8. Cherchenko O. V., Petrov A. N., Divnenko O. V. Mechanisms of Aging and Age-Related Diseases: bibliometric and patent analyses // BIOMEMBRANES 2016: Mechanisms of Aging and Age-Related Diseases International Conference 26 - 30 September 2016. Book of Abstracts.
FEATURES OF LEVEL OF CLAIMS STUDENTS WITH DIFFERENT ACADEMIC ACHIEVEMENT Guzhova S.1, Buyanova V.2 (Russian Federation) ОСОБЕННОСТИ УРОВНЯ ПРИТЯЗАНИЙ УЧАЩИХСЯ С РАЗНОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ УСПЕВАЕМОСТЬЮ Гужова С. И.1, Буянова В. В.2 (Российская Федерация)
'Гужова Светлана Игоревна / Guzhova Svetlana — студент;
2Буянова Валентина Васильевна/Buyanova Valentina - кандидат психологических наук, доцент, кафедра специальной и прикладной психологии, факультет психологии и дефектологии, Мордовский государственный педагогический институт им. М. Е. Евсевьева, г. Саранск
Abstract: the article quite extensively describes and reveals the study of level of aspiration of students with different academic performance; It demonstrated a statistically significant relationship between academic achievement and the level of claims of students in the degree of general education. The obtained data and the results of the study enhance understanding about the level of aspiration among students with different academic achievement; can be used to optimize the educational process in secondary school. Аннотация: в статье подробно описывается и раскрывается проблема изучения уровня притязаний учащихся с разной академической успеваемостью; доказано наличие статистически значимых связей между академической успеваемостью и уровнем притязаний у учащихся на ступени основного общего образования. Полученные данные и результаты исследования расширяют представления об уровне притязаний у учащихся с разной академической успеваемостью; можно использовать с целью оптимизации учебно—воспитательного процесса в общеобразовательной школе.
Keywords: students, aspirations, achievement, personality.
Ключевые слова: учащиеся, уровень притязаний, успеваемость, личность.
Понятие «уровень притязаний» традиционно определяется в психологии как уровень трудности цели, которую человек хочет достигнуть, исходя из своих возможностей.
У каждого человека существуют потребности, желания, которые он стремиться удовлетворить. Если речь идет о биологических потребностях, то в большинстве случаев здесь никаких проблем и препятствий не возникает. Но если речь идет о высших потребностях, тогда мы можем столкнуться с рядом проблем и препятствий на пути к достижению наших целей. Но основная проблема заключается в том, что человек, достигая одну цель, ставит перед собой другую. И вот как индивидуум видит себя в этой жизни, как ставит цели, достигает их, справляется с трудностями, во многом зависит от уровня притязаний.
Какие же качества личности служат ответственными за тот или иной способ целеуказания, представленный в характеристиках уровня притязаний? В числе личностных детерминант выбора цели называют честолюбие, чувство собственного достоинства, смелость перед лицом действительности, а также - предусмотрительность, осторожность, страх неполноценности. К ним относят настойчивость, упорство, непостоянство, медлительность, способ защиты «Я» в условиях возможного поражения, фиксацию на себе, особенности мотивации. Как отмечал К. Левин, вопреки усилиям не было найдено никаких независимых мер или коррелятов среди показателей уровня притязаний, позволивших бы прямо соотнести ту или иную черту с параметром уровня притязаний [3, с. 19].
Одной из проблем современного образования в России является снижение качества обучения в школе. Существует мнение, что это происходит из - за того, что не все учителя учитывают закономерности развития психики, в том числе и уровень притязаний личности учеников.
Бесспорно то, что существует взаимосвязь между успеваемостью учащихся и уровнем притязаний личности. Понятия «личность» и «уровень притязаний личности» в повседневном общении употребляются постоянно и, в общем, правильно. Однако, для более глубокого понимания данной проблемы, педагог призван опираться на научную, психологически обоснованную трактовку понятий «личность» и «уровень притязаний личности». Актуально то, что будущему педагогу, который не только обучает, но и воспитывает и развивает личность, необходимо знать в полной мере все аспекты данного вопроса. Опираясь на принцип детерминизма, учитывая индивидуально - типологические
особенности развития, следует принять во внимание закономерности развития психики, и личности в целом, на каждом этапе, а также влияние предыдущих этапов развития на последующие.
Особый интерес представляет уровень притязаний субъектов образовательного процесса. Соответствие уровня притязаний реальным возможностям является одним из решающих условий успешного развития личности, поскольку именно в этом случае возможна адекватная реакция на любое педагогическое воздействие. Именно в этом случае личность начинает видеть перспективы собственного совершенствования, осознавать успехи и неудачи своей деятельности. Именно в этом случае формируется объективная самооценка. В младшем школьном возрасте уровень притязаний, реальная оценка своих возможностей лишь складываются. Эти образования еще нельзя отнести к устойчивым свойствам личности. Однако именно в этом возрасте необходимо начинать их формирование [5, с. 15].
Педагогическое воздействие, обеспечивающее формирование соответствия уровня притязаний реальным возможностям, имеет особое значение для младшего школьного возраста, поскольку, чем раньше будут обеспечены необходимые условия такого формирования, тем больше оснований рассчитывать на успешное развитие личности. Всегда легче и целесообразнее формировать любое свойство, чем изменять, ломать, перестраивать уже сложившиеся структуры [5].
Уровень притязаний может достаточно заметно влиять на успешность учебной деятельности. Причем это влияние проявляется, весьма неоднозначно. В равной мере может отрицательно повлиять и излишне заниженный, и излишне завышенный уровень притязаний. Важно формировать адекватный возможностям ребенка уровень притязаний. При этом следует учитывать, что сам факт адекватности при всей его важности еще недостаточен, подчас решающее значение может иметь степень осознания своих реальных возможностей.
Поскольку уровень притязаний существенно зависит от степени самооценки, изучение ее особенностей также представляется необходимым для выбора наиболее оптимального пути формирования адекватно осознанного уровня притязаний.
В школе ребенок становится объектом оценки с точки зрения интеллектуальных, социальных и физических возможностей. Вследствие этого школа неизбежно становится источником впечатлений, на основе которых начинается бурное развитие самооценки ребенка. Появляется еще одна значимая фигура - учитель, от которой он получает обратную связь. В школе успешность и неуспешность проявляется со всей отчетливостью, они приобретают официальный характер, постоянно регистрируются и провозглашаются.
Доминирующей ценностью в системе образования являются успехи в учебе. Повторяющиеся на протяжении многих лет как положительные, так и отрицательные оценки не могут не оказать существенного влияния на самооценку и уровень притязаний. Хотя положительные подкрепления учебной деятельности школьника, свидетельствующие о его достижениях, не являются гарантией позитивности самооценки, но значительно повышают вероятность такого результата. С другой стороны, если в учебных ситуациях школьник будет получать преимущественно отрицательный опыт, то вполне возможно, что у него сформируется не только негативное представление о себе как об учащемся, но и негативная общая самооценка и уровень притязаний в целом [4, с. 17]. Характерными в этом плане являются данные, полученные Дж. Ричером, который провел обследование подростков, оставивших школу до ее окончания. Многие из опрошенных заявляли, что уйдя из школы, они получили возможность стать самими собой, ибо почувствовали, что их принимают друзья и товарищи по работе.
Для мальчиков поступление в школу оказывается событием психологически более напряженным, чем для девочек. Это связано с более быстрым взрослением девочек. Но в основном начало школьной жизни вызывает снижение самооценки у всех детей. Максимальное значение успеваемость имеет для развития самооценки и уровня притязаний в раннем подростковом возрасте [5]. Самоустановки индивида и характер его личностной мотивации оказывают наибольшее влияние на успеваемость [по 1]. Результаты многочисленных исследований говорят о том, что между успеваемостью и представлениями индивида о своих учебных способностях существует более тесная связь, чем между успеваемостью и Я-концепцией в целом. У подростков, обладающих негативными представлениями о своих учебных способностях, другие элементы Я-концепции могут быть позитивными, негативными либо нейтральными. Тем не менее, школьники, обладающие низкой самооценкой, в целом составляют среди них приблизительно половину [2].
Для тех, кто учится плохо, всегда нужен какой-то способ снизить влияние низкой успеваемости на самооценку (занятия спортом или другими видами деятельности, иногда дело доходит до правонарушений), а, следовательно, и на уровень притязаний. Ученые установили, что Я-концепции успевающих школьников более адекватны, чем у неуспевающих. Неуспевающие школьники отличаются ощущением вины, отверженности или изоляции, защитным типом поведения, уступчивостью, уклончивостью, трудностями самовыражения.
109
Дети, которые хорошо учатся, получают преимущество не только в плане самооценки, но и во взаимоотношениях с учителем, сверстниками и родителями. Это в свою очередь мотивирует ребенка сознательно проявлять в учебе еще большее упорство и повышает его уровень притязаний. К факторам, влияющим на успеваемость по представлениям Р. Бернса, относятся Я-концепция (25%), показатель интеллекта, принадлежности к социальному классу, заинтересованность родителей [2, с. 80].
Настоящее исследование имеет теоретическое и практическое значение, и заключается в том, что полученные данные расширяют представления об уровне притязаний у учащихся с разной академической успеваемостью; можно использовать с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса в образовательной школе.
Настоящее исследование посвящено изучению уровня притязаний у учащихся с разной академической успеваемостью. В нём приняли участие 70 учеников 4, 6 и 9 классов МБОУ «Кабаевская средняя общеобразовательная школа» Дубенского муниципального района Республики Мордовия в возрасте 10-15 лет. Для проведения эмпирического исследования были использованы следующие методики: изучение уровня притязаний (методика Дембо-Рубинштейн), методика Шварцландера.
Описание результатов исследования начнем с анализа данных, полученных с использованием методики Дембо-Рубинштейн. Данные представлены в таблице 1.
Описание результатов исследования начнем с анализа уровня притязаний у учащихся 4 класса. Из 20 учащихся 4 класса три человека имеют низкую успеваемость (т. е. учатся на «удовл.»), 16 человек имеют среднюю академическую успеваемость (учатся на «хорошо» и «отлично») и один человек имеет высокую успеваемость (только «отлично»). Анализ данных, представленных в таблице 2, позволяет говорить, что все учащиеся 4 класса с низкой академической успеваемостью (15%) имеют низкий уровень притязаний, учащиеся с высокой успеваемостью - высокий уровень притязаний (5%), а среди учащихся со средней академической успеваемостью, большая часть школьников (55%), имеют средний уровень и несколько меньшая их часть (25%) имеют высокий уровень притязаний. Таким образом, можно говорить, что в группе учащихся 4 класса низкий уровень притязаний выявлен только у учащихся с низкой академической успеваемостью, высокий уровень притязаний - учащимся с высокой и некоторой части учеников со средней академической успеваемостью, средний уровень притязаний -большей части учащихся со средней академической успеваемостью.
Таблица 1. Результаты изучения уровня притязаний у учащихся 4, 6 и 9 классов с разной академической успеваемостью (методика Дембо-Рубинштейн)
Класс Уровень успеваемости Уровень притязаний
низкий средний высокий очень высокий
4 класс Низкий 3 (15%)
Средний 11 (55%) 5 (25%)
Высокий 1 (5%)
6 класс низкий 3 (12%)
Средний 13 (52%)
Высокий 7 (28%) 2 (8%)
9 класс Низкий 2 (8%)
Средний 12 (48%) 8 (32%)
Высокий 3 (12%)
В группе учащихся 6 класса было 25 человек, из них 3 человека имеют низкую академическую успеваемость, 13 человек - среднюю успеваемость и 9 человек высокую успеваемость. Согласно данным таблицы 2 все учащиеся с низкой успеваемостью (12%) имеют низкий уровень притязаний; учащиеся со средней академической успеваемостью (52%) имеют средний уровень притязаний; в группе учащихся с высокой успеваемостью 28% школьников имеют высокий уровень притязаний и 8% очень высокий уровень притязаний. Таким образом, можно говорить о том, что в группе учащихся 6 класса учащиеся с высокой академической успеваемостью имеют высокий и очень высокий уровень притязаний, учащиеся со средней академической успеваемостью - средний уровень притязаний, учащиеся с низкой академической успеваемостью - низкий уровень притязаний.
Общее количество учащихся 9 класса составило 25 человек, из них 2 человека с низкой академической успеваемостью, 20 человек со средней успеваемостью и 3 человека с высокой успеваемостью. Данные, представленные в таблице 2, свидетельствуют о том, что 8% учащихся с
низкой успеваемостью имеют низкий уровень притязаний; в группе учащихся со средней академической успеваемостью 48 % школьников имеют средний уровень притязаний и 32% высокий уровень притязаний; учащиеся с высокой успеваемостью (12%) имеют очень высокий уровень притязаний. Таким образом, можно говорить о том, что учащимся 9 класса с высокой академической успеваемостью характерен очень высокий уровень притязаний, учащимся со средней академической успеваемостью - либо средний, либо высокий уровень притязаний, учащимся с низкой академической успеваемостью - низкий уровень притязаний.
Далее опишем результаты изучения уровня притязаний у учащихся с разной академической успеваемостью, полученные с использованием методики Шварцландера. Данные представлены в таблице 2.
Согласно данным таблицы 2 все учащиеся четвертого класса с низкой академической успеваемостью (15 %) имеют низкий уровень притязаний; в группе учащихся со средней академической успеваемостью 50 % школьников имеют умеренный уровень притязаний и 30% -высокий; в группе с высоким уровнем академической успеваемости все учащиеся (5%) имеют нереально высокий уровень притязаний; учащихся с нереально низким уровнем притязаний среди четвероклассников не выявлено.
Таблица 2. Результаты изучения уровня притязаний у учащихся 4, 6 и 9 классов (методика Шварцландера)
Класс Уровень Уровни притязаний
успеваемости нереально низкий умеренный высокий нереально
низкий высокий
Низкий - 3 (15%)
4 класс Средний - 10 (50%) 6 (30%)
Высокий - 1 (5%)
Низкий 1 (4%) 2 (8%)
6 класс Средний 13 (52%)
Высокий 8 (32%) 1 (4%)
Низкий 1 (4%) 1 (4%)
9 класс Средний 11 (44%) 9 (36%)
Высокий 3 (12%)
Анализ результатов, представленных в таблице 3 показывает, что учащиеся шестого класса с низкой академической успеваемостью характеризуются либо низким уровнем притязаний (8% школьников), либо нереально низким его уровнем (4% школьников); учащиеся со средней академической успеваемостью (52%) имеют умеренный уровень притязаний; в группе учащихся с высокой успеваемостью 32% респондентов имеют высокий и 4% - нереально высокий уровень притязаний.
Подобная тенденция выявлена в группе учащихся 9 класса с разной академической успеваемостью. Учащихся с низкой успеваемостью (4%) имеют нереально низкий уровень притязаний и 4% низкий уровень притязаний; среди учащихся со средней академической успеваемостью 44% школьников имеют умеренный уровень притязаний и 36% высокий уровень его выраженности; учащиеся с высокой успеваемостью (12%) имеют нереально высокий уровень притязаний.
Таким образом, обобщая результаты изучения уровня притязаний с использованием методики Шварцландера, можно говорить, что большинство учащихся со средней успеваемостью имеют средний или умеренный уровень притязаний; учащиеся с низкой академической успеваемостью - либо низкий, либо нереально низкий уровень притязаний, учащиеся с высокой академической успеваемостью -высокий, либо нереально высокий уровень притязаний. Следовательно, проведенное нами исследование свидетельствует о том, что для учащихся с разной академической успеваемостью характерен разный уровень притязаний.
Для определения статистической достоверности полученных данных и предполагаемого вывода нами был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена, который показал наличие статистически значимых корреляционных связей между уровнем притязаний и академической успеваемостью у учащихся 4, 6, и 9 классов на уровне (р<0,01.)
Таким образом, анализ результатов эмпирического исследования позволяет сделать вывод о существовании взаимосвязи между уровнем притязаний и академической успеваемостью учащихся на ступени основного общего образования.
Литература
1. Арестова О. К. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1998. № 4. С. 57-58.
2. БернсР. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. М.: Прогресс, 1986. 263 с.
3. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний / Л. В. Бороздина. М.: Рос. акад. наук, Ин-т психологии, 1993. 140 с.
4. Литова С. Ю. Мотивационно-психологические факторы успеха: автореф. дисс. ... канд. психол. наук. Йошкар-Ола, 1996. 19 с.
5. Семенова Л. Э. Тендерный анализ стратегии и тактики притязаний у детей старшего школьного возраста // Вопросы психологии, 2002. № 6. С. 15-23.
THE EVOLUTION OF SCIENTIFIC VIEWS ON GENERAL INTELLIGENCE AND THE IDENTIFICATION OF THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF NON-VERBAL INTELLIGENCE IN YOUNG PEOPLE Alimova E.1, Filimonova E.2 ЭВОЛЮЦИЯ НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ОБЩИЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА Алимова Е. Р.1, Филимонова Е. А.2
'Алимова Елена Рашидовна / Alimova Elena — студент; 2Филимонова Елена Анатольевна /Filimonova Elena — заместитель декана, факультет психологии, Томский государственный педагогический университет, г. Томск
Abstract: the article is devoted to the formation and change of nonverbal intelligence at different age stages. The purpose of this article is to derive the relationship between age of subjects and levels of formation of nonverbal intelligence. We consider the concept of "intelligence", "non-verbal intelligence", "early adolescence". Described associated with the ability of the individual intellect. It presents and analyzes the results of empirical research of formation of intelligence in the early-adolescence and adolescence. Аннотация: статья посвящена вопросам формирования и изменения невербального интеллекта на разных возрастных этапах. Целью данной статьи является выведение взаимосвязи между возрастом испытуемых и уровнем сформированности невербального интеллекта. Рассматривается содержание понятий «интеллект», «невербальный интеллект», «ранний юношеский возраст». Охарактеризованы связанные с интеллектом способности личности. Приведены и проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности интеллекта в ранне-юношеском и юношеском возрастах.
Keywords: intelligence, nonverbal intelligence, early-adolescence, adolescence, intellectualization. Ключевые слова: интеллект, невербальный интеллект, ранне-юношеский возраст, юношеский возраст, интеллектуализация.
Интеллект — это глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами Векслер
В переводе с латинского языка «интеллект» (intellectus) означает «понимание, познание», общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие «интеллект» объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, воображение, память, мышление и т. д. Именно совокупность познавательных процессов человека определяют его интеллект [3].
Существуют различные взгляды и концепции, раскрывающие структуру и содержание интеллекта. Л. Готтфредсон отмечала, что интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учиться на основании опыта.
Ч. Спирмен утверждал, что интеллект выступает общим фактором умственной энергии (генеральные факторы интеллекта (G и S)). Г. Айзенк выделял генеральную составляющую интеллекта