А.М. Киселева
При таких условиях дальнейшая активизация структур ТОС возможна лишь при сохранении и повышении потребности в них со стороны как населения, так и муниципальных органов власти. И при переходе к стратегическому управлению социально-экономическим развитием муниципального образования в качестве составной части стратегии может и должна разрабатываться программа системы ТОС, взаимодействующая с органами власти и управления муниципальным образованием и другими субъектами городского развития на основе социального партнерства. Опыт развития конкурентных отношений между европейскими городами показывает, что в этих отношениях выигрывает тот город, который реализует внутригородскую стратегическую политику информированного согласия с местным сообществом и находит у населения реальную поддержку своим начинаниям. А ведь энергия местного сообщества, возможности самоорганизации жителей для решения проблем местного значения до сих пор используются далеко не полностью из-за отсутствия грамотно выстроенных взаимоотношений с местной администрацией и из-за недостатка локальных инвестиций в систему ТОС. В то же время не выработан механизм оценки экономической и социальной эффективности вложений органов власти в развитие инфраструктуры территориального самоуправления, для того чтобы они имели возможность реально влиять на процессы формирования социального партнерства. Организация включения населения в разработку и реализацию планов стратегии городского социально-экономического развития с учетом планов развития ТОС, формирование социальных статей муниципальных бюджетов при ориентации на социальные программы и проекты местного сообщества, определение пользы гражданских инициатив - все это также должно обеспечить совершенствование взаимоотношений административного и общественного уровней социального управления, чтобы органы ТОС превратились в полноценных партнеров власти и ее структур.
1. Модель И.М., Модель Б.С. Власть и гражданское сообщество России: от социального взаимодействия - к социальному партнерству. Екатеринбург: УрО РАН, 1998.
2. Трущенко О.Е. Престиж центра: Городская социальная сегрегация в Москве. М.: Socio-Logos,
1995.
3. Франчук В.И. Основы современной теории организации / Ин-т организационных систем. М.,
1995.
4. Щербакова Н.В., Егорова Е.С. Местное самоуправление в России: теория и практика. Ярославль: ЯрГУ, 1996.
УДК 331.6
А.Г. Бреусова
Омский государственный университет
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ В РЕГИОНЕ
In the article direction stage of secondary employment are described. The special management measure in region are offered. Measure take into account different situations on labor market of the region. Different situations are offered situations of deficiency ore surplus supply, equality supply and demand in the labor market.
Вторичная занятость - элемент любого рынка труда. В зависимости от социально-экономических условий ее масштабы в регионах могут быть различны. При организации процессов регулирования занятости на уровне региона необходимо иметь в виду, что влияние вторичной занятости на рынок труда носит неоднозначный характер. С одной стороны, вторичная занятость является одним из элементов гибкого рынка труда и, следовательно, инструментом подстройки имеющейся на рынке труда рабочей силы. Выполнение этой функции вторичной занятостью способствует появлению значительного числа предприятий, способных быстро реагировать на изменение рыночной конъюнктуры. Но с другой стороны, наиболее мобильные работники займут более одного рабочего места, а кто-то останется совсем без работы. В связи с этим актуальными являются вопросы управления вторичной занятостью.
При развитии и совершенствовании взаимодействия предприятий и территории на рынке труда и непосредственно в сфере занятости проблемные точки рынка труда особенно проявляются на уровне субъекта РФ. Поэтому именно здесь и следует осуществлять наиболее значительные действия по управлению вторичной занятостью. В системе многоэтапного управления национальным рынком тру-
© А.Г. Бреусова, 2005
14
Особенности управления вторичной занятостью в регионе
да региональный уровень в основном специализируется на разработке селективных мер воздействия непосредственно на рынок труда, в отличие от общефедерального уровня, отвечающего в большей степени за движение рабочей силы, создание рабочих мест, законодательного обеспечения занятости населения.
В связи с новизной вопроса для российской экономической мысли и недооценкой роли гибких форм занятости универсальной технологии управления вторичной занятостью не существует. Тем не менее для придания процессу управления целенаправленного и упорядоченного характера мы предлагаем придерживаться определенных видов деятельности, этапов, общей схемы управления.
К определенным видам деятельности, которые последовательно осуществляются на разных этапах управления вторичной занятостью, относятся:
- прогнозирование - выявление соотношения спроса и предложения, проблемных ситуаций на региональном рынке труда, возможности применения вторичной занятости, учет интересов различных групп населения в дополнительной занятости;
- предупреждение - деятельность, направленная на ограничение участия во вторичной занятости с учетом сегментов рынка труда, основанная на результатах прогноза;
- стимулирование - привлечение к участию во вторичной занятости, повышение статуса временной работы для отдельных сегментов рынка труда;
- регулирование - совокупность действий, направленных на достижение максимально соответствующего требованиям экономики и общества уровня вторичной занятости.
Соотношение этапов управления вторичной занятостью и видов деятельности по ее управлению представлено в таблице.
Содержание управления вторичной занятостью на различных этапах управления
Этап управления Содержание управления
1. Выявление особенностей развития материальной сферы и занятости региона в текущий момент времени и на перспективу Прогнозирование
2. Изучение масштабов вторичной занятости, диагностика объекта, выявление проблем развития вторичной занятости Прогнозирование
3. Моделирование управленческого воздействия, разработка планов Предупреждение Стимулирование
4. Учет результатов и информационное обеспечение Регулирование
5. Контроль управленческого процесса Регулирование
Таким образом, управление вторичной занятостью в регионе должно быть основано на результатах прогноза спроса и предложения на рынке труда. При осуществлении прогноза спроса и предложения необходимо учитывать элементы прогноза, представленные на рис. 1.
Учитывая значительные масштабы распространения вторичной занятости в современной экономике России и неэффективность методов прямого воздействия, которые направлены на ограничение участия в сфере вторичной занятости, наиболее адекватны современным условиям методы косвенного регулирования вторичной занятости. Одним из основных косвенных методов регулирования вторичной занятости на уровне субъектов федерации является программно-целевой. Этот метод позволяет, исходя из особенностей регионального рынка труда, выделить приоритетные цели управления, интегрировать их в единую систему по обеспечению эффективной занятости и развития местного сообщества. Развитие программно-целевого метода в управлении вторичной занятостью предполагает разработку программ по важнейшим проблемам региона, а также методов их увязки с планами по обеспечению эффективной занятости населения.
Передача субъектам РФ прав и ответственности за сохранение стабильной обстановки в сфере занятости повышает значимость разработки и реализации региональных программ регулирования вторичной занятости. В основе программ регулирования вторичной занятости должны лежать инструменты, не нарушающие сбалансированности рынков труда. Региональная политика в сфере вторичной занятости представляет собой рассчитанную на длительный период линию развития вторичной занятости, способную обеспечить целостное использование имеющихся на территории региона трудовых, природных ресурсов и капитала на основе прогноза спроса и предложения. Принципиальное значение для развития вторичной занятости имеет разработка и реализация мероприятий и программ по группам вторичной занятости, к которым относятся:
15
А.Г. Бреусова
- работающие в сфере общественного производства и имеющие подработки или дополнительную работу;
- студенты дневных отделений, имеющие работу;
- безработные, имеющие подработки;
- работающие или подрабатывающие пенсионеры;работающие
- экономически неактивное население, временами подрабатывающее.
Рис. 1. Элементы прогноза вторичной занятости
Среди них можно выделить программы и мероприятия по молодежной занятости, по развитию системы общественных работ, по созданию бюро временной занятости для разнообразного и круглогодичного трудоустройства.
Традиционно региональные программы занятости населения составляются по нескольким уровням: республиканские, которые включают совокупность мероприятий, реализуемых в рамках национально-территориальных образований в составе РФ; областные, содержащие перечень мероприятий, подлежащих выполнению в пределах административно-территориальных единиц; городские, содержащие набор конкретных мероприятий, направленных на решение актуальных вопросов отдельных сегментов рынка труда. В зависимости от состояния рынка труда региона содержание программ по развитию вторичной занятости может быть различным. Разработку таких программ по организации вторичной занятости следует проводить с учетом типизации регионов по следующим группам: ситуация недостаточности предложения труда; ситуация избыточного предложения труда; величины спроса и предложения сбалансированы. В основе групп лежит признак сбалансированности рынка труда региона. Поэтому, как нам представляется, достижение сбалансированности спроса и предложения на основе указанного подхода выглядит следующим образом (см. рис. 2).
Ситуация недостаточности предложения труда характерна для регионов, где вследствие неблагоприятных демографических или отрицательных миграционных факторов дальнейшее устойчивое развитие экономики возможно только за счет повышения производительности труда и развития вторичной занятости. Для стимулирования к участию во вторичной занятости необходимо:
16
Особенности управления вторичной занятостью в регионе
- совершенствование законодательства в части льготного налогообложения доходов вторичной занятости, направленного на стимулирование наиболее активных работников к участию в дополнительной работе;
- формирование банка данных по работам временного характера;
- повышение уровня взаимодействия руководителей предприятий с работниками по заполнению возникших временных рабочих мест за счет внутреннего рынка труда;
- повышение уровня информированности работников о временных вакансиях внутри предприятия.
Рис. 2. Достижение сбалансированности рынка труда путем управления вторичной занятостью
Ситуация избыточного предложения труда характерна для регионов вследствие высокой безработицы, наличия скрытой безработицы. Такая ситуация характерна для большинства регионов России. Своеобразное, избыточное предложение труда, при котором наемные работники стремятся занять не одно, а два-три рабочих места может привести к росту безработицы, так как в условиях ограниченного количества рабочих мест наиболее мобильные работники займут более одного, а кто-то останется совсем без работы. Для данной ситуации, с точки зрения создания и сохранения рабочих мест, целесообразно проводить политику ограничения участия во вторичной занятости таких групп, как пенсионеры
17
А.Г. Бреусова
и работающие (исключая находящихся в административных отпусках и занятых неполное рабочее время), используя при этом косвенные методы регулирования. Разработка механизма организации круглогодичного и разнообразного трудоустройства для экономически неактивного населения, пенсионеров, работающих без привлечения дополнительных рабочих мест в сфере общественного производства, является одной из причин снижения отрицательного воздействия вторичной занятости. Это становится возможным благодаря развитию новых видов вторичной занятости: выполнение заявок от частных лиц на уход за больными, уход за огородами, выгул собак, выполнение других видов разовых услуг. Для этого необходимо формировать как специальные картотеки граждан, способных выполнять данную работу, так и картотеки заявок от населения на выполнение определенной работы. Разработка финансового механизма поощрения участия населения в сборе информации о таких рабочих местах приведет к росту их числа. За счет привлечения к таким работам пенсионеров, уже работающих, эко-номически-неактивного населения, заинтересованного в сочетании трудовой деятельности с учебой или с выполнением домашних обязанностей и воспитанием детей, снизится нагрузка на рабочие места в сфере общественного производства. Особо стоит отметить актуальность этих действий в связи с изменение финансирования служб занятости. С 2005 г. работа территориальных подразделений Федеральной службы занятости финансируется только из Федерального бюджета. И вполне понятно, что средств федерального бюджета не хватит на расширение в регионах старых и поддержку новых программ занятости. В связи с заменой льгот денежными выплатами редкий бюджет сможет себе позволить выделение дополнительных средств на программы занятости.
Существуют определенные категории граждан (безработные, студенты, занятые неполную рабочую неделю; работники, находящиеся в административных отпусках) для которых необходимо развивать вторичную занятость.
Для этого необходимо:
• создание специализированной службы временной занятости и общественных работ совместно с территориальными подразделениями федеральной службы занятости и администрацией регионов;
• создание банка данных рабочих мест временной занятости и работ, признанными по статусу общественными;
• создание банка вакансий рабочих мест для привлечения безработных, студентов, занятых неполную рабочую неделю; работников, находящихся в административных отпусках; экономически неактивного населения, заинтересованного в сочетании трудовой деятельности с учебой или с выполнением домашних обязанностей и воспитанием детей;
• разработка предложений о льготах по налогообложению предприятий, активно содействующих организации и проведению общественных работ, за счет заполнения рабочих мест специалистами, предложенными службой занятости;
• отработка финансового механизма поощрения организации временных или общественных работ;
• повышение уровня информированности работодателя об особенностях и преимуществах данного вида работ, а также повышение уровня информированности работодателей о возможностях работы специализированной службы или подразделения;
• повышение уровня взаимодействия служб занятости с заинтересованными предприятиями по выявлению уже существующих рабочих мест, которые могут и должны использоваться в рамках общественных или временных работ;
• рассмотрение вопросов и подготовка предложений по обоснованию необходимости выделения средств для финансирования общественных работ, связанных с экологией, из федерального бюджета;
• привлечение к организации общественных работ муниципальные органы и органы территориального общественного самоуправления;
• уточнение законодательных и нормативных актов субъектов РФ. В их числе выделить следующие: изменение статуса общественных работ, повышение их роли в решении проблем занятости на региональном уровне; оказание помощи предприятиям, проходящим процедуры санации, с обеспечением временной занятости работников.
Особое внимание при разработке программ уделить программе развития системы общественных работ. Организация общественных работ в перспективе обеспечит улучшение материального положения за счет временного заработка, а также будет способствовать сохранению мотивации к труду. Общественные работы могут быть организованы по следующим направлениям: озеленение и благоустройство территории; облагораживание зон отдыха; строительство жилья, реконструкция жилого фон-
18
Особенности управления вторичной занятостью в регионе
да, объектов социально-культурного назначения; строительство автомобильных дорог; проведение мероприятий общественно-культурного назначения; организация сбора и переработки вторичного сырья и отходов; обслуживание пассажирского транспорта, предприятий связи. Одной из основных причин, сдерживающих развитие общественных работ, является отсутствие денежных средств на их организацию, поскольку финансирование осуществляется за счет средств организаций, где и проводятся эти работы. Поэтому на региональном уровне необходимо стимулировать работодателей к участию в общественных работах. Для этого принять решение законодательного характера в области предоставления налоговых льгот предприятиям, активно содействующим организации и поведению общественных работ, а также выделение на эти цели дотаций и субсидий. Этими мерами будет значительно решена и проблема отсутствия в необходимых количествах соответствующего инвентаря и орудий труда.
Ситуация, когда величины спроса и предложения сбалансированы, является идеальной. И в современной экономике к этой ситуации можно отнести регионы с низкой безработицей, относительно высоким уровнем жизни. В этих регионах находит проявление положительная динамика уровня доходов населения при сохранении значительной дифференциации доходов у отдельных категорий и групп населения. Для таких регионов важными мероприятиями становятся санация предприятий и проведение структурной перестройки. Основными должны быть мероприятия, направленные на стимулирование работников к участию во вторичной занятости, поэтому необходима информация о временных рабочих местах для подстройки спроса и предложения рабочей силы при изменении рыночной конъюнктуры и структурной перестройки экономики региона. В случае отсутствия необходимости в проведении структурной перестройки или санации предприятий, создание базы данных вакансий и временных рабочих мест также необходимо для повышения мобильности работы предприятий в рыночных условиях.
Независимо от состояния рынка труда региона особое внимание при разработке конкретных мероприятий и программ вторичной занятости должно быть отведено подпрограмме занятости молодежи. Для организации вторичной занятости учащейся молодежи необходимо создание службы по ее обеспечению. Целями службы должны являться:
• оказание информационно-консультативной помощи студентам по вопросам трудоустройства и занятости;
• обучение умению ориентироваться на рынке труда, поиску работы, искусству трудоустройства.
Для реализации этой подпрограммы необходимо:
• изучение запросов молодежи в сфере вторичной занятости;
• формирование банка вакансий рабочих мест по вторичной занятости;
• обеспечение студентов информацией о возможностях трудоустройства и частичной занятости
Кроме того, это приведет к укреплению уверенности выпускников учебных заведений в своих
профессиональных и личностных возможностях; обучит студентов навыкам эффективного поиска работы и делового общения в процессе трудоустройства, будет содействовать формированию соответствия профессиональных притязаний и ситуации на рынке труда, повышению конкурентоспособности, активизации возможностей.
Исключительно важное значение приобретает в последние годы новое направление в системе управления процессами занятости - муниципальное. Муниципальный уровень принимает непосредственное участие в разработке и реализации программ по развитию вторичной занятости населения с учетом развития муниципального образования и положения на местном рынке труда. Местными администрациями совместно со специализированными службами разрабатывается набор конкретных мероприятий по регулирования вторичной занятости, которые после рассмотрения их на координационных советах и согласования в территориальных подразделениях соответствующих государственных служб утверждаются постановлениями представительных органов местного самоуправления. В процессе разработки программ и мероприятий необходимо изучение потребностей населения в дополнительной работе на уровне муниципальных образований, а также привлечение к сбору данных по организации разнообразного трудоустройства на основе вторичной занятости (общественные работы, оказание различных услуг населению в сфере работы «граждан для граждан») органов территориального общественного самоуправления.
19