УДК 92
Коженкова Инна Владимировна
магистр. Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов xsunflowerx@mail. ru Inna V. Kozhenkova Master.
St. Petersburg humanities university of labor unions [email protected]
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, проблемные аспекты в развитии и воспитании несовершеннолетних
Features of criminal liability of minors, problem aspects in development and education of minors
Аннотация. Правовой статус несовершеннолетнего - это исторически обусловленная система прав, свобод и обязанностей человека с рождения до достижения совершеннолетия, установленных с учетом его правосубъектности, принципов права, правовых ограничений и особенностей его юридической связи с законными представителями. Несовершеннолетний обладает специальной, межотраслевой правосубъектностью.
В данной статье акцентировано внимание на том, что защита прав несовершеннолетних, забота о жизни и благополучии ребенка является не только российской, но и общечеловеческой проблемой.
На основе проведенного исследования автором выявлено, что значительное влияние на рост преступности несовершеннолетних оказывает все возрастающая численность детей, лишивших родительского попечения. Рассмотрены задачи социальных и психологических служб.
В статье отмечено, что нормы российского законодательства, определяющие специальный статус несовершеннолетнего как субъекта права, нуждаются в определённых изменениях.
Ключевые слова: несовершеннолетние, уголовная ответственность несовершеннолетних, воспитание несовершеннолетних, правовая культура, неблагополучные семьи.
Abstract. Legal status of minors - a historically determined system of rights, freedoms and duties of man from birth to adulthood , taking into account established before the law , principles of law , legal restrictions and features of its legal relationship with the legitimate representatives . Minor has a special , interdisciplinary legal personality.
This paper also focused on the fact that the protection of minors , care about the life and welfare of the child is not only Russian , but also a universal problem.
Based on the research the author found that a significant impact on the growth of juvenile delinquency has an increasing number of children deprived of parental care . The tasks of social and psychological services .
The article noted that the norms of Russian legislation, defining a special status as a minor subject of law , require certain changes .
Keywords: juvenile , criminal liability of minors and education of minors , legal culture, dysfunctional families .
Воспитание детей, защита их прав и законных интересов - задача любого общества. Решение проблемы предупреждения преступлений не мыслится без проведения научных исследований в рамках выявления закономерностей и тенденций развития подрастающего поколения.
По различным оценкам, ежегодно в России примерно 500-600 тысяч несовершеннолетних совершают не менее 1 млн. преступлений, большая часть из которых не выявляется и не регистрируется.
Психофизиологические особенности лиц, совершающих преступления в несовершеннолетнем возрасте, диктуют необходимость особых, более мягких и гуманных подходов к решению вопросов их уголовной ответственности и наказания. Уголовный кодекс РФ 1996г. впервые объединил в самостоятельном разделе (раздел V, гл. 14) совокупность уголовно-правовых норм, регулирующих особенности уголовной ответственности и наказания указанных лиц [6].
Пленум Верховного Суда РФ в п. 2 своего постановления от 1 февраля 2011г. № 1 [4] указал судам на необходимость учитывать при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних, наряду с соблюдением уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, также соблюдение положений международно-правовых актов: Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950г.), Конвенции о правах ребенка (1989г.), Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил, 1985г.) и др.
Особенности применения мер уголовно-правового воздействия в отношении лиц, совершивших преступление в несовершеннолетнем возрасте, предусмотренные Уголовным кодексом РФ [2], заключаются в следующем:
- сокращен перечень применяемых к ним видов наказаний, существенно сокращены их сроки и размеры (ст. 88 УК РФ);
- сформулированы дополнительные условия, которые должны учитываться при назначении им наказания (ст. 89УК РФ);
- установлены дополнительные виды освобождения указанных лиц от уголовной ответственности (ст. 90 УК РФ) и от наказания (ст. 92 УК РФ);
- существенно сокращены сроки других уголовно-правовых институтов при их применении к таким лицам (ст. 93-95 УК РФ).
Сегодня в Российской Федерации существуют следующие виды угроз правовой безопасности личности: несовершенство действующего законодательства; неисполнение или ненадлежащее исполнение правовых предписаний органами государственной власти и местного самоуправления;
серьезные недостатки в деятельности правоохранительных органов; коррупция во всех эшелонах власти; экономическая и внешнеполитическая нестабильность; недоступность квалифицированной юридической помощи. Особое место в ряду угроз правовой безопасности личности занимает правовой нигилизм, низкий уровень правовой культуры и правосознания органов государственной власти и управления, должностных лиц и отдельных граждан. Все это крайне отрицательно сказывается на уровне правосознания и правового поведения граждан. [5]
Значительное влияние на рост преступности несовершеннолетних оказывает все возрастающая численность детей, лишивших родительского попечения.
Перед социальными и психологическими службами стоит задача подобрать семьи почти миллиону детей, оставшихся без попечения родителей (о чем сообщается на официальном сайте службы опеки и попечительства Российской Федерации). Вопиющие случаи недостойного обращения с приемными детьми постоянно всплывают в прессе, причем как за рубежом, так и внутри страны. Более того, нередко приемные родители отказываются от ребенка, что наносит дополнительную травму маленькому человеку, вынужденному многократно адаптироваться к принципиально различным условиям проживания в его родном доме, детском доме, приемной семье и вновь в детском доме. Приемные родители могут быть весьма успешными родными родителями, однако они слишком критичны и требовательны к проблемным детям. Дети, потерявшие родителей, или дети-отказники не могут соответствовать столь высоким стандартам в силу того, что их ранний негативный опыт существенно сказывается на их интеллектуальных способностях и социальных навыках. Потенциальные эффективные приемные родители — это те, кто принимает детей безоговорочно, у кого нет четких представлений о будущем приемных детей, они готовы предложить им самостоятельный выбор взрослого пути развития. У них есть свой эффективный родительский опыт и есть потребность отдавать себя детям.
Успешные приемные родители пытаются фактом приема детей решать их проблемы, тогда как неуспешные — свои (финансовые, эмоциональные, социальные).
В соответствии с п.1 ст. 38 Конституции РФ: «материнство и детство, семья находятся под защитой государства» [1]. Но само существование полноценного института семьи в России поставлено под угрозу. В столь тревожной ситуации особую опасность представляет разрушение традиционных семейных ценностей и нравственных установок, насильственное внедрение «ювенальных технологий».
Ювенальная юстиция придает юридическую трактовку и детско-родительским отношениям. Дети и родители здесь стали сторонами контракта. Вопрос любви, уважения между детьми и родителями в принципе выносится за скобки отношений. Но для России это просто нонсенс! В западном обществе нравственный контроль заменяется контролем закона. Сейчас этот принцип
навязан России, что влечет за собой разрыв с системой права традиционного общества и нарушение непрерывного развития правосознания в России.
Насилие в семье существовало всегда, но современное общество разными способами пытается его ограничивать. В разных странах в конечном итоге возникло два подхода в ограничении насилия. Один из них называется ресторативный (от англ. restore — «сохранение»). Этот подход направлен на сохранение семьи при изменении взаимоотношений в ней. Человек, совершающий насилие, проходит принудительное лечение у психолога и возвращается в семью, за которой некоторое время сохраняется внешнее наблюдение. Второй подход называется карательным, поскольку его задача — прекратить насилие, изъяв из семьи источник — человека, который его совершал. Оба метода для повышения их эффективности требуют психотерапии всей семьи, поскольку человек, переживший насилие или воспитанный в насилии, обладает определенными качествами, которые не позволяют ему эффективно адаптироваться в социуме. В большинстве стран, в том числе в России, преимущество получил второй подход.
По данным МВД, в течение 2010-2011 годов матери убили 268 новорожденных (еще примерно столько же детей родители убивают не сразу после рождения, а спустя какое-то время). Для сравнения: в странах Евросоюза подобных случаев бывает за год по 10-15 (на страну с населением 60-80 млн. человек). Получается, что среднестатистическое ежегодное количество таких убийств в расчете на все население в России как минимум в десять раз больше, чем в Европе. [7]
Именно поэтому правозащитники настаивают на создании при поликлиниках специальных беби-боксов, в которых матери, не желающие или не способные воспитывать новорожденных, могли бы оставить ребенка. Более того, рядом с такими боксами могли бы находиться специальные памятки с телефонами, по которым женщины, не имеющие средств на воспитание ребенка, могли бы позвонить и получить помощь. Но эта проблема до сих пор не решена.
Ожидание рождения ребенка - один из самых светлых моментов жизни семьи, одновременно сопровождающийся тревогой: каким будет ребенок? Будет ли он здоровым?
По данным министра здравоохранения и социального развития Татьяны Голиковой на август 2009 года, численность детей-инвалидов в России составляет 545 тыс., причем только 12,2 % из них проживают в настоящее время в учреждениях-интернатах. Следовательно, остальные дети проживают в семьях. Численность детей, впервые признанных инвалидами в 2009 году, составляет 67 121 человек. 23,6 % таких детей страдают заболеваниями различных органов и нарушениями обмена веществ, 21,3 % из них имеют умственные нарушения, 23,1 % — двигательные нарушения.
Только в нашей стране до сих пор официальные представители государства называют детей «инвалидами». Весь мир идет по пути недискриминации ни детей, ни их семей и предлагает терминологию, не имеющую негативной окраски: особые дети, дети с проблемами в развитии.
В настоящее время с помощью специальных методов можно выявить более 60 наследственных заболеваний ребенка. Однако не все родители обращаются в соответствующие лаборатории по разным соображениям. Российское законодательство определяет инвалида как «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма... приводящее к ограничению жизнедеятельности...» (Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»)[3].
В нашей стране часть родителей отдают детей, родившихся с патологией, либо в специализированный детский дом, либо на воспитание собственным родителям, которые более спокойно переживают данную ситуацию. В случае, если ребенка оставляют в семье, возникает зрелая адаптация к ситуации, семья принимает ребенка таким, каков он есть, и учится жить с ним. Возникает следующая проблема: проездной билет на транспорт стоит в два раза дороже, чем получаемые пособия на ребенка. Чем сложнее патология ребенка, тем менее вероятно, что мать останется на работе. Тогда вся тяжесть содержания семьи ложится на отца.
Основной задачей психологических служб, работающих с семьями, является обучение этих семей умению использовать имеющиеся у них ресурсы и приспособиться к ситуации, которую нельзя изменить. Многие родители полагают, что есть волшебное средство, которое позволит сделать их ребенка таким, как все. Психологи должны перенаправить усилия семьи на решение другой проблемы: сделать в имеющихся условиях ребенка максимально самостоятельным.
Итак, на повестке дня - вопрос касательно неблагополучных семей. Просьба к законодателю внести изменения в нормативные акты, которые бы не разрушали семью, а сохраняли семью, «излечивали» ее.
Чтобы снизить преступность несовершеннолетних и родителей по отношению к своим детям, необходимо зреть в корень этих проблем. Нужно повышать правовую культуру родителей и детей.
Правовая культура, являясь духовным началом в правовой системе, оказывает существенное мотивационное воздействие на общественные отношения, правомерное поведение субъектов и является одним из ведущих факторов развития правовой активности личности. Это обосновывает необходимость всестороннего исследования правовой культуры как важнейшей нормативно-организующей категории науки о праве и государстве, как источника системы формирования правомерного поведения личности [5].
На наш взгляд, указанные изменения позволят хоть немного скорректировать проблемные моменты специального правового статуса несовершеннолетних в Российской Федерации.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, "СЗ РФ" от 03.03.2014, N9, ст. 851
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 13.06.1996№ 63-ФЗ, "СЗРФ", 17.06.1996, N25, ст. 2954 (ред. от 03.02.2014)
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), СЗ РФ 27 ноября 1995 г. N 48 ст. 4563
4. О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N1 г. Москва,
5. Каландаришвили З.Н. Правовая культура как элемент системы правового поведения личности. Монография// Санкт-Петербург, 2012,
6. Луничев Е.М. Уголовно-правовой статус несовершеннолетнего в уголовном праве России: монография. - М., 2012.
7. Николаева Е.И. Психология семьи/Санкт-Петербург, Изд-во «Питер», 2013,
8. Тревога! Ювенальная юстиция/Под общей редакцией С.С.Сулакшина, Москва: Научный эксперт, 2012.
Literature:
1 . Constitution of the Russian Federation. "SZ Russian Federation " of 03.03.2014, N9, Art. 851 is accepted by National vote on December 12, 1993,
2 . Criminal code of the Russian Federation. Federal law of 13.06.1996 No. 63-FZ, "SZRussian Federation", 17.06.1996, N25, Art. 2954 (edition of03.02.2014)
3 . The federal law of November 24, 1995 No. 181 "About social protection of disabled people in the Russian Federation"), SZ Russian Federation on November 27, 1995 N 48 Art. 4563
4 . About jurisprudence of application of the legislation regulating features of criminal liability and punishment of minors. The resolution of Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of February 1, 2011 of N1 g Moscow,
5 . Kalandarishvili Z.N. Legal culture as element of system of legal behavior of the personality. Monograph//St. Petersburg, 2012,
6 . Lunichev E.M. Criminal legal status of the minor in criminal law of Russia: monograph. - M, 2012.
7 . Nikolaev E.I. Psikhologiya family/St. Petersburg, Publishing house "St. Petersburg", 2013,
8 . Alarm! Juvenile justice / Under S.S.Sulakshin's general edition, Moscow: Scientific expert, 2012.