Научная статья на тему 'Особенности управления собственностью в механизме реализации имущественной политики государства'

Особенности управления собственностью в механизме реализации имущественной политики государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
393
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМУЩЕСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / УПРАВЛЕНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ / ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клебанов А. И.

В статье рассматриваются вопросы управления собственностью в механизме реализации имущественной политики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of property management in the mechanism of state property policy realisation

In this article are considered the problems of property management in the mechanism of property policy realization in Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Особенности управления собственностью в механизме реализации имущественной политики государства»

А. И. Клебанов

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ В МЕХАНИЗМЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Работа представлена кафедрой экономики и менеджмента Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права. Научный руководитель - доктор экономических наук, профессор С. М. Климов

В статье рассматриваются вопросы управления собственностью в механизме реализации имущественной политики Российской Федерации.

In this article are considered the problems of property management in the mechanism of property policy realization in Russian Federation.

Процесс преобразования отношений собственности объективно стал одним из важнейших системно-институциональных преобразований в экономике России. В результате приватизации в короткие сроки в России сформировались негосударственный сектор экономики и новые рыночные институты корпоративного сектора экономики, произошло перераспределение формальных прав собственности на приватизированное имущество. Несмотря на то,

что к концу 90-х гг. XX в. в целом была решена задача изменения форм собственности (более 58,9% предприятий стали частными), ряд стратегических целей приватизации достигнут не был:

• не сформирован широкий слой эффективных частных собственников;

• структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффек-тивности деятельности хозяйствующих субъектов;

• привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий;

• в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предпринимательских структур на отечественном и мировом рынках1.

В современных условиях хозяйствова-ния проблемы, связанные с преобразованием отношений собственности, эффективным управлением имущественным комплексом, являются первоочередными. В условиях усиливающегося разрыва между новыми требованиями к структуре товаров и услуг и их содержанию, предъявляемыми потребителями, развитие предпринимательского сектора обусловлено взаимодействием современных организационно-правовых механизмов в сфере управления собственностью. Так государство, являясь собственником ряда предприятий и организаций, не обеспечивает в настоящее время в должной степени защиту своих интересов как собственника. При этом фактический интерес государства в развитии предпринимательства сводится к контролю своевременности и полноты поступления налоговых платежей от предприятий в бюджет. Кроме того, даже имеющиеся инструменты управления и контроля в настоящее время не обеспечивают необходимого качества управленческих воздействий и не позволяют эффективно решать задачи, стоящие перед субъектами экономики.

В этой связи преодоление монополии государственной собственности требует, с одной стороны, управления процессом преобразования ее в частную собственность до рационального уровня, с другой - управления ее воспроизводством и использованием. Осуществление управления имущественным комплексом хозяйствующих субъектов означает не только научно-обоснованное предвидение движения основных этапов и форм приватизации, но и основу для согласованного, рационального

взаимодействия всех видов ресурсов и объектов собственности. Вместе с этим управление имущественным комплексом, на наш взгляд, может быть выполнено при условии соблюдения адекватности реальному положению дел в том случае, если данный процесс представить в виде соответствующей социально-экономической и одновременно программно-организационной системы. В этой связи преобразования собственности должны учитывать не только экономические затратные и результативные стороны этапов данной процедуры, но и определяться ростом финансовых и стоимостных показателей, повышением экономической эффективности используемых ресурсов, а также определять организационные, социальные, научно-технические задачи функционирования и развития, с точки зрения решения конкретных общественных задач удовлетворения потребностей населения.

Актуальность решения проблем управления имущественным комплексом возра-стает в условиях создания инфраструктуры рынка собственности, адекватно отвечающей требованиям рыночной экономики, экономическим и социальным интересам всех субъектов хозяйствования, которые нуждаются в рациональном регулировании отношений собственности посредством экономических, нормативно-правовых, финансовых, организационных, социальных и иных воздействий как со стороны государства, так и индивидуальных, корпоративных мер саморегулирования2.

В качестве экономических и организационных мер при формировании рационального механизма управления имущественным комплексом в предприниматель -ском секторе выступают как повышение экономической самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов в процессе управления собственностью, так и ответственности региональных и федеральных органов власти при реализации государством, предприятиями и организа-

циями прав собственника с учетом взаимодействия на интеграционной основе.

Безусловно, необходимы методологические и методические решения формирования эффективной системы управления процессом преобразования отношений собственности, позволяющие обеспечить согласованность методов, направленных на осуществление последовательной политики государства в области осуществления социально-экономических преобразований. При этом формы и методы управления имущественным комплексом должны базироваться на соблюдении объективно действующих экономических законов, просчете и выборе наиболее эффективных ва-риантов на текущий и перспективный периоды, на создании новых организационно-правовых форм деятельности предприятий и организаций, развитии корпоративных отношений.

В качестве стратегических мер управления процессом трансформации отношений собственности можно выделить:

• разработку концептуальных основ системы контроля за использованием государственной собственности;

• реструктуризацию имущественных комплексов предприятий и организаций;

• развитие оценочной деятельности в сфере имущественных отношений;

• совершенствование кадрового обеспечения процесса управления собственностью;

• применение современных информационных технологий в процессе управления собственностью;

• проведение инвентаризации и паспортизации объектов собственности.

Разработка концептуальных основ системы контроля за использованием государственной собственности. При этом наличие большого числа специализированных контрольных органов или органов исполнительной власти, для которых контроль за федеральной собственностью является составной частью их деятельности, не обеспечивает эффективного контроля. Более

того, обилие контрольных инстанций нередко снижает эффективность деятельности проверяемых объектов, не принося ощутимого результата.

Целью государственного контроля федерального имущества является обеспечение проведения единой государственной политики в области контроля федерального имущества, координация деятельности субъектов контроля, предупреждение и устранение выявленных нарушений. Ее достижение будет способствовать успешному выполнению стоящих перед государством задач и повышению качества управления федеральной собственностью3. К основным задачам государственного контроля федерального имущества следует отнести:

• контрольную деятельность с целью профилактики возможных нарушений;

• установление (выявление) фактов нарушений и оперативное реагирование на выявленные факты нарушений посредством принятия соответствующих мер;

• анализ состояния федеральной собственности, подготовка предложений по совершенствованию процедуры использования, оптимизации и реструктуризации федерального имущества;

• обеспечение руководства Министерства имущественных отношений России, высших органов государственной власти и общества достоверной информацией о состоянии федерального имущества.

Реструктуризация имущественных комплексов предприятий и организаций. Основой для реорганизации могут быть:

• выполнение задач, для решения которых создавалось предприятие (учреждение);

• несоответствие уставных целей, видов выпускаемой продукции (оказываемых услуг) и/или технологических процессов изменившимся социально-экономическим условиями и/или экологическим требова-ниям;

• снижение эффективности функционирования организации;

• изменение приоритетов в социально-экономическом развитии.

При этом реорганизация может осуществляться: за счет изменения внешних характеристик организации - преобразования организационно-правовой формы (превращение предприятия в учреждение и наоборот, приватизация, выделение дочерних предприятий, слияние, разделение и т. п.); за счет внутренней реструктуризации имущественного комплекса и/или организационной структуры предприятий (учреждения); за счет совмещения указанных способов. Одним из критериев внутренней реструктуризации имущественного комплекса должна выступать необходимость оптимизации состава имущества в отношении выполняемых предприятием (учреждением) функций.

При передаче имущества в процессе раз -граничения собственности необходимо предусматр ивать:

• легальную инвентаризацию передаваемого имущества;

• ответственность органов за сохранность и эксплуатацию имущества до и после передачи;

• форму и обязательное содержание актов приема-передачи имущества;

• условия разрешения возникающих конфликтов;

• механизмы передачи неиспользуемых объектов, принадлежащих другим субъектам управления.

Развитие оценочной деятельности в сфере имущественных отношений. В настоящее время на рынке оценочных услуг в РФ практика оценки на несколько лет опережает законодательное регулирование данного вида деятельности. При этом в практике оценки рыночной стоимости имущественного комплекса уже прочно утвердились определенные методики и правила. Следует отметить, что правила оценочной деятельности сформировались на основе международного опыта. Тем не менее отечественная оценочная деятельность отличается от международной и имеет свою специфику, отражающую текущие условия

функционирования российской экономики. К числу специфических факторов, оказывающих существенное влияние на технологию оценочной деятельности в российских условиях следует отнести как недостаточную законодательную урегулированность имущественных отношений, так и низкий уровень нормативно-правового и информационного обеспечения рынка товаров и услуг. Важнейшими задачами в области совершенствования оценочной деятельности, на наш взгляд, являются: разработка методик оценки имущества для целей инвентаризации, сделок с объектами собственности и их налогообложения; разработка системы учета имущества; разработка нормативов затрат на содержание имущества. Следует отметить, что проведение оценки является сложным процессом, состоящим из последовательных этапов: определение цели, базы, даты оценки, вида стоимости, анализа внутренней и внешней сред, сбора и обработки информации для проведения оценки, оценки общепризнанными подходами, согласование полученных результатов, написание отчета об оценки. Одним из заключительных этапов оценки является обобщение результатов, полученных в рамках каждого из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта. На практике чаще всего используется метод на основе средневзвешенной величины, основанный на интуитивном взвешивании. Оценщик самостоятельно разрабатывает шкалу баллов, а затем посредством анализа преимуществ и недостатков каждого метода, придает определенный балл (вес) полученной стоимости4. В этом случае точность и достоверность полученного результата оценки за -висит от квалификации и опыта оценщика. Чтобы избежать высокой степени субъективизма автором рекомендуется применять результаты двух и более оценщиков, которые независимо друг от друга будут осуществлять расчеты и по оконча-нии работы результаты проверяются, обсуждаются и согласовываются.

Совершенствование кадрового обеспечения процесса управления собственностью. Кадровому обеспечению оценочной деятельности принадлежит особая роль в организации оценочного консалтинга в России. В недавнем прошлом в условиях фактического отсутствия на федеральном уровне таких традиционных мер государственного регулирования, как стандартизация оценки, лицензирование оценочных фирм, аттестация экспертов - выполнение этих функций в значительной мере компенсировалось деятельностью образовательных учреждений. Обучение экспертов-оценщиков развивалось на рыночной основе в условиях реальной конкуренции среди вузов и сосредоточилось всего в нескольких лучших учебных центрах, расположенных, в основном, в Москве и в Санкт-Петербурге. В настоящее время в условиях жесткой конкуренции новым претендентам среди вузов достаточно сложно выйти и успешно закрепиться на образовательном рынке по оценке стоимости имущества.

Современные сетевые дистанционные образовательные технологии являются не только самыми низкозатратными, но и имеют определенные конкурентные преимущества по качеству приобретенных знаний. Не вызывает сомнения, что создание отвечающей вышеуказанным критериям сетевой образовательной технологии требует зна-чительного времени и серьезных первоначальных инвестиций, наличия большого опыта работы в науке и образовании, в Интернет-технологиях и в практической деятельности, составляющей предмет изучения. Как показывает опыт, затраты времени и финансовых ресурсов при создании сетевых дистанционных образовательных систем могут быть существенно сокращены за счет использования организационных схем на базе консорциумов и договоров о совместной деятельности5.

Применение современных информационных технологий в процессе управления собственностью. Эффективное управление собственностью в требует использования

всех преимуществ применения современных информационных технологий, что включает в себя:

• поэтапную интеграцию раздробленных информационных ресурсов в Единую информационную систему, основанную на применении средств вычислительной техники, информатики и связи;

• оперативный анализ данных о состоянии государственной собственности, эффективности ее использования, структуре действующих правоотношений, динамике поступления и использования денежных средств;

• перспективное планирование и прогнозирование развития и преобразования государственной собственности;

• анализ последствий управленческих решений.

При этом для обеспечения функционирования системы, на наш взгляд, необходимо: создание единого информационного пространства, обеспечивающего оперативный доступ к нормативно-справочной информации, распорядительным документам, консультационным и учебным системам, содержащим полную и достоверную информацию о структуре и функциях каждого предприятия и учреждения; единого, структурированного массива данных об имущественном комплексе, обеспечивающего оперативное получение достоверной и полной аналитической информации о его состоянии для принятия управленческих решений; единой технологии функционирования всех участников процесса управления имуществом при обеспечении разделения информации на публичную и коммерческую и, соответственно, разделения возможностей доступа; электронной системы документооборота внутри структур законодательной и исполнительной власти.

Проведение инвентаризации и паспортизации объектов собственности. Задача полной инвентаризации и паспортизации имущества государственных унитарных и дочерних предприятий, всех других объектов и ценностей государственной собственности в каждом регионе в настоящее время становится

неотложной. Стратегия управления процессом трансформации отношений собственности должна базироваться на информации Единого реестра собственности народнохозяйственного комплекса. По нашему мнению, Единый реестр должен представлять собой совокупность четырех составляющих:

• реестр государственных и муниципальных унитарных предприятий;

• реестр государственных и муниципальных учреждений;

• реестр хозяйственных обществ, товариществ и некоммерческих организаций с участием государства;

• реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности государства. Данный реестр создается с целью обеспечения полного учета вновь создаваемых, действу-

ющих и ликвидированных государственных и муниципальных предприятий и учреждений, мониторинга состояния закрепленного за ними имущества, хранения, актуализации и оперативного доступа к полной информации о субъектах реестра, использования вышеуказанной информации органами государственной власти и управления.

Таким образом, на наш взгляд, последовательная, планомерная и системная реализация новых стратегических мер по управлению процессом трансформации отношений собственности является реальной предпосылкой качественного улучшения инвестиционного климата и осуществления важнейшей развивающей и стимулирующей функции государства в отношении народно-хозяйственного комплекса.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Селиверстов В. Е. Современные тенденции управления собственностью в Росиии // Регион: Экономика и социология. 2006. № 2. С. 21-38.

2 Ночевкина Л. Структурные преобразования и управление собственностью в странах с рыночной экономикой // Вопросы экономики. 2004. № 8. С. 28-37.

3 Старк Д. Рекомбинированная собственность и рождение восточноевропейского капитализма // Вопросы экономики. 2005. № 6. С. 90-95.

4 Ларина Н. И. Задачи и методы трансформации собственности в странах рыночной экономики // Регион: Экономика и социология. 2001. № 4. С. 146.

5 Радыгин А. Собственность и интеграционные процессы в корпоративном секторе // Вопросы экономики. 2004. № 5. С. 35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.