УДК 657.26
ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА РАСХОДОВ НА ПРОДАЖУ В ХЛЕБОПЕКАРНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЯХ
О. В. Дедова
В статье дается характеристика расходов на продажу хлебопекарных организаций, предложен регистр учета коммерческих расходов по элементам затрат для оптимизации расчета себестоимости готовой продукции.
Ключевые слова: расходы на продажу, учетный регистр, представительские расходы, бухгалтерские корреспонденции
В практической деятельности у предприятий, осуществляющих производство и реализацию хлебопекарной продукции, возникают не только расходы, связанные с производством этой продукции, но и расходы по ее сбыту (реализации) покупателям.
Расходы, связанные со сбытом произведенной продукции, являются стратегически важной составляющей расходов любого предприятия, так как конечной целью его хозяйственной деятельности является именно продажа произведенной продукции покупателям, осуществляемая с целью получения максимально возможной коммерческой выгоды.
Мы предлагаем следующий вариант классификации расходов на продажу продукции хлебопекарных организаций (рис. 1).
В данной схеме приведены три категории расходов: первая включает расходы, которые организация осуществляет в любом случае при подготовке хлебопекарной продукции к продаже, поскольку упаковка хлебобулочных изделий является неотъемлемой частью, а оплата труда с отчислениями и содержание оборудование включает как содержание складских помещений, так и собственные торговые точки хлебопекарной организации. Вторая категория более расширена и обычно представлена только транспортными расходами на доставку продукции. Страхование грузов и таможенные платежи, как показывает практика хлебопекарных организаций Брянской области, обычно отсутствуют в составе расходов на продажа, но для формирования общей картины, мы отнесли их ко второй группе расходов. Самой специфической является третья группа расходов, куда включены маркетинговые исследования, Рекламные и представительские расходы.
Рис. 1 - Классификация расходов на продажу в хлебопекарных организациях
К маркетинговым исследованиям относятся следующие мероприятия:
а) установление экономически обоснованных хозяйственных связей между мукомольными и хлебопекарными предприятиями с целью обеспечения мукой высокого качества по оптимальной цене;
б) разбивка рынка продукции хлебопекарных организаций по сегментам: оптовые покупатели, население, организации социального обеспечения и общественного питания;
в) выявление приоритетных сегментов рынка хлебопекарной продукции;
г) упаковка товара в зависимости от сегмента рынка.
Рекламные расходы включают не только пропаганду высокого качества выпускаемой хлебопекарной продукции как новых сортов, так и уже себя зарекомендовавших, но и пропаганду низких цен.
К представительским расходам относятся расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), участвующих в переговорах с целью установления или поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации.
Включение представительских расходов в состав расходов на продажу возможно при выполнении следующих условий:
1) целью переговоров должно быть установление или поддержание сотрудничества в сфере производственной деятельности предприятия;
2) первичные документы должны быть надлежаще оформлены. При этом речь идет не только о документах, подтверждающих расходование денежных средств (чеки ККМ, квитанции к приходным кассовым ордерам, счета из ресторанов и т.п.) или движение товарно-материальных ресурсов (товарные чеки, накладные и т.п.). Сюда относятся договора, заключенные между хлебопекарной организацией и партнерами, счета на обслуживание банкетов, договора на аренду банкетных залов и т.п.
Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии первичных учетных документов, отвечающих требованиям ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, в которых должны быть указаны дата и место проведения деловой встречи (приема), приглашенные лица, участники со стороны организации, конкретное назначение и величина расходов. Так как форма этих документов не предусмотрена в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, организации необходимо самостоятельно их разработать и утвердить в установленном порядке (в соответствии с ПБУ 1/08«Учетная политика организаций»).
Согласно Методическим рекомендациям по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на хлебопекарных организациях от 10 января 2000 года к затратам, связанным со сбытом продукции относят: упаковку, хранение, транспортировку до пункта, обусловленного договором, погрузку в транспортные средства, оплату услуг банков по осуществлению в соответствии с заключенными договорами торгово-комиссионных и других аналогичных операций, рекламу, включая участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами непосредственно покупателям или посредническим организациям бесплатно и не подлежащих возврату, и другие аналогичные затраты.
При помощи постатейного учета затрат осуществляется исчисление себестоимости всей товарной продукции предприятия, а также продукции отдельных участков производства и единицы продукции. Такой учет дает возможность анализировать себестоимость по отдельным видам продукции и ее составным частям. Однако сами расходы на реализацию продукции по ее видам распределять, по нашему мнению, нерационально, поскольку счет 44 «Расходы на продажу» закрывается полностью на счет 90 «Продажи», а распределение по видам продукции увеличит трудоемкость формирования себестоимости хлебобулочной продукции. Достаточно будет сформировать данные расходы в одном регистре по элементам затрат и по направлениям реализации (табл. 1).
В элементы затрат «Расходы на продажу» следует включаются расходы на содержание и обслуживание магазинов, ларьков, транспорта, который используется для доставки хлебобулочной продукции до оптовых покупателей и до торговых точек. Классификация по направлениям реализации будет произведена только в части оплаты труда с отчислениями на социальные нужды работников, занятых в конкретном направлении: продавцы, рабочие магазинов - только по розничной реализации, экспедиторы, товароведы, водители и грузчики - по всей реализации.
Таблица 1
Регистр учета расходов на продажу за______________месяц по ОАО «Каравай»___________
Показатель Оплата труда с Сбытовые расходы Итого
отчислениями расходов
заработная плата социальные нужды содержание оборудования содержание помещений транспорт прочие
продавцы S6GGG 2236G х х х х 1GS36G
рабочие магазинов 2462G 64G1 х х х х 3iG2i
экспедиторы 756GG І9б5б х х х х 9525б
товароведы 2i3GG 553S х х х х 26S3S
прочие работники (водители, грузчики) iG7SGG 2SG2S х х х х i35S2S
материалы х х iG9S2 i47GG 445GG ІІІб3 Si345
запчасти х х i523G 7SGG 59SGG б52б S9356
амортизация х х 33G25 456SG i4SGG 345G 9б955
ГСМ х х i23G - 147S63 452 І49545
технологические расходы х х 7S6G 95б2 2S93 i25G 2І5б5
прочие затраты i23G 32G 56G iS4G 352 ІІ4 44Іб
Итого 31655G S23G3 6SSS7 795S2 27G2GS 22955 S4G4S5
Предложенный регистр формирования информации об осуществленных расходах позволит обобщать информацию обо всех затратах по реализации хлебопекарной организации за месяц по видам продукции. Он является, в том числе, источником информации для расчета калькуляций каждого вида продукции и данными для анализа рентабельности производства хлебобулочной продукции.
Списание стоимости материалов (запасных частей), израсходованных в процессе продажи продукции, в учете отражается бухгалтерской корреспонденцией: Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит Ю «Материалы».
Начисление заработной платы оформляется проводкой: Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 7G «Расчеты по оплате труда», б9 «Расчеты по социальному страхованию».
Расходы на содержание помещений и оборудование списываются: Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит Ю «Материалы», G2 «Амортизация основных средств»
Затраты организации по доставке продукции до места назначения собственными силами отражаются: Дебет 44 «Расходы на продажу» Кредит 23 «Вспомогательное производство»
В бухгалтерском учете производственной организации расходы на продажу можно ежемесячно списывать в уменьшение выручки от продаж двумя способами: все расходы в полном объеме и расходы на упаковку и транспортировку, учитываемые на счете 44, - с распределением между отдельными видами отгруженной продукции, остальные расходы на продажу - в полном объеме. Хлебопекарные организации в своей практике обычно применяют оба способа списания расходов, поскольку они не являются трудозатратными и их выбор зависит обычно от наличия в ассортименте выпускаемой продукции хлебобулочных изделий с какими-то специфическими качествами, нестандартным объемом или ограниченным выпуском по специальному заказу.
In article the characteristic of expenses on sale of the baking organizations is given, the register of the accounting of business expenses on elements of expenses for optimization of calculation of prime cost of finished goods is offered.
The key words: expenses on sale, registration register, expense accounts, accounting correspondence
Об авторе
Дедова О. В.- старший преподаватель кафедры «Бухгалтерский учет и налогообложение» БГУ им. И, Г, Петровского, г. Брянск, пер. Пилотов, д. iS, кВ. І42, [email protected], S^G^S-G2-53
Conceptual model of the information on revenues and expenditures in the bakery organization. O. V.
Dedova