлексия, гиподинамия, диффузная мышечная гипотония; очаговые неврологические расстройства проявлялись анизокорией, птозом, сходящимся косоглазием, нистагмом, нарушениемсо-сания и глотания, асимметрией носогубных складок, асимметрией сухожильно-надкостничных рефлексов, гипертензионно-гидроцефальным синдромом) встретилась у 32%. Среди детей со средней степенью тяжести перинатальной энцефалопатии при нейросоногра-фических исследованиях у 8% детей отмечены затемненные или измененные участки мозга. Перечисленные неврологические расстройства частично регрессировали к более позднему восстановительному периоду. У15% детей со средней степенью тяжести ПППЦНС в анамнезе на момент исследования отмечалась головная боль напряжения, которая считается индикатором
наличия психовегетативных расстройств [11]. Объективно были выявлены эмоционально- аффективные и вегетативные нарушения.
У детей 2 группы с симпатикотонией клиническая симптоматика характеризовалась состоянием после перенесенных инфекционных заболеваний (22%), задержкой физического развития без эндокринной патологии (21%), острыми респираторными заболеваниями 4-6 раз в год (44%). Смещение вегетативного тонуса в сторону симпатикотонии типично для состояния стресса, который, вероятно, обусловлен интенсивной подготовкой к школе, требующей большой психоэмоциональной и умственной активности на фоне недостатка физической активности, сна, короткого светового дня. У детей с гиперсимпатикотонитей кроме перечисленных состояний отмечались положительные туберкулиновые пробы в 4% случаев и ИН составил более 500, что свидетельствует о декомпенсированном дистрессе, значительном напряжении адаптивных систем, нарушении иммунологической резистентности и неспецифической защиты (повышение уровня лизо-цима, снижение фагоцитарной активности полиморфно-ядерных нейтрофилов и их окислительно-восстановительного потенциала) [12, 13, 14]. Возможность формирования такого состояния обусловлена тем, что гиперсимпатикотония способствует запуску целого ряда регуляторных нарушений, влияющих, в частности, на уровень артериального давления: растет сердечный выброс, повышается сосудистый тонус и величина общего периферического сопротивления сосудов, активность ренин-ангиотензин-адреналовой системы, увеличивается объем циркулирующей крови, возрастает пред нагрузка и минутный объем[15].
Для оценки вегетативного тонуса использовали кардиоинтервалографию (КИГ), выполненную в стандартных условиях. Для регистрации и визуализации параметров КИГ использовали фотоплетизмограф компьютерный "Элдар". Возможности данного аппарата: одновременная регистрация ЭКГ; скрининг-диагностика функционального состояния пациента; динамическое наблюдение за изменениями показателей; оценка показателей вегетативной регуляции путем анализа ритма сердца; формирование комплексного медицинского заключения по результатам компьютерного анализа, документирование и распечатка результатов обследования; электронная картотека пациентов с возможностью архивации данных[16].
Параметры оценивали по методике Р.М. Баевского. Обследование проводилось в утреннее время, в положении сидя. Регистрация параметров вариабельности сердечного ритма проводилась в течение 5 мин. Затем на компьютере с помощью программы "Eldar-Vario", предназначенной для определения показателей вариабельности сердечного ритма путем анализа последова-
тельного ряда длительностей межпульсовых интервалов (сертификата соответствия РОСС RU.ИМ02.В16881), проводился расчет числовых характеристик вариационных пульсограмм, в которых учитывались: ЧСС - частота сердечных сокращений;
Мо - мода распределения - значение длительности кардиоинтервалов (КИ)наиболее часто встречающееся в выборке КИ, в качестве Мо принимается начальное значение поддиапазона длительности, в котором отмечено наибольшее число КИ, выражается в секундах, указывает на наиболее вероятный уровень функционирования системы кровообращения;
Амо - амплитуда моды распределения - число КИ, соответствующих по длительности поддиапазону моды, выражается в % к объему выборки.
ДХ - вариационный размах - разность между максимальным и минимальным значением длительности КИ в выборке, выражается в секундах.
ИН - индекс напряжения (индекс Баевского), характеризующий напряжение компенсаторных механизмов организма, вычисляющийся по формуле:
ИН=АМо/2ДХ*Мо (усл. ед.), где Амо - значение амплитуды моды гистограммы распределения КИ; Мо, с - значение моды; ДХ, с - вариационный размах.
ИН менее 30 УЕ (условные единицы) рассматривался как ваготония,
от 30 до 90 УЕ - как эйтония, от 91 до 120 УЕ интерпретировался как симпатико-тония,
выше 120 УЕ - как гиперсимпатикотония (Ляли-кова В.Б., 1983г)
ИН в интервале от30 до 200 УЕ свидетельствует об эустрессе. По Селье (1963г) в ответ на слабые и умеренные стрессорные факторы, развивается эустресс, т.е. стресс без явлений повреждения или стресс с незначительными нарушениями. Физиологические изменения при стрессе включают мобилизацию функций органов и систем, ответственных за адаптацию, резистентность, сохранение жизни, за получение большего количества кислорода, питательных и регуляторных веществ;
ИН выше 200 УЕ - о компенсированном дистрессе. В понятие дистресс вкладывается расстройство, связанное с выраженными негативными влияниями и оказывающее вредное влияние на здоровье, с которым, в ряде случаев, организм человека не в силах справиться
[17, 18].
ИН выше 500 УЕ - о некомпенсированном дистрессе или кризисе адаптации, разрушающим здоровье человека, что может привести к тяжелым заболеваниям, в т.ч. психическим. От стресса страдает иммунная система[1,19].
Для статистической обработки использовались таблицы сопряжения размерностью 2Х2 с оценкой крите-
рия согласия х2 Пирсона (хи-квадрат) и расчетом статистических различий между показателями (р) с учётом критерия Стьюдента-Фишера (!) [20].
Результаты исследования и их обсуждение. Параметры КИГ представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Параметры КИГ
Параметры КИГ 1-я группа(п=30) 2-я группа (n=106) Хи-квадрат Уровень значимости "р"
абс % Абс %
Исходный вегетативный тонус
Ваготония 3 2% 0,5055 0,4776
Эутония 2 7% 9 9% 0,0684 0,7948
Симпатикотония 3 10% 9 9% 0,0005 1,0005
Гиперсимпатикотония 25 83% 85 80% 0,1332 0,7158
Уровень стресса
Эустресс 8 26% 38 36% 1,8939 0,1694
Компенсир.дистресс 4 13% 37 35% 12,089 0,0013
Кризис адаптации 18 60% 31 29% 18,2209 0,0005
Анализ исходных данных показал значительный диапазон колебаний параметров КИГ. Так, фоновые значения ИН варьировались у детей 1-й группы от 85 до 2058 усл. ед., в то время как во второй группе этот параметр не превышал 900 усл. ед.
Среди симпатических признаков доминировали: повышенная возбудимость - у 25% и 18% детей 1и 2 групп соответственно; различные варианты нарушения сна-14% и 8%; гипертензивные сосудистые кризы- у 3% и 0%, цефалгии; кратковременные боли в области сердца -у 5% и 2%.
Парасимпатические признаки в основном были представлены: мраморностью кожных покровов с ги-пергидрозому 30% детей 1 группы и у 14% 2 группы; склонностью к головокружениям- у 10% и 2%, мигре-неподобными цефалгиями- у 5% и 2%, нарушением моторики кишечника- у 28% и 12% детей соответственно.
При оценке исходного вегетативного тонуса нами не было выявлено статистически достоверной разницы у детей обеих групп, тогда как уровень стресса значительно отличался у детей 1 группы. У детей с отягощенным анамнезом по ППЦНС достоверно чаще наблюдался переход из компенсированного дистресса в кризис адаптации, что свидетельствуето более быстром истощении компенсаторных возможностей вегетативной нервной системы.
Вывод.
У детей 3-7 лет как с отягощенным анамнезом по ППЦНС, так и у практически здоровых отмечалась неадекватность компенсаторно-приспособительных реакций, проявляющаяся компенсированным дистрессом (13% и 35% соответственно). Истощение компенсаторных возможностей ВНС проявлялось кризисом адаптации у 60% детей 1 группы, у которых симптомы
ПППЦНС расценивались как среднетяжелые и у 29%-второй группы, у которых отмечалась гиперсимпати-котония. Это свидетельствует о возможности формирования болезни регуляции и позволяет выделить группу риска по формированию структурных изменений в организме.
Изучение преморбидного состояния детей является необходимым для более полноценной характеристики функционирования вегетативной нервной системы и адаптационных возможностей ребенка.
Предложенный способ оценки адаптационных возможностей как у здоровых детей, так и у детей с ППЦНС является доступным, дает возможность получить объективный критерий возможной адаптационной дисфункции и провести своевременные лечебно-коррекционные мероприятия.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
[1] Левчук Л.В. Состояние вегетативной нервной системы и местного иммунитета у детей дошкольного возраста. Диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук. Екатеринбург 1997.-21с.
[2] Горст В.Р. Показатели системы регуляции вегетативных функций у детей в критические возрастные периоды //Эколого-биологические проблемы Волжского региона и Северного Прикаспия: материалы III Всерос. науч. конф. - Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 2000. - С. 86-87.
[3] Коняева Т.Н. Возрастные особенности вегетативной регуляции у практически здоровых мальчиков 10-17 лет по данным кардиоинтервалографии // Альманах «Новые исследования». - М.: Вердана, 2003. № 2 (5). -С. 102-107.
[4] Плахотникова С. В. Прогнозирование недостаточности компенсаторных механизмов у детей // Аспирантские чтения - 2016: мат.конф.- Самара, 2016.-С. 33.
[5] Козлова Л. В., Самсыгина Г. А., Царегородцева Л. В. Вегетативная дисфункция у детей и подростков (клиника, диагностика, лечение) // Учебно-методическое пособие. Смоленск, 2003. 80 с.
[6] Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. Москва ; Воронеж : МПСИ; МОДЭК. 2001. 272 с.
[7] Лазуренко С.Б. Педагогическое сопровождение семьи ребёнка младенческого и раннего возраста с перинатальным поражением ЦНС в условиях стационара // Российский педиатрический журнал. 2008. № 5. С. 3942.
[8] Новые подходы к диагностике перинатальных поражений центральной нервной системы у детей первого года жизни и их классификация / Российская ассоциация специалистов перинатальной медицины. 1, Москва // Педиатрия. 2004. № 1.С. 2-5.
[9] Левин О.С., Штульман Д.Р. Неврология. Справочник практического врача. 7 издание. // Медицина. «МЕД-пресс-информ», 2011.
[10] Никифоров А.С., Коновалов А.Н., Гусев Е.И.//Клини-ческая неврология в трех томах. Москва, «Медицина», 2002.
[11] Preface. Pediatric autonomic disorders. Moodley M., Sem-inPediatr Neurol. 2013 Mar;20(1):1-2. doi: 10.1016/j.spen.2012.12.001.
[12] Садыкова Г. К., Ряхова Е. С., Ганиева Д. К. Функциональное состояние вегетативной нервной системы у детей младшего школьного возраста с головными болями // Молодой ученый — 2015. — №7. — С. 313-316.
[13] Городинский Б.В., Дроздова Л.А., Козлова Л.С. Иммунологическая недостаточность у детей в условиях соче-танного воздействия химического и биологического факторов. / Экологическая безопасность городов: Мат. конф. -СПб., 1993.-С. 37.
[14] 1нфекцшшхвороби у дней (Клгшчншекцй) /За ред. С.О. Крамарева. К., Морюн, 2003, 480 с.
[15] Царегородцева Л. В. Дискуссионные вопросы синдрома вегетативной дистонии у детей // Педиатрия. 2003. № 2. С.103-105.
[16] Бубнов О.В., Плахотникова С.В. Аппаратный комплекс «Элод» в прогнорзировании адаптационных возможностей подростков-школьников.// Сборник научно-практических статей. 4-я научно-практическая конференция с международным участием «Здоровье здоровых» - Самара 2011г, с 69-71.
[17] Справочник по клиническим лабораторным методам исследования /под ред. Е.А. Кост. М., Медицина, 1975, с. 56-57.
[18] Селье Г., Очерки об адаптационном синдроме, пер. с английского, М., 1960.
[19] Корнева Е.А., Григорьев В.А., Клименко В.А., Столяров И.Д. Электрофизиологические феномены головного мозга при иммунных реакциях. Ленинград: «Наука», - 1989. - С. 152.
[20] Котельников Г. П., ШпигельА. С. Доказательная медицина. Научнообоснованная медицинская практика. Монография.// Самара, 2000. 113с.
FEATURES OF THE AUTONOMIC NERVOUS SYSTEM IN CHILDREN WITH PERINATAL PATHOLOGY OF THE CENTRAL NERVOUS SYSTEM
Plakhotnikova S.V., Santalova G.V., Gasilina E.S.
Samara state medical University, Samara, Russian Federation
Annotation. Clinical consequences of perinatal lesions of the Central nervous system (CNS) are the subject of intense debate pediatricians, neonatologists and neurologists for many decades. In children with cerebral lesions there is a partial or complete recovery of neurological functions. However, don't underestimate the role of perinatal lesions of the Central nervous system in the formation of children's pathology and adaptive capabilities of these children. Remote consequences of perinatal pathology of the Central nervous system occur in children violations of basic and higher levels of regulation that leads to somatic diseases or be the basis for their formation. Studied were the peculiarities of autonomic nervous system in children with perinatal pathology of the Central nervous system in anamnesis, observed with a diagnosis of perinatal lesions of the Central nervous system attending a preschool. The study features of the functioning of the autonomic nervous system (ANS) in children with perinatal injury living in the Samara region. Proved the feasibility of evaluation of parametrovcardiointervalography (CIG), calculating numerical characteristics of the variation pulsogram that included heart rate, duration of RR-intervals, strain index to evaluate vegetative status of children with perinatal pathology of the Central nervous system from the standpoint of the characteristics of its adaptive capacity.
Key words: age of children; cardiointervalography; autonomic disorders; diseases of adaptation, perinatal pathology.
REFERENCES
[1] Levchuk L.V. Autonomic nervous system and local immunity in children of preschool age. The dissertation on competition of a scientific degree of candidate of medical Sciences. Ekaterinburg 1997.-21p.
[2] Gorst V. R. system Indicators of vegetative regulation function in children in the critical age periods //Ekologo-biolog-ical problems of the Volga basin and North Caspian re-
gions: materials Are. scientific. Conf. - Astrakhan: publishing house of the Astrakhan state PED. University press, 2000. - S. 86-87.)
[3] Konyaeva T.N. Age features of vegetative regulation in healthy boys aged 10-17 according cardiointervalography // Almanac "New research". - M.: Verdana, 2003. № 2 (5). -P. 102-107.
[4] Plahotnikova S. V. Prediction of failure of compensatory mechanisms in children // Aspirantskieschteniya - 2016: Mat.Conf.- Samara, 2016.-S. 33.
[5] Kozlova L. V., Samsygina G. A. Tsaregorodtseva L. V. Autonomic dysfunction in children and adolescents (clinic, diagnostics, treatment) // Educational-methodical manual. Smolensk, 2003. 80 C.
[6] Tsvetkova L. S. Actual problems of neuropsychology childhood. Moscow ; Voronezh : MPSI; MODEK. 2001. 272.
[7] Lazurenko S. B. Pedagogical support of the child's family of infant and young children with perinatal lesions of CNS in the hospital // Russian journal of Pediatrics. 2008. No. 5.P. 39-42.
[8] New approaches to the diagnosis of perinatal lesions of the Central nervous system in children the first year of life and their classification / Russian Association of perinatal medicine. 1, Moscow // Pediatrics. 2004. No. 1.P. 2-5.
[9] Levin O. S., Shtulman D. R. Neuroscience. Directory of practitioners. 7 edition. // Medicine. "Medpress-inform", 2011.
[10] Nikiforov A. S., Konovalov A. N., Gusev E. I. Clinical neurology in three volumes. Moscow, "Medicine", 2002.
[11] Preface. Pediatric autonomic disorders. Moodley M., Sem-inPediatr Neurol. 2013 Mar;20(1):1-2. doi: 10.1016/j.spen.2012.12.001.
[12] Sadykova G. K., Rahowa E. S., Ganiev D. K. the Functional state of the autonomic nervous system in children of primary school age with headaches // Young scientist. — 2015. — No. 7. — S. 313-316.
[13] Gorodinski B. V., Drozdov A. A., Kozlov, L. S. Immunological failure in children in conditions of combined chemical and biological factors. / Environmental security of cities: Mat. Conf. -SPb., 1993.-P.37.
[14] Infectious diseases in children (Clinical lectures) /ed. by S. A. Kramareva. K., Morion, 2003, 480 p.
[15] Tsaregorodtseva L. V. Discussion with the vegetative dystonia syndrome in children // Pediatrics. 2003. No. 2. P. 103-105.
[16] BubnovO.V/, PlahotnikovaS. V. Hardware "Elodie" in prognozirovanii adaptive capabilities in-school adoles-cents.// Collection of scientific articles. 4-th scientific-practical conference with international participation "Health healthy" - Samara, 2011, 69-71.
[17] Handbook of clinical laboratory research methods /edited by E. A. Kost. M., Medicine, 1975, pp. 56-57.
[18] Selye G. Essays on the adaptation syndrome, transl. from English, Moscow, 1960
[19] Korneva E. A., Grigoriev V. A., Klimenko V. A., Stolyarov I. D. Electrophysiological phenomena of the brain in immune responses. Leningrad: "Science", - 1989. - P. 152.
[20] KotelnikovG. P., Shpigel A. S. Evidence-based medi-cine.Scientifically based medical practice. Monograph.// Samara, 2000. 113c.