Экономические науки
УДК 332.12
Малышев Евгений Анатольевич Evgeny Malyshev
Малышева Татьяна Евгеньевна Tatyana Malyshevа
GСGБЕННGСТИ УПРАВЛЕНИЯ БЕЗGПАСНЫМ РАЗВИТИЕМ РЕГИGНАЛЬНGГG ЭНЕРГЕТИЧЕС^ГО ШМПЛЕКСА
FEATURES OF SAFE DEVELOPMENT MANAGEMENT OF THE REGIONAL ENERGY COMPLEX
Рассмотрены основные проблемы обеспечения энергетической безопасности региона, основные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности Российской Федерации. В рамках поиска возможных направлений выхода из сложившейся ситуации проведён анализ обеспечения энергетической безопасности. В результате сделан вывод о необходимости применения прогнозных территориальных топливно-энергетических балансов
Ключевые слова: устойчивое развитие, энергетическая безопасность, экономическая безопасность, топливо-энергетический комплекс (ТЭК), энергетическая эффективность, топливно-энергетические балансы (ТЭП)
The main problems of energy security ensuring of the region, the main internal and external threats to economic security of the Russian Federation are considered in the article. In the framework of a search for the ways out of the current situation the analysis of energy security is made. The result is the conclusion on the necessity of applying the forecast territorial fuel and energy balances
Key words: sustainable development, energy security, economic security, fuel and energy complex (FEC), energy-energy efficiency, fuel-energy balances (TEP)
Работа выполнена в рамках госзадания ЗабГУ2020-2014/255 № 2598
Развитие энергетических технологий очень важно для будущего всего человечества. Государствам необходимо обращать особое внимание на развитие и практическую реализацию проектов, связанных с дешевыми энергетическими ресурсами, своевременным внедрением современных систем энергоснабжения на территории. При этом источники энергии должны быть
высокоэффективными и соответствовать жестким требованиям по экологической безопасности. По статистике ООН, в настоящее время около полутора миллиардов жителей нашей планеты не имеют доступа к современным энергоресурсам [6].
Под устойчивым развитием в контексте экономики и энергетики следует понимать изменения, которые происходят при эксплуатации природных ресурсов, направлении инвестиций, ориентировании научно-технического развития, а так-
же личностные изменения, согласованные между собой и сохраняющие качество жизни человека. Тем самым укрепляется нынешний потенциал и создается качественный задел будущим поколениям для реализации своих потребностей.
Экономическая сторона устойчивого развития подразумевает рациональное применение ограниченных ресурсов и использование экосберегающих технологий, которые включают добычу и переработку сырья, производство экологически приемлемой продукции. Также сюда относится минимизация, переработка и уничтожение отходов [17].
В проблематике устойчивого развития как способности социально-экономической системы долгосрочно поддерживать свои функции отдельное место занимает энергетика как ведущая инфраструктурная отрасль. Безопасное развитие энергетики является важнейшим фактором, влияющим на экономическое развитие, поддержание высокого качества жизни и экологическую обстановку на территории.
В трактовке, данной Мировым энергетическим советом (МИРЭС), энергетическая безопасность — это уверенность, что энергия будет иметься в распоряжении в том количестве и того качества, которое требуется при данных экономических условиях [1]. Эта трактовка, по нашему мнению, имеет наиболее обобщающий характер.
В законодательно-нормативной базе можно встретить понятие «безопасность объектов топливно-энергетического комплекса» — состояние защищенности объектов топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства [12]; определение понятия безопасности, содержавшееся в Законе РФ «О безопасности», в соответствии с которым «безопасность — это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз», в редакции 2010 г. исчезло [13].
Одно из распространенных определений энергетической безопасности, встречающееся в научной литературе, звучит
как «состояние защищенности» страны, ее граждан, общества, государства, экономики от угроз надежному топливо- и энергообеспечению. С позиций энергообеспеченности предлагается трактовать это понятие учеными СЭИ СО РАН им. Л.А. Мелен-тьева, где энергетическая безопасность понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угрозы дефицита в обеспечении их потребностей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества, а также от угрозы нарушения топливо- и энергоснабжения потребителей [4]. Директор Института проблем нефти и газа РАН, академик А. Дмитриевский определяет глобальную энергетическую безопасность как «стремление мирового сообщества обеспечить жизнедеятельность всех государств с помощью такого действенного инструмента, как открытый рынок нефти и газа, как справедливое желание каждого продавца и каждого покупателя защитить свои национальные интересы».
Проведенное в работах уральских ученых [15] сопоставление определений позволяет отметить, что существующие трактовки затрагивают три определяющих аспекта энергетической безопасности:
1) функциональное свойство систем энергетики;
2) состояние защищенности энергетических интересов от внутренних и внешних угроз;
3) уверенность в обеспечении защищенности указанных интересов.
Таким образом, правомерно говорить о существовании энергетической безопасности макро- и микроэкономических систем. Главная задача любой системы, в том числе и экономической, сохранить долговременное и устойчивое ее функционирование, защитить от вероятных проявлений внутренних и внешних угроз. Решение проблемы энергетической безопасности экономической системы означает обеспечение бесперебойного доступа к энергоресурсам в количествах, необходимых для функционирования и развития системы на
расширенной основе [14]. По нашему мнению, главным и общепризнанным условием энергетической безопасности является надежное обеспечение экономики и социальной сферы энергоресурсами надлежащего качества и в надлежащем объеме.
Основные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности РФ и входящих в нее субъектов, обусловленные влиянием энергетического фактора, разделены [5] на четыре класса — экономические, социально-политические, техногенные и природные.
Экономические угрозы обусловливаются:
— тяжелым финансовым положением отраслей ТЭК из-за финансово-экономического кризиса, неплатежей;
— острым дефицитом инвестиций, приводящим к некомпенсируемому выбытию производственных мощностей ТЭК в условиях высокой изношенности его основных фондов;
— снижением эффективности экономики и, соответственно, ростом и без того высокой энергоемкости отечественной продукции, снижением ее конкурентоспособности, ростом дисбаланса в производстве и потреблении отдельных видов топлива и энергии;
— ухудшением состояния сырьевой базы ТЭК, особенно в нефтяной и угольной отраслях, и резким сокращением объемов геологоразведочных работ.
С учетом современного состояния развития энергетики к этим проблемам можно добавить появление дисбалансов, связанных с реформированием отраслей энергетики и формированием рыночных отношений в исторически монопольных отраслях. Появление крупного частного сектора в электроэнергетике пока не привело ни к росту инвестиций, ни к снижению тарифов.
Социально-политические угрозы обусловлены национально-этническими конфликтами, проявлением сепаратизма в отдельных регионах страны, забастовками и трудовыми конфликтами на предприятиях ТЭК и связанной с ним инфраструктуры.
Особую угрозу содержат социальные и политические конфликты в топливодобывающих регионах, способные перекрыть энергетические потоки, жизненно важные для энергоснабжения как внутренних, так и внешних потребителей. Резкое ухудшение положения в социальной сфере обостряет и кадровые проблемы, оказывая негативное влияние на аварийность в отраслях. Росту социальной напряженности способствуют также острый дефицит энергоресурсов и срывы энергоснабжения в отдельных регионах России (Дальний Восток, отдаленные и северные районы).
В сложившейся критической ситуации в ТЭК существенно возрастает вероятность крупных аварий на объектах энергоснабжения, что повышает опасность угроз техногенного и природного характера, особенно при их наложении на экономические и социально-политические кризисные ситуации. Реализация указанных угроз и дестабилизирующих факторов, а также развитие отмеченных негативных тенденций неизбежно приведут к нарушению стабильности функционирования ТЭК, что чревато необратимой деградацией экономики и общества, существенным затруднением выхода страны из кризиса, а также умалением проблем социального благополучия защиты населения.
В монографии под редакцией А.А. Кук-лина [15] содержится перечень основных видов внутренних угроз энергетической безопасности и форм их реализации, на основе которого можно предложить следующую классификацию:
экономические:
— дефицит инвестиционных ресурсов ( недостаточные объемы ввода мощностей и техперевооружения систем энергетики);
— финансовая дестабилизация, последствия финансово-экономического кризиса;
— высокая энергоемкость экономики, слабость энергосберегающей деятельности ( напряженность энергобалансов, дефицит ТЭР);
— дисбалансы, вызванные формированием рынков энергоресурсов;
социально-политические:
— трудовые конфликты и забастовки (нарушение стабильности энергоснабжения, ремонтных циклов, дефицит ТЭР);
— общественные движения антиэнергетической направленности;
количественные и структурные диспропорции в ТЭК:
— недостаточная мощность межрегиональных энергетических связей;
— чрезмерная концентрация генерирующих мощностей и транспортных потоков;
техногенные и природные:
— крупные аварии в энергосистемах, вызванные техногенными и природными причинами ( уменьшение производственных мощностей, запасов и резервов, ограничения и отключения потребителей);
— резкие проявления нормальных природных процессов — суровая зима, маловодье и пр. ( выход из строя энергетических объектов на обширной территории, отключения и ограничения потребителей).
Обеспечение энергобезопасности на уровне микроэкономических систем возлагается на собственников предприятий и фирм, руководителей структурных подразделений. Обеспечить энергобезопасность отрасли и страны в целом без участия государства практически невозможно. Весь мировой опыт обеспечения энергетической безопасности говорит об устойчивой тенденции роста государственного регулирования этим процессом. Именно государство определяет «справедливые правила игры на рынке», обеспечивает физическую безопасность ключевых объектов энергосистем, вмешивается в случаях сбоя рынка и стимулирует развитие новых технологий.
Любое государство выступает на рынке энергоресурсов, с одной стороны, как крупнейший собственник, и ему принадлежит значительная часть национального богатства. Под его управлением остается инфраструктура обороны, транспортные сети, социальные службы, отдельные отрасли экономики и т.д., нормальное функционирование которых требует всевозрастающих энергетических затрат. Фактически государство по-прежнему продолжает
быть крупнейшим потребителем ресурсов на энергетическом рынке, оплачивая их за счет средств своего бюджета. С другой стороны, государство определяет правила регулирования национальных энергетических рынков, защищает их от внутренних и внешних угроз, поддерживает своих товаропроизводителей на мировой арене.
При этом для обеспечения энергетической безопасности стран и регионов, безусловно, необходимо использовать и рыночные механизмы, основанные на справедливой конкуренции и открытости рынков, последовательно повышая их роль и значение. Только эффективное функционирование энергетических рынков (глобальных, региональных, локальных) позволит в перспективе ограничить степень влияния государства в обеспечении энергетической безопасности и снизить его регулирующую функцию в этом процессе.
По мнению В.В. Шлычкова [14], важным фактором обеспечения энергетической безопасности является не самообеспеченность ( самосбалансированность) , а разнообразие источников поставок и технологий. Диверсификация поставок позволяет снизить ущерб от срыва поставок из какого-либо одного источника, представляя возможность получать сырье из альтернативных источников, что служит интересам и потребителей, и производителей, так как стабильность рынков — главный приоритет эффективно функционирующих экономических систем. Диверсификация источников энергоресурсов требует разработки нового поколения технологий, прежде всего для ядерной энергетики, технологий топливных элементов, а также поддержки возрастающей роли разнообразных возобновляемых источников энергии по мере того, как те будут становиться все более конкурентоспособными.
Вторым фактором обеспечения энергетической безопасности будет являться возрастание эластичности энергорынков и систем энергоснабжения. Добиться устойчивости и повысить надежность энергосистемы можно путем создания дополнительных производственных мощностей
и формирования стратегических запасов, а также за счет разработки планов оперативного реагирования на возможные сбои энергосистем. Это позволяет минимизировать экономические последствия после кризисов и потрясений, а также сократить срок послекризисного восстановления энергообеспечения. В настоящее время гибкие и эффективно функционирующие рынки энергоресурсов обеспечивают безопасность, позволяя спросу и предложению реагировать на любые угрозы более оперативно, чем это могла делать управляемая экономическая система. Именно развитие рынков энергоресурсов является гарантией энергетической безопасности стран и регионов и способствует повышению прозрачности и предсказуемости энергетической политики и режимов регулирования на уровне отдельных государств.
Не менее важным для реализации проблемы обеспечения энергетической безопасности является повышение энергетической эффективности и сбережения энергии. Сбережение энергоресурсов равносильно их производству, и часто именно оно представляет собой более рентабельный и экологически приемлемый способ обеспечения растущего спроса на энергию. Усилия по повышению энергоэффективности и энергосбережению чрезвычайно способствуют снижению энергоемкости экономического развития, укрепляя тем самым глобальную энергетическую безопасность. Повышение энергоэффективности и экономия энергии позволяют снизить нагрузку на инфраструктуру и способствуют оздоровлению окружающей среды за счет сокращения выбросов парниковых газов и загрязняющих веществ.
Методом повышения энергетической безопасности является возрастание роли информированности всех участников и сторон энергетического рынка. В ее основе должна быть заложена высококачественная и объективная информация о мировых рынках и энергетических перспективах, в том числе обмен передовым опытом во всех звеньях производственно-сбытовой энергетической цепочки. Снижая уровень не-
определенности, эти усилия способствуют лучшему пониманию энергетического рынка, а значит, принятию более взвешенных инвестиционных решений и повышению конкурентоспособности.
И наконец, одним из существенных факторов повышения глобальной энергетической безопасности является формирование благоприятного инвестиционного климата. По последним оценкам МЭА, ближайшие двадцать пять лет в разработки в области энергетики будет инвестировано 17 трлн долл., и для эффективного использования этих денежных средств необходимо создать государственные и международные механизмы инвестирования, обеспечив реализацию инвестиционных и инновационных программ соответствующей национальной и международной правовой базой.
Проблема обеспечения энергетической безопасности многогранна и включает множество важных аспектов. К ним относится актуальная на данный момент территориальная проблема безопасного развития экономики и энергетики. Попытки ее решения находят отражение в стратегических документах большинства стран. В России энергетическая безопасность упоминается среди главных стратегических ориентиров долгосрочной государственной энергетической политики в Энергетической стратегии России на период до 2030 г. Формирование топливно-энергетических балансов и активная энергетическая политика на региональном уровне отнесена к числу основных составляющих государственной энергетической политики [8].
Стратегической целью государственной энергетической политики является оптимизация структуры производства, внутреннего потребления и экспорта топливно-энергетических ресурсов с учетом требований обеспечения энергетической безопасности, экономической и энергетической эффективности, усиления внешнеэкономических позиций страны.
Среди основных проблем в указанной сфере выделена неразработанность механизмов использования энергетических балансов для прогнозирования и управления
развитием топливно-энергетического комплекса на федеральном и региональном уровнях. Поставленные в стратегии задачи будут решаться при помощи повышения роли отчетных и прогнозных топливно-энергетических балансов как инструмента анализа и устранения диспропорций, эффективного управления развитием топливно-энергетического комплекса и его отраслей (без придания этим балансам директивного характера), включая переход на формирование отчетных и прогнозных топливно-энергетических балансов в структуре, соответствующей международным стандартам [8].
Также стратегической целью региональной энергетической политики является создание устойчивой и способной к саморегулированию системы обеспечения региональной энергетической безопасности с учетом оптимизации территориальной структуры производства и потребления топливно-энергетических ресурсов.
Проведение региональной энергетической политики на территории такой страны, как Россия (с различными природно-климатическими и социально-экономическими условиями) должно учитывать специфику регионов страны и осуществляться во взаимоувязке с решением стратегических общегосударственных задач перспективного развития экономики и энергетики. Среди направлений приоритетного развития энергетики в регионах с высокой стоимостью энергоресурсов в рамках соответствующих федеральных целевых программ указано и Забайкалье.
Основными проблемами в сфере региональной энергетики являются:
— остающийся значительным уровень диспропорций в обеспеченности регионов энергоресурсами и в структуре их потребления, необходимость рационального распределения доходов от добычи и производства топливно-энергетических ресурсов между ресурсодобывающими регионами и федеральным центром;
— недостаточная согласованность стратегий, программ и планов социально-экономического развития регионов со стратегическими документами в сфере развития
энергетики федерального значения ( генеральные схемы, отраслевые стратегии, федеральные целевые программы) и инвестиционных программ топливно-энергетических компаний;
— недостаточное развитие малой энергетики и низкая вовлеченность в энергобалансы местных источников энергии регионального и локального значения;
— отсутствие во многих регионах разработанных региональных энергетических программ и программ энергосбережения, а также программ развития теплоснабжения городов региона.
В части региональной энергетической политики необходимо решение следующих задач:
— совершенствование взаимодействия в сфере реализации энергосберегающей политики, обеспечения надежности и безопасности, регулирования и развития энергетического сектора между федеральными и региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;
— государственная поддержка развития меж- и внутрирегиональной энергетической инфраструктуры;
— реализация крупных региональных стратегических инициатив государства и бизнеса (энергетическое освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока, полуострова Ямал, Арктики);
— стимулирование комплексного развития региональной энергетики.
Поставленные задачи будут решаться с использованием следующих мер и механизмов государственной энергетической политики:
— обеспечение согласованности федеральных и региональных стратегических программ развития энергетики и отдельных ее отраслей и секторов, совершенствование и повышение прозрачности системы распределения доходов от добычи и производства энергоресурсов;
— развитие необходимых меж- и внутрирегиональных энерготранспортных коммуникаций, создание разных видов энергетической инфраструктуры;
— разработка и реализация региональных энергетических программ, региональных программ энергосбережения, использования местных источников топливно-энергетических ресурсов, развитие экономически эффективных децентрализованных и индивидуальных систем теплоснабжения.
Представленный в Стратегии топливно-энергетический баланс России на период до 2030 г. предусматривает:
— снижение доли газа в потреблении первичных топливно-энергетических ресурсов с 52 % в 2005 г. до 46...47 % к 2030 г.;
Кроме того, предполагается ликвидация дефицита и поддержание устойчивого резерва электро- и теплогенерирующих мощностей, включающих поддержание резерва мощности электростанций на уровне 17% общей установленной мощности электростанций в ЕЭС России.
Несбалансированность обеспечения энергетическими ресурсами регионов России и территориальное обособление внутренних энергетических рынков в перспективе представляют собой основные угрозы энергетической безопасности страны. Единство экономического пространства в топливно-энергетическом комплексе может быть обеспечено только при условии равного доступа к энергетическим ресурсам всех регионов страны вне зависимости от степени их природной обеспеченности минеральным сырьем и фактически сложившейся структуры размещения производительных сил в энергетическом секторе.
Для обеспечения высокого уровня энергетической безопасности требуется эф-
— увеличение доли нетопливных источников энергии в потреблении первичных топливно-энергетических ресурсов с 11 до 13.14 % к 2030 г.;
— масштабное снижение удельной энергоемкости экономики и энергетики ( в 2,1...2,3 раза) при незначительном росте внутреннего потребления (в 1,4...1,6 раза), экспорта (в 1,1___1,2 раза) и производства энергоресурсов (в 1,3...1,4 раза).
Также в Стратегии представлена группа целевых показателей, характеризующих безопасность развития энергетики (см. таблицу).
фективный инструментарий, связанный с формированием отчетных и прогнозных территориальных топливноэнергети-ческих балансов (ТЭБ). Применение балансового метода в энергетике позволит выявить большинство существующих и потенциальных проблем в сфере энергетической безопасности с позиций энергообеспечения территории. Использование этого метода, безусловно, должно дополняться прогнозированием производственного, технологического, кадрового и иных аспектов развития энергетики. Для этого необходимо развитие методов прогнозирования энергетики и экономики в виде перспективного (индикативного) топливно-энергетического баланса как одного из инструментов, обеспечивающего управление стратегическим развитием энергетического сектора и согласованность балансов топливно-энергетических ресурсов с региональными и федеральным бюджетами, а также, что очень важно, с финансовыми планами компаний ТЭК.
Показатели энергетической безопасности Энергетической стратегии
России до 2030 г.
Показатель 1-й этап 2-й этап 3-й этап
Рост душевого энергопотребления, % к 2005 г. Не менее 10 Не менее 20 Не менее 40
Рост душевого электропотребления, % к 2005 г. Не менее 13 Не менее 43 Не менее 85
Рост душевого потребления моторного топлива, % к 2005 г. Не менее 23 Не менее 41 Не менее 70
Снижение среднего износа основных производственных фондов, % к 2005 г. На 10 На 10 На 5
Литература_
1. Воропай Н.И., Клименко С.М., Криворуц-кий Л.Д. и др. Энергетическая безопасность России (введение в проблему). Препринт. Иркутск: СЭИ СО РАН, 1997. 57 с.
2. Закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» от 23.06.1995 г. (с изм. от 09.07.1999 г.) // Российская газета. 26.07.1995. № 143.
3. Малышев Е.А. Методы прогнозирования и планирования в энергетической отрасли // Вестник ИрГТУ. Иркутск: ИрГТУ, 2012. № 6 (65). С.178-181.
4. Окороков Р.В., Окороков В.Р. Энергетическая безопасность России. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://onIineok.narod.ru.
5. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) / Под ред. Е.А. Олейникова. М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1997. 288 с.
6. Палии Н.А. 2012 год — Международный год устойчивой энергетики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. nanometer. ru/2012/01/05/energetika_266832.htmI.
7. Малышев Е.А. Приоритеты инновационного развития энергетики Забайкальского края. Чита: ЗабГУ, 2012. 130 с.
8. Распоряжение Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р «Об Энергетической стратегии России на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 30.11.2009. № 48.
9. Романова О.А., Оглоблин А.А., Данилов Н.И., Добродей В.В., Столбов Ю.К., Коровин Г.Б., Щелоков Я.М. Теоретико-методологические и информационные аспекты прогнозирования ТЭБ региона. Екатеринбург: ИЭ УрО РАН, 2008.
10. Малышев Е.А., Знаменская И.Р. Российская и зарубежная практика государственно-частного партнерства в сфере эксплуатации региональных систем теплоснабжения // Вестник ЗабГУ. № 3 (106). Чита: ЗабГУ, 2014. С.132-139.
11. Малышев Е.А. Теоретико-методологический подход к выбору приоритетов инновационного развития приграничного региона. Екатеринбург: Изд-во ИЭ УрО РАН, 2012. 451 с.
12. Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» / / Российская газета. 26.07.2011. № 161.
_References
1. Voropay N.I., Klimenko S.M., Krivorutsky L.D. i dr. Energeticheskaya bezopasnost Rossii (vve-denie v problemu). Preprint. (Energy safety of Russia (introduction to the problem). Preprint). Irkutsk: SEI SO RAN, 1997. 57 p.
2. Rossiyskaya gazeta. (Russian newspaper). 26.07.1995. no 143.
3. Malyshev E.A. Vestnik IrGTU. (Vestnik of the Irkutsk State Technical University). Irkutsk: IrGTU, 2012. P. 178-181.
4. Okorokov R.V., Okorokov V.R. Energeticheskaya bezopasnost Rossii. (Energy safety of Russia). Available at: http://onlineok.narod.ru.
5. Osnovy ekonomicheskoy bezopasnosti (gosu-darstvo, region, predpriyatie, lichnost) (Fundamentals of economic security (state, region, enterprise, personality). Pod red. E.A. Oleynikova. Moscow: Business school «Intel-Synthesis», 1997. 288 p.
6. Palii N.A. 2012 g. — Mezhdunarodny god us-toychivoy energetiki. (2012 — The international year of sustainable energy). Available at: http://www. nanometer.ru/2012/01/05/energetika_266832. html.
7. Malyshev E.A. Prioritety innovatsionnogo raz-vitiya energetiki Zabaykalskogo kraya. (The priorities of innovative energy development of Transbaikalie). Chita: ZabGU, 2012. 130 p.
8. Sobranie zakonodatelstva RF. 30.11.2009. (Collection of legislation of the Russian Federation.no 48).
9. Romanova O.A., Ogloblin A.A., Danilov N.I., Dobrodey V.V., Stolbov Yu.K., Korovin G.B., Shhe-lokov Ya.M. Teoretiko-metodologicheskie i informatsi-onnye aspekty prognozirovaniya TEB regiona. (Theoretical, methodological and informational aspects of forecasting fuel and energy balance of the region). Ekaterinburg: IE UrO RAN, 2008.
10. Malyshev E.A., Znamenskaya I.R. Vestnik Zab.Gos. Univ. (Transbaikal State University Journal). Chita: ZabGU, 2014. no 3 (106). P. 132-139.
11. Malyshev E.A. Teoretiko-metodologicheskiy podhod k vyboru prioritetov innovatsionnogo razviti-ya prigranichnogo regiona. (Theoretic-methodological approach to the choice of priorities of the border region's innovative development). Ekaterinburg: Izd-vo IE UrO RAN, 2012. 451 p.
12. Rossiyskaya gazeta. (Russian newspaper). 26.07.2011. no 161.
13. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» // Российская газета. 29.12.2010. № 295.
14. Шлычков В.В. Парадигма энергетической безопасности XXI века // Вестник Ижевского государственного технического университета. 2008. № 4 (40).
15. Экономическая безопасность Свердловской области / Под ред. Г.А. Ковалевой, А.А. Кукли-на. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. 455 с.
16. Малышев Е.А., Подойницын Р. Г. Экономические механизмы обновления и развития основных фондов в энергетике // Экономика региона № 3 (35) 2013 Научный информационно-аналитический журнал. Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2013. С. 198-207.
17. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://novostienergetiki.ru/?p = 3354.
18. Энергосбережение как фактор повышения энергобезопасности государств — членов СНГ // Строительство и недвижимость. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nestor.minsk. by/sn/2001/39/snl3906.html.
19. Малышев Е.А. Энергетическая обеспеченность как условие безопасного развития экономики территории // Проблемы устойчивого развития социально-экономических систем. Под науч. ред. А.И. Татаркина и В.В. Криворотова. М.: Экономика, 2012. 556 с.
13. Rossiyskaya gazeta. (Russian newspaper). 29.12.2010. no 295.
14. Shlychkov V.V. Vestnik Izhevskogo gosu-darstvennogo tehnicheskogo universiteta. (Bulletin of the Izhevsk State Technical University). 2008. no 4 (40).
15. Ekonomicheskaya bezopasnost Sverdlovs-koy oblasti (Economic security of the Sverdlovsk region). Edited by. G.A. Kovalevoy, A.A. Kuklina. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2003. 455 p.
16. Malyshev E.A., Podoynitsyn R.G. Ekonomi-ka regiona № 3 (35) 2013 Nauchny informatsionno-analiticheskiyzhurnal. (The economy of the region № 3 (35) 2013 Scientific information-analytical journal). Ekaterinburg: Institut ekonomiki UrO RAN, 2013. P. 198-207.
17. Available at: http://novostienergetiki.ru/?p = 3354.
18. Stroitelstvo i nedvizhimost. (Construction and real estate). Available at: http://www.nestor. minsk.by/sn/2001/39/snl3906.html.
19. Malyshev E.A. Problemy ustoychivogo raz-vitiya sotsialno-ekonomicheskih sistem. (Problems of sustainable development of socio-economic systems). Under scientific editorship A.I. Tatarkina and V.V. Krivorotova. Moscow: Economy, 2012. 556 p.
Коротко об авторах_
Малышев Е.А., д-р экон. наук, доцент, зав. каф. «Экономика и управление на предприятиях энергетики», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ [email protected]
Научные интересы: экономика энергетики, региональная экономика
_Briefly about the authors
E. Malyshev, doctor of economic sciences, associate professor, head of Economy and Management at the Power Enterprises department, Transbaikal State University, Chita, Russian Federation
Scientific interests: energy economics, regional economics
Малышева Т.Е., доцент каф. «Экономика и управление на предприятиях энергетики», Забайкальский государственный университет, г. Чита, РФ [email protected]
Научные интересы: менеджмент, экономика энергетики, региональная экономика
Т. Malysheva, assistant professor, Economy and Management at Energy Enterprises department, Transbaikal State University, Chita, Russian Federation
Scientific interests: management, energy economics, regional economics