- не менее важно формировать у налогоплательщика сознательного отношения к его обязательствам перед государством и это достигается не только продуманным законодательством, но и качеством деятельности налоговых органов, компетентностью их сотрудников, работой средств массовой информации.
Использованные источники:
1. Налоговый учет, М., МГУ, 2015г. (учебник), 378 с.
2. Айтынбетов Н.Ш., Т.Ташмуратов, Налоговый учет, Шымкент, Академия экономики и статистка, 2015 г., 200 с.
3. Т.Ташмуратов, Кудияров К., Налоги и налогооблажения, Нукус, Каракалпакский государственный университет, 2016 г., 145 с.
УДК 336.663
Кунев С. В., к.э.н. зав. кафедрой экономики и управления
Крайнов И. А. студент 5 курса направление 38.03.02 «Менеджмент» Ковылкинский филиал ФГБОУ ВО «Научный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева»
Россия, г. Саранск ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ПРОИЗВОДИТЕЛЯ Аннотация: В статье рассмотрена динамика составляющих оборотного капитала фармацевтического производственного предприятия ПАО «Биохимик» (г. Саранск), на основе которой сделано заключение о результативности управления оборотными средствами завода. Посредством сопоставления полученных результатов со спецификой производственно-маркетинговой деятельности предприятия сделаны выводы об особенностях управления оборотным капиталом рассматриваемого фармацевтического производителя.
Ключевые слова: оборотный капитал, фармацевтический производитель, производственно-маркетинговая стратегия, продуктовый портфель, стратегия управления оборотным капиталом.
FEATURES OF MANAGEMENT OF THE CURRENT CAPITAL OF
PHARMACEUTICAL MANUFACTURER Annotation: The article deals with the dynamics of the working capital elements of the pharmaceutical production enterprise of the joint-stock company «Biohimik» (Saransk), on the basis of which a conclusion was made on the effectiveness of management of the plant's current assets. By means of his comparison with the specifics of the production and marketing activities of the enterprise, conclusions are drawn about the features of managing the working
capital of the pharmaceutical producer.
Keywords: Working capital, pharmaceutical producer, production and marketing strategy, product portfolio, working capital management strategy.
В современной теории и практике менеджмента под управлением оборотным капиталом традиционно понимается выбор основных стратегических решений относительно заданных уровней для каждой категории оборотных средств и способа их финансирования [2].
Стратегия и тактика управления производственным оборотным капиталом призваны обеспечивать компромисс между риском потери ликвидности и эффективностью работы, что в свою очередь требует решения задач обеспечения платежеспособности (способности оплачивать счета, выполнять обязательства, предотвращения угрозы банкротства) и обеспечения приемлемого объема, структуры и рентабельности активов [1].
Для этого оборотный капитал как совокупность мобильных активов предприятия, возобновляемых для обеспечения его текущей деятельности и вложения в которые как минимум однократно оборачиваются в течение одного производственного цикла, принято делить на системную (постоянную) и варьирующую (переменную) части.
Традиционно выделяют три варианта политики управления оборотными средствами [4] :
- осторожная, характеризуемая относительно высоким уровнем денежных средств, запасов и ликвидных ценных бумаг, повышением дебиторской задолженности (вследствие программ по стимулированию сбыта);
- ограничительная, характеризуемая минимумом использования денежных средств, товарных запасов и задолженности;
- умеренная, являющаяся
Рассмотрим политику управления оборотным капиталом на примере фармацевтического производственного предприятия ПАО «Биохимик» (г. Саранск). Проанализируем структуру его оборотного капитала в 2013-2015 гг. (таблица 1). В исследуемом периоде совокупная стоимость оборотных средств увеличилась на 155060 тыс. руб. (14,83 %). При этом наибольший прирост в абсолютном измерении имела дебиторская задолженность (127312 тыс. руб.), в относительном - сумма НДС по приобретенным материальным ценностям (90,15 %).
Таблица 1 - Динамика элементов оборотного капитала ПАО «Биохимик» в 2013-2015 гг., тыс. руб._
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменение 2015 г. к 2013 г.
Относит. Темп прироста, %
Запасы 352774 367906 383279 30505 8,65
НДС по приобретенным ценностям 1502 4377 2856 1354 90,15
Дебиторская задолженность 684783 487928 812095 127312 18,59
Денежные средства и денежные эквиваленты 4933 1179 385 -4548 -92,20
Прочие оборотные активы 1489 1809 1926 437 29,35
Совокупная стоимость оборотного капитала 1045481 863199 1200541 155060 14,83
Совокупная стоимость краткосрочных пассивов 687312 917778 1207108 519796 75,6
в т. ч. краткосрочные заимствования 250983 269457 391588 140605 56,0
Увеличение суммы запасов составило 30505 тыс. руб. (8,65 %). Сопоставление динамик прироста стоимости МПЗ и себестоимости продукции указывает на отставание первых на 5,44 %. Расчетное значение линейного коэффициента корреляции (0,52) указывает на наличие заметной связи величин их стоимостей (но не исключительной). Таким образом, ПАО «Биохимик» снизило переменную часть оборотного капитала с целью повышения рентабельности активов.
Рассматривая структуру оборотного капитала, необходимо отметить тенденцию усиления доминирования дебиторской задолженности (67,64 % в 2015 г.) (таблица 2), что указывает на наличие сбытовых проблем (ошибки в политике кредитования покупателей).
Значения удельного веса МПЗ в исследуемом периоде имели колебательный характер при наличии вцелом нисходящей тенденции.
Таблица 2 - Динамика структуры оборотного капитала ПАО «Биохимик» в 2013-2015 гг., тыс. руб._
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Изменение 2015 г. к 2013 г.
Относит. Темп прироста, %
Запасы 33,74 42,62 31,93 -1,81 -5,36
НДС по приобретенным ценностям 0,14 0,51 0,24 0,10 71,43
Дебиторская задолженность 65,50 56,52 67,64 2,14 3,27
Денежные средства и денежные эквиваленты 0,47 0,14 0,03 -0,44 -93,62
Прочие оборотные активы 0,15 0,21 0,16 0,01 14,29
Совокупная стоимость оборотного капитала 100,00 100,00 100,00 - -
Наименьший удельный вес, а также наихудшую тенденцию имели денежные средства (снижение на 93,62 %).
Таким образом, поскольку среда функционирования предприятия характеризуется высокой степенью неопределенности поступления финансовых потоков, оно стремилось реализовывать умеренную политику финансирования оборотного капитала.
Производственно-маркетинговая деятельность рассматриваемого предприятия оказывает значительное влияние на политику управления оборотным капиталом.
Взаимосвязь обусловлена следующим обстоятельством. Проведенный анализ продуктового портфеля фармпроизводителя позволил сделать вывод, что он на 75 % состоит из устаревших продуктов, производимых еще во времена СССР. Они являются симилатами, т. е. товарами, не имеющими с точки зрения позиционирования приложения маркетинговых усилий [3]. Следствием этого является их участие в жесткой ценовой конкуренции, что приводит к резкому падению рентабельности продаж. 23 % производимой номенклатуры лекарственных препаратов - это более новые продукты. Однако доходность их не многим выше вследствие того, что аналогичные продукты уже производятся многими фармкомпаниями.
Последующий маркетинг низкомаржинальных фармпродуктов ведет к росту порога безубыточности. Для достижения нормы прибыли предприятие вынуждено наращивать объемы производственно-сбытовой деятельности, что вызывает необходимость авансировать значительные средства в производственные запасы (в первую очередь, фармацевтические субстанции). Под покупку производственных оборотных фондов предприятие вынуждено осуществлять краткосрочные кредитные заимствования. Их величина в 2013-2015 гг. снизилась на 35,9 %. Вместе с тем в 3,25 раза выросла сумма кредиторской задолженности. Таким образом, предприятие использует последнюю возможность для уменьшения привлекаемых кредитных ресурсов и направляет также на приобретение МПЗ. Такая политика может негативно сказаться на деловой репутации компании и повлечь проблемы в будущем.
Использованные источники:
1. Евстратов А. В. Ретроспективный обзор процессов слияний и поглощений на мировом фармацевтическом рынке / А.В. Евстратов, В.С. Игнатьева // Вестник Самарского государственного экономического университета. -2016. - № 11 (145). - C. 24-31.
2. Кунев С. В. Внутриорганизационные источники конкурентоспособности
фармацевтических производителей: теоретико-методический аспект : монография / С. В. Кунев, В. М. Володин. - Саранск : Изд-во мордов. ун-та, 2016. - 104 с.
3. Кунев С. В. Конкурентоспособность российских фармацевтических производителей: проблема ограничения развития продуктового портфеля и тенденции ее решения / С. В. Кунев, Л. В. Кунева // Мир науки и образования. - 2017. - № 1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mgirm.ru/World_of_science_and_education/1(9)_2017/Kunev,%20Ku neva.pdf
4. Кичигина Е. Г. Методические основы эффективного управления оборотным капиталом организации / Е. Г. Кичигина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015. - № 8-3. С. 541-544.
УДК 65
Куник А.А. магистрант 2 курса институт магистратуры Санкт-Петербургский Государственный Экономический Университет Российская Федерация, г. Санкт-Петербург ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ТЕНДЕНЦИИ СПРОСА НА
РЕЧНОЙ ТУРИЗМ В РФ
Краткое вступление, постановка проблемы.
Российская Федерация имеет значительные предпосылки для развития речного туризма (природно-ландшафтные, климатические, исторические). Однако потенциал речного туризма на данном этапе используется недостаточно. Несмотря на то, что доля пассажиров на туристских маршрутах и экскурсионно-прогулочных маршрутах в общем количестве пассажиров, отправленных внутренним водным транспортом, увеличивалась, однако современные объемы перевозок пассажиров внутренним водным транспортом на туристских и экскурсионно-прогулочных маршрутах значительно ниже в сравнении с 90-ми годами.
Цель работы.
Провести изучение особенностей формирования и развития факторов спроса на речной туризм в РФ.
Базовые положения исследования.
Тенденции спроса на речной туризм формируются под влиянием макроэкономических факторов, среди которых можно выделить политико-правовые, экономические, социально-культурные тенденции, технические, экологические, инфраструктурные факторы.
Государственная политика направлена на поддержку развития внутреннего туризма, в том числе речного. Для участников рынка речного туризма (пароходств, туроператоров, турагентов) важным выступает