ОСОБЕННОСТИ УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ПО ПРОИЗВОДСТВУ И ПЕРЕРАБОТКЕ ДРАГОЦЕННЫХ МЕТАЛЛОВ
О.Б. ЯВОРСКИЙ,
адъюнкт Академии управления МВД России
МЫ-Ы^ a @mail. т
Аннотация. Проанализированы особенности угроз экономической безопасности предприятий по производству и переработке драгоценных металлов. Рассмотрены причины возникновения актуальных проблем, стоящих перед системой обеспечения экономической безопасности предприятий по производству и переработке драгоценных металлов, предложены пути их решения. Статья представляет интерес для специалистов в области экономической безопасности.
Ключевые слова: безопасность, экономическая безопасность, предприятия по производству и переработке драгоценных металлов, драгоценные металлы, производство драгоценных металлов, переработка драгоценных металлов, аффинаж, угрозы экономической безопасности.
SPECIAL FEATURES OF THE EXISTING THREATS OF ECONOMIC SAFETY OF ENTERPRISES FOR PRODUCTION AND PROCESSING OF PRECIOUS
O.B. YAVORSKIY,
adjunct is the academy for administration Ministries of Internal Affairs of Russia
The summary. In the article the special features of the existing threats of economic safety of enterprises for production and processing of precious metals are analyzed. The reasons for the appearance of the vital problems, confronting the system of providing economic safety of enterprises in the field, are examined, the methods of their solution are proposed. Article is of interest for the specialists in the region of economic safety.
Key words: safety, economic safety (ES), enterprise for production and processing of precious metals (EPPPM), precious metals (PM), the production of precious metals, proces.
Предприятия золотоплатиновой отрасли находятся в постоянном поиске инвестиций, технологий, поставщиков сырья, заказчиков и т.д. С прошлого года процесс поиска усложнился началом мирового финансового кризиса, и плотность конкуренции на рынке драгоценных металлов увеличилась.
Основной целью антикризисных мер должна стать адаптация деятельности предприятий отрасли к изменившейся внешней среде. Надо понять, какова реальная ситуация внутри предприятия и во внешней для нее рыночной среде. Чем точнее окажется результат оценки, тем быстрее будет путь к оздоровлению.
В Федеральном законе «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» установлены субъекты производства и переработки драгоценных металлов, основные заказчики продукции. Целевая направленность предприятий отрасли заключается в обеспечении прежде всего государственных нужд.
Аффинаж драгоценных металлов могут осуществлять только организации в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ
от 17 октября 2009 г. № 827 «О внесении изменения в перечень организаций, имеющих право осуществлять аффинаж драгоценных металлов».
Предприятия по производству и переработке драгоценных металлов представляют собой крупный хозяйственный комплекс, поставляющий свою уникальную, незаменимую и ценную продукцию для государства и отдельных отраслей экономики, для военно-промышленного комплекса и ювелирной промышленности, используется для расчетных операций в банках и здравоохранения и т.д. Большие перспективы открыты для продукции из платины, и с каждым годом растет на нее спрос, особенно в на-нотехнологиях.
Что может повлиять на производство драгоценных металлов, а точнее, на выполнение тех функций государственных предприятий, которые вложены в их уставы? К основным направлениям деятельности предприятия (на примере ОАО «Приокский завод цветных металлов») можно отнести следующие:
® аффинаж драгоценных металлов; ® изготовление и реализация стандартных и мерных слитков, стандартных образцов драгоценных металлов;
® изготовление и реализация порошков и химических соединений драгоценных и цветных металлов, проката и проволоки драгоценных и цветных металлов и их сплавов;
заготовка и переработка лома и отходов драгоценных и цветных металлов с получением концентратов, предназначенных для аффинажа; ® проведение химического анализа драгоценных и цветных металлов;
® производство и реализация полуфабрикатов из драгоценных металлов и их сплавов; ® оказание услуг производственно-технического назначения;
® выпуск товаров народного потребления с использованием драгоценных металлов.
В направлениях деятельности предприятий отрасли существуют различия. Так, в устав ОАО «Новосибирский аффинажный завод» включена охранная деятельность предприятия. К сожалению, многие предприятия проигнорировали эту деятельность, что может повлиять на организацию комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятия и выделения средств для ее обеспечения. Просматривается тот разносторонний кругозор интересов, который приносит не только преимущество перед другими предприятиями отрасли, но и определенные трудности: риски в предпринимательской новации и разные экономические проблемы, выходящие из-под контроля и перерастающие в угрозы финансово-хозяйственной деятельности.
Развитие производства и переработки драгоценных металлов и сохранение государственного контроля над стратегическими ресурсами является важнейшим требованием обеспечения национальной безопасности страны. В этом тождество целевой направленности предприятий отрасли и государства.
Из всей группы драгоценных металлов, производством и переработкой которых занимаются предприятия отрасли, необходимо отметить изделия из золота. Золотой запас России (см. ст. 8 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»), состоящий из аффинированного золота в слитках и являющийся частью золотовалютных резервов России, предназначен для осуществления финансовой политики и удовлетворения экстренных потребностей страны при чрезвычайных ситуациях.
Проведем некоторое сравнение золотовалютных резервов крупнейших запасов золота. В марте 2005 г. резерв США составил 8136,2 т, Германии — 3433,2 т, Франции — 2997,8 т, Китая — 600 т, России — 386,5 т. Но уже через четыре года объем резерва увеличился (или уменьшился) соответственно: Китай — 1054 т
(+454 т), России — 523,7 (+137,4 т), США — 8133,5 т (+3,3 т), Германии — 3412,6 т (—20,6 т), Франции — 2487,1 т (—510,7 т). Просматривается тенденция увеличения резервов только в двух странах — в Китае и России.
Для достижения роста доходности и прибыльности предприятия стремятся к расширению производства (государственные заказы имеют тенденцию к увеличению), выпуску конкурентоспособной продукции (продукция восьми заводов России котируется на Лондонской бирже металлов и имеет статус «Гуд Деливери»), увеличению количества потребителей выпускаемой продукции, совершенствованию технологий и организации труда на основе достижений науки и техники (в этом огромную роль играет ведущая организация отрасли — ОАО «Институт Гиналмаззолото», который своими разработками приносит существенную прибыль предприятиям).
С целью поддержания и развития производства на предприятиях по производству и переработке драгоценных металлов, выхода их на мировой рынок с высокотехнологичной продукцией, увеличения объемов отчислений в бюджеты всех уровней, сохранения рабочих мест, снижения социальной напряженности прорабатываются вопросы по защитным мерам во внешнеторговой и таможенно-тарифной политике государства.
Основные интересы хозяйственной деятельности выдвигают решение следующих основных задач:
# защита законодательно установленных прав во взаимоотношениях с государственными (Минфином России, Гохраном, ФТС России и др.) и негосударственными органами (коммерческими банками, предприятиями заказчика), отечественными и зарубежными партнерами и конкурентами;
сохранение и умножение материальной и финансовой базы предприятия, рационального и эффективного использования ресурсов — защита производственных процессов и самих работников от возможных посягательств как криминального, так и иного негативного характера;
# создание благоприятной рыночной конъюнктуры для их реализации в условиях конкуренции на внутреннем и мировом рынках;
достижение внутренней и внешней организационной стабильности деятельности предприятия, надежности экономических связей, обеспечение роста прибыли;
сохранение производственной и коммерческой тайны, а также прав на интеллектуальную собственность.
Перечень задач может изменяться в зависимости от политической и экономической обстановки в мире (например, мировой финансовый кризис), возникших ситуаций на внутреннем рынке (например, увеличение потребности драгоценных металлов для
промышленного производства) или изменений хозяйственной деятельности самого предприятия (например, приватизация предприятия и в связи с этим изменение устава предприятия) и т.д.
Экономическая политика государства направлена на приватизацию всех находящихся в государственной собственности золотодобывающих предприятий и аффинажных заводов. Практика показывает, что в частных руках такие предприятия работают эффективнее. Что касается аффинажных предприятий, то из всех 12 (ОАО «Колымский аффинажный завод», ЗАО «Кыштымский медеэлектролитный завод», ОАО «Екатеринбургский завод ОЦМ», ОАО «Новосибирский аффинажный завод», ОАО «Щелковский завод ВДМ», ОАО «Красноярский завод цветных металлов», ОАО «Приокский завод цветных металлов», ОАО «Уралэлектромедь», ОАО «Норильский никель ГМК», ОАО «НПК «Суперметалл», ЗАО «Уральские инновационные технологии») остался неприватизированным только один — ФГУП «Московский завод спецсплавов».
Акционирование предприятий отрасли дает широкие возможности для финансово-хозяйственной деятельности: увеличивается рост объемов производства и инвестиций, улучшаются качество и профессионализм управленческого аппарата, компетентное решение проблем, связанное с конкуренцией и угрозами экономической безопасности, с их многообразными количественными и качественными показателями, и др.
Содержанием экономической безопасности предприятия является предотвращение или ослабление возникающих опасностей, а в случае выхода их из-под контроля — компетентная и профессиональная защита предприятия от угроз с использованием всех имеющихся законных сил и средств, способов и методов во взаимодействии со всеми субъектами экономической безопасности.
Законодателем установлен круг субъектов экономической безопасности, определены задачи, функции, компетенция, порядок и вопросы взаимодействия. Инициатором обсуждения проблем, как правило, являются общественные организации (не имеющие законодательной инициативы), организовывая семинары, конференции и круглые столы. Количественное соотношение государственных (с их контрольно-ревизионными, надзорными и управленческими функциями) и общественных организаций не увеличивается в сторону последних, что свидетельству-
ет о закрытости этой отрасли. Взаимодействие осуществляется при наличии возникших проблем при привлечении узкого круга субъектов для проведения совместных мероприятий, например ФСБ России, МВД России, Счетной палаты РФ, Минфина России, Пробирной палаты, ФТС России.
Основным принципом взаимодействия с субъектами экономической безопасности предприятий является постоянство, т.е. регулярный и независимо от складывающейся обстановки в рамках компетенции обмен информацией.
В связи с увеличением теневых экономических процессов, в частности экономической преступности, возросла такая угроза, как деятельность криминальных структур. Специфика их разносторонней деятельности известна: организация хищения драгоценных металлов, запугивание сотрудников предприятия с целью склонения их к незаконной деятельности, воспрепятствование нормальному снабжению сырьем и сбыту продукции, расстановка «своих» людей на значимых должностях предприятия, контрабанда, посреднические услуги по завышенным тарифам, хищение конфиденциальной служебной информации, теневой оборот драгоценных металлов и т.д.
Не менее важной считается преступная деятельность собственных сотрудников предприятия. На многих предприятиях, например Щелковском заводе ВДМ, существует многоуровневая система охраны. Как правило, она состоит из подразделений разных ведомств: МВД России, Минфина России и др., в том числе ЧОПов. Подразделения выполняют свои задачи независимо друг от друга, на разных объектах предприятия на основании специальных инструкций и в определенное время, как внутри, так и за пределами предприятия. Такая система охраны дает стабильный результат на протяжении не одного десятка лет в борьбе с хищениями, но за этим стоит большая работа специалистов и администрации предприятия. Положительных примеров много и на других предприятиях по производству и переработке драгоценных металлов.
Таким образом, угрозы экономической безопасности влияют на предприятия отрасли в разной степени. Но важность решения этих проблем ложится в основном на специальные подразделения МВД России в тесном взаимодействии с другими субъектами обеспечения экономической безопасности предприятий золотоплатиновой отрасли.