Научная статья на тему 'Особенности управления интеллектуальной собственностью малых инновационных предприятий'

Особенности управления интеллектуальной собственностью малых инновационных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1150
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / INNOVATIVE ENTERPRISES / INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хасилев В. А.

В статье рассмотрен системный подход к управлению интеллектуальной собственностью малых инновационных предприятий, предложена и описана модель системы управления интеллектуальной собственностью малых инновационных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

The article presents a systematic approach to managing the intellectual property of small innovative enterprises, proposed and described a model system of intellectual property of small innovative enterprises.

Текст научной работы на тему «Особенности управления интеллектуальной собственностью малых инновационных предприятий»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Хасилев В.А., аспирант ФАОУ ДПО ГАСИС

В статье рассмотрен системный подход к управлению интеллектуальной собственностью малых инновационных предприятий, предложена и описана модель системы управления интеллектуальной собственностью малых инновационных предприятий.

Ключевые слова: инновационные предприятия, интеллектуальная собственность, система управления.

FEATURES OF INTELLECTUAL PROPERTY MANAGEMENT OF SMALL INNOVATIVE ENTERPRISES

Khasilev V., Post graduate student, FAOU DPO GASIS

The article presents a systematic approach to managing the intellectual property of small innovative enterprises, proposed and described a model system of intellectual property of small innovative enterprises.

Keywords: innovative enterprises, intellectual property management system.

Управление ИС в МИП необходимо рассматривать с позиции системного подхода, основными чертами которого являются следующие:

1. Системный подход - форма методологического знания, связанного с исследованием и созданием объектов как систем, и относится только к системам.

2. Иерархичность познания, требующая многоуровневого изучения предмета: изучение самого предмета - «собственный» уровень; изучение этого же предмета как элемента более широкой системы - «вышестоящий» уровень; изучение этого предмета в соотношении с составляющими данный предмет элементами -«нижестоящий» уровень.

3. Системный подход требует рассматривать проблему не изолированно, а в единстве связей с окружающей средой, постигать сущность каждой связи и отдельного элемента, проводить ассоциации между общими и частными целями.

В статье управление интеллектуальной собственностью рассматривается в аспекте практической управленческой деятельности, в соответствии с которой - это деятельность организующего, координирующего, аналитического характера, осуществляемая в рамках общей инновационной стратегии предприятия.

Основными задачами управленческого процесса являются:

1) оптимизация структуры интеллектуальной собственности, соблюдение баланса между различными ее элементами;

2) обеспечение непрерывного процесса кругооборота интеллектуальной собственности;

3) обеспечение максимальной отдачи от использования интеллектуальной собственности при наименьших затратах;

4) повышение ценности интеллектуальной собственности для организации и для общества в целом.

Интеллектуальная собственность существует в рамках различных экономических систем. Экономическая система представляет собой определенную организационную систему экономической как объект авторского права. В качестве одного из вариантов рассматривается комплексная защита ОИС сразу несколькими охранными документами. Такой выбор определяется степенью важности разработки и прогнозом его использования.

Выбор форм использования ИС определяет дальнейшие действия и может опережать предыдущий этап, может ему сопутствовать. Само использование ИС в рамках МИП предлагается рассматривать как внутренние действия по правильному учету всех ОИС и отражению всех операций в документации и отчетности (инвентаризация, идентификация, бухгалтерский учет, налоговый учет, аудит, оценка).

На протяжении реализации всех этапов необходимо проведение постоянно действующих мер субъекта управления над защитой ИС от недобросовестной конкуренции.

Модель управления интеллектуальной собственностью малого инновационного предприятия различается в зависимости от размеров организации и особенностей ее деятельности.

Модель управления интеллектуальной собственностью малого инновационного предприятия представлена на рис. 2.

На вход системы (предприятия) поступают собственные ре-

Состояние и тенденции развития малого инновационного предпринимательства в РФ характеризуется неравномерностью развития, рискованностью бизнеса в большинстве своем в связи со слабой поддержкой со стороны государства.

Для эффективного функционирования МИП необходимо скоординированное управление ИС в пределах данного предприятия. Под управлением интеллектуальной собственностью на предприятии в исследовании предлагается понимать такой процесс целенаправленного систематического воздействия на объект управления посредством комплекса мер, который обеспечивает наиболее эффективное правовое, экономическое и социальное использование ИС.

Цель управления ИС - это прежде всего поддержание уровня конкурентоспособности предприятия, адаптация к меняющимся условиям внешней среды. Рассматривая общие принципы управления как основные правила деятельности объекта управления, можно сказать, что управление ИС также базируется на принципах, характерных для управления в целом. К ним могут быть отнесены: научность в сочетании с искусством, целенаправленность, функциональная специализация в сочетании с универсализацией, последовательность управленческих решений, централизованное управление в сочетании с самоуправлением, единство прав и ответственности, состязательность, а также то, что управление интеллектуальной собственностью рассматривается как единый подход со всеми фазами и этапами с момента появления идеи и до оформления прав на нее и ее практической реализации с целью получения максимального экономического эффекта; управление как вид профессиональной деятельности требует нового подхода к отбору и обучению специалистов в области управления ИС.

Управление ИС в каждой из его функций и процедур предусматривает использование разнообразных методов (организационных, административных, экономико-правовых, социально-психологических), составляющих методологию и методический аппарат управления ИС.

В то же время необходимо отметить, что управление должно быть не столько административным, сколько экономическим, а, точнее, экономико-правовым. У этой категории высококвалифицированных специалистов в области создания ИС предприятия должны, с одной стороны, быть жесткие юридические ограничения по правам присвоения и использования результатов их творческой деятельности, с другой — действенные экономические стимулы, отличающиеся от тех, что используются в отношении представителей исполнительского потенциала. Поэтому видится рациональным приоритетное использование экономико-правовых и социально-психологических методов, в этом случае возможно эффективное управление ИС, методами создаваемыми на предприятии и приобретаемыми со стороны.

В качестве объекта управления МИП выделяется интеллектуальная собственность и персонал или организационные структуры, вовлеченные в процессы создания и использования ИС, а субъектом управления выступает аппарат управления МИП или специалисты в области ИС.

Содержание процессаа управления интеллектуальной собственностью

МИП

Основные этапы

Постановка целей

Определение необходимости возникновения нового ОИС

Выбор форм защиты и защита ИС

Выбор форм использования ИС

Использование ИС

Коммерциализация ИС

Обновление ИС

Защита от недобросовестной конкуренции

Формы воздействия

Экономические

воздействия

Внешние воздействия

Оперативно-

распорядительные

воздействия

Административное воздействие долгосрочного характера

Организационные

условия

Инновационная среда

Научно-методическое, информационное, правовое обеспечение

Специальные отдел ИС или сотрудничество с сотрудниками привлекаемой организации

Идеология, механизмы

Рис.1. Содержание процесса управления интеллектуальной собственностью малого инновационного предприятия

Рис.2. Модель системы управления интеллектуальной собственностью малого инновационного предприятия

сурсы организации и информация о потребностях как самой организации, так и потребителей ее товаров и услуг. Внутри системы орган управления МИП оказывает воздействие на объект управления, которое реализуется при помощи специалистов со сторонней организации. Так как МИП рассматривается как система, то в ней должна существовать обратная связь, действующая как корректирующее воздействие, которая реализуется через среду информационно-коммуникационного обеспечения.

Управляющие воздействия на организацию исходят также от остальных субъектов рынка и государства. На выходе из организации (системы) должны появиться интеллектуальные товары, продукты, информация и как результат - финансовые потоки.

Модель системы управления ИС может также предусматривать и специальный отдел ИС или аналогичный ему отдел. При этом сохраняются внутренние и внешние управляющие воздействия на МИП, но дополнительно вводится система управления внутри данного отдела.

Анализ управления с точки зрения системного подхода показал, что одной из особенностей управления интеллектуальной собственностью малого инновационного предприятия является то, что высококвалифицированный персонал можно рассматривать и в качестве субъекта управления, и в качестве объекта управления.

Выявленной особенностью использования кадрового потенциала в процессе управления интеллектуальной собственностью является то, что в его реализации участвуют не только менеджеры как специалисты в области ИС, но и управленцы персоналом, непосредственно сами разработчики (как внутренние, так и внешние) объектов интеллектуальной собственности, но и патентоведы и патентные поверенные, юристы в области ИС, оценщики ИС, бухгалтера, маркетологи, менеджеры по коммерциализации технологий. Это может быть собственный или привлекаемый со стороны персонал. Многие должности предусматривают объединение, то есть предлагается вводить своего рода новаторское лидерство или интеграцию функций управления.

В силу описанного выше складываются функции самого отдела интеллектуальной собственности, являющегося основным звеном, реализующим механизм управления интеллектуальной собственностью малого инновационного предприятия. Выделение отдела как структурной единицы организации определяется возможностями и масштабами самого предприятия, а также выработанной стратегией его дальнейшего развития.

Прежде всего, отдел интеллектуальной собственности должен находиться в непосредственном подчинении главы администрации предприятия и работать под его руководством, а также реализовывать следующие задачи и функции:

• вести патентно-лицензионную и изобретательскую работу со всеми отделами организации, т.е. организовывать работы по проведению НИОКР и промышленного освоения, проводить комплекс работ по получению, обработке и передаче патентной и другой необходимой информации в области ИС на места разработчиков, формированию патентного фонда, а также научно-методического, информационно-аналитического, правового обеспечения;

• решать вопросы по мотивации и стимулированию изобретательской деятельности в организации, по подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов в области ИС, предоставлению работникам доступа к информационному, патентному и правовому обеспечению, а также проводить консультации по их правам и обязанностям как авторам разработок;

• выявлять и привлекать новых перспективных работников;

• организовывать и проводить маркетинговые, патентные исследования для подготовки предложений по перспективам формирования стратегии организации и выбора направлений деятельности;

• осуществлять защиту приоритета разработок МИП как в стране, так и за рубежом, разработку и регистрацию товарных знаков;

• организовывать и проводить комплекс работ по коммерциализации собственных ОИС (заключение договоров купли-продажи, лицензионных, коммерческой концессии и т.д.)

• организовывать работы по внутреннему учету движения ОИС, контролю и т.п.

• создавать экономические, правовые и организационные условия для развития интеллектуальной деятельности в МИП посредством формирования интеллектуально-образовательной среды

В малом инновационном предприятии может отсутствовать специальный отдел по управлению интеллектуальной собственностью, его может замещать высший аппарат управления МИП совместно со специалистами привлекаемой сторонней организации. В качестве сторонней организации могут выступать организации, специализирующиеся в области интеллектуальной собственности, например, центры интеллектуальной собственности, научно-исследовательские институты и так далее. Взаимодействие МИП с сотрудниками сторонних организаций объясняется экономической нецелесообразностью содержать целый отдел ИС.

Именно кадровый потенциал должен отличать одно МИП от другого, так как он является основным источником создания собственных ОИС и идей по приобретению прав на разработки других субъектов рынка, а в основе его управления должен лежать целостный подход долговременного развития кадрового потенциала на базе формирования благоприятных условий для его развития, определения функций, обязанностей и возможностей по реализации интеллектуального потенциала.

Система управления интеллектуальной собственностью малого инновационного предприятия включает в себя управляющую, управляемую, целевую и обеспечивающую подсистему, которые взаимодействуют между собой на основе использования научных подходов, методов и принципов.

Целевая подсистема включает максимальное использование интеллектуальной собственности, развитие создания и использования интеллектуальной собственности, адаптация организации к внешней среде.

Обеспечивающая подсистема - среда, в которой используются средства для преобразования информации независимо от сферы применения, при этом она включается в себя научно-методическое обеспечение; информационное обеспечение; правовое обеспечение; финансовое обеспечение; кадровый потенциал; организационно-технологическое обеспечение. Управляемая (функциональная) подсистема включает в себя маркетинговые исследования; создание интеллектуальных продуктов и товаров; ОИС и их формы использования. Управляющая подсистема включает управление кадровым потенциалом; разработку и принятие управленческих решений по созданию и использованию ИС; координирование мероприятий по реализации механизма управления ИС.

Эффективность от практической реализации системы управления интеллектуальной собственностью рассматривается многоаспектно, то есть учитывается научно-технический, социальный, экономический эффекты.

Научный эффект управления ИС очевиден вследствие приращения научной информации. При этом научный эффект отражает возможность удовлетворения потребностей в новой информации и многократного ее применения.

В то же время идет приращение научно-технической информации, так как предполагается создание и применение новых технических разработок для обновления или коренной перестройки производства продукции или предоставления услуг, возникают новые знания в области технического развития мирового сообщества и государства, в частности.

В силу того, что социальные цели должны превалировать в формировании государственной политики в сфере интеллектуальной собственности, социальные последствия реализации управления интеллектуальной собственностью малого инновационного предприятия также должны находить отражение в его социальном эффекте.

• В этом аспекте его результатами должны стать достижение высокого уровня социальной защищенности авторов и правообладателей ОИС; качественно новый уровень образованности в результате формирования интеллектуально-образовательной среды; качественно новый уровень производительности труда и снижение материалоемкости, посредством внедрения новых разработок и проведения маркетинговых исследований, достижение высокой конкурентоспособности услуг и продукции, так и самой сервисной организации; элиминирование возрастающей в процессе нововведений нагрузки на человека в результате коренной перестройки философии организации.

Экономический эффект от практической реализации системы управления ИС условий возможен в том случае, если стоимостная оценка прибыли от его практического применения превышает затраты, связанные с ним. Сам экономический эффект от условий представляет собой итог от совместной деятельности науки и

производства. Следовательно показателем отдачи затрат является экономическая эффективность науки, представляющая количественное отношение эффекта, полученного от внедрения предложенного как научной идеи механизма к совокупным затратам на его реализацию.

Литература:

1. Амелина О.Ю. Интеллектуальная собственность в условиях формирования хозяйственной системы нового типа. Автореферат дисс. к.э.н. - М., 2009.

2. Бережнов Г.В. Инновационно-активная деятельность предприятия // Креативная экономика. - № 1. - 2008.

3. Варфоломеева Ю.А. Интеллектуальная собственность в условиях инновационного развития. Монография. - М.: Ось-89, 2006. - 144 с.

4. Дудкина М.Н. Система управления интеллектуальной соб-

ственностью наукоемких предприятий. Автореферат дисс. к.э.н. - Воронеж, 2009.

5. Квашнин А. Как управлять портфелем технологий и интеллектуальной собственностью. - М., 2006.

6. Леонтьев Б.Б. Проблемы управления интеллектуальной собственностью и другими нематериальными активами // Вопросы оценки. - № 4. - 2000.

7. Мазур З.Ф., Левина М.П. Организационные механизмы управления интеллектуальной собственностью на региональном уровне // Инновации. - № 6, 2006.

8. Мазур Н.З. Инновационная экономика: Инновационные системы. Интеллектуальная собственность. Условия развития. -Тольятти, 2006.- 128 с.

9. Смирнов Н.В. Анализ общей динамики развития малого предпринимательства в России в начале 21 века. - М., 2007.

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ «MYSTERY SHOPPING» ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ

Маигова А.М., ст. преп. каф. маркетинга, к.э.н., ГОУ ВПО РЭА им. Г.В. Плеханова

В статье рассматриваются вопросы управления качеством гостиничных услуг. Приводится план исследования, а также приводятся формы исследования, которые позволят повысить качество гостиничных услуг в российской экономике.

Ключевые слова: гостиничные услуги, «Mystery Shopping», анкета.

FEATURES OF STRUCTURE OF THE PROGRAMME «MYSTERY SHOPPING» FOR QUALITY MANAGEMENT OF HOTEL SERVICES

Maigova A., Senior Lecturer in Marketing, Ph.D., GOU VPO Plekhanov Russian Academy of Economics

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article discusses the management of quality hotel services. An outline of the study, and provides a form of research that will improve the quality of hotel services in the Russian economy

Keywords: hotel services, «Mystery Shopping», form.

Разработка плана исследования

Непосредственными участниками данного исследования являются собственно «Тайные покупатели» (шопперы) - это именно те люди, которые будут оценивать работу продавцов, а именно работу качества гостиничных услуг. В зависимости от степени подготовки их можно разделить на две группы. Первую составляют специально обученные исследователи, а вторую - самые обычные представители целевой аудитории. В отличие от обычных покупателей, «тайные» знают, на что именно им нужно обратить внимание, и ведут себя в соответствии с определенным сценарием. Например, провоцируют работников на конфликтную ситуацию и смотрят, как те будут реагировать - продолжат ли вежливо улыбаться или начнут отмахиваться от потребителя и грубить и т. п.

Разработку программы «Mystery Shopping», предваряет определение целей, от которых будут зависеть количество и частота посещений «таинственных покупателей», акценты в анкетах.

Перед компанией - исполнителем или перед менеджерским составом стоит задача составить план исследования, для дальнейшей работы по данной технологии.

План включает в себя следующие разделы:

1. Подбор агентов-исследователей (главный принцип отбора проверяющих для конкретного объекта - принадлежность к той социальной группе, которая является целевой аудиторией данной компании. В частности, если требуется провести оценку гостиницы «Советская», к такому исследованию будет привлечен человек соответствующего социального статуса, имеющий опыт посещения подобных заведений. Подобрать агентов - это еще не все. Их нужно обучить, как себя вести, чтобы сохранить инкогнито, какие вопросы задавать во время беседы, на что обращать внимание, как и когда заполнять анкеты. Кроме того, им нужно показать, как пользоваться инструментами скрытой аудио- и видеозаписи (если они предполагаются).

2. График посещений (зависит от желаний Заказчика - количество проверяющих и количество посещений зависит от того, сколько гостиниц нужно посетить - всю сеть или нет, а так же от размера (как правило, их делят на крупные, средние и малые)

3. Время (время посещения также зависит от ситуации, так как в одной гостинице есть разделение целевых аудиторий в зависимости от времени, в других люди приходят более-менее равномерно. Очень важно составить график так, чтобы «тайные покупатели» приходили равномерно. Разрабатываются критерии оценки работы служащих. Необходимо, например, определить, какое обслуживание будет считаться удовлетворительным, а какое хорошим или отличным.

4. Сценарий встречи (на этом же этапе происходит разработка сценария встречи в соответствии с целями и задачами исследования. Для каждого из агентов придумывается «легенда»: кто он, откуда, как узнал о компании, зачем ему это нужено и т. д. Более детально прорабатываются с агентами провокационные моменты - например, если они должны попытаться получить скидку за то, что не нужно оформлять документы).

5. Проведение исследования (после каждого посещения «тайные покупатели» заполняют специально разработанную анкету, где оценивают гостиницу по выбранным критериям)

6. Обработка и анализ результатов исследования (на этом этапе происходит анализ анкет «тайных покупателей», а также проводятся интервью с каждым из них или устраиваются брифинги, на которых «тайные покупатели» делятся впечатлениями о посещениях)

7. Формирование отчета и представление его заказчику. В итоговом отчете помимо результатов исследования представляются также рекомендации по разработке (или корректировке) стандартов работы персонала, программе желательных тренингов, направлениям необходимых организационных изменений (в рамках организационного консультирования) - в зависимости от поставленных задач.

Когда цели определены и критерии оценки сформулированы, разрабатывается детальная анкета. Подробности ее составления изложены далее.

36 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.