Научная статья на тему 'Особенности управления банковскими операционными рисками'

Особенности управления банковскими операционными рисками Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
586
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАЦИОННЫЙ РИСК / БАЗЕЛЬ II / СИСТЕМА ОПЕРАЦИОННОГО РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА / OPERATIONAL RISK / BASEL II / SYSTEM OF OPERATIONAL RISK-MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петренко Е. В.

В сфере банковского дела наблюдается повышенное внимание к управлению рисками в целом и операционными рисками, в частности, что можно объяснить высокой степенью конкуренции между российскими банками. Добиться успеха могут лишь те, кто помимо применения профессионально разработанных маркетинговых стратегий способны качественно управлять рисками. Кредитная организация, которая сможет с наибольшей точностью оценить операционные риски, а также обосновать эти оценки, будет резервировать капитал под эти риски в меньших объемах. Соответственно банк сможет значительно повысить свою конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of operational risk classification and management

In banking sphere special attention to management of risks as a whole and operational risks, in particular, is observed; that it is possible to explain by high degree of a competition between the Russian banks. Only those who besides application of professionally developed marketing strategy are capable to operate risks qualitatively can become successful. The credit organization which can estimate operational risks with the greatest accuracy and also prove these estimations, will reserve the capital under these risks in smaller volumes. Accordingly the bank can considerably raise the competitiveness.

Текст научной работы на тему «Особенности управления банковскими операционными рисками»

© Петренко Е.В.,

студентка 5-го курса Ростовского Государственного Экономического Университета «РИНХ»

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ ОПЕРАЦИОННЫМИ РИСКАМИ

В сфере банковского дела наблюдается повышенное внимание к управлению рисками в целом и операционными рисками, в частности, что можно объяснить высокой степенью конкуренции между российскими банками. Добиться успеха могут лишь те, кто помимо применения профессионально разработанных маркетинговых стратегий способны качественно управлять рисками. Кредитная организация, которая сможет с наибольшей точностью оценить операционные риски, а также обосновать эти оценки, будет резервировать капитал под эти риски в меньших объемах. Соответственно банк сможет значительно повысить свою конкурентоспособность.

В июне 2004 г. было опубликовано соглашение «Базель II: Международные стандарты измерения капитала - доработанное соглашение». В рекомендациях по оценке достаточности собственного капитала банка при корректировке активов по риску указывается необходимость учета наряду с кредитными и рыночными рисками операционных рисков.

Все чаще высказывается мнение о том, что именно операционные риски являются серьезным препятствием созданию эффективной системы управления рисками. Так, Базель II (в отличие от соглашения Базель I) указывает на обязательность учета данного вида риска и резервирования капитала под него.

Основные положения и принципы Базеля II еще не отражены как обязательные в национальном законодательстве РФ [1], однако с момента опубликования документа большинство российских банков начали осознавать необходимость учета операционных рисков в своей деятельности как элемент не только конкурентной борьбы, но и как условие эффективного функционирования и развития К.Б. Целью написания данной статьи стало рассмотрение основных характеристик операционного риска, а также особенности управления им.

Существует ряд определений операционного риска, которые исходят из различных взглядов на его сущность и компоненты. В рамках данной статьи будем опираться на определение операционного риска, предложенное Базельским Комитетом. Он определяет операционный риск как риск убытка в результате неадекватных или ошибочных внутренних процессов, действий сотрудников и систем или внешних событий. Причем операционный риск включает юридический (правовой) риск, но не включает стратегический и репутационный риски [2].

Элементы эффективной системы операционного риск-менеджмента:

• классификация операционных рисков;

• взаимосвязь операционного и других видов рисков;

• факторы операционного риска на микро - и макроуровне;

• организация функции риск-менеджмента;

• организационная структура управления риском;

• количественные модели операционного риска;

• анализ эффективности деятельности с учетом факторов риска;

• создание системы внутреннего контроля;

• разработка и использование информационных систем в финансовой деятельности.

Классификации операционных рисков, так же как и его определения, значительно отличаются у различных авторов. Наиболее четко сформированной, по нашему мнению, является классификация, представленная на рис. 1.

Операционные риски могут быть вызваны как внутренними, так и внешними причинами, однако значительная доля факторов операционных рисков наблюдается во внутренней операционной среде, что затрудняет процесс выявления четких математико-статистических связей между отдельными факторами риска, вероятно-

стью и объемами операционных потерь. Можно выделить также две группы операционных рисков: встречающиеся часто, но не приносящие значительных потерь; редкие события, ведущие к крупным убыткам банка.

Операционный риск способен привести к значительным прямым и косвенным потерям, поскольку может послужить причиной возникновения других видов риска (рыночного или кредитного риска). Причем кроме причинноследственной связи между операционным и другими рисками может возникать т.н. эффект «кумулятивного» наращивания негативного воздействия. Так, ввод некорректной информации ведет к ошибкам при управлении рыночным риском, что, в свою очередь, приводит к более значительному ущербу. Примеры взаимосвязи операционного, рыночного и кредитного рисков рассмотрены в табл. 1.

Рис. 1. Классификация операционных рисков

Источник: Ольхова Р.Г. Операционные риски: проблемы оценки и управления // Бизнес и банки. - 2005. - № 34.

Таблица 1. Взаимосвязь операционного риска с рыночным и кредитным рисками

Операционный риск Рыночный риск Кредитный риск

1 2 3

Неверный ввод данных об операции Убыточная торговая позиция Неточное определение размера кредита или резерва

Непроверенная рыночная информация Неверная оценка текущей стоимости или риска портфеля Неправильная величина резерва, некорректная оценка кредитного портфеля

Окончание табл. 1

1 2 3

Отсутствие контроля за лимитами Превышение лимитов Превышение лимитов

Некорректные подтверждения Ошибочное хеджирование Неточное определение размера кредита или резерва

Отсутствие контроля за событиями Пропущенные сроки исполнения операций Пропущенные платежи

Задержка отчета Торговля «вслепую» Несанкционированная выдача кредитов

Источник: составлено автором.

Область повышенного операционного риска сосредоточена там, где совершаются значительные финансовые сделки. Для многих российских банков и финансовых компаний такой областью являются информационные технологии (ИТ), поэтому наиболее существенные виды операционных потерь (физический ущерб дорогостоящему имуществу, вынужденные задержки при проведении операций, потеря данных, ошибочные расчеты, обязательные платежи за лицензии и т. д.) имеют место именно в данной сфере.

В июне 2006 г. среди 34 российских банков проводилось исследование готовности использовать основные принципы соглашения Базель II. Совместное исследование компании и Нацио-

нального Банковского Журнала. Исследование проводилось в период 1.03.2006— 1.04.2006. В процессе сбора первичных статистических данных участвовали представители 34 российских кредитнофинансовых организаций, заполнившие онлайн-анкеты на сайтах и На-

ционального Банковского Журнала. В ос-

нову классификации банков, чьи представители приняли участие в опросе, были положены не финансовые параметры, а число компьютеризированных рабочих мест, поскольку именно этот параметр наиболее тесно связан с природой операционного риска Структура банков, принимавших участие в исследовании:

50% - небольшие банки (количество компьютеризированных рабочих мест не более 1 тыс);

38% - коммерческие банки (1001 -5000 компьютеризированных мест);

12% - крупные банки (более 5000 компьютеризированных мест). Результаты исследования, относящиеся к операционным рискам, приведены на рис. 2.

Для определения наиболее опасных составляющих операционного риска между теми же банками был проведен опрос, в котором было предложено 4 компонентГ операционного риска, (варианты соответствуют структуре операционного риска представленной в соглашении Базель II (пункт 644)), из которых выбрать можно было 2. Результаты представлены на рис. 3.

Включает ли система управления рисками вашей организации риски, связанные с репутацией 3% г 11% Планирует ли ваша организация внедрять информационные продукты, позволяющие управлять информационными рисками 9% 18%. 29%

65%^ 44%

□ Да, в течение ближайших 2-х лет □ Да, в течение ближайших 4-х лет □ Да, более чем через 4 года □ Нет, это не является приоритетной задачей

□ Да п Скорее да, чем нет □ Скорее нет, чем да □ Нет

Рис. 2. Результаты исследования 34 российских банков на готовность применения

требований соглашения Базель II

6%

□ Риски убытков в результате внешних событий

□ Риски убытков в результате неадекватных или ошибочных действий систем

□ Риски убытков в результате неадекватных или ошибочных действий

персонала

□ Риски убытков в результате неадекватных или ошибочных процессов

Источник: составлено автором по данным исследования InfoWatch и Национального Банковского Журнала.

Рис. 3. Наиболее опасные операционные риски

Наибольшее число опрошенных определили как наиболее опасный риск убытков в результате неадекватных или ошибочных действий персонала.

Операционный риск в большинстве случаев действительно связан с человеческим фактором, именно ошибки персонала, менеджмента, хищения и злоупотребления вызывают прямые и косвенные потери. Даже в случаях, когда убытки связаны с нарушениями в функционировании техники, телекоммуникаций, либо информационных систем, причиной подобных сбоев могут служить действия людей. Операционный риск-менеджмент основывается на выявлении операционного риска, его оценке, отслеживании и минимизации на основе полученных данных. В целях выявления операционного риска, а также его оценки в банке должна вестись аналитическая база данных о понесенных операционных убытках, в ней должны отражаться сведения о видах и размерах операционных убытков в разрезе направлений деятельности Банка, отдельных банковских операций и других сделок, обстоятельств их возникновения и выявления. Именно адекватная оценка риска составляет основу эффективного риск-менеджмента, только определив вероятность наступления рисковых событий и возможную величину убытков, возникших вследствие этих событий (количественно оценив риски), можно оптими-

зировать расходы на управление рисками (формирование резервов, страхование, проведение мероприятий по снижению рисков).

Методика оценки операционных рисков может основываться на трех подходах, раскрытых в соглашении Базель II:

1) Базовый индикативный подход (подход на основе базовых показателей) -наиболее простой метод оценки, величину риска принято считать пропорциональной базовому показателю, характеризующему деятельность компании, как правило, это валовой доход.

2) Стандартизированный подход разделяет деятельность банка на 8 бизнес-линий (корпоративное финансирование, торговля и продажи, розничные банковские операции, коммерческие банковские операции, платежи и расчеты, агентские услуги, управление активами и розничные брокерские услуги), каждой из которых присваивается P-фактор.- установленный Комитетом фиксированный процент, связывающий уровень требований к капиталу с уровнем валового дохода для каждой из восьми бизнес-линий.

Также Базельское соглашение предлагает банкам по их собственному усмотрению, а также согласованию с надзорными органами применять альтернативный стандартизированный подход. Alternative standardized approach (ASA) предусматривает в случае для всех или части

операций розничного и коммерческого кредитования при оценке необходимого капитала возможность замены показателя валовой прибыли на величину кредитного портфеля, а также замены коэффициента в на коэффициент m, равный 0,035.

3) В рамках усовершенствованных подходов (Advanced Measurement Approaches) размер необходимого капитала определяется исходя из оценки риска, выведенной банковской внутренней системой оценки операционного риска на основе комбинации количественных критериев.

На сегодняшний день существует ряд специализированных программных продуктов, способных оказать значительную информационную поддержку эффективной работы банка по управлению операционными рисками (Примером может послужить бизнес-приложение «Контур Корпорация. Операционные риски»). Как правило, подобные программные продукты состоят из трех основных направлений: сбор, хранение и консолидация информации; управление бизнесом и выпуск аналитической отчетности, и обеспечивают построение информационной части комплексной системы управления операционными рисками в кредитных организациях. Внедрение системы управления операционными рисками в банке позволяет обеспечить предоставление информации по этому виду риска для органов банковского надзора, продемонстрировать адекватность своей системы операционного риск-менеджмента зарубежным партнерам, возможность ревизии и оптимизации существующих технологий, усовершенствования системы ценообразования на банковские услуги.

Выбирая метод оценки операционных рисков, так же как и в случае с другими рисками, банк должен исходить из уровня собственных потребностей и возможностей. Базель II также допускает сочетание подходов при оценке различных по уровню риска сфер банковской деятельности. Иногда банки разрабатывают и альтернативные методы измерения операционного риска, исходя из собственной

практики. Например, подход, основанный на распределении вероятности убытков или связанный с применением оценочной карты.

Целевая функция в части управления операционными рисками - это минимизация уровня потерь банка от их реализации. Проблема операционных рисков и системы управления ими комплексная и сложная, состоит из многих компонентов. Формирование эффективной системы управления операционными рисками

предполагает значительную реорганизацию бизнес-процессов и организационной системы, так как традиционные процедуры и управленческие механизмы зачастую не дают возможности надлежащего ограничения рисков. Даже для крупных банков внедрение механизмов управления операционными рисками - это длительный и затратный процесс, однако это единственный способ достижения максимального эффекта системы.

Исходя из исследования, проведенного Базельским Комитетом среди значительного числа зарубежных банков, известно, что расходы этих банков на нейтрализацию потерь от реализовавшихся операционных рисков составляют около 20% от общих расходов, при этом необходимо учитывать достаточно высокий образовательный и профессиональный уровень зарубежных банковских специалистов.

Западные банки стали воспринимать операционные риски как угрозу раньше, чем российские, благодаря чему на сегодняшний день у них уже имеется статистическая база данных для оценки рисков. Перенять зарубежный опыт, основанный на иностранной статистике можно лишь частично, возможно заимствовать лишь формы и методы построения статистической базы данных и впоследствии создать собственную базу данных, что объясняется как уровнем развития банковской системы в целом, так и специфичностью поведения российских субъектов банковской деятельности в частности.

В целях мониторинга операционного риска целесообразно использовать систему индикаторов уровня операционного риска показатели, которые теоретически или эмпирически связаны с уровнем операционного риска, принимаемого конкретным Банком. В качестве индикаторов уровня операционного риска обычно используются:

• количество несостоявшихся или незавершенных банковских операций и других сделок;

• увеличение частоты и объемов не-состоявшихся или незавершенных банковских операций и других сделок;

• количество уволенных (уволившихся) сотрудников;

• количество допущенных ошибок при проведении операций;

• количество аварий, сбоев информационно-технологических систем;

• время (продолжительность) простоя информационно-технологических

систем.

Для каждого индикатора устанавливают лимиты (пороговые значения), чтобы обеспечить выявление значимых операционных рисков и своевременное адекватное воздействие на них.

Минимизация операционного риска предполагает осуществление комплекса мер, направленных на снижение вероятности наступления событий или обстоятельств, приводящих к операционным убыткам, и (или) на ограничение размера потенциальных операционных убытков.

В зависимости от характера операционного риска банк может избегать его (не осуществлять виды деятельности, несущие риск), принять, ограничить (устанавливая лимиты, совершенствуя процедуры внутреннего контроля), перераспределить (аутсорсинг [3], страхование).

Основным методом минимизации операционного риска, контролируемого на уровне банка, является разработка организационной структуры, внутренних правил совершения банковских операций и других сделок таким образом, чтобы исключить (минимизировать) возмож-

ность возникновения факторов операционного риска. При этом особое внимание обращается на соблюдение принципов разделения полномочий, порядка утверждения (согласования) и подотчетности по проводимым банковским операциям и другим сделкам.

При контроле над операционным риском в банке наиболее важным является:

• контроль над соблюдением установленных лимитов по проводимым банковским операциям и другим сделкам;

• соблюдение установленного порядка доступа к информации и материальным активам Банка;

• надлежащая подготовка персонала;

• регулярная выверка первичных документов и счетов по проводимым банковским операциям и другим сделкам.

Принятие, мониторинг и непосредственное управление операционными рисками должно осуществляться всеми структурными подразделениями банка, причем руководители и ответственные сотрудники этих подразделений несут ответственность за соблюдение установленных процедур банка, направленных на снижение потерь от реализации операционных рисков, а также предоставление своевременной, точной и полной информации и отчетности.

Система управления операционными рисками предполагает существование специального отдела (в крупных банках) или сотрудника (в малых), которые будут непосредственно осуществлять функции управления. При этом возникает проблема взаимодействия такого отдела с другими подразделениями банка.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Письмо ЦБ РФ от 24.05.2005 г. №76-Т «Об организации управления операционным риском в кредитных организациях» // Справочно-правовая система Консультант-плюс.

2. Международная конвергенция измерения капитала и стандартов капитала: Уточненные рамочные подходы. Ба-

зельский комитет по банковскому надзору. - Июнь 2004. - Банк международных расчетов.

3. Аутсорсинг (от англ. Outsourcing) - процесс оказания банку вспомога-

тельных услуг (юридическое оформление сделок, разработка и обслуживание информационных систем, внутренний аудит, услуги по подбору персонала) сторонними организациями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.