ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ (на примере Якутии)
PECULIARITIES OF DIRECTING REGIONAL EDUCATIONAL SYSTEM (in Yakutia)
А. Д. Николаева
В статье на основе концептуальной модели исследования генезиса управления общим образованием в национальном регионе определены основания периодизации эволюции управления образовательной сферой. В контексте стратегической парадигмы обоснован новый подход к управлению образованием. Автор приводит характеристику динамики типов и стратегий управления общим образованием на примере Якутии.
A. D. Nikolaeva
The article touches upon the basis of evolutional periods of educational sphere direction. A new approach to direction of education is given according to strategic paradigm. The author presents the characteristic of dynamics of kinds and strategies of directing education in Yakutia.
Ключевые слова: социокультурная доминанта, парадигма управления, периодизация, эпигенетическая теория эволюции, управление по задачам, внутренние и внешние критерии.
Keywords: sociocultural dominant, paradigm of direction, division into periods, epigenetic theory of evolution, direction on tasks, inner and outer criterions.
Необходимость научного осмысления особенностей управления национально-региональной системой образования подтверждена исследованиями многих авторов, которые выделяют в регионализации политико-управленческий, административно-организационный, культурологический и педагогический аспекты. При этом регионализация рассматривается как наделение регионов правом и возможностью выбора собственной образовательной стратегии, обеспечивающей превращение образования в важнейшее средство развития всех подсистем (социально-экономических, экологических, научно-культурных) на основе их консолидации.
Анализ исследований позволяет выделить основную специфику национально-регионального образования как системы, характеризующейся национально-региональным компонентом содержания образования, национально-культурным образовательным пространством и национально-региональным подходом к управлению, который предполагает его ориентацию на образовательные запросы региона, учет социально-экономических, культурно-исторических и национальных традиций народов данной территории в разработке программ развития образования и становлении социально-профессионального сообщества людей, объединенных общими образовательными ценностями.
Среди принципов, которые являются концептуальными положениями историко-культурного исследования эволюции управления общим образованием в национальном регионе, отметим два, без которых анализ невозможен. Это социокультурный принцип и принцип па-радигмального анализа.
Социокультурный принцип подчеркивает необходимость рассмотрения генезиса системы управления обра-
зованием в социокультурном контексте, анализа влияния общественных условий на характеристики системы управления; рассмотрения системы управления образованием как отражения государственно-общественной и культурно-национальной ситуации; исследования управления в социокультурном контексте и социокультурного контекста как источника содержания и механизма управления. Наконец, при логическом анализе исторического развития системы важную роль играет принцип парадигмаль-ного анализа. Выделенные в его рамках бинарные оппозиции помогают определить линии ретроспективного анализа в исследовании истории и прогнозирования дальнейшего развития системы.
Указанные принципы рассмотрены нами в контексте эпигенетической теории эволюции, определенной в качестве одной из концептуальных основ развития системы управления образованием. Эволюционизм позволяет изучать становление естественных систем в процессе их взаимодействия со средой. Согласно теории эмерджент-ной эволюции существуют два типа изменений: одни из них являются предсказуемыми следствиями внешних воздействий, не содержащими ничего качественно нового («результанты»); другие представляют собой качественно новые свойства и признаки, не сводимые к исходным, не обусловленные ими и непредсказуемые («эмердженты»). В соответствии с указанными типами можно говорить о «совершенствовании» управления и о его «развитии» [1].
Результатом методологического анализа стала разработка концептуальной модели историко-культурного исследования эволюции управления общим образованием в Якутии как национальном регионе. Данная модель представлена линией «макроситуация - социокультурная доминанта - парадигма управления - управлен-
ческий подход» и представляет собой совокупность ряда аспектов и уровней историко-культурного анализа эволюции организационно-педагогической и управленческой деятельности в национальном регионе. Анализ макроситуации представляет основные характеристики региональной сферы образования как поликультурного и полисубъектного феномена, области деятельности разных индивидуальных и коллективных, государственных и общественных сил. В линии социокультурной доминанты выделяются социальные функции образования, выявляются и описываются культурно-исторические формы и механизмы обеспечения реализации школой и сообществом этих функций. Третий слой анализа связан с построением целостной картины управления образованием, которая фиксируется в управленческих парадигмах, имевших место в одни и те же и в разные периоды эволюции, обусловленные социокультурными доминантами. В четвертом слое выделяются управленческие подходы, адекватные той или иной парадигме управления образованием [3].
В ходе дальнейшего историко-культурного анализа выделено три периода эволюции управления общим образованием, определенные по критериям соотношения государственного и общественного начал в этом управлении.
Первый период (XVIII в. - начало XX в.) - доминирование народной педагогики и становления государственного школьного образования - характеризуется, с одной стороны, сохранением тенденции расширения (интенсивного развития) государственной школы, масштабы и темпы распространения которой в Якутском крае существенно отставали от других районов страны, с другой -«параллельным» развитием школ общественной и в особенности народной, строившейся на основе самоорганизации и самодеятельности местного населения (этно-педагогика, опыт народного воспитания и образования, различные типы школ «политссыльных» - «домашние уроки», «домашняя школа», «частная школа», «общественная школа», «мобильная школа», «авторская школа»). К периоду преобразований советского времени система образования Якутии уже имела почти полную образовательную инфраструктуру, все основные уровни образования (за исключением высшей школы) и типы учебных заведений, учебно-методическое (главным образом русскоязычное) обеспечение, профессиональные педагогические кадры и институционные механизмы их подготовки и переподготовки (учительская семинария, курсы и т. д.), немногочисленную, но все же творческую научную, художественную и педагогическую интеллигенцию. Имелся продуктивный опыт общественной и частной инициативы (частные школы, меценатство). В основании же всего этого опыта находилась живая корневая система многовекового, если не тысячелетнего опыта народного воспитания и образования.
Второй период (1918-1980 гг.) - доминирование унифицированной государственной системы образования -отражается в специфических характеристиках ее эволю-
ции в Якутской АССР, каковыми являлись: исходная мощность культурно-образовательного потенциала и степень инфраструктурной полноты системы образования; культурные средства, необходимые для выработки адекватных для данных условий содержания и организации образования; соотношение инерционности (консервативности) и инновационности протекающих образовательных процессов. Это проявлялось в форсированном развитии и поддержке школы на родном языке (1920-е гг.) в сочетании со свертыванием, но все же сохранением национальной школы в условиях изменения курса национальной политики (1930-е гг.). Конец 1940-х - начало 1950-х гг.: наличие компонентов современной культуры (включая уровень развития языка), обеспечивших выработку адекватного содержания неполного и полного среднего образования осуществление всеобщего семилетнего образования на родном языке, сохранение национальной школы в условиях перехода к всеобщему среднему образованию. Унификация и определенная русификация (идеологическая советизация) школы при одновременном укреплении кардинального значения русского языка в культурно-исторической практике Якутии как ключевой социально-образовательной инновации, обеспечившей цивилизационное развитие этноса. Сохранение и воспроизводство национальных основ образования, этнопедагогических начал, народной педагогики в форме ценностей, языка обучения, искусства, трудовых навыков как «этногенетического потенциала» и одной из предпосылок качественных цивилизацион-ных преобразований на национальной основе (конец 1960-х - начало 1970-х гг.).
Третий период (конец ХХ - начало XXI вв.) - становление государственно-общественной системы управления образованием в республике - характеризуется признанием образования в качестве приоритета региональной национальной государственной политики и мощной поддержки образовательных инноваций, в развитии которых можно выделить ряд этапов: индивидуально-вариативный (развертывание инновационных процессов в контексте идеи вариативности образования, выработка и использование механизмов стимулирования инновационной деятельности, поддержка инновационного педагогического движения); кооперационно-сетевой (сетевое взаимодействие культурно-образовательных инициатив и инновационных образовательных учреждений, создание ресурсно-сервисных, управленческих, проектных сетей и сети общественно-образовательных объединений граждан); институционально-сферный этап (использование инноваций как средства формирования новых образовательных институтов, встраивания системы образования в другие социальные практики, становление образования как общественной сферы деятельности, расширение практики социальной дискуссии и социального партнерства, развитие попечительского движения и его институционализация, формирование общественно-образовательного договора и национального социально-образовательного заказа).
В контексте стратегической парадигмы можно определить новый подход к управлению образованием -«управление по задачам» [2], так как анализ работ в области стратегического менеджмента доказывает связь понятия «стратегия» с понятиями «развитие», «прогнозирование», «методология управления». Сущность «управления по задачам» заключается в том, что при реализации стратегических целей осуществляется выбор стратегий, которые могут рассматриваться как «задачи» по достижению прогнозируемых в рамках этих целей результатов. Поскольку в основе стратегического управления образованием на этапе выбора стратегий лежит анализ, то первым фактором, определяющим этот выбор, является диагностика социокультурной ситуации. Далее с учетом результатов диагностики осуществляется постановка задач, то есть уточнение целей и действий, необходимых для их достижения. Третий шаг представляет собой создание условий для осуществления процесса решения задачи. Таким образом, уровень постановки и решения задач может рассматриваться как базовая параметрическая характеристика историко-педагогиче-ского исследования эволюции управления образованием, раскрывающая суть подхода к управлению, реализуемого в тот или иной период эволюции.
С точки зрения разных дифференцированных управленческих стратегий, применительно к Якутии, динамика типов и стратегий управления общим образованием характеризуется следующим: в первый период в государственном управлении доминировала стратегия «внешнего роста» (эффективного развития), расширения сети казенных школ, русификации края. Одновременно и параллельно с этой стратегией имели место стратегии «выживания» - самоорганизация и самоуправление в неформальном этнопедагогическом образовании и народном воспитании, а также разные формы кооперации. Во втором периоде преобладали и совмещались стратегии «экстенсивного роста» (ликвидация безграмотности, расширение сети школ) и «оптимизации» (совершенствования системы образования). Для третьего периода характерен выход на первый план стратегии «инновационных изменений» в сочетании с «оптимизацией» и кооперированием в сфере образовательной деятельности. В настоящее время они дополняются стратегией «достижения конкурентных преимуществ», отвечающей миссии инновационного развития общего образования в Республике Саха (Якутия) как базового звена и действенного фактора ее становления в качестве одного из самых высокообразованных субъектов Российской Федерации, самоорганизации и саморазвития культурно-национального региона, гармонично взаимо-
действующего с российским и мировым сообществом. По своему характеру стратегия является специфицированной, по типу динамики - активной программно-целевой. По стратегическому типу механизма реализации образовательной политики она относится к проблемно-комплексному механизму типа «регулируемый рынок -социальное партнерство». Профиль стратегии может быть охарактеризован как неравномерный, основанный на выделении приоритетов.
К внутренним и внешним критериям эффективности инновационного стратегического управления общим образованием в Республике Саха (Якутия) относятся: социальная эффективность образования, отражающая баланс образовательных запросов личности, регионального сообщества, государства, и проявляющаяся в динамике ценностно-ориентационных, субъектно-деятельностных и организационно-управленческих характеристик системы образования национального региона; ключевые особенности самого процесса управления общим образованием (его прогностический характер; комплексность и целостность; диалогичность и партисипативность); степень реализации основных принципов стратегического управления (диалога прошлого, настоящего и будущего; инновационности, вариативности и многоцентровости в организации образования; открытости и динамичности его развития; сочетания общественных и государственных основ в управлении образовательной сферой).
Таким образом, линия этноса в культурно-историческом развитии определяет необходимость особого типа управления образованием, связанного с пониманием его национального предназначения, стратегических ориентиров и ключевых направлений, продолжающих основные линии исторической эволюции системы образования.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 ноу-хау в управлении педагогическими системами: учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. М.: Педагогическое общество России, 1999.
2. Николаева А. Д. Эволюция системы управления общим образованием в национальном регионе: социокультурный контекст: моногр. Якутск, 2008.
3. Цирульников А. М. Система образования в этно-региональном и социокультурном измерениях. СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2007.