УДК 37
Л. В. Плуженская
Особенности управления инновационной деятельностью образовательного учреждения
Автор касается сущности организации управления инновациями в действующем российском классическом вузе социально-гуманитарной направленности. Как лицо, принимавшее непосредственное участие в разработке и реализации процедур, обеспечивающих капитализацию результатов интеллектуальной деятельности, автор полагал, что понятие «управление инновациями» достаточно четко определено. Однако, как показала практика, большинство разработчиков инновационных продуктов и технологий в гуманитарной сфере описывают инновацию только по критерию новизны, не указывая практическую применимость и, главное, экономическую выгоду, получаемую от внедрения результата интеллектуальной деятельности. В статье представлен практический опыт решения ключевых проблем управления инновационной деятельностью образовательного учреждения. По мнению автора, методологическую основу разработки подсистемы управления инновациями в вузе составляет механизм реализации права интеллектуальной собственности. Функциональность подсистемы определяется экономическим результатом, получаемым от реализации объектов интеллектуальной собственности или от внедрения результатов интеллектуальной деятельности в производство, - уровнем коммерциализации нематериальных активов. Структурирование подсистемы обусловлено идентификацией результатов интеллектуальной собственности в поле объектов интеллектуальной собственности на основе сравнительного анализа, -капитализацией нематериальных активов.
Выявление специфики капитализации объектов интеллектуальной собственности в педагогическом университете и обозначение объективных трудностей в организации коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности позволили автору сформулировать понятие «управление инновациями в образовательном учреждении».
Ключевые слова: инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, объекты интеллектуальной собственности, управление инновациями, нематериальные активы, капитализация объектов интеллектуальной собственности, коммерциализация объектов интеллектуальной собственности.
L. V. Pluzhenskaya
Features of the Innovative Activity Management in the Educational Institution
The author concerns the essence of the organization of innovations management in the operating Russian classical higher education institution of the social and humanitarian specialisation. Being the person who was directly involved in development and realization of procedures providing capitalization of intellectual activity results, the author believed that the notion «management of innovations» is rather accurately defined. However, as practice has showed, most of developers of innovative products and technologies in the humanitarian sphere describe innovation only from the point of novelty without specifying its practical use and, the main thing, the economic benefit received from introduction of the result of the intellectual activity. Practical experience of the solution of key problems of the innovative activity management in the educational institution is presented in the article. According to the author, the methodological basis of development of the subsystem of innovations management in the higher education institution is made by the mechanism of realization of the intellectual property right. Functionality of the subsystem is defined by the economic result received from realization of objects of intellectual property or from introduction of results of the intellectual activity in production - the level of commercialization of intangible assets. Structuring of the subsystem is caused by identification of results of intellectual property in the field of objects of the intellectual property on the basis of the comparative analysis, - capitalization of intangible assets.
Detection of specificity of capitalization of objects of the intellectual property in the pedagogical university and designation of objective difficulties in the organization of commercialization of intellectual activity results allowed the author to formulate the concept «management of innovations in the educational institution».
Keywords: innovative activity, intellectual property, objects of intellectual property, management of innovations, intangible assets, capitalization of objects of intellectual property, commercialization of objects of intellectual property.
Ведущим направлением модернизации деятельности российского классического университета является приведение управленческих аспектов в соответствие с требованиями глобальной экономики, основанной на знаниях. Такой запрос общества определил концептуальную модель инновационного постгумбольдтовского университета, основу которой составляет «треугольник знаний»
(knowledge triangle): знания - исследования - инновации. Переход от модели классического (гум-больдтовского) университета к модели инновационного вуза предполагает изменения как в структуре академической профессии преподавателя высшей школы, так и в системе управления университетом в целом посредством включения в нее проектно-ориентированной подсистемы [1, c. 28].
© Плуженская Л. В., 2015
Методологию организации инновационной деятельности составляет механизм реализации права интеллектуальной собственности, гарантированной государством. «Интеллектуальная собственность» в широком понимании означает закрепленное законом временное исключительное право субъекта распоряжаться результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, в том числе извлекать выгоду из использования этих результатов, устанавливая монополию на определенные формы применения результатов интеллектуальной деятельности, которые, таким образом, могут использоваться другими субъектами лишь с разрешения первых. Основным Законом, определяющим правоотношения в области интеллектуальной собственности, является часть четвертая Гражданского кодекса РФ, который регулирует одновременно институт авторских прав, смежных прав, систему коллективного управления авторскими и смежными правами, патентное право, право обозначения, другие виды интеллектуальных прав, а также устанавливает средства защиты прав.
Гражданский кодекс РФ рассматривает в качестве объектов интеллектуальной собственности (ОИС) 16 видов результатов интеллектуальной деятельности (РИД), а именно: произведения науки, литературы и искусства; программы для ЭВМ; базы данных; исполнение; фонограммы; сообщения в эфир; изобретения; полезные модели; промышленные образцы; топографические интегральные микросхемы (ТИМС); селекционные достижения; секреты производства (ноу хау); фирменные наименования; товарные знаки и знаки обслуживания; наименование места происхождения товара; коммерческие обозначения [6].
Согласно Закону, все объекты интеллектуальной собственности могут быть отнесены к объектам авторского права, смежных прав или объектам промышленной собственности. К объектам авторского права относятся произведения науки, литературы и искусства, включая программы для ЭВМ, базы данных, топографические интегральные микросхемы. К объектам смежных прав относятся исполнения, фонограммы, а также передачи, передаваемые по кабелю и в эфир. К объектам промышленной интеллектуальной собственности традиционно относят изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, селекционные достижения и прочее.
В соответствии с ГК ст. 1259 п. 1 и п. 3 авторские права распространяются на произведения независимо от их достоинств и назначения; независимо от способа их выражения (то есть представления их в объективной форме); независимо от факта обнародования. Для предоставления произведению авторско-правовой охраны необходимо и достаточно, чтобы оно было оригинальным, то есть не было заимствованием из известного ранее произведения. В отличие от объектов авторского права, объекты промышленной интеллектуальной собственности должны обладать новизной и практической применимостью. И регулируются ОИС иным образом: государственная регистрация объекта промышленной собственности является необходимым условием для предоставления такому объекту государственной правовой охраны.
Регистрация интеллектуальной собственности осуществляется по нескольким направлениям: добровольная регистрация авторских прав на произведение, регистрация товарного знака и патентование изобретения, полезной модели, промышленного образца как обязательная процедура. Это необходимо для доказательства авторства, а также для дальнейшего использования объектов интеллектуальной собственности правообладателем и лицензиатом. Использование ОИС в хозяйственной деятельности организации позволяет получить исключительные преимущества от монополии на передовые технологии; получить дополнительные доходы от передачи прав на ОИС; без отвлечения денежных средств вносить вклад во вновь создаваемые предприятия и совместную деятельность; корректировать величину чистых активов образовательного учреждения; повысить инвестиционную привлекательность университета.
Обозначенные принципы перехода университета к модели инновационного вуза определили настоятельную необходимость в выделении в составе университета особого структурного подразделения. Цель деятельности подразделения на первом этапе - первичное накопление инновационного капитала вуза. Для решения поставленной задачи в конце 2010 г. в ЯГПУ был создан патентно-информационный отдел. Предполагалось, что функциональную ориентацию созданного отдела составит капитализация объектов интеллектуальной собственности. Непосредственно практическая деятельность отдела состоит в организации сопровождения научно-исследовательской, аналитической, учебно-методической, консультацион-
ной и внедренческой деятельности профессорско-преподавательского состава вуза, что обеспечит выявление и использование результатов интеллектуальной деятельности (РИДов) в хозяйственном обороте университета. Работа отдела связана с обеспечением охраны, правовой защиты, применения, экспертизы, аудита, оценки и капитализации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации с использованием интеллектуального потенциала, знаний и опыта преподавателей и работников университета.
Как показал опыт, не менее важным направлением деятельности патентно-информационного отдела стало формирование инновационной культуры преподавателей и научных работников в рамках повышения их профессиональной квалификации. В результате проведенного опроса были получены данные, что большинство педагогических работников (92 %) считают, что «инновационную деятельность педагога составляет процесс создания, освоения, использования и распространения новых идей» [2, с. 139]. Патентно-информационным отделом были разработаны программы дополнительного профессионального образования «Основы интеллектуальной собственности для образовательных учреждений» и «Инновационный менеджмент в системе высшего профессионального образования». С 2012 г. организовано регулярное повышение квалификации ППС в рамках программы «Дидактика высшей школы» по модулю «Основы интеллектуальной собственности».
За время существования патентно-информационного отдела были получены следующие результаты: до 2011 г. (в период с 2002 по 2010 г.) в университете было зарегистрировано всего 9 объектов интеллектуальной собственности (ОИСов); в 2011 г. - 7; в 2012 г. - 25; в 2013 г. - 37; в 2014 г. - 113. Всего по университету на сентябрь 2015 г. зарегистрировано 233 объекта интеллектуальной собственности.
Получить такую высокую динамику капитализации нематериальных активов в вузе социально-гуманитарной направленности позволило понимание того, что инновационную образовательную технологию следует идентифицировать поле ОИСов как базу данных. ГК РФ дает нам следующее определение: «Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, отчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть
найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Одновременно с этим в Законе о программах для ЭВМ и базах данных имеется следующее определение: «База данных - это объективная форма представления и организации совокупности данных (например, статей, расчетов), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ». Базе данных предоставляется правовая охрана как составному произведению по статье 1260 ГК часть четвертая РФ «Переводы.... Составные произведения»: «составителю сборника и автору иного составного произведения (антологии энциклопедии, базы данных, атласа или другого подобного произведения) принадлежат авторские права на осуществленные ими подбор или расположение материалов (составительство)» [6]. Таким образом, авторско-правовая охрана БД признается не в отношении содержания (контента), а в отношении подбора или расположения включенных в базу данных материалов. Охрана смежным правом вводится российским законодательством для защиты капиталовложений правообладателя в БД, где систематизация осуществлена по очевидным или известным критериям.
Гражданский Кодекс РФ (статья 1334 п. 1) рекомендует Правообладателю в течение срока действия исключительного права на базу данных регистрировать такую базу данных в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ФИПС) по своему усмотрению. В этом случае к регистрации применяются правила статьи 1262 настоящего Кодекса.
Как результат капитализация ОИСов отражается в документации университета на балансе как нематериальный актив организации. Для обеспечения процедуры постановки ОИСов на баланс вуза организованы и успешно функционируют две комиссии: комиссия по оценке ОИСов и комиссия по постановке на баланс нематериальных активов. В целом за три года процедуру оценки прошли более полутора сотен ОИСов. На балансе университета отражены в качестве нематериальных активов около сотни ОИСов общей стоимостью свыше 600 тысяч рублей. В целом мы можем считать этап первичного накопления инновационного капитала завершенным, а процедуру капитализации объектов интеллектуальной собственности отработанной.
В целом опыт работы патентно-информационного отдела ЯГПУ им. К. Д. Ушинского позволил нам сформулировать
понятие «управление инновациями в образовательном учреждении»: «Под управлением инновациями в образовательном учреждении мы понимаем планирование и контроль деятельности по выявлению результатов интеллектуальной деятельности (РИДов), их оценке и использованию объектов интеллектуальной собственности (ОИ-Сов) в хозяйственном обороте организации, осуществляемых на основе учета сведений правового, образовательно-технологического, экономического и бухгалтерского характера об ОИС и иных РИД».
Как процесс управление инновационной деятельностью вуза можно представить в виде порядка действий, которые включают следующие направления:
— Формирование патентно-лицензионной политики организации на определенный период.
— Создание системы учета ОИС и иных РИД.
— Реализация патентно-лицензионной политики организации на определенный период.
— Организация контроля за внедрением ОИС.
— Оценка и принятие к бухгалтерскому учету прав на ОИС.
— Постановка ОИС на баланс университета.
— Формирование портфеля прав на ОИС.
— Обеспечение режима конфиденциальности в отношении РИДов, включая созданные в ходе выполнения НИОКР.
— Патентно-правовое обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (патентные исследования).
— Своевременное выявление охраноспособных РИДов.
— Оформление прав на ОИС.
— Урегулирование в договорах отношений, связанных с созданием и использованием ОИС и иных РИД.
— Планирование реализации лицензионных соглашений и иных форм коммерциализации ОИС.
Формирование портфеля прав на ОИС как процедура состоит из следующих операций:
— Систематическое выявление охраноспособных РИДов.
— Выбор форм правовой охраны.
— Ведение переписки с ФИПС на период регистрации.
— Получение охранных документов ОИС в РФ.
— Подготовка документов на выплату авторского вознаграждения за создание ОИС.
— Подготовка решения о поддержании патента в действии.
— Подготовка ОИС к их использованию и передаче прав на них (подготовка лицензионных соглашений).
— Подготовка ОИС к их передаче и передаче прав на них (актирование приема - получения).
Создание патентно-информационного отдела в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского представляется особенно актуальным в свете проводимой в стране государственной политики по вовлечению объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот и перевода российской экономики с сырьевого на инновационный путь развития. Второго августа 2009 г. Президентом Российской Федерации был подписан и вступил в силу Федеральный закон № 217 - ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Однако упомянутый закон, равно как и разработанный Минобрнауки России документ от 07 августа 2009 г. № ВМ - 788/04 «Рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности», содержит ряд ограничений и непро-работанных в деталях положений. Регламентированная в данном законе хозяйственная деятельность обществ распространяется на следующие результаты интеллектуальной деятельности: программы для ПЭВМ, базы данных, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат научным или образовательным учреждениям. Тем самым из сферы внедренческой деятельности хозяйственных обществ исключаются не только другие объекты интеллектуальной собственности, указанные в статье 1225 ГК РФ, но и научный потенциал тех научных и образовательных учреждений, которые располагают уникальными знаниями и опытом в сфере практического использования результатов интеллектуальной деятельности. В первую очередь, к ним относятся методологические подходы, методики, способы, регламенты, алгоритмы, знания, опыт, нередко конфиденциального характера, используемые в практической деятельности предпринимательских структур на разных стадиях
инновационного процесса, включая маркетинг, патентные исследования, НИОКР, экспертизу, правовую охрану, оценку, коммерциализацию и др. Закон не предусматривает создания хозяйственных обществ в научных и образовательных учреждениях, которые в силу специфики своей деятельности не располагают упомянутыми в Законе результатами интеллектуальной деятельности, но без интеллектуального потенциала которых инновационная деятельность хозяйственных структур в условиях жесткой конкуренции на рынках невозможна.
Таким образом, переходя ко второму этапу (организации системы управления инновациями в ЯГПУ им. К. Д. Ушинского), следует обозначить следующие задачи: задачу организации систематического контроля за использованием ОИС во внутренних процессах университета и задачу коммерциализации нематериальных активов.
Библиографический список
1. Грудзинский, А. О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза [Текст] / А. О. Грудзинский. -Нижний Новгород : Изд-во ННГУ, 2004. - 370 с.
2. Кучергина, О. В. Формирование инновационной культуры педагогов дошкольного образования учреждения [Текст] / О. В. Кучергина // Ярославский педагогический вестник. - 2013. - № 1 - Том II (Психолого-педагогические науки). - С. 138-143.
3. Рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности № ВМ - 788/04, утвержденные Минобрнауки России от 07.08.2009 г.».
4. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ № 2227-р от 08.12.2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: // http://www.garant.ru/products/ipo
5. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» № 217 - ФЗ, утвержденный Приказом Президента 02.08.2009 г.
6. Часть 4 Гражданского Кодекса, утвержденный Распоряжением Правительства РФ № 230-Ф3 от 18.12.2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.garant.ru/products
Bibliograficheskij spisok
1. Grudzinskij, A. O. Proektno-orientirovannyj uni-versitet. Professional'naja predprinimatel'skaja organizaci-ja vuza [Tekst] / A. O. Grudzinskij. - Nizhnij Novgorod : Izd-vo NNGU, 2004. - 370 s.
2. Kuchergina, O. V. Formirovanie innovacionnoj kul'tury pedagogov doshkol'nogo obrazovanija uchrezhdenija [Tekst] / O. V. Kuchergina // Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik. - 2013. - № 1 - Tom II (Psi-hologo-pedagogicheskie nauki). - S. 138-143.
3. Rekomendacii po sozdaniju bjudzhetnymi nauch-nymi i obrazovatel'nymi uchrezhdenijami hozjajstvennyh obshhestv v celjah prakticheskogo primenenija (vnedreni-ja) rezul'tatov intellektual'noj dejatel'nosti № VM -788/04, utverzhdennye Minobrnauki Rossii ot 07.08.2009 g.».
4. Strategija innovacionnogo razvitija Rossijskoj Fed-eracii na period do 2020 goda, utverzhdennaja Raspor-jazheniem Pravitel'stva RF № 2227-r ot 08.12.2011 g. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: // http ://www. garant.ru/products/ipo;
5. Federal'nyj zakon «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty RF po voprosam sozdanija bjudzhetnymi nauchnymi i obrazovatel'nymi uchrezhdenijami hozjajstvennyh obshhestv v celjah prakticheskogo primenenija (vnedrenija) rezul'tatov intellektual'noj dejatel'nosti» № 217 - FZ, utverzhdennyj Prikazom Preziden-ta 02.08.2009 g.
6. Chast' 4 Grazhdanskogo Kodeksa, utverzhdennyj Raspoijazheniem Pravitel'stva RF № 230-FZ ot 18.12.2006 g. [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: //http://www.garant.ru/products