О.А.Середина
ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования управления образовательной системой муниципального образования. В ней рассматриваются особенности управления, принципы, требования к организации в контексте новых ФГОС.
Ключевые слова: управление, образовательная система, образовательная организация, система муниципального образования.
O.A. Seredina
FEATURES OF MANAGEMENT OF EDUCATIONAL SYSTEM OF THE MUNICIPALITY
Abstract. The article is devoted to the problem of improving the management of the éducation system of the municipality. It discusses the features of management, principies, requirements for the organization in the context of new Federal state standards.
Key words: management, educational system, educational organization, the system of the municipality.
Совершенствование управления муниципальной системой образования обеспечивает решение сложных и трудно решаемых педагогических проблем. Сложность развития муниципальной системы образования заключается в диалектическом характере взаимодействия экономики с потребностями и возможностями общества, состоянием окружающей среды. Муниципальная система образования как инфраструктура социальной сферы отражает состояние общества - его идеологию, экономическое положение, уровень социального развития.
Развивается общество - реформируется система образования. Разработка новых информационных технологий и коммуникаций, изменение связей и отношений между педагогами - учащимися и информационно-предметной средой, возрастание значимости общечеловеческих и культурных ценностей в обучении и воспитание молодежи определяют муниципальное образование как ведущего фактора социального развития общества. Актуальность данного исследования реализуется модернизацией различных уровней системы российского образования, которая проходит в достаточно сложных условиях. С одной стороны, это связано с переходом к рыночным отношениям в экономике, с другой - с изменениями государственного политического курса страны. Это находит свое отражение в том, что в сфере образования происходят различные инновационные процессы: создаются новые типы учебных заведений, расширяется самостоятельность учебных заведений не только с финансовой, но и с образовательной точки зрения, формируется рынок образовательных услуг, разрабатываются стратегии вариативного образования, направленного на максимальный учет личностных потребностей, возможностей и индивидуальных особенностей учащихся., с компьютеризацией и информатизацией учебных заведений различного типа.
В концепции модернизации российского образования на период до 2020 г. говорится о разработке и осуществлении мер активизации роли средств массовой информации в формировании культуры, воспитании гражданских качеств. «Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны»1. Коммерциализируются различные составляющие информационно-предметной среды: библиотеки, театры, дома культуры, музеи, имеющие различную ведомственную подчиненность, функционирующие изолированно друг от друга, подчас стихийно.
Неоднозначно обстоит дело со средствами массовой информации (газетами, журналами, радио, телевидением), которые напрямую ответственны за демонстрацию и пропаганду насилия, порнографии, разжигание расовой и национальной розни, религиозной нетерпимости. СМИ в условиях муниципального образования отводится, пожалуй, самая главная роль, в силу меньших по сравнению с большими возможностями городов-мегаполисов для организации разнообразного досуга и обеспечения полноценной культурной жизни населения. В результате в муниципальной системе образования развитие учащихся в учебное и внеурочное время, формирование потребностей к самообразованию и саморазвитию ограничены. Таким образом, недостаточная результативность функционирования
1 Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года. М.: АПК и ПРО, 2012. С. 20.
муниципальной системы образования провинциального города России, с одной стороны, обусловлена ее недостаточным материальным обеспечением вследствие финансирования по «остаточному принципу», что является проблемой общегосударственной, а с другой - отсутствием четкого взаимодействия различных уровней системы образования с информационно-предметной средой, которая в муниципальном городе, в силу его специфики, имеет большее положительное влияние не только на саму систему образования, но и на всю его инфраструктуру, так как позволяет сохранять традиционность быта и обычаев населения, исторические и общекультурные ценности конкретной местности.
Проблемы и нерешенные теоретические вопросы педагогики приводят к необходимости осмысления педагогической теории и практики конца XIX - начала XX века, когда были заложены основы организации систем образования в российских городах. Разработкой различных вопросов реформирования различных типов учебных заведений и системы образования занимались не только комиссии, создававшиеся Министерством народного просвещения, но и педагоги и общественные деятели того времени: С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий. Перспективы развития регионального образования в этих работах связываются, в первую очередь, с состоянием материальной базы, с кадровым обеспечением, характером управления со стороны органов образования, изменением учебных планов, совершенствованием методов обучения и организации внеурочной деятельности учащихся2. Необходимо также более глубокое осмысление педагогической теории и практики функционирования систем образования других стран. Это нашло свое отражение в работах В.П. Борисенкова, Б.Л. Вульфсона, Л. Клингберга, О Ланге, Н. Майера, З.А. Мальковой, Н.Д. Никандрова и др. ученых педагогов. Невозможно не обратиться к педагогическому наследию педагогов советского периода А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского,
B.А. Сластенина, Н.М. Амосова, Е.В. Барановой, В.П. Беспалько, В.Е. Родионова, Т.И. Шамовой,
C.М. Ямпольского, в работах которых освещаются многие вопросы, связанные с различными аспектами функционирования отечественной системы образования. Существуют работы Н.М. Амосова, Е.В. Барановой, В.П. Беспалько, Т.М. Давыденко, В.И. Лисова, В.Е. Радионова, Т.И. Шамовой, Г.Н. Шибановой, С.М. Ямпольского и др., посвященные различным вопросам, касающимся проектирования и создания педагогических систем. Проблемы истории теории и практики развития регионального образования являются предметом исследований В.В. Андреевой, Е.П. Белозерцева, Е.Н. Богачева, M.B. Богуславского, А.А. Грекова, В.И. Загвязинского, О.П. Илюхи,
A.Н. Кириллова, И.Б. Котовой, С.К. Коваленко, Г.В. Мухаметзяновой, В.М. Петровичева,
B.Д. Семенова, В.В. Тарасова, Р.Х. Шакурова. Проблемы совершенствования учебно-воспитательного процесса, связанные с изменением содержания образования, методов, форм и средств обучения нашли отражение в работах Г.А. Андреевой, Е.В. Бондаревской, А.А. Кашина,
B.В. Краевского, В.С. Леднева, И.Я. Лернера, Б.Т. Лихачева, П.И. Пидкасистого, В.В. Серикова, Е.П. Шиянова, С.Г. Шаповаленко и др. Проблемы информатизации образования, применения в современной школе телекоммуникационных и технических средств обучения рассмотрены в работах
C.А. Бешенкова, А.А. Кузнецова, К.К. Колина, Н.Н. Моисеева, Е.С. Полат, Е.Н. Пасхина, Т.А. Помеловой, В.В. Попова, И.В. Роберт, А.Я. Савельева, А.Н. Тихонова, И.И. Юзвишина и др3. Анализ педагогической литературы позволяет утверждать, что мы действуем не на пустом месте, при этом система образования в малых городах России совершенствуется во многом методом проб и ошибок, без должного научного обоснования и учета потребностей. Сопоставление запросов
:См.: Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. М.: Педагогика, 1989. 205 с.; Дореволюционная гимназия: содержание и организация обучения / сост. М.В. Богуславский. М.: Педагогический поиск, 2000. 160 с.; Илюха О.П. Школа и просвещение в Беломорской Карелии во второй половине XIX - нач. XX в. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2002. 100 с.; Липник В.Н. Школьные реформы в России. М.: Про-Пресс, 2002. 64 с.; Мухаметзянова Г.В. Методология проектирования и развития системы среднего профессионального образования в регионе. Казань: ИСПО РАО, 1998. 128 с. и др.
3 См.: Опыт информатизации региональных систем образования: науч.-пед. сб. Хабаровск: Изд-во Хабаровск. гос. пед. ун-та, 2002. 139 с.; Пасхин Е.Н. Информатизация образования в стратегии устойчивого развития: М. Изд-во РАГС, 1999. 218с.; Помелова Т.А. Инфраструктура образовательного пространства. М., 2000. 28 с.; Попов В.В. Современное состояние и тенденции развития информационных ресурсов в образовании: лекция-доклад. М.: Исслед. центр проблем кач-ва под-гот. спец-тов, 1998. 23 с.; Проблемы информатизации региональных систем образования: науч.-пед. сб. Хабаровск: Изд-во Хабаровск. гос. пед. ун-та, 2001. 80 с.; Юзвишин И.И. Информациоло-гия или закономерности информационных процессов и технологий в микро- и макромирах Вселенной. 3-е изд., испр. и доп. М.: Радио и связь, 1996. 215 с.; Андреева В.В. Проектирование многоуровневой педагогической системы образования информационным технологиям. Самара, 2003. 96 с. и др.
практики и возможностей теории позволяет обозначить проблемное поле и цель исследования -выявить и охарактеризовать пути создания эффективных организационно-педагогических условий функционирования и совершенствования интеграции системы образования и информационно-предметной среды с учетом специфики проживания в муниципальном городе России в современных условиях.
Гипотеза нашего исследования состоит в следующем: эффективность управления муниципальной системой образования повысится, если будет разрешен ряд организационно-педагогических проблем: - традиционная структура системы образования должна быть дополнена следующими функциональными службами: центрами психолого-педагогической поддержки и социальной реабилитации детей и подростков, центрами профориентации старшеклассников, различными учебными заведениями и центрами дополнительного образования (в том числе и на коммерческой основе), в задачу которых входит реализация целей воспитания посредством решения образовательных задач, В центре такой структуры должна стоять «головная организация», т.е. «культурный лидер», определяющий, направляющий и курирующий взаимодействие образовательно-воспитательных и культурно-просветительских учреждений; - должны быть налажены структурно-функциональные и содержательные связи между элементами, составляющими систему образования муниципального города, что позволило бы интегрировать и концентрировать их силы и средства; - должен быть осуществлен переход от функционального управления образовательными учреждениями, характерного для традиционной системы образования, к демократическим формам управления культурно-образовательными комплексами, обеспеченными нормативно-правовой, учебно-методической и финансовой базой; - должна быть создана единая информационно-предметная среда (централизованная сеть библиотек с компьютерной сетью своих фондов, местные средства массовой информации, телекоммуникационные сети РАЕНЕТ, ИНТЕРНЕТ; клубы, выставки, музеи и т.п.) с направленным учебно-воспитательным содержанием; - должны быть сформулированы и внедрены в педагогическую практику современные подходы к обучению, воспитанию и развитию личности с использованием информационных, телекоммуникационных, здоровьесбе-регающих технологий с учетом местных особенностей. Задачи исследования:- на основе изучения исторической, историко-педагогической литературы, выявить теоретико-педагогические особенности построения и управления системой муниципального образования малого города России и причины, снижающие эффективность ее функционирования.
Определить последовательность действий для создания и организации муниципальной информационно-образовательной системы провинциального города;- разработать и проверить на практике критерии сформированности интегративной муниципальной образовательной системы и показатели ее эффективности. Муниципальная система образования России представляет собой совокупность взаимодействующих на основе целостности и преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов сети образовательно-воспитательных, культурно-просветительских учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления. В соответствие с диверсификацией муниципального образования федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление. Механизмами выполнения положений служат статьи 37 и 38 закона о местном самоуправлении. В частности, в первой из них говорится, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают муниципальным образованиям минимальные местные бюджеты путем закрепления доходных источников для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов (статья 31, пункт 1). Минимально необходимые расходы местных бюджетов устанавливаются законами субъектов Российской Федерации на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности (статья 37, пункт 2). Доходная часть минимальных местных бюджетов обеспечивается путем закрепления на долговременной основе федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации доходных источников. В случаях, если доходная часть минимального местного бюджета не может быть обеспечена за счет указанных доходных источников, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации передают органам местного самоуправления иные доходные источники федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации (статья 37, пункт 3). В Законе «Об образовании» отмечается, что в зону ответственности субъектов Российской Федерации в области образования входит: «Организация финансирования местных органов управления образованием и образовательных учреждений, оказание им посреднических услуг в части материально-технического обеспечения» (статья 29, пункт 12) [64]. В статье 41 (пункт 4) отмечается, что региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с обра-
зовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения [64].
В соответствии с Законом «Об образовании» (2012 г.) к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относится: - планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образовательных учреждений в целях осуществления государственной политики в области образования; - формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, разработка и принятие местных нормативов финансирования системы образования; - обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения; - регулирование в пределах своей компетенции отношений собственности в системе образования; - создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений; - создание и ликвидация местных (муниципальных) органов управления образованием и (или) самоуправляемых округов, определение их структуры и полномочий, назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием; -назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений, если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, или решением органа местного самоуправления; - строительство зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий; -контроль условий аренды зданий, помещений и иных объектов собственности образовательными учреждениями; - использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования; - установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования; - учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования [117; 155. После принятия Федерального Закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и Областного Закона «О территориальном общественном самоуправлении в Ростовской области» Администрация и Городская Дума Таганрога провели большую подготовительную работу по реформированию деятельности органов территориального общественного самоуправления и муниципальной системы образования на основе требований действующего законодательства. Наши исследования свидетельствуют, что муниципальная система образования в процессе диверсификации и совершенствования приобретает признаки и качественно новые свойства в обучении и воспитании, отражающие ее диалектический характер. Анализ развития системы муниципального образования показывает, что на процессы, происходящие внутри ее - развитие личности в процессе воспитания; приобретение социального опыта, знаний, умений и навыков; профессиональная подготовка, - значительное влияние оказывает общество, социальная среда и народные традиции.
Создание педагогических условий построения единого муниципального образовательного пространства предполагает следующие аспекты: - модели-программы, определяющие состояние муниципальной системы образования; - состав и структура действий получения результатов и перехода по достижению цели; - уровень готовности предполагает наличие мотивации у педагогов перехода на другие формы и методы воспитания и обучения учащихся; - наличие муниципальной политики в области образования; - программно-целевой подход, предполагающий наличие главной цели образования - развитие личности ребенка; - создание целевой комплексной программы функционирования муниципальной образовательной системы; - состояние материально-технической базы муниципальных учреждений образования. В настоящее время реально существуют три направления развития муниципальной системы образования: - реформирование, коррекция, модернизация традиционной системы, направленная на улучшение ее функционирования; -система, строящаяся на инновационных технологиях, отражающих реалии времени перестроечных процессов, социально-экономических преобразований и характера требований общества к подготовке и развитию личности школьника; - система, которая должна быть построена на основе провозглашенных принципов демократизации и гуманизации образования в русле потребностей общества. В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Уставом муниципального образования г. Таганрога были установлены нормативы расходов бюджета в муниципальной системе образования г. Таганрога (Официальный Таганрог. Выпуск № 40 (313) от 15 декабря 2007 г. С. 3). Вступление в действие нового Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (№ 131-ФЗ от 06.10.2003 г.), устанавливающего общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления, потребовало от Городской Думы и Администрации Таганрога привести в соответствие с этим законом ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность территориального общественного самоуправления: Положение «Об органах территориального обще-
ственного самоуправления в г. Таганроге» (2004 г.), «О порядке регистрации Уставов территориального общественного самоуправления в г. Таганроге» (2006 г.), «Типовой Устав комитета территориального общественного самоуправления муниципального образования «Город Таганрог» (2006 г.) и др. обеспечивают нормативно-правовую основу диверсификации системы образования. В настоящее время значение муниципального образования как важнейшего фактора самоуправления и формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Муниципальная система образования - один из основных социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенациональная система образовательных учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания учащейся молодежи, подготовки её к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей. Муниципальная система образования г. Таганрога представляет собой совокупность взаимодействующих на основе целостности и преемственности образовательных программ и государственных образовательных стандартов сети образовательно-воспитательных, культурно-просветительных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов, а также органов управления. Следует отметить, что в настоящее время развитие муниципального самоуправления осуществляется по двум направлениям: мономуниципальное административное деление (город, район), при котором существуют вертикаль власти в лице администрации города, которой напрямую подчиняются все структурные подразделения образования, культуры и здравоохранения; полимуниципальное административное деление в крупных (областных) городах с подразделением на районные муниципалитеты. В нашем исследовании рассматривалась мономуниципальная образовательная система муниципального города без разделения на районы (муниципалитеты). К муниципальным культурно-образовательным учреждениям, ведущим учебно-воспитательную деятельность с учащимися относятся: - дошкольные учреждения; - средние общеобразовательные учреждения; -профессиональные учреждения начального, высшего и послевузовского профессионального образования); - учреждения дополнительного образования (станции юных техников, юных натуралистов, юных туристов и др.); - другие муниципальные учреждения, осуществляющие образовательный процесс: (центр иностранных языков, центр внешкольной работы и др.). Построение и управление интегративной муниципальной образовательной системы становится актуальной задачей общества в контексте реализации закона о местном самоуправлении и задач в рамках модернизации российского образования на период до 2020 года.
Наше исследование осуществлялось на следующих уровнях: философско-методологический уровень, на котором определялись закономерности становления, функционирования и развития образования как системы во взаимосвязи с информационно-предметной средой; естественнонаучный уровень, предполагающий изучение условий взаимодействия, взаимовлияния элементов системы образования и информационно-предметной среды; теоретико-педагогический уровень, базирующийся на педагогической сущности образовательного процесса, его интегратив-ных качествах, целостности и системности, направленности на становление и развитие личности человека; практико-технологический уровень, определяющий условия взаимодействия, функционирования системы образования и информационно-предметной среды. Внешние системообразующие факторы - это те, которые способствуют становлению и развитию интегративной образовательной системы. К этим факторам относятся: информационное пространство, которое охватывает все население муниципального города, его протяженность, кривизна, замкнутость или беспредельность [64, 53]; развернутая сеть культурно-образовательных, спортивно-оздоровительных и других социально-направленных учреждений; время, в течение которого осуществляется педагогическое воздействие: «время - важная характеристика образовательной системы» [64, 114]; перспектива становления и развития интегративной образовательной системы (проблемы демографии и урбанизации); факторы информационно-предметной среды (информативность); эффективность функционирования системы (результативность, финансово-экономические показатели и др.).
Внутренние системообразующие факторы - это факторы, которые присущи отдельным частям, элементам. Объединенные и входящие в интегративную муниципальную образовательную систему, они приобретают новое интегральное качество: общность профессионального направления педагогического воздействия (учебные, воспитательные, оздоровительные); преемственность и взаимодополнение учебных, воспитательных и оздоровительных функций структурных компонентов (учреждений) образовательной системы. К региональным особенностям становления муниципальной системы образования относятся: природно-географические (ландшафт, климат и др.); культурно-исторические (историческое наследие, традиции, обычаи и др.); социально-экономические (социальный состав населения, производственная деятельность и др.); социально-географические (плотность населения и средства связи); социально-демографические (социальный состав населения и возраст людей и др.); идейно-политические (активность людей и др.) [37; 44;
54; 103; 106].
В основу методологического обеспечения управления муниципальной системой образования положены мировоззренческие, методологические и социальные аспекты педагогической науки. Исторический подход как важнейшая методологическая основа педагогической теории предоставляет возможность видеть динамику развития системы образования малого города, интерпретировать прогностическую функцию. С этих позиций проблемы воспитания и обучения рассматриваются с нескольких точек зрения: педагогическое обоснование концепции (определение степени ее применимости и универсальности, условий и границ работы); исследование и раскрытие основных положений структурной организации системы образования в рамках концепции; исследование закономерностей педагогического воздействия на развитие личности в условиях информационно-предметной среды (формы, методы, средства, педагогические функции и сферы эффективного применения).
Идеи целостности личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании получают адекватную реализацию на практике. При этом мотивационно-содержательные и организационно-практические компоненты системы образования достаточно активно находят применения на практике. Целостность и системность образовательного процесса достигается: посредством осуществляется единства принципов образовательной подготовки и взаимосвязи ее функций; выполнением определенных педагогические условия (учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; систематический анализ и синтез качества образовательной подготовки; возможность оперативной корректировки форм, методов, средств и содержания образования; самоконтроль и самоанализ); использованием средств информационно-предметной среды в интеграции с процессуально-содержательными и мотивационно-ценностными компонентами по развитию личности и профессиональной подготовке; каждый элемент образовательной структуры выполняет поставленные педагогические задачи.
Особенностями управления муниципальной системой образования характеристиками являются векторные составляющие: по вертикали - иерархия учебно-воспитательных заведений (довузовского, вузовского и послевузовского) образования; по горизонтали - профильная подготовка по специальности (учебные планы, учебные программы и литература), а также четырехуровневое управление - на федеральном, региональном, муниципальном и уровне учебного заведения. К числу общих инвариантных качеств, характеризующих образование как систему (набор элементов, наличие структуры, взаимосвязь элементов относятся: гибкость, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (В.С. Леднев). Отметим, что основной тенденцией диверсификации образования, возникновения многовариантной образовательной системы как социально-педагогического явления, выступают: непрерывность, интегративность, региональность, стандартизация, демократизация и плюрализм образования. Муниципальная система образования имеет диалектико-развивающий характер. В учебно-воспитательный процесс вносятся определенные коррективы, внедряются новые формы, методы, средства и методики обучения и воспитания в результате которых система совершенствуется. В первую очередь, это проведение реформ образования. Системообразующим элементом педагогической системы являются цели. С созданием новой методологии закладывается базис новой парадигмы образования как основы перехода традиционной системы в новое состояние в единстве с окружающей средой. Целостность муниципальной педагогической системы обеспечивается выполнением функций обучения, воспитания, развития личности учащихся и эффективностью образовательной деятельности (коммуникативной, учебно-рецептивной и др.).
Муниципальная система образования представляется целостной, когда каждый элемент педагогической структуры реализует педагогические функции не противопоставляется всем другим и не возводится в ранг непревзойденного. Эффективность такой системы будет высокой при условии, что механизмы взаимодействия будут адекватными потребностям, с обеспечением органического единства личности учителя, индивидуальности учащегося и информационно-предметной среды. При этом высокий профессионализм, индивидуальный стиль педагогической деятельности учителя отличается неординарностью, новаторским почерком, личностным воздействием, с одной стороны, и высокой мотивацией, желанием учиться, получать знания, вырабатывать умения, навыки и развиваться, становиться личностью, с другой стороны. Это и является отличительным признаком учащихся муниципального образования. Раскрывая личностно-гуманную основу педагогического процесса, принципы педагогической деятельности включают и познание ребенком самого себя.. Раскрывая закономерности формирования и развития личности, В.М. Коротов отмечает следующие особенности: -«жизнедеятельность личности есть одновременно проявление всех его основных функций; - в однотипных поступках, повторяющихся в сходных обстоятельствах, умение аккумулируется в навык, затем закрепляется в привычку, чтобы в качестве нового действия включиться в обычай; -всякий акт жизнедеятельности личности в индивидуальном опыте первоначально совершается как поступок. Личность начинается с поступка». [99, 124].
Управление муниципальной системой образования рассматривается нами с позиций: системно-структурного подхода, целостности и комплексности. При этом выделяются три основных подхода: модернизация традиционной системы образования; культурологическая модель управления системой образования и интегративная муниципальная образовательная система. Какие же ценности являются для современной молодежи муниципального образования действительно лич-ностно значимыми? Было проведено исследование иерархии ценностей трех групп учащихся старших классов средних общеобразовательных школ г. Таганрога; учащихся средних специальных учебных заведений; студентов Таганрогского института: ориентации молодежи на ценности образования являются одним из важных компонентов: - ценность высшего образования и желание получить его, значительна (72,3 %); - почти половина опрошенных учащихся школ (47,1 %) считают необходимость получения высшего образования для саморазвития и (62,8 %) опрошенных юношей - для достижения жизненного успеха. Получение высшего образования позволит создать жизненные ценности (91,2 %); расширить возможность саморазвития личности (34,2 %); получение профессиональной подготовки (42,7 %); осуществление трудовой карьеры (94,0 %); иметь общественный успех (6,9 %); обеспечить финансовое благополучие (76,4 %); успешно вести собственное дело (бизнес) 12,8 % [64].
Образовательная парадигма заключается в построении социокультурного муниципального пространства, обеспечивающего развитие личности и ее профессиональное становление. Развитие личности при этом условии осуществляется не столько в адаптации, приспособлении к социально-образовательной среде, социуму, сколько во взаимодействии личности и информационно-предметной среды. Главная идея заключается в необходимости развития личности, исходя из ее потребности и мотивов. Образовательная сфера выполняет функции инструментария. Социальный выбор учащимся учебно-воспитательного учреждения и сферы деятельности способствует активному становлению и развитию личности и ее качеств. Методологической основой управления муниципальной образовательной системой является: принцип целостности учебно-воспитательного процесса (В.С. Ильин) и информационно-предметной среды; принцип преемственности структурных элементов образовательных учреждений и их информационно-предметных сред; принцип иерархичности построения и движения информационных потоков; принцип необходимости и достаточности. Как известно, в традиционной системе образования существуют три модели образования: экстенсивная модель - передача знаний, вырабатывание умений, навыков; продуктивная модель - подготовка учащегося к профессиональной деятельности; интенсивная модель - профессиональная подготовка с учетом способностей учащегося и развития личностных творческих потенций..
Единое образовательное пространство муниципального образования характеризуется следующими признаками: единством принципов образовательной политики на основе муниципального самоуправления; единым, целостным и комплексным подходом в развитии муниципальной системы образования; реализацией прав граждан на получение полноценного общего среднего и профессионального образования. Комплексный характер заключается в необходимости по мере повышения уровня культуры, и развития образования повышать воспитательные функции общественных органов посредством создания информационно-предметной среды, способной развивать личность ученика.
Муниципальная система образования - устойчивая, жизнеспособная и саморазвивающаяся инфраструктура, обладающая достаточным набором образовательных услуг. Для создания культурного, цивилизованного социума муниципального образования необходимо развивать интеграцию социальной, научной, образовательной и культурной инфраструктуры. Актуальность становления и развития муниципальной системы образования определяется проблемой воспитания и формированием нового общественного сознания. Существование человека в четырех его модусах - индивид, субъект, индивидуальность и личность в концепции целостного подхода раскрывает динамику его социального развития (Б.Г. Ананьев). Основными принципами педагогического процесса в муниципальной системе образования являются: природосообразность, демократизация, культуросообраз-ность, гуманизация и социализация. Существует четыре фактора, снижающие эффективность взаимодействия компонентов муниципальной образовательной системы: область, сектор каждого образовательного учреждения имеет избирательный характер, величина которого зависит от социально-педагогических условий; подверженность образовательного процесса временному и вероятностному воздействию на характер обучения и воспитания; создание условий альтернативного выбора воспитательного учреждения и императивного образования; возникают трудности согласованного взаимодействия.
Необходимость взаимодействия обусловлена не столько структурой образовательной системы, сколько характером информации и ее воздействием на учащихся. Реформирование муниципальной системы образования осуществляется по трехуровневой схеме: определяются, уточняются, актуализируются локальные задачи образовательного учреждения (дошкольного, школьного и высшего); модульно-групповые связи (по профессиональным признакам, интеллектуальным спо-
собностям и др.); интеграция образовательных учреждений в муниципальную систему. Для успешной реализации новой парадигмы образования и радикального решения проблем совершенствования и управления муниципальной системой образования необходимо выполнение следующих условий: - реформирование системы должно осуществляться в рамках традиционной системы непрерывного образования; - изменения должны носить целостный и комплексный характер, не уничтожая все положительное, позитивное предшествующего педагогического опыта; -дополнительные элементы совершенствования системы должны обеспечивать выполнение задач обучения, воспитания и развития личности учащихся, находиться во взаимосвязи и функциональном взаимодействии с прежними компонентами. Диалектический характер управления муниципальной системой образования обеспечивает ее переход в новое качество, отвечающей современным требованиям и реализации опережающей функции в подготовке молодых специалистов для духовной и материальной сферы производства обозримого будущего.
Актуальной задачей муниципальной системы образования становится: - создание благоприятных условий (социальных, психологических, эстетических, бытовых и др.) для успешного обучения, воспитания, становления личности. Удовлетворении потребности и запросов населения с ориентацией на развитие социума муниципального города; - устойчивого развития общеобразовательного и профессионального начального, среднего, высшего и послевузовского образования. Муниципальная образовательная система исследовалась нами в дидактическом аспекте (цели и задачи обучения, учебные планы, программы, формы и методы обучения др.), с организационных позиций (структура построения, организация функционирования, взаимодействие элементов и зоны их воздействия). Дидактический аспект определяет изменения происходящие внутри системы, определение оптимальное соотношение учебно-воспитательного воздействия на учащихся. Выделим ряд ведущих признаков, посредством которых образовательная система может существовать как интегративная: системность; целостность; высокая адаптивность; информативность; потребность; полиструктурность, успешному управлению и функционированию интегративной муниципальной образовательной системы способствуют следующие условия: -Подготовка и принятие нормативно-законодательной документации: а) на федеральном уровне: Указы Президента; Законы Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; положения; приказы Министерства образования; инструктивные письма; б) на региональном уровне: нормативные акты; ведомственные и инструктивные материалы; положения; приказы; в) на муниципальном уровне: постановления и распоряжения администрации местного самоуправления; приказы управлений, отделов образования;-стратегический курс государства на демократические преобразования.
Принципами оптимального управления интегративной муниципальной образовательной системой являются: многоуровневость, дополнительность, преемственность, маневренность профессиональных образовательных программ, открытость. Основными критериями являются субъектно-субъектная деятельность, направленность и объем педагогического воздействия.
Рассматривая ценностную характеристику образования по трем аспектам как ценность: государственную, общественную и личностную, подчеркиваем ее системную и интегративную сущность. В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ, от 29.12.2012 г.) под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). В условиях рыночных отношений муниципальное образование является важнейшим фактором экономического роста, существование человека в четырех его модусах: индивид, субъект, индивидуальность и личность ( Б.Г. Ананьев). С учетом этого, основными принципами управления педагогическим процессом являются (природосообразность, гуманизация, культуросообразность, социализация и демократизация). Концепции инновационного воспитания и обучения: личностно-деятельностный подход (трансформация социального опыта посредством деятельности); личностно-ориентированный подход к образованию (воспитание и обучение основано на проявлении личностных качеств); культурологический (воспитание человека путем усвоения ценностей мировой и отечественной культуры); целостный подход к организации образовательного процесса, обеспечивающего всестороннее развитие учащегося. Следует учесть, что недостаточное теоретическое обоснование процесса учения, процесса деятельности учителя и учащихся не обеспечивают, в полной мере, технологии практической реализации инновационных подходов в новых социально-экономических условиях. При условии адаптации инновационных подходов к реальным условиям образовательного учреждения реализуется органическая взаимосвязь деятельности учителя с деятельностью ученика, что обеспечивает повышение эффективности процесса обучения и воспитания [67; 68]. Интегратив-ная муниципальная образовательная система предполагает создание пространства образовательных услуг, обеспечивающих преемственность, взаимосвязь и взаимодействие всех структурных элементов системы образования, способной к удовлетворению дифференцированных запросов и потребно-
стей личности. Это создает благоприятные условия построения разветвленной организационной структуры, обеспечивающей всестороннее развитие личности. Содержательными компонентами развития личности являются: культурные; воспитательные; общечеловеческие ценности. Принципы управления непрерывного профессионального образования: многоуровневости; дополнительности (взаимодополнительности); маневренности профессиональных образовательных программ; принцип преемственности профессиональных и образовательных программ.
На общенаучном уровне процесс описан в обобщенном виде.
На общепедагогическом уровне результат описывается с указанием условий и обстоятельств, в которых были выявлены основные социально-педагогические факторы, необходимые для создания имиджа учебного заведения в условиях специфики образовательного пространства.
На конкретно-педагогическом уровне - результат раскрыт содержательно с указанием и конкретным перечнем факторов, которые были определены в итоге исследования, при этом учитываются признаки малого города: незначительная протяженность территории, многонациональный состав, сложные климатические и экологические условия; малообъемность характера производственно - хозяйственного комплекса; необходимость создания и обеспечения единства и непрерывности профессиональной подготовки и переподготовки кадров, повышения квалификации на местах, приближение образования всех ступеней к потребителю; более рациональное использование потенциала преподавателей колледжа и других образовательных учреждений.
Теоретико-методологической основой управления являются: - принцип комплексного воздействия гуманистической направленности инновационной библиотечной деятельности и педагогического процесса школы на формирование всесторонне развитой личности; - реализация принципа связи с жизнью и производственной практикой требует ознакомления учащихся с нововведениями и преобразованиями в образовательной, общественно-культурной жизни школьников и экономике. В соответствии с ним учащиеся должны активно включаться в общественную деятельность, участвовать в выставках, экскурсиях, массовых мероприятиях; - принцип научности направлен на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них знаний, умений и навыков научного поиска; - принцип наглядности демонстрирует связь явлений, событий, облегчает визуальное восприятие информации учащимися; - принцип эстетизации направлен на формирование у учащихся эстетического отношения к действительности, развитие высокого художественно-эстетического вкуса. Эффективность модели инновационной деятельности проверялась в процессе ведения формирующего эксперимента со студентами 3 курса факультета русского языка и литературы ТИ. В опытно-экспериментальной работе были взяты экспериментальная группа (ЭК) - 24 студента и контрольная группа (КГ) - 22 студента. Основная цель эксперимента - апробировать на практике разработанную модель инновационной деятельности библиотеки. Исследуемый параметр - отношение студентов к инновационной деятельности муниципальной библиотеки по пяти параметрам: мотивационно-целевом, информационно-когнитивном, содержательно-процессуальном, эмоционально-волевом и поведенческо-оценочном. Уровни отношения студентов к инновационной библиотечной деятельности охарактеризованы по трем положениям: положительном, частично-положительном и безразличном.
Результаты опроса студентов свидетельствуют, что на начало эксперимента положительную оценку высказали от 5 до 12 %, частично-положительное отношение к инновационной деятельности библиотеки выразили от 35 до 65 % студентов (см. рис. 14). Считаем, что очень высокий процент высказываний студентов от 25 до 35 % безразличного отношения. Это вызвано тем, что студенты не были задействованы инновационной деятельностью библиотеки и не участвовали в мероприятиях библиотеки и не были ориентированы педагогами к такой деятельности. Следует отметить высокую валидность результатов компактного высказывания студентов по содержательно-процессуальном - 65 % и эмоционально-волевом - 65 % номинациям уровней отношений и незначительной девиацией высказываний эмоционально-волевым и содержательно-процессуальным, мотивационно-целевым, информационно-конитивным и поведенческо-оценочным уровнями - 58-62 %.
70 60 50 40 30 20 10 0
положит.
безразл.
□ информационно-когнитивный
□ мотивационно-целевой
□ содержательно-процессуальный
□эмоционально-волевой
□ поведенческо-оценочный
Рис. 14. Уровень отношения студентов экспериментальной группы к инновационной библиотечной деятельности на начало эксперимента
70 60 50 40 30 20 10 0
□ информационно-когнитивный
□ мотивационно-целевой
□ содержательно-процессуальный
□эмоционально-волевой
□ поведенческо-оценочный
положит. част.-полож. безразл.
Рис. 15. Уровень отношения студентов экспериментальной группы к инновационной деятельности на конец эксперимента
На данном этапе в течение 2012-2013 учебного года организовывался ряд мероприятий, использовались традиционные и новые интерактивные формы и методы работы: вечера, встречи с выдающимися личностями, тематические и информационные обзоры, уроки, часы, составлялись и издавались рекомендательные библиографические пособия (тематические и персональные указатели, списки литературы), организовывались виртуальные экскурсии, проводились крупные научные конференции, конкурсы с привлечением всех компонентов информационно-предметной среды (радио, телевидение, пресса) и медиаобразования.
Со студентами экспериментальной группы проводилась комплексная педагогическая работа, включающая: чтение спецкурсов «Библиотечное дело», «Справочно-библиографический аппарат», «Информационная культура пользователей»; проводились дни специалиста; комплекс тематических мероприятий (диспуты, выставки картин, устный журнал, уроки-путешествия, уроки-конференции, круглые столы, экскурсии), направленных на возрождение духовных и нравственных ценностей, патриотическое воспитание, повышение уровня воспитанности, приобщение к высокой книжной культуре, а также индивидуальные собеседования и консультации.
Результаты показывают, что большинство студентов экспериментальной группы стали положительно - 40-58 % и частично-положительно - 40-68 % к инновационной библиотечной деятельности. Отсутствие высказываний безразличного отношения студентов к инновационной библиотечной деятельности свидетельствует о рациональном механизме приобщения студентов к чтению книг, пользованию информационными ресурсами и электронным сайтом библиотеки, занимает активную жизненную и профессиональную позиции (см. рис. 15).
10 0
положит.
безразл.
□ информационно-когнитивный
□ мотивационно-целевой
□ содержательно-процессуальный
□эмоционально-волевой
□ поведенческо-оценочный
Рис. 16. Уровень отношения студентов контрольной группы к инновационной библиотечной деятельности на начало эксперимента
На рис. 16 показаны результаты устного опроса отношения студентов 3 курса факультета русского языка и литературы к нововедениям в библииотечной работы по пяти номинациям. Опрос студентов контрольной и экспериментальной групп проводился в начале и в конце 2006-2007 учебного года. Результаты свидетельствуют, что отсутствовало отрицательное отношение контрольной и экспериментальной групп студентов к нововведениям. На начало учебного года у студентов контрольной группы превалировало частично-положительное (мотивационно-целевой - 56 %, поведен-ческо-оценочный - 56 %, информационно-когнитивный и содержательно-процессуальный по 52 % и, в меньшей степени, безразличное отношение к нововведениям: информационно-когнитивный и содержательно-процессуальный уровень составил 40 %, мотивационно-целевой - 36 % и эмоционально-волевой - 28 %. Следует отметить достаточно низкий процент (5-10 %) относится положительно и высокий процент студентов (28-40 %) относится безразлично к инновационной библиотечной деятельности.
80 70 60 50 40 30 20 10 0
положит.
безразл.
□ информационно-когнитивный
□ мотивационно-целевой
□ содержательно-процессуальный
□эмоционально-волевой
□ поведенческо-оценочный
Рис. 17. Уровень отношения студентов контрольной группы к инновационной библиотечной деятельности на конец эксперимента
На рис. 17 показаны результаты опроса отношения студентов контрольной группы к нововведениям в библиотечной работе, которые свидетельствуют о незначительном повышение процента с положительным отзывом 10-18 % и уменьшением количества студентов 14-25 %, которые относятся безразлично к инновационной деятельности в библиотеке. Думается, это, в первую очередь, связано с взаимным воздействием, влиянием студентов экспериментальной и контрольных групп. Эффективность педагогической функции инновационной деятельности библиотеки в работе со студентами определялась по дополнительным критериям воспитанности. К ним мы относим: милосердие, патриотизм, толерантность, уважительное отношение к старшим. Основные результаты опытно-экспериментальной работы со студентами Таганрогского государственного педагогического института в экспериментальной и контрольной группах на начало и конец эксперимента отражены в табл. 28, 29. В качестве показателей эффективности интегративной муниципальной образовательной системы выступают: - уровни обучения, воспитания и развития личности; -динамика отношения молодых людей к образовательным учреждениям (посещаемость, активность, интерес к общественным событиям, ориентация в социуме);- активность; целеустремленность. Главными факторами сформированное™ управления интегративной муниципальной образовательной системы являются: - целостная образовательная система, компоненты которой востребованы и в своей совокупности удовлетворяют запросам населения в обучение, воспитание и профессиональном становлении учащихся; - обеспечивает социальную и профессиональную ориентации молодого человека в социуме малого города; - уровень адаптации школьника в образовательном пространстве малого города и его информационно-предметной среде; - обеспечивается повышение общекультурного уровня учащихся посредством интегративного педагогического воздействия муниципального образовательного пространства.
Организация построения интегративной муниципальной образовательной системы осуществлялась на основе целостного, системно-структурного подхода, которая включала пять этапов. Первый этап заключается в осмыслении, выработке проекта концепции, организации встреч, конференций руководителей учреждений, специалистов и административных работников. Изучение нормативно-правовой базы на федеральном уровне и принятие дополнительных положений на основе местного самоуправления обеспечивало построение интегративной образовательной системы муниципального города. Результаты первого этапа экспериментальной работы позволили выявить и причины препятствующие внедрению новых форм и методов обучения и воспитания учащихся в условиях образовательного пространства малого города. К ним относятся: -разобщенность функционирования учебно-воспитательных и культурно-образовательных учреждений; - несогласованность действий учителей средних общеобразовательных школ и педагогов культурно-образовательных, спортивных школ, информационно-предметной среды и др.; -методическая неподготовленность преподавателей к работе в новых условиях взаимодействия педагогов (организация учебно-познавательной деятельности в различных формах в учебное и во внеучебное время, использование новых, активных методов и приемов в профессиональной деятельности и др.); - низкая информированность педагогов одного учебного заведения о работе другого образовательного учреждения; - неподготовленность педагогов к планированию и осуществ-
лению учебно-воспитательной и опытно-экспериментальной работы в условиях интеграции культурно-образовательных учреждений в едином образовательном пространстве муниципального города.
Муниципальная образовательная система в интеграции с информационно-предметной средой устраняет разрывы в социально-образовательной сфере, в которой педагогика школы отличается от педагогики семьи, двора, микрорайона и между ними существует очень слабая связь; в области культуры отсутствуют связи истории, традиций и фольклора, культурно-воспитательные мероприятия в домах культуры, кинотеатрах, драмтеатре проводятся изолированно друг от друга, самостоятельно, стихийно, решая свои «ведомственные задачи». Интегративная муниципальная образовательная система способствует возрождению и восстановлению традиционной культуры, посредством подготовки кадров на принципиально новой основе знаний, развития личности ученика на социально-культурном подходе формирования общественного сознания, гордости, честности и патриотизма. Обеспечение единства содержательной и процессуальной сторон обучения, воспитания и развития личности ускоряет вхождение ученика в социальный климат общества муниципалитета. Обращение к культуре, образованию и духовной жизни провинциальной глубинки служит
Необходимым условием реформирования муниципальной системы образования в интеграции с информационно-предметной средой, является создание инфраструктуры муниципального самоуправления, способной привлечь педагогов различного профиля и особенно молодых специалистов. Вместе с тем особые требования предъявляются к подготовке учителя, работающего в рамках интегративной муниципальной системы образования, так как вместо источника информации, дающего знания, учитель должен стать помощником в активной, самостоятельной, познавательной деятельности учеников.
Интеграция муниципальной системы образования и информационно-предметной средой невозможна без выделения головной организации, то есть «духовного лидера», способного определить цель культурного взаимодействия, выстроить систему задач, скоординировать усилия образовательно-воспитательных, культурно-просветительских и других учреждений на различных уровнях их взаимодействия: образовательном, культурно-воспитательном и социально-педагогическом. Информационно-предметная среда в условиях муниципального образования является относительно самостоятельным и функционально-целостным источником информации и инструментом всей муниципальной системы образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гребенщиков Г.Ф. Система образования малого города России. М.: МПГУ «Прометей», 2000. 192 с.
2. Гребенщиков Г.Ф. Муниципальная система образования и ее информационно-предметная среда. Таганрог: Лукоморье, 2006. 246 с.
3. Гребенщиков Г.Ф., Голованов В.М. Малые города России. Культура. Образование. Борисоглебск: БГПИ, 2000. 176 с.
4. Гребенщиков Г.Ф. Информационно-предметная среда малого города России. Гжель: Гжельский гос. худ-пром. ин-т, 2003. 122 с. Деп. ИТОП РАО 02.06.03, № 15-03.
Е. С. Гуняшева
РОЛЬ КОММУНИКАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена проблеме коммуникации в профессиональной деятельности менеджера образовательной организации. Рассматривается специфика профессионального общения и его коммуникативной составляющей как необходимого условия результативной профессиональной деятельности руководителя.
Ключевые слова: коммуникация, коммуникативная компетентность, образовательная организация, профессиональная деятельность менеджера
E. S. Gunasheva
ROLE OF COMMUNICATION IN PROFESSIONAL ACTIVITY OF MANAGER OF EDUCATIONAL ORGANIZATION
Abstract. The article is devoted to the problem of communication in professional activity of Manager of educational organization. Specifics of professional communication and its communicative component as necessary conditions for efficient professional activity of the head.