Э.Б. ИМЫКШЕНОВА
Немаловажным условием объединения предприятий является сохранение внутренней конкуренции между подразделениями, входящими в кластер, и возможность внутреннего соперничества.
Таким образом, несмотря на создание кластера, у каждого из входящих в него предприятий останется возможность повышать собственную конкурентоспособность и развиваться на рынке услуг. Если оценить экономические аспекты такого объединения
на транспорте, то становятся очевидными преимущества кластеризации в данной отрасли, которые способны как оздоровить экономику транспорта, так и повысить рейтинг ОАО «РЖД» в стране и на международном рынке.
Примечание
1 Служба без отсрочек // Коммерсантъ-приложение. 2006. 12 сент.
Э.Б. ИМЫКШЕНОВА
Государственный университет по землеустройству, г. Москва
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) занимают почти 12% территории Российской Федерации. В процессе управления такими территориями затрагиваются интересы многих субъектов земельных отношений. Поэтому любое управленческое решение, касающееся ООПТ, должно учитывать интересы субъекта управления (общество-регион-муниципальное образование) и предусматривать возможные экологические, а также экономические и социальные последствия. Соответственно, реализация функций управления земельными ресурсами особо охраняемых природных территорий осуществляется как государственными (общими и отраслевыми) органами управления, так и органами муниципального управления, организациями и предприятиями.
В целях достижения наибольшего эффекта от выделения ООПТ и охранных зон управление такими территориями следует организовать на основе комплексного и системного подхода. На наш взгляд, управление земельными ресурсами ООПТ является подсистемой управления земельными ресурсами страны и включает в себя следующие функции: планирование, регулирование, организация использования земель и контроль за ним.
Первоочередные задачи, которые необходимо решить в области управления земельными отношениями на ООПТ, можно разделить на три группы: правовые, организационные и социально-экономические. В настоящее время наиболее актуальными яв-
ляются вопросы перевода земельных участков в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов, определения их границ на местности и завершения регистрации прав на земельные участки.
Прежде всего следует четко установить границы объекта управления. Объект управления земельными ресурсами особо охраняемых природных территорий — это все земельные участки, включенные в состав ООПТ, в том числе без изъятия из хозяйственной деятельности, а также земельные участки, входящие в охранные зоны ООПТ. Такой подход позволяет расширить границы объекта управления в системе управления земельными ресурсами ООПТ, поскольку включает не только земли ООПТ, отнесенные к соответствующей категории земельного фонда, но и земли ООПТ, включенные в состав других категорий земель.
В настоящее время в категорию земель особо охраняемых территорий и объектов включены только те земельные участки ООПТ, которые переведены из других категорий в установленном порядке (путем изъятия и отвода) в непосредственное ведение и управление Министерства природных ресурсов РФ. Право на управление этими землями прекращается у прежних землепользователей и возникает у уполномоченного государственного органа — указанного министерства. Общая площадь земель ООПТ, вошедших в данную категорию, на 1 января 2004 г. составила 34,0 млн га1. В
© Э.Б. Имыкшенова, 2007
ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ
то же время система ООПТ насчитывает более 14 тыс. объектов, расположенных на территории свыше 140 млн га, при этом только заповедники и национальные парки занимают более 40,7 млн га. Очевидно, что земельные участки многих ООПТ учтены в других категориях земель. Например, вся территория Прибайкальского национального парка в Иркутской области отнесена к категории земель лесного фонда. На практике в государственном земельном кадастре отдельных субъектов РФ не учтена площадь заповедников и земель национальных парков, уже полностью изъятых из хозяйственного пользования2. Таким образом, 86% земель ООПТ не входят в категорию земель ООПТ и объектов и выпадают из системы управления земельными ресурсами ООПТ.
Для повышения эффективности управления земельными ресурсами ООПТ следует завершить перевод всех земель ООПТ в одну категорию. Министерство природных ресурсов РФ предлагает обеспечить разграничение земель категорий «земли поселений» и «земли промышленности, энергетики, транспорта, связи» с землями категории «земли особо охраняемых территорий и объектов» (пока только на примере Тункинского национального парка)3. Как мы понимаем, данная формулировка подразумевает выведение земель поселений и земель промышленности и иного специального назначения из состава ООПТ. Кроме того, министерство планирует завершить процедуру государственной регистрации земельных участков в заповедниках и национальных парках, где она не завершена, а также закончить определение точной площади и границ земель, входящих в состав ООПТ федерального значения, и межевание с другими землепользователями с установлением границ на местности.
Отсутствие правоудостоверяющих документов на землю у ООПТ делает возможными попытки региональных властей изъять из их состава участки территории. Отмечены случаи пересечения границ федеральных заказников и заповедников, национальных парков с границами региональных ООПТ. Однозначное определение границ ООПТ на местности и завершение регистрации прав на земельные участки позволит защитить уникальные природные объекты и воспрепятс-
твовать сокращению их площадей. Однако это затруднено отсутствием финансирования на проведение землеустроительных работ. На установление границ Болоньского заповедника (Хабаровский край) потребовалось около 1,5 млн р. Многие ООПТ не в состоянии самостоятельно найти такие средства. По данным департамента государственной политики в сфере охраны окружающей природной среды Министерства природных ресурсов РФ, на 1 марта 2005 г. в 56 (41%) из 135 заповедников и национальных парков работы по межеванию не проводились, в 8 (6%) границы были выделены частично. Решение проблемы видится в финансировании проведения землеустроительных работ из федерального бюджета, бюджетов субъекта РФ и органов местного самоуправления.
При реализации функций управления земельными ресурсами нужно учитывать следующие особенности ООПТ: наличие уникальных природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, эстетическое, оздоровительное значение; общественная значимость ООПТ и их открытость для общественного контроля и критики; наличие различных форм земле- и природопользования; многообразие правовых режимов для земель различных категорий ООПТ (табл.); территориальное совмещение ценных природных и иных объектов с местами постоянного обитания населения, необходимость создания максимально благоприятных условий для вовлечения населения в сферу приема и обслуживания посетителей; недооценка населением и органами власти роли ООПТ, выполняемых ими экосистемных услуг, восприятие выделения ООПТ как способа вывода природных ресурсов из хозяйственного использования.
В таблице систематизированы виды прав на земли ООПТ с учетом ряда факторов (организационно-правовая форма и категория ООПТ, уровни управления, форма собственности и др.). Особый правовой режим таких земель предусматривает запрет на приватизацию земельных участков в составе заповедников и национальных парков, полное или частичное изъятие из оборота земельных участков ООПТ, перевод земельных участков из категории земель ООПТ в земли других категорий.
Известия ИГЭА. 2007. № 2 (52)
Ю.И. КОЛЕСНИК
Правовой режим для земель ООПТ*
Категория ООПТ Уровень управления Форма собственности на ЗУ Статус ЗУ Со-здание ОЗ Ограниченность в обороте Перевод в земли других категорий
феде-раль-ный субъекта РФ местный феде-раль-ная субъекта РФ муниципальная частная с изъятием без изъятия полная частная
ГПЗ + + + + +
НП + + + + + + + +
Зак + + + + + + +
ППр + + + + + + + +
ПП + + + + + + +
ДП и БС + + + + + + +
ЛОМиК + + + + + + + + + + +
ТТП + + + + + + + + +
* ЗУ — земельный участок; ОЗ — охранная зона; ГПЗ — государственный природный заповедник; НП — национальный парк; Зак — государственный природный заказник; ППр — памятник природы; ПП — природный парк; ДП и БС — дендрологические парки и ботанические сады; ЛОМиК — лечебно-оздоровительные местности и курорты; ТТП — территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Анализ показывает, что к основным вопросам, которые необходимо решить в рассматриваемой сфере в первую очередь, относятся: территориальная организация использования земель в границах ООПТ (землеустройство, планировка, функциональное зонирование); установление правового статуса земель (собственность, пользование, аренда, ограничения и обременения); определение направлений и видов их использования; обеспечение надежности и оперативности контроля за состоянием и использованием земель; анализ их природного и экономического состояния; информационное обеспечение органов государственного и муниципального управления.
Только после урегулирования перечисленных вопросов можно эффективно решать проблемы совершенствования экономических методов управления земельными ресурсами ООПТ, в частности предоставления земель в аренду и определения размера
Ю.И. КОЛЕСНИК
ассистент
ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНСТРУМЕНТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
Актуальность разработки и проведения направлений в современных условиях не промышленной политики и обоснования ее вызывает сомнения. Связано это как с низ© Ю.И. Колесник, 2007
арендной платы, выкупа земельных участков, включенных в состав ООПТ без изъятия из хозяйственной деятельности, разработки организационно-экономического механизма регулирования режима ООПТ, пересмотра и совершенствования принципов функционального зонирования.
Примечания
1 Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Российской Федерации в 2003 году. М., 2004.
2 Амирханов А.М. О современном состоянии системы особо охраняемых природных территорий // История, итоги и перспективы развития федеральной системы особо охраняемых природных территорий: материалы конф. // http://zapoved. ru/?act=pressa_more&id=48.
3 В 1991 г. территория всего Тункинского района по представлению правительства Республики Бурятии была отнесена к ООПТ. Ограничение хозяйственной деятельности на территории национального парка коснулось более 23 тыс. чел.