Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВАРИЙНЫМ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КАК ФАКТОР БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДОВ И КОМФОРТНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВАРИЙНЫМ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КАК ФАКТОР БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДОВ И КОМФОРТНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОУСТРОЙСТВО / АВАРИЙНЫЕ ДОМА / ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД / АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Королева Елена Николаевна, Мищенко Валерий Викторович, Королева Ольга Николаевна, Сперанская Наталья Юрьевна

Статья посвящена вопросам расселения из аварийного жилищного фонда на территории Алтайского края. Авторами проведен обзор существующего состояния жилищного фонда, сравнительный анализ данных, материалов и исследований по данному вопросу. В результате определены проблемы реализации расселения жилищного фонда в городе Барнауле и сформулированы предложения по совершенствованию его механизма. Указанные в статье предложения могут быть реализованы не только на территории города Барнаула, но и во всех городах как Алтайского края, так и Российской Федерации. Выявленные в статье проблемы городского аварийного жилищного фонда и обозначенные предложения по механизму реализации: подготовка программ, перераспределение финансирования, создание нормативной базы и т. д. позволят повысить комфортность проживания жителей и увеличат комплексное благоустройство городов. У органов власти всех уровней появится возможность предоставлять адресную помощь жителям в первую очередь, когда имеется острая необходимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Королева Елена Николаевна, Мищенко Валерий Викторович, Королева Ольга Николаевна, Сперанская Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF EMERGENCY HOUSING STOCK MANAGEMENT IN THE ALTAI TERRITORY AS A FACTOR OF URBAN IMPROVEMENT AND COMFORT OF LIVING OF THE POPULATION

The article is devoted to the issues of resettlement of emergency housing stock on the territory of the Altai Territory. The authors conducted a review of the existing state of the housing stock, a comparative analysis of data, research materials on this issue. As a result, the problems of the implementation of housing stock settlement in the city of Barnaul were formulated proposals formulated its mechanism. The proposals indicated in the article can be implemented not only on the territory of the city of Barnaul, but also in all cities of both the Altai Territory and the Russian Federation. The problems of the urban emergency housing stock identified in the article and the outlined proposals for the implementation mechanism: preparation of programs, redistribution of funding, creation of a regulatory framework, etc. will increase the comfort of residents and increase the comprehensive improvement of cities. Authorities at all levels will have the opportunity to provide targeted assistance to residents in the first place, when there is an urgent need.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВАРИЙНЫМ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КАК ФАКТОР БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДОВ И КОМФОРТНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ»

УДК 332.812.12 (571.150) DOI 10.14258/epb202221

ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ АВАРИЙНЫМ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ КАК ФАКТОР БЛАГОУСТРОЙСТВА ГОРОДОВ И КОМФОРТНОСТИ ПРОЖИВАНИЯ

НАСЕЛЕНИЯ

Е. Н. Королева, Вал. В. Мищенко, О. Н. Королева, Н. Ю. Сперанская

Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)

Статья посвящена вопросам расселения из аварийного жилищного фонда на территории Алтайского края. Авторами проведен обзор существующего состояния жилищного фонда, сравнительный анализ данных, материалов и исследований по данному вопросу.

В результате определены проблемы реализации расселения жилищного фонда в городе Барнауле и сформулированы предложения по совершенствованию его механизма. Указанные в статье предложения могут быть реализованы не только на территории города Барнаула, но и во всех городах как Алтайского края, так и Российской Федерации.

Выявленные в статье проблемы городского аварийного жилищного фонда и обозначенные предложения по механизму реализации: подготовка программ, перераспределение финансирования, создание нормативной базы и т. д. позволят повысить комфортность проживания жителей и увеличат комплексное благоустройство городов. У органов власти всех уровней появится возможность предоставлять адресную помощь жителям в первую очередь, когда имеется острая необходимость.

Ключевые слова: благоустройство, аварийные дома, жилищный фонд, Алтайский край.

FEATURES OF EMERGENCY HOUSING STOCK MANAGEMENT IN THE ALTAI TERRITORY AS A FACTOR OF URBAN IMPROVEMENT AND COMFORT OF LIVING

OF THE POPULATION

E. N. Koroleva, Val. V. Mishchenko, O. N. Koroleva, N. Y. Speranskaya

Altai State University (Barnaul, Russia)

The article is devoted to the issues of resettlement of emergency housing stock on the territory of the Altai Territory. The authors conducted a review of the existing state of the housing stock, a comparative analysis of data, research materials on this issue.

As a result, the problems of the implementation of housing stock settlement in the city of Barnaul were formulated proposals formulated its mechanismt. The proposals indicated in the article can be implemented not only on the territory of the city of Barnaul, but also in all cities of both the Altai Territory and the Russian Federation.

The problems of the urban emergency housing stock identified in the article and the outlined proposals for the implementation mechanism: preparation of programs, redistribution of funding, creation of a regulatory framework, etc. will increase the comfort of residents and increase the comprehensive improvement of cities. Authorities at all levels will have the opportunity to provide targeted assistance to residents in the first place, when there is an urgent need.

Keywords: landscaping, emergency houses, housing stock, Altai Territory.

В Алтайском крае, как и в других регионах РФ, ежегодно увеличивается количество аварийного жилого фонда, который является опасным не только для жизни населения, но и ухудшает внешний архитектурный облик городов, что сказывается, в конечном итоге, на комфортности проживания жителей.

Одной из главных задач перед органами власти стоит повышение качества жизни в каждом субъекте, в каждом городе, поэтому количественная оценка показателя «комфортности» проживания в городах всегда актуальна [1].

Проблема внешнего благоустройства на различных этапах развития градостроительства связана с решением сложных задач формирования материально-пространственной среды городов, ее архитектурно-художественного и функционального содержания [2].

Необходимость в четкой очерченности проблемы внешнего благоустройства связана с тем, что для комплексного решения всех входящих в нее художественно-эстетических, архитектурных, функционально-планировочных, социально-экономических задач, требует владения знаниями теоретических и методологических основ благоустройства [3]. Деревья и растительность в городах, поселках и общинах, где живет и работает население жизненно необходимы [4].

Принцип формирования жилых территорий воплощается путем формирования жилых комплексов, но с обеспечением максимального количества удобств (10 видов) жителям, удовлетворения их социальных, культурных и бытовых потребностей [5]. Полномочия по расселению аварийного жилищного фонда, находящегося в частной собственности и в собственности муниципалитетов, вытекают из ряда нормативно-правовых актов.

В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции [6]. Согласно с ч. 7 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом» орган местного самоуправления создает комиссию для оценки жилых помещений, многоквартирных домов [7].

Комиссия в первую очередь определяет целесообразность признания жилого помещения непригодным для проживания граждан, а также мно-

гоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Далее орган местного самоуправления издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Если собственники не снесли дом, в соответствии с п. 10 ст. 32 ЖК РФ орган местного самоуправления осуществляет изъятие земельного участка взамен изымаемого жилого помещения:

— собственникам жилых помещений полагается выплата денежного возмещения за изымаемое аварийное жилье. Гражданам, имеющим в собственности такое жилье, выплачивается выкупная стоимость за это жилье, размер которого определяется на основании оценки, выполненной независимой оценочной организацией;

— нанимателям таких жилых помещений выдается другое жилое помещение по договору социального найма, которое соответствует первоначальному по количеству квадратных метров. Равнозначность помещения в аварийном доме и предоставляемого помещения устанавливается по общей площади, а также по числу комнат, при этом количество зарегистрированных граждан в жилом помещении не учитывается.

Оплата возмещения или предоставление другого вместо помещения в аварийном объекте осуществляется путем заключения соответствующего соглашения с собственником помещения. Если собственник отказывается от указанных условий, как по выплате выкупной стоимости, так и по переселению в другое помещение, тогда орган местного самоуправления может составить исковое заявление в суд с целью принудительного изъятия помещения вместе с выплатой выкупной стоимости.

В соответствии с Указом Губернатора Алтайского края от 20.12.2018 № 214 «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края» Минстрой Алтайского края:

— осуществляет мониторинг реализации муниципальными образованиями края программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства;

— участвует в создании и дальнейшей реализации мероприятий по ликвидации аварийного жилищного фонда, признанного в установленном порядке после 01.01.2012, в рамках исполнения распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 № 1743-р «О комплексе мер, на-

правленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда» [8].

Сущность выкупной стоимости состоит в уплате гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с ч. 7 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и п. 2 ч. 6 ст. 16 Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

В соответствии с гл. 8 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одной стороной является собственник жилого помещения муниципального жилищного фонда, который обязуется передать другой стороне — нанимателю жилого помещения как во владение, так и в пользование для дальнейшего проживания. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

Населению, которое проживает в жилом помещении по договору социального найма, и данное

На данные мероприятия предусмотрено, по данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, более 4 млрд руб.:

3 836 млн руб. — средства Фонда содействия реформированию ЖКХ;

43,5 млн руб. — средства краевого бюджета; 188,8 млн руб. — средства местных бюджетов (Барнаул, Бийск).

Расселение аварийного жилья на территории края ведется с небольшим опережением графика. С учетом расселенного в 2019 и 2020 гг. аварийного жилья (34,79 тыс. кв. м, 2 264 человека), целевой показатель 2021 г. выполнен в полном объеме: расселено 48,74 тыс. кв. м аварийного жилья (111% к целевому показателю 2021 г. и 46,6% — к целевому показателю 2024 г.), переселены 3 110 чел. (127,5 и 53,5 % соответственно). Освоено 1028,5 млн руб. (на 01.07.2021, в том числе средства Фонда — 1016,5 млн руб.).

жилое помещение признано непригодным для проживания и изъято, предоставляемое другое жилое помещение в обязательном порядке должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в данном населенном пункте.

Алтайский край своевременно и в полном объеме с 2009 по 2017 г. завершил один из этапов программы переселения аварийного жилищного фонда, признанный таковым до 01.01.2012, который осуществлялся вместе с Фондом содействия реформированию ЖКХ. Согласно данным Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, за этот период расселено 804 многоквартирных дома общей площадью 237,4 тыс. кв. м.

С 2019 г. переселение граждан на территории края проводится в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» национального проекта «Жилье и городская среда». Во исполнение паспорта проекта, в срок до 2025 г. в Алтайском крае необходимо расселить 104,57 тыс. кв. м жилья, признанного аварийными до 01.01.2017, переселив при этом 5810 человек.

До конца 2024 г. в рамках регионального проекта осталось расселить 55,8 тыс. кв. м аварийного жилья, в котором проживает 2700 человек.

В настоящее время Минстроем Алтайского края совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ прорабатывается вопрос ускоренной реализации регионального проекта: все мероприятия планируется завершить до конца 2023 г. (в региональном проекте срок — до конца 2024 г.). В его рамках проведена работа с муниципальными образованиями (Барнаул, Бийск, Рубцовск), подготовлены новые графики, подписано постановление о внесении изменений в программу, согласно данным документам органы власти берут на себя обязательства по досрочному завершению реализации программы к концу 2023 г. Таким образом, объемы двух этапов программы (2022-2023 гг., 2023-2024 гг.) объединены в один (2022-2023 гг.), общий объем финансирования которого составит 2,4 млрд

Таблица 1

Индикаторы проекта «Жилье и городская среда» на территории Алтайского края

2019 2020 2021 2022 2023 2024

Количество расселенного непригодного для проживания жилищного фонда, тыс. кв. м 1,76 19,75 (+17,99 за год) 43,79 (+24,04) 54,78 (+10,99) 68,79 (+14,01) 104,57 (+35,78)

Количество граждан, расселенных из непригодного для проживания жил. фонда, тыс. чел. 0,1 1,1 (+1,0 за год) 2,44 (+1,34) 3,05 (+0,61) 3,82 (+0,77) 5,81 (+1,99)

руб. с учетом ранее запланированного расселения на этапе 2022-2023 гг.

В итоге «ускоренный» этап 2022-2023 гг. по объемам финансирования почти в 1,5 раза будет превышать три предыдущие этапа программы (2019-

2020, 2020-2021, 2021-2022). После утверждения «ускоренной» программы Правительством Алтайского края совместно с муниципальными образованиями будет расселен аварийный фонд общей площадью 58,6 тыс. кв. м, в котором проживает 3732 человека.

Таблица 2

Алтайский край. Ускоренная реализация краевой адресной программы «Переселение граждан из АЖФ» на 2019-2025 гг.

МО Индикаторы

Общие объемы по этапам Программы 2019-2020, 2020-2021, 2021-2022 гг. «Ускоренный» этап Программы 2022-2023 гг. Итого

Площадь, тыс. кв. м Кол-во жителей, чел. Стоимость, тыс. руб. Площадь, тыс. кв. м Кол-во жителей, чел. Стоимость, тыс. руб. Площадь, тыс. кв. м Кол-во жителей, чел. Стоимость, тыс. руб. (с учетом софианси-рования)

Итого 43,54 2 991,00 1 683 748,6 58,62 3 732 2 384 369,2 102,16 6 723 4 068 117,8

1.Барнаул 19,96 1 267,00 894 343,8 43,35 2 828 1 763 215,2 63,31 4 095 2 657 559,0

2. Бийск 13,38 1 223,00 496 495,4 11,15 607 453 373,8 24,52 1 830 949 869,2

3. Новоал-тайск 0,97 51,00 35 100,0 0,97 51 35 100,0

4. Рубцовск 6,88 352,00 181 673,6 3, 9 252 159 564,3 10,80 604 341 237,8

5. Славгород 0,057 3,00 721,3 0,057 3 721,3

6. Каменский район 2,25 94,00 73 803,1 2,25 94 73 803,1

7. Мамонтов-ский район 0,05 1,00 1 611,3 0,05 1 1 611,4

8. Первомайский район 0,00 0,00 0,0 0,20 45 8 215,9 0,202 45 8 215,9

Необходимо отметить, что выявление и при- на 01.07.2021 на территории края признано ава-знание домов аварийными с принятием Про- рийными после этой даты 104,3 тыс. кв. м, в кото-граммы не прекратилось. Так, межведомствен- рых проживают 3025 человек. ными комиссиями по оценке жилых помещений

Таблица 3

Алтайский край. Аварийный жилищный фонд

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г.

На 01 января, в том числе тыс. кв. м 116,07 154,27 181,41 182,91 178,46

признан после 01.01.2017 тыс. кв. м. + 38,2 + 27,14 + 18,86 + 13,54 + 6,6

Расселено 0 0 -17,36 -17,99 -13,2

Итого на 31 декабря 154,27 181,41 182,91 178,46 171,86 (на 01.07.2021)

В соответствии с законодательством полномочия по расселению аварийного жилищного фонда возложены на администрации муниципальных образований, но их бюджеты не позволяют в полном объеме обеспечить расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 01.01.2017. В настоящее время это является проблемой, органам субъекта Алтайского края необходимо направить предложения в федеральные органы о необходимости принятия определенных решений в части

включения таких домов в действующие программы по переселению.

Износ производственной инфраструктуры вызывает ухудшение экологической обстановки. Игнорирование роли маркетинга и брэндинга территорий снижает привлекательность муниципальных образований в качестве мест потенциальной миграции трудоспособного населения и туристических объектов [9]. К экономико-организационным проблемам относят неразвитость конкурентной

среды, неэффективность системы управления благоустройством территории, убыточность муниципальных предприятий, неразрешенные вопросы собственности [10]. Ученые сошлись во мнении, что эти события влияют на экономику, социокуль-туру и окружающую среду в целом [11].

Жилищный фонд города Барнаула на начало 2022 г. составляет чуть более 18 млн кв. м (почти 26 кв. м на 1 чел.), из них 13,6 млн кв. м — площадь многоквартирного жилого фонда (3271 домов) [12]. Как и по всей стране, проблема старения жилищного фонда и, как следствие, переход части домов в аварийное состояние стоит для Барнаула особо остро. В соответствии с полномочиями и требованиями федерального законодательства в 2006 г. в городе Барнауле создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений. За весь период существования которой признано аварийными и подлежащими сносу 452 дома (рассмотрено 1676 заявлений) [12].

В городе Барнауле процесс переселения жителей из аварийного жилищного фонда при финансировании из Фонда содействия реформированию ЖКХ, из бюджетов краевого и местного уровней проводится, начиная с 2009 г., путем реализации региональных адресных программ.

С 2009 по 2015 г. было расселено почти 5,5 тыс. человек (из 158 домов), на указанные цели за счет всех источников финансирования направлено более 2 млрд руб., из них:

средства Фонда — 78% (1,6 млрд руб.); краевой бюджет — 12% (243 млн рубл.); бюджет города — 10% (209 млн руб.) [12]. В указанный период город Барнаул завершил расселение домов, признанных аварийными до 2012 г.

С 2016 по 2018 г. городу Барнаулу финансирование из вышестоящих бюджетов на расселение аварийных домов не выделялось. Переселение граждан в указанный период осуществлялось только за счет средств бюджета города — в основном во исполнение решений судов. Переселено 430 граждан, общей площадью более 5,7 тыс. кв. м, объем финансирования составил 293 млн руб. [12]. С 2019 г. по настоящее время расселение домов проводится в рамках краевой адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2019-2025 гг. В городе Барнауле необходимо расселить более 4 тыс. человек из 156 домов (расселены только 5 домов, требуют расселения 151), общей площадью 63,3 тыс. кв. м. Объем финансовых средств (с учетом доплаты до рыночной стоимости жилья) за весь период реализации программы составит 3,5 млрд руб., в том числе:

на этапе 2019-2020 гг. — 651 человека из 272 помещений общей площадью 10 399,72 кв. м;

на этапе 2020-2021 гг. — 471 человек из 199 помещений общей площадью 7 432,46 кв. м;

на этапе 2021-2022 гг. — 145 человек из 59 помещений общей площадью 2130,02 кв. м;

на этапе 2022-2023 гг. — 2828 человек из 1206 помещений общей площадью 43351,00 кв. м.

По состоянию на 01.08.2021 в рамках первых трех этапов полностью завершено расселение 869 человек из 383 помещений общей площадью 14,3 тыс. кв. м. При этом освоено 811,0 млн руб., в том числе:

— Фонд — 573,5 млн руб. (70,7%);

— краевой бюджет — 6,6 млн руб. (0,8%);

— городской бюджет — 230,9 млн руб.

(28,5%).

Осталось расселить 399 чел. из 147 помещений общей площадью 5696,32 кв. м (из них «законтрактовано» 87 помещений площадью 3624,20 кв. м, в которых проживает 264 чел., «контрактование» — более 85%). Таким образом, целевые показатели выполняются в полном объеме.

7 июля 2021 г. Постановлением Правительства Алтайского края № 245 в федеральную программу были внесены изменения: срок ее реализации перенесен с 2025 до конца 2023 г. В связи с ускоренной реализацией федеральной программы за 2 года органам власти необходимо расселить 2828 человек из 1206 помещений, общей площадью более 43 тыс. кв. м, (на 4 этапе — 134 дома), освоить 2,5 млрд руб. (из них 1,8 млрд руб. средства Фонда, 735 млн руб. необходимо предусмотреть на доплату разницы между размером субсидии (40,7 тыс. руб.) и рыночной стоимостью жилья (57,6 тыс. руб.).

На наш взгляд, целесообразно исходя из количества аварийного жилья распределить денежные средства следующим образом:

2022 г. — 1,8 млрд руб., из них: средства фонда — 1260,3 млн руб., на возмещение разницы надо 539,7 млн руб.;

2023 г. — 250 млн руб., из них: средства фонда — 176,5 млн руб., на возмещение разницы нужно 73,5 млн руб.

Согласно типовым условиям, в случае направления денежных средств из Фонда к концу 2022 г. городу Барнаулу будет необходимо заключить соглашения и контракты в отношении 90% помещений, включенных в последний этап федеральной программы, а это не менее 39,0 тыс. кв. м, а также освоить 2,2 млрд руб. (что в 2 раза превышает целевые показатели первых трех этапов) [13]. В связи с этим к реализации 4-го этапа федеральной программы необходимо приступать незамедлительно.

В пределах выделенных средств органами власти города уже объявлены закупки на приобретение квартир и ведется работа по оценке помещений для изъятия их у собственников. Ускоренная

реализация федеральной программы позволит решить проблему расселения домов, признанных аварийными до 01.01.2017. Вместе с тем ежегодно в Барнауле аварийным признается в среднем 9,0 тыс. кв. м жилого фонда.

На сегодняшний день в федеральную программу не вошли 76 домов, признанных аварийными после 01.01.2017, общей площадью более 42 тыс. кв. м, в которых проживает более 2 тыс. человек [12]. Выделение денежных средств на переселение граждан из указанных домов не предусмотрено федеральным и региональным бюджетами. Их расселение в настоящее время осуществляется во исполнение решений судов, исключительно за счет бюджета города. Такой механизм не позволяет единовременно переселить всех граждан, проживающих в конкретном аварийном доме. Ориентировочно на расселение указанной группы домов требуется еще 2,3 млрд руб.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с действующим законодательством сроки переселения граждан из аварийных домов в городе Барнауле ограничены и не должны превышать трех лет с момента их признания (два года на снос, потом изъятие и год на расселение).

Поскольку непринятие своевременных мер по расселению аварийных домов приводит к возникновению угрозы жизни и здоровью граждан, во избежание повторения чрезвычайных ситуаций администрацией города принято решение о привлечении специализированных организаций для обследования, мониторинга технического состояния и охраны аварийных домов, а также принятию мер по обеспечению безопасности граждан. На эти цели из бюджета города в 2021 г. было выделено 35,0 млн руб. (ремонт муниципального (маневренного) фонда — 10,0 млн руб., на аренду квартир — 11,5 млн руб., на обследование — 12,8 млн руб., охрану — 0,7 млн руб. [12].

Переселение жителей из домов, признанных аварийными после 2017 г., возможно предусмотреть в рамках реализации государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края», утвержденной постановлением Правительства Алтайского края от 15.06.2020 № 266. Решение данного вопроса позволит органам власти совместно за счет средств бюджета края и города финансировать расселение домов, не включенных в федеральную программу. Проведенный анализ показал, что в перспективе в качестве аварийных может быть признано еще более 400 домов общей площадью не менее 120 тыс. кв. м. Исходя из технического состояния, весь этот фонд будет требовать расселения в ближайшие годы (одно-, двухэтажные дома, год постройки, как правило, до 1950).

В качестве одного из решений существующей проблемы предлагаем принять соответствующие нормативные документы на региональном уровне с целью реализации мер по комплексному развитию территории города — в том числе в районе «Потока». Кроме того, остается вопрос с использованием земельных участков, остающихся после сноса многоквартирных домов, расселенных в рамках федеральной программы. Использование данных земельных участков ограничено условиями 185 Федерального закона — строительство нового жилья на них невозможно, за исключением социальных объектов.

Основными проблемами при реализации полномочий по переселению граждан остаются:

— недостаточность бюджетных средств для расселения всего аварийного жилищного фонда в установленные сроки;

— несоответствие размера субсидии, предоставляемой в рамках федеральной программы, рыночной стоимости жилых помещений (субсидия — 40,7 тыс. руб. за 1 кв. м, а рыночная стоимость — 57,6 тыс. руб.);

— «узкий круг» поставщиков при объявлении конкурсных процедур на приобретение жилых помещений для нанимателей;

— отсутствие на региональном уровне нормативной базы, позволяющей осуществлять комплексное развитие застроенных территорий;

— ограничения в использовании земельных участков.

Для своевременного расселения граждан, проживающих в аварийном жилом фонде, предлагается:

— дополнительно предусмотреть 735,0 млн руб., необходимых для софинансирования этапа 2022-2023 гг. федеральной программы, на условиях паритетного софинансирования: по 367,5 млн руб. из бюджетов края и города;

— включить дома, признанные аварийными после 01.01.2017, в государственную программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края», утвержденную постановлением Правительства Алтайского края от 15.06.2020 № 266 с ежегодным выделением городу Барнаулу средств краевого бюджета на реализацию данных мероприятий не менее 150 млн руб.;

— принять нормативные документы, регламентирующие процедуру комплексного развития территорий.

Данные мероприятия направлены на межорганизационную координацию при проведении благо-устроительных мероприятий каждого города [13].

Выполненный в статье анализ показал, что порядок признания жилья аварийным требует временных рамок и организационного потенциала вместе со своевременным принятием норматив-

но-правовых документов, что является сдерживающим моментом управления реновацией жилого фонда. В конечном итоге ранее подготовленные предложения позволят в кратчайшие сроки завершить работу по переселению жителей из аварийного жилищного фонда и сделать город комфортным для проживания.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Королева Е. Н., Мищенко Вал. В. Некоторые подходы к расчету индекса качества городской среды // Экономика Профессия Бизнес. 2020. № 4. С. 61-66.

2. Павленков М. Е., Лабазова Е. В. Проблемы управления развитием города // Инновации в менеджменте. 2014. № 1. С. 32-35.

3. Денисов В. Н., Половцев И. Н., Евдокимов Т. В. Благоустройство жилых территорий. СПб., 2004. 98 с.

4. Vogt J., Hauer R., Fischer B. C. Urban forestry as interdisciplinary environmental science // Conference: Association for Environmental Studies and Sciences 2015. Conference: Confronting Frontiers, Borders, and Boundaries. San Diego, 2015.

5. Боголюбов В. С., Стеняев В. М. Управление городским хозяйством. Л., 1989. 168 с.

6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ (ред. от 30.12.2021). URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc/ (дата обращения: 09.03.2022).

7. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 17.02.2022) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc. (дата обращения: 09.03.2022).

8. Указ Губернатора Алтайского края от 20.12.2018 № 214 «Об утверждении Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края». URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View. (дата обращения: 09.03.2022).

9. Остащенко М. С. Современные проблемы развития городских поселений // Молодой ученый. 2018. № 16. С. 165-167.

10. Ефимов В. В., Честнов Ю. Социально-экономическая привлекательность российских городов: сравнительный анализ // Городское управление. 2003. № 11. С. 32.

11. Ramely A. et al. Green event practices understandings: Unterstanding the adaptation of event organisers through a systematic review // Malaysian Journal of Sustainable Environment. 2022. Vol. 9. No. 1. Pp. 119-140.

12. Отчет комитета жилищно-коммунального хозяйства города Барнаула. URL: https://barnaul.org/ (дата обращения: 16.03.2022).

13. Zhong D., Luo Q., Chen W. Green governance: understanding the greening of a leading business event from the perspective of value chain governance // Journal of Sustainable Tourism. 2020. Vol. 29. Pp. 1894-1912.

REFERENCES

1. Koroleva E. N., Mishchenko Val. V. Some approaches to calculating the urban environment quality index // Economics Profession Business. 2020. No. 4 Pp. 61-66.

2. Pavlenkov M. E., Labazova E. V. Problems of city development management // Innovations in management. 2014. No. 1. Pp. 32-35.

3. Denisov V. N., Polovtsev I. N., Evdokimov T. V. Improvement of residential areas. St. Petersburg, 2004. 98 p.

4. Vogt J., Hauer R., Fischer B. C. Urban forestry as interdisciplinary environmental science // Conference: Association for Environmental Studies and Sciences 2015. Conference: Confronting Frontiers, Borders, and Boundaries. San Diego, 2015.

5. Bogolyubov V. S., Stenyaev V. M. Urban management. L., 1989. 168 p.

6. «Housing Code of the Russian Federation» dated 29.12.2004 No. 188-FZ (as amended on 30.12.2021). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc / (date of access: 09.03.2022).

7. Decree of the Government of the Russian Federation of 28.01.2006 No. 47 (ed. of 17.02.2022) «On approval of the Regulations on the recognition of premises as residential premises, residential premises unsuitable for habitation, an apartment building in emergency and subject to demolition or reconstruction, a garden house as a residential house and a residential house as a garden house» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc (date of access: 09.03.2022).

8. Decree of the Governor of the Altai Territory dated 20.12.2018 No. 214 «On approval of the Regulations on the Ministry of Construction and Housing and Communal Services of the Altai Territory» URL: http://publication. pravo.gov.ru/Document/View (date of access: 09.03.2022).

9. Ostashchenko M. S. Modern problems of urban settlements development // Young scientist. 2018. No. 16. Pp. 165-167.

10. Efimov V. V., Chestnov Yu. Socio-economic attractiveness of Russian cities: comparative analysis // City administration. 2003. No. 11. P. 32.

11. Ramely A. et al. Green event practices understandings: Unterstanding the adaptation of event organisers through a systematic review // Malaysian Journal of Sustainable Environment. 2022. Vol. 9. No. 1. Pp. 119-140.

12. Report of the Committee of housing and communal services of the city of Barnaul. URL: https://barnaul. org / (date of access: 16.03.2022).

13. Zhong D., Luo Q., Chen W. Green governance: understanding the greening of a leading business event from the perspective of value chain governance // Journal of Sustainable Tourism. 2020. Vol. 29. Pp. 1894-1912.

Поступила в редакцию: 24.03.2022.

Принята к печати: 28.04.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.